Ольга Конодюк Грандмастер

«Работа». Что скрывается за этим словом для ребенка?

Согласитесь, что нашим детям нравится бывать у нас на работе. Им нравится обстановка — компьютеры, кресла на колесиках, пальмы, зеркальные лифты, аппараты для чая или кофе, ксероксы…

Ну и, конечно, детям приятно, что взрослые им оказывают внимание, дарят блокноты, угощают чаем, обсуждают, как они выросли.

Разумеется, дело не только в положительных эмоциях, которые получают наши дети, находясь на «маминой» или «папиной» работе. Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка сложился позитивный настрой по отношению к труду в целом. И дети тоже… мечтают поскорее окончить школу, институт, получить профессию и ходить на работу, как мама (папа).

Однако, как показывает практика, отношение детей к работе мамы (папы) и к труду в целом может быть диаметрально противоположным. Судите сами. Некоторые родители вольно или невольно внушают своим детям мысль, что их труд — сплошная каторга, на которую они вынуждены ходить, чтобы прокормить семью. В других семьях дети убеждены, что работа — это удовольствие, ради которого мама с папой оставляют их на попечение воспитательниц, бабушек, нянь.

Таким образом, периодические экскурсии детей на место службы мамы (папы) помогают сформировать у ребенка реальное представление о том, чем занимаются его родители в течение дня.

К тому же почти на каждом рабочем месте ребенку есть чем заняться. Дети с интересом изучают мир, связанный с профессиями мамы или папы, будь то лаборатория, почта, магазин, музей, автосервис и т. д. Конечно, приводить ребенка на работу и присматривать там за ним довольно хлопотно, да и не все сослуживцы порой это одобряют, но для развития ребенка это очень ценный опыт.

Если у кого-то нет возможности привести своего ребенка на работу (на предприятии строгий пропускной режим), постарайтесь познакомить его со своим делом заочно. Ведь наверняка дома у вас есть какие-то фотографии, буклеты, связанные с работой. Поделитесь со своими детьми, расскажите о том, чем вы заняты на работе (насколько это возможно), кто ваши коллеги, из чего состоит производственный процесс.

Да, приводить детей на «красивую» работу прекрасно. Там вежливые тети и дяди, все улыбаются и с радостью встречают любого ребенка. А если мама работает кондуктором в троллейбусе, который всегда переполнен людьми или занимается распространением косметики, ходит с огромной сумкой по различным организациям? А папа временно не у дел, сегодня он на одной работе, завтра — на другой. Обычно честолюбивым людям такое положение вещей дается нелегко.

Мне думается, что правильно поступила одна моя давняя подруга, которая сказала дочери: «Наш папа архитектор, он очень способный специалист, но сейчас он временно занят работой не по специальности. Он ремонтируют квартиры, это у него хорошо получается. И я горжусь им». Главное, не передавать ребенку своих обид на жизнь, даже если вы считаете, что она обошлась с вами не вполне справедливо. Не говорите ребенку, что вы вынуждены сейчас делать эту ужасную работу… Гораздо лучше признаться, что иногда надо и в нелегких условиях находить выход из положения, а не сидеть без дела.

Не зря американский писатель Курт Воннегут заметил, что «шарлатаном является всякий, кто не может объяснить шестилетнему ребенку, чем он занимается».

Да, совсем непросто растолковать ребенку, за что платят деньги. Если мама — врач, то она, понятное дело, лечит людей. Труднее объяснить ребенку, чем занимается биржевой брокер, социолог, психолог, аудитор и т. д. Если служебные обязанности мамы (папы) узкие и сложные для понимания малыша, то опишите ему круг задач, которыми занимается ваша организация.

Необходимо в таком случае также объяснить ребенку, что каждый работающий человек делает что-то полезное и получает за это заработную плату. Дайте понять ребенку, что именно на заработанные деньги можно сходить в магазин за нужными вещами, в парикмахерскую, кино, театр…

Надо заметить, что разговор о деньгах, заработке и профессиях родителям придется вести, пока их дети не вырастут. Ведь то, что усваивает малыш в 5−6 лет, отличается от того, что интересует ребенка в 10−12 лет.

К примеру, появится вопрос, почему не все люди работают? На что живут те, кто не может работать по состоянию здоровья? Если в диалогах родителей и детей на экономические темы взрослые уже поднимали разговор о пенсиях, льготах, налогах, социальной помощи и т. д., то вести дальнейшие беседы с детьми будет легче.

И еще. Маленькие дети часто склонны недооценивать заслуги неработающего члена семьи. Разве маму, оттого что она сидит дома, воспитывает маленьких детей, убирает квартиру, стирает и гладит, можно назвать «бездельницей»? Конечно, нет.

Следует также объяснить ребенку, что его детский сад или школа — самая настоящая работа. И неважно, что за нее никто не платит. Ведь от того, как ребенок с ней справится, зависит его будущее. Но при этом прямую параллель проводить не стоит. Мы знаем немало примеров, когда бывшие двоечники становились успешными бизнесменами, а отличники «прозябали» на низкооплачиваемой работе.

Пожалуй, будет честнее сказать детям, что хорошая учеба расширяет возможности для выбора профессии в жизни и способствует успеху. А это уже немало.

Обновлено 11.06.2011
Статья размещена на сайте 3.06.2011

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А мои, я помню, страшно гордились работами папы и мамы.

    Но убедить их ответственно учиться как-то однажды стало трудновато. .

    Хорошая тема.

    Оценка статьи: 5

  • Ненатуральная Блондинка Ненатуральная Блондинка Читатель 13 июня 2011 в 19:08 отредактирован 13 июня 2011 в 19:09

    Ольга Конодюк, спасибо за статью!
    Интересно, как объяснить что есть работа пятилетнему ребенку, если работаю я дома (пишу статьи, продвигаю сайты)?

    Оценка статьи: 5

    • Елена Волостных, так и объянить, что мама работает дома. Думается, что он поймет.

      • Ольга Конодюк, мой ребенок прекрасно понимает, что мама работает. беру ноутбук - и знает, что я зарабатываю деньги. я с грудным ребенком бегала по репетиторствах и он проявлял удивительную понятливость в отношении того, что работа - это практически святое.
        Так что дети все понимают, но не жаждут, чтобы об этом знали родители.

  • Моя мама брала меня на работу в училище (медицынское) и мне было безумно интересно: колбы, таблицы, скелеты -- где такое увидишь? Потом рассказать одноклассникам -- охнут!
    Но мама всегда говорила, что работа каторжная (она ещё и на полставки в больнице работала, мне туда одного визита хватило, чтобы на всю жизнь возненавидеть больничный запах) и что она мне стать медиком не желает! Даи я наблюдала, как они с папой (тоже медик) по поводу диагнозов спорят.
    Сейчас я дизайнер (ландшафтный). Дочка обожает ездить со мною на объекты, изгваздаться в земле, разровнять гору щебня, отвлекать бригаду и пускать куски стирадура по озеру корабликами. Но я ей такой профессии не желаю! О чём прямо говорю! Потому как работа каторжная!

    Оценка статьи: 5

    • Ксения, я думаю вы хотели сказать о том, что работа сложная и трудная, но интересная. Ведь легких работ не бывает, если делать на совесть.

      • Ольга Конодюк, на самом деле нашу профессию часто романтизируют.
        Сколько идей начинались по-одному, а потом перекраивались под заказчика до неузнаваемости... Работа с клиентом всегда трудна.

        Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, открою вам секрет.
      любая профессия, если работать на совесть, каторжная. а если взяли по блату и делать все спустя рукава или шататься без дела - кто-то за тебя сделает, то любая профессия легкая.
      поэтому надо искать профессию любимую, дело для души.

  • Ольга Конодюк, замечательно написано. Все как бы это знают, но далеко не все это делают. Главное, не передавать ребенку своих обид на жизнь, Сливают негатив на ребенка.
    А потом удивляются откуда в детях такое негативное отношение к жизни. От родителей конечна.

    Оценка статьи: 5

  • Работа всякая нужна

    Особенно ребенку понравится бывать у папы на кирпичном заводе или у мамы, на свиноферме.

  • Когда я была ребенком, за "работой" для меня скрывалась причина, почему нельзя быть с мамой/папой так долго, как хочется. А потом что-то, что дает право на уважение, чувство собственной полезности, что-то очень желанное.
    Меня в детстве почему-то всегда коробило, когда школу и универ называли работой. Это казалось лицемерием со стороны взрослых, чувствовалась фальшь. Я ведь не зарабатывала, не приносила никому реальную пользу (кроме себя самой). В универе тоже было понятно, что стипендия - это подачка, а не зарплата. А хотелось работать по-настоящему. Пусть даже решать контрольные или распространять косметику - всяко лучше безделья. Не понимала ровесников, которые считали это зазорным. Но это так, личные переживания. А статья хорошая, правильная.

  • спасибо за статью! ничего нового, но все очень грамотно систематизировано!