• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Какими должны быть краски по металлу?

У металлов, применяемых в домостроении, два крупных недостатка: уязвимость при воздействии агрессивной окружающей среды и довольно ограниченная цветовая гамма. Вот почему практически всегда, в 80−90% случаев, мы видим металлы окрашенными. Краска, а особенно специальная краска, отлично защищает металл и украшает изделия из него.

Эта статья — о красках по металлу для дома. Краски для автомобилей, специальные краски для химического и литейного производств — это совсем другая история.

Краски должны быть красивыми

Простая истина — красят для того, чтобы вещь стала красивой.

Гамма применяемых ныне красок не просто огромна. Существующие краски способны на многое. Например, придать одному металлу вид другого, облагородить металл или искусственно состарить его.

Популярны краски, имитирующие эффект патины. Плавные переходы одного оттенка краски в другой эффектно подчеркивают изгибы поверхности металлических изделий.

Такое «украшение» металла несравнимо дешевле, чем нанесение других видов покрытий, например, никелирования, не говоря уже о золочении. Кроме того, лакокрасочное покрытие при необходимости легко удалить и нанести снова.

Краски должны защищать от коррозии

Специальные антикоррозионные краски надежно обеспечивают длительную защиту металлоконструкций от коррозии. Такие краски особенно нужны для защиты конструкций со сложным профилем, так как их труднее очищать.

В зависимости от состава антикоррозионные краски и грунтовки обеспечивают барьерную защиту, делают металл пассивным по отношению к агрессивной среде, или играют роль протектора.

Барьерная защита подразумевает механическую изоляцию поверхности металла от агрессивной среды.

Некоторые вещества, обычно бораты, силикаты, хроматы, способствуют образованию на поверхности металлов плотной пленки малорастворимых соединений, т. е. пассивируют металл. Более эффективны органические ингибиторы.

Протекторная защита металла заключается в том, что в состав краски включают порошки металлов, более активных, чем защищаемый. Под действием агрессивной среды в первую очередь растворяются добавки, а защищаемый металл не разрушается.

Краски должны быть термо- и огнестойкими

Металлы хорошо проводят тепло, поэтому их повсеместно используют для изготовления нагревательных устройств. Однако такие изделия также нуждаются в окраске. Но не всякая краска устойчива к действию высоких температур.

Поверхности, нагреваемые не выше 80 °C, можно красить любыми красками для металлов, например, обычными алкидными или масляными.

Батареи парового отопления нагреваются до 100 °C. Для их окраски нужны не обычные, а модифицированные краски на основе алкидных и акриловых смол, в состав которых введены специальные добавки, предотвращающие пожелтение покрытий.

Чем выше температура, тем жестче становятся требования к краскам, в связи с чем изменяется и их состав. При нагреве до 120 °C целесообразно использовать акриловые или эпоксидные краски и грунтовки, а при 150 — полиуретановые покрытия. В качестве не желтеющих пигментов в них используют фосфат цинка или цинковую пыль.

Краски на основе эпоксидно-битумных, этилсиликатных и эпоксиэфирных смол выдерживают нагревание до 200, а то и до 400 °C.

Наиболее термостойкие краски, выдерживающие нагрев до 450−600°С, изготавливают на базе силиконовых смол.

Большинство металлов не горит. Но не следует отождествлять горючесть с огнестойкостью. По огнестойкости металлические конструкции среди строительных конструкций других типов являются едва ли не наихудшими. Именно недостаточная огнестойкость металлоконструкций явилась одной из причин обрушения зданий Всемирного торгового центра.

Огнестойкость металлоконструкций можно существенно повысить, нанеся на поверхность металла огнезащитное покрытие.

Все материалы для огнезащиты металлоконструкций можно разделить на две группы:

 — изолирующие не вспучивающиеся материалы, действующие благодаря низкой теплопроводности;

 — вспучивающиеся материалы, изменяющиеся под воздействием высокой температуры.

Не вспучивающиеся краски при нагревании поглощают тепло за счет разложения, выделения ингибиторных газов или высвобождения воды.

В обычных условиях эксплуатации вспучивающиеся покрытия выполняют защитно-декоративные функции. Однако под воздействием огня покрытие вспучивается, обугливается и превращается в пористый теплоизолирующий кокс, который защищает металл от нагревания и одновременно препятствует распространению пламени. Толщина защитного слоя при этом увеличивается в 10−50 раз. Т. е. достаточно нанести огнезащитный слой толщиной всего в 1 мм, чтобы он при пожаре превратился в изолирующий слой толщиной в несколько сантиметров.

Вспучивающиеся краски обеспечивают огнестойкость в течение 45−90 минут.

Статья опубликована в выпуске 17.06.2011
Обновлено 29.02.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Сергей Денисевич, статья на твердую 5.
    От себя добавлю - свои защитные свойства краски сохраняют только при соблюдении технологии нанесения с учетом окружающей среды, в которой будут находиться окрашенные металлоконструкции. Дальше описывать не буду, уже пойдут технологические подробности.

    Оценка статьи: 5

    • Нелли Стельмах, вот технологические подробности и были бы интересны.

      • Нелли ССССС Читатель 17 июня 2011 в 13:25 отредактирован 17 июня 2011 в 13:27 Сообщить модератору

        Юрий Лях, отвечаю...
        Начнем с окружающей среды... Выбор системы антикоррозионной защиты (в т.ч. и противопожарной - огнестойкость покрытия и т.д.) осуществляет проектант. Здесь существуют общепринятые системы, например 2 слоя грунтовки + 2 слоя финишного покрытия, или три слоя универсального покрытия , и другие схемы... Проектант ОБЯЗАН (по моему глубокому убеждению) быть в курсе новых технологий и экономической целесообразности использования определенной схемы. Здесь я Вам могу целые сказки Шехерезады рассказать, как изготовителю металлоконструкций удобнее выполнить простейшую систему защиты, а сколько это простоит - его уже не интересует, это у заказчика голова болит потом... Так вот, иногда непонимание проектантом влиняния условий на эксплуатационные свойства приводит к тому, что краска (эмаль, лак и т.д.) элементарно слазит, пузырится и вообще теряет свои защитные свойства.
        Вот, например, в условиях ионизирующего излучения (радиации) материалы ведут себя совсем по-другому... Случаи из жизни - это те же сказки Шехерезады, серия 2...
        Ой, про это я могу долго рассказывать...
        Если интересно - отвечайте , напишу еще пару срочек и про технологию..

        Оценка статьи: 5

        • Нелли Стельмах, Очень интересно. Только что бы я хотел узнать в первую очередь.
          Условия - внешняя среда средней полосы (-40 - +80 на солнце)
          Грунты - алкидные/пентафталевые (ГФ-21, ПФ- 24...) - что предпочтительные? Можно ли оставлять как временную защиту - без эмалей поверх?
          Добавки модификатора ржавчины - насколько эффективно? Какая должна быть чистота поверхности (понятно, что обезжирена)?
          Что используется в автомобильной промышленности (какие-то желтые грунты)?
          Что для обработки внутренних поверхностей бака для технической воды (купание)? Когда лучше использовать битумное покрытие, типа для днища авто?
          Далее - насколько хорошо порошковое покрытие, если абстрагироваться от от электростатического оборудования?
          Еще много вопросов по защите. Вот с понедельника - в отпуск - как раз займусь.

  • Спасибо. Познавательно.

    Оценка статьи: 5