• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Как предотвратить агрессию в песочнице?

«Мой сын только-только начинает ходить. Летом он будет гулять ножками, играть в песочнице, а не просто с любопытством рассматривать других малышей, ему придется с ними взаимодействовать. С одной стороны, меня такая перспектива радует, но с другой — я не представляю, как защитить своего малыша. Ведь дети в песочнице не только мирно играют, но и сражаются за игрушки, иногда к ним приходят дети постарше, они как будто не видят, что перед ними малыш, не соизмеряют своих сил. Как сделать, чтобы ребенок был в безопасности, насколько полезно вмешиваться в детские выяснения отношений?» Вопрос психологу.

До тех пор, пока ребенок не может постоять за себя сам, его защищают и оберегают родители. Дети до 2,5−3 лет легко взаимодействуют со взрослым, но практически не играют межу собой. Это связано с тем, что задача возраста — изучение окружающего мира, физических свойств предметов, а не общение. Поэтому часто действия детей, которые выглядят, как будто один малыш хочет обидеть другого, на самом деле таковыми не являются: привлекла внимание оранжевая лопатка, а на другом ее конце оказался другой человечек. Чтобы он не мешал процессу познания, его с лопатки надо стряхнуть — ничего личного.

Вмешательство взрослого в такой ситуации необходимо. Оно должно быть нейтральным и конструктивным, надо помочь детям разрешить ситуацию мирно, через обмен, очередность, поиск подобного же инструмента и пр. И ни в коем случае не наклеивать ярлыков типа: драчун, жадина, девочки так себя не ведут. Происходящее между детьми не имеет к этим оценкам никакого отношения. Такие оценки детям непонятны содержательно, но интонационно обидны, поэтому не стоит их озвучивать.

Такое вмешательство необходимо, если дети не достигли еще двух с половиной лет, примерно равны по росту, весу и комплекции.

Если ребенок в подобной ситуации просит вашей помощи, идет за поддержкой и сочувствием, посочувствовать надо обязательно, по возможности объяснить действия другой стороны, ничего страшного, если ребенок не все из ваших объяснений поймет.

В том случае, если ваш малыш вовлечен во взаимодействие со сверстником, но значительно более крупным, то необходимо в первую очередь обезопасить своего ребенка физически, проще всего на время изъять из песочницы. Особенно это актуально, если вы видите, что чужой ребенок перевозбужден и теряет контроль над своими действиями. Например, начинает размахивать совочком и не может остановиться или интенсивно копает песок, поднимая его на большую высоту.

Когда вы видите, что ребенок ощутимо более старшего возраста (4−5 лет) приходит в песочницу и начинает задевать малышей, вы можете начать с сурового взгляда в его сторону. Если это не остановит сорванца, лучше подойти максимально близко к своему ребенку, чтобы в случае чего (ведь старший ребенок пока еще ничего криминального не сделал, вы только предполагаете, что возможны причиняющие ущерб действия с его стороны), находясь максимально близко к малышу, иметь возможность быстро отреагировать на любые события. Ваши маневры, скорее всего, не останутся незамеченными старшим ребенком, который выбирает мишень для своих действий, и он, с большой долей вероятности, предпочтет не задевать именно вашего ребенка.

Если вашего взгляда и приближения недостаточно, более старший ребенок продолжает приближаться к вашему с недобрыми, по вашим ощущениям, намерениями. Можно позвать своего малыша, начать играть с ним во что-то вместе, привлечь его внимание чем-то интересным за пределами песочницы.

Если действия ребенка становятся явно направленными против вашего малыша. Старшие дети редко открыто проявляют агрессию по отношению к малышам открыто, но могут делать что-то «как бы случайно»: засыпать игрушки песком; рыть яму за спиной сидящего на корточках малыша, когда тот привстанет, обязательно упадет; «нечаянно» разрушать куличики и пр. В этом случае ребенка можно спокойно спросить о том, что он прямо сейчас делает. Вы тем самым покажете, что заметили его действия и пока не интерпретируете их как враждебные, даете ему возможность самому объяснить. Если ребенок и в самом деле что-то замышлял, он скорее всего буркнет «Ничего!» и оставит в покое вашего малыша. Если в ситуации не было вредного подтекста, то ребенок может пуститься в подробное объяснение, что именно сейчас делает, для чего это нужно и как здорово будет в конце.

Таким образом, агрессию в адрес своего малыша практически всегда можно предотвратить, если держать руку на пульсе событий, разворачивающихся в песочнице.

Статья опубликована в выпуске 4.03.2011

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алена Прохорова Алена Прохорова Профессионал 4 марта 2011 в 10:13 отредактирован 4 марта 2011 в 10:13 Сообщить модератору

    Очень полезная статья. Действительно разобраны все основные составляющие "песочных" проблем.
    По собственному опыту могу сказать - иногда "изъятие" чада из песочницы - единственный приемлемый вариант, особенно если мама предполагаемого "агрессора" не стоит рядом и не успеет вовремя успокоить свое чадо. Чаще всего это именно 4-5 летние дети - мама уже расслаблена, можно и посидеть в сторонке, ведь ребенок уже большой.
    Спасибо, рекомендую друзьям!

    Оценка статьи: 5