• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алексей  Анисимов Дебютант

«Денежный» метод воспитания - что он дает?

«Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо

Самым популярным и самым действенным методом воспитания ребёнка в семье человечество всегда считало метод «кнута и пряника». Лишь в некоторых странах — например, в Японии — маленьким детям позволительно делать всё, что им заблагорассудится, но и это длится до определённого возраста. В основном же во всём мире к детям, с момента их рождения и до полной самостоятельности, практиковались две чудодейственных педагогических силы — наказание и поощрение.

Наказывали отпрысков везде примерно одинаково: за мелкие шалости и провинности, например, запирали ребёнка в тёмный чулан или лишали сладкого, за провинности посерьёзнее, такие, как хроническая школьная неуспеваемость, неуважение старших, мелкое воровство — ставили на колени на горох, часто доходило и до рукоприкладства. Но теперь во многих странах приняли такие законы, которые автоматически сводят все жёсткие родительские методы наказания детей к уголовному преступлению с примерно такой формулировкой: «родительская тирания».

Наверное, это правильно, кнут — «варварское наследие тёмной эпохи». Но сейчас процесс родительского воспитания заметно усложнился, ведь в арсенале у родителей остался один только «пряник». А теперь давайте вспомним, что родители в наше время все сплошь заняты своей карьерой, воспитывать им детей особо некогда. Но воспитывать-то, пусть и второпях, но надо. Как это делать? Обычным пряником ребёнка не удивишь. Да и вообще, без «кнута» этот педагогический «пряник» не работает. Значит, необходимо найти прянику достойную замену.

В последнее время — всё-таки век капитализма на дворе — в некоторых семьях практикуется поощрение детей деньгами. Получил ребёнок пятёрку — получи оговоренную сумму, сходил в магазин за продуктами — сдачу забирай себе, помог маме в уборке квартиры — вот тебе, ребёнок, деньги на кино и на мороженое. Не правда ли, удобно? В зависимости от достатка в семье, денежные вознаграждения варьируются, но смысл такого воспитания сводится к одному: хочешь иметь деньги на карманные расходы — постарайся нас не огорчать; хочешь ноутбук — будь добр, заканчивай четверть хотя бы без троек.

И дети стараются, некоторые — изо всех сил, борются за каждую положительную школьную отметку, порой доходит до нервных срывов. Некоторые педагоги теперь проводят с нами, родителями, разъяснительные беседы по поводу того, что школьная оценка для ребёнка — это не главное. Однажды на родительском собрании классная руководительница моей дочери рассказывала — один ребёнок прямо так и кричал учительнице в лицо: «Мне теперь из-за вашей двойки кроссовки не купят!» Кричал исступлённо, со слезами на глазах. Конечно же, случай редкий, в том смысле, что не каждый ребёнок отважится такое крикнуть учительнице в лицо.

Но что творится в душах тех детей, для которых — благодаря родительской инициативе — школьные классы превратились в места, где можно хорошо подзаработать. Может быть, в целях защиты этих детей пора издавать указ, по которому родители не будут иметь право лишать детей подарков за плохие оценки. А лучше уж вообще, в конце каждого учебного дня, независимо, оттого, что у него в дневнике — мы обязаны встречать ребёнка на пороге с очередным подарком. А если встретили его без подарка, ребёнок имеет право подать на родителя в суд.

Шутки шутками, но и дети, воспитанные методом денежного поощрения, и их родители, к различным творческим конкурсам и фестивалям подходят с теми же прагматическими «заморочками»: на этот фестиваль мы не поедем, потому что там маленький призовой фонд! А школьные олимпиады — это пустая трата времени, потому что за них вообще не платят. Правда, когда они смекают, что, оказывается, с дипломами победителей олимпиад проще поступить в институт, появляется какой-то интерес.

Конечно, в целях защиты таких родительских позиций можно привести умную фразу: «Цель оправдывает средства». Считается, что цель у школы одна — ребёнок должен получить знания. И не важно, каким способом поощряется процесс обучения ребёнка, — был бы результат. Пусть за кроссовки и за велосипед, но ребёнок из года в год учится на твёрдые пятёрки. Это же здорово. Голова работает, знания растут!

Голова-то работает… Только в каком направлении она работает? В том направлении, что за всё нужно платить? И когда вы вдруг — не дай Бог — окажетесь в таком положении, что не сможете помогать своему ребёнку, не охладеют ли его чувства к вам. Ведь это вы в его душу заложили крепкую моральную установку «за всё нужно платить». Не придётся ли вам «платить» за такое воспитание?

Но не будем забегать вперёд. Сейчас мы говорим о том, как ребёнку, воспитанному учиться за деньги, подступиться к творческим фестивалям и конкурсам? Ведь таким детям тоже хочется выступать на сцене, рисовать, писать музыку и стихи. Да и родители не против, подбадривают чадо: «Станешь какой-нибудь звездой, будешь кататься как сыр в масле». И ребёнок загорается желанием стать звездой. Но привыкший к вознаграждениям за школьные «победы», он ещё не знает: чтобы победить на творческих мероприятиях, одной зубрёжки маловато, нужен ещё и талант. Вы можете платить своему поющему ребёнку за каждую правильно взятую ноту любые деньги, но если он не покорит жюри, победителем он не станет. Можно, конечно, попытаться купить и жюри, но зритель сразу увидит подлог.

В мире искусства давно известно — творец никогда ничего не достигнет, если в момент создания своего шедевра он думает о том, сколько ему за него заплатят. Художник, писатель, композитор, сценарист, артист, исполнитель музыки — да все настоящие мастера в момент творчества полностью погружёны лишь в материал искусства. Творцы как бы отрешены от мира, они отрываются от действительности и живут совсем в другом измерении. В этом суть великой тайны художественного мастерства. Конечно, все мы помним строки Пушкина: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Рукопись-то продать можно, но если прагматически подсчитать все затраченные на неё дни, а потом ещё и предположить, что рукопись просто не получится гениальной, то возникает резонный вопрос: стоит ли вообще приступать к написанию рукописи?

Настоящий творец творит только потому, что не может не творить. И, как правило, материальное благосостояние приходит к нему само собой, но, увы, не очень скоро. Поначалу его подстерегает непонимание. Но это не страшно, потому как счастье творческого полёта ни с чем не сравнимо.

Вместо того, чтобы платить ребёнку деньги за его пятёрки, покупайте ему «ненужные» на первый взгляд вещи: гитары, дудки, флейты, самые разнообразные художественные краски, книги, фотоаппараты, репродукции картин, резцы по дереву, наборы для вышивания — короче говоря, всё то, что может побудить вашего ребёнка к творчеству. Нужно, чтобы все эти вещи были на глазах и постоянно дразнили его.

И не говорите, что книги собирают пыль, а гитара не нужна потому, что вашему ребёнку наступил на ухо медведь. Откуда вы это знаете? Вот когда ваш дом превратится в салон музыкальных инструментов, и все поющие друзья вашего ребёнка потянутся к вам в гости — тогда ваш ребёнок и запоёт-заиграет, и у него начнётся новая, прекрасная, наполненная иным великим творческим смыслом жизнь. И начнутся его победы, заслуженные, «выстраданные» бесконечными репетициями.

И кто знает, может быть, однажды ваш ребёнок посвятит вам свои творения, и только тогда почувствуете, что воспитали его…

Статья опубликована в выпуске 27.06.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот поэтому, свои таланты люди проявляют в одном месте, а работают совсем в другом. И счастлив тот, кому удается совместить приятное с полезным - творить и зарабатывать на этом деньги. И обычно про этих людей говорят, что он успешный предприниматель...

    Оценка статьи: 4

  • Иван Мельников Читатель 27 июня 2011 в 17:32 отредактирован 25 мая 2018 в 09:37 Сообщить модератору
    За все нужно платить

    А ведь это только одна грань огромной проблемы. "Борьба за права ..." (кого угодно) почему-то постоянно оборачивается разделением неразделимого - прав и ответственности. Все-таки нужен баланс кнута и пряника, а запреты можно накладывать только на перегибы. Причем, в любую сторону.

    • Именно - в воспитании должен быть баланс кнута и пряника, единство прав и ответственности. Но, похоже наши детские психологи роют будущему яму, пытаясь внушить детям только их права, замалчивая отвественность. И вот эти выросшие эгоисты придут к власти и... Страшно подумать.

  • Алексей Анисимов, у моей подруги дочка победила на конкурсе музыкантов. За это руководство лицея подарило ей путевку в Орленок, где она отдохнула и с пользой провела время.

    Я тоже как и вы против того, чтобы деньги были для детей какой-то наградой, а детство было омрачено какими-то накоплениями.

    Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных,
      А потом подавляющее большинство и взрослую жизнь не "омрачают" накоплениями, а влезают в кредиты или пытаются влезть кому-нибудь на шею. Накопления - это хорошо, но деньги должны зарабатываться во внешней среде или просто под хорошее настроение папы/мамы/бабушки ("на, внучок, купишь себе что-нибудь"). А стимулирование деньгами - индивидуально. Кому-то может быть очень полезно. Кому-то наоборот.

  • Елена Бабич Читатель 13 июля 2011 в 15:10 отредактирован 25 мая 2018 в 10:34 Сообщить модератору

    Проблема в том, что многие родители не владеют достаточным количеством педагогических приемов. Они знают только дедовские методы наказаний, которые не всегда адекватны и гуманны( та же гречка или горох), а ведь есть и другие способы побудить ребенка учиться, творить, быть полезным. А метод денежного поощрения используется от бессилия и не желания заниматься воспитанием, завоевывать его авторитет и доверие.
    Наиболее сложный для родителей, но и наиболее действенный педагогический прием - это "пример". Его, кстати и используют в Японии. Это только кажется, что дети делают то, что хотят и никто не обращает на них внимание, их воспитывают примером и порицанием. Детям не дают прямого запрета, однако все окружающие(не только родители) выказывают свое отношение к поступку ребенка. В таком случае нет необходимости в физическом наказании или денежном поощрении.
    Ребенка нужно учить обращению с деньгами, давать ему возможность их заработать своим трудом, но это не должно быть поощрением за его непосредственные обязанности.

  • Главный педагическия задача - мне так кажется - чтобы ребёнок научился ощущать себя личностью. Не идолом, на который молятся, не иконой, а личностью, которая имеет и свои права и свои обязанности. Обязанности - это даже поважнее прав. Только научившись выполнять свои обязанности на отличнго, человек начинает ощущать, что он что-то из себя предстваляет. Ввобще, самостоятельные - в хорошем смысле дети - в конце-концов всегда добиваются большего, нежели дети, за которых платят родители.

    • Алексей Анисимов,
      Только научившись выполнять свои обязанности на отлично, человек начинает ощущать, что он что-то из себя представляет. Чувство, что ты справляешься со своими обязанностями, что ты полезен, порождает чувство уверенности в себе и в своем мире, чувство стабильности. Но для этого недостаточно, чтобы ребенок действительно справлялся, надо еще и адекватную реакцию взрослых.
      Допустим, одни и те же поступки: одни воспитатель сможет дать почувствовать, что долг выполнен, а другой вроде и похвалит, но при этом принизит так, что опять чувствуешь себя маленьким, беспомощным и бесполезным.

    • Алексей Анисимов, "Только научившись выполнять свои обязанности на отлично, человек начинает ощущать, что он что-то из себя предстваляет. " - это оценочная зависимость, препятствующая личностной свободе.

      • Если я уберу эту фразу "на отлично", вы будете удовлетворены? Я ведь говорю не об оценочной зависимости, а о том. что любой человек, понимая. что он хорошо справляется со своим делом, начинает ощущать себя сильным, способным к самосовершенствованию. Беда в том. что мы, цеплясь к словам, уходим в сторону от главного смылса. А смысл родителей - научить детей быть сильными в этой жизни (не наглыми, циничными, дерзкими, а сильными в высоком, божественном смысле этого слова).

        • Алексей Анисимов, вообще-то нет разницы, отлично или хорошо , важно - чье это мнение: самого человека или навязанное ему оценками окружающих.
          Я о том, что оплата правильного поведения не деньгами, а своими оценками - тоже формирует зависимость.

          "любой человек, понимая. что он хорошо справляется со своим делом, начинает ощущать себя сильным, способным к самосовершенствованию."
          А так ощущает себя любой человек при наличии дела, которым он хочет заниматься. Даже геймер, проводящий свою жизнь, на родительский взгляд, тупо и неэффективно, гордится своими достижениями. читать дальше →