Особенное беспокойство испытывают те родители, которые до конца не уверены, стоит ли их детям-шестилеткам впервые переступать порог школы в этом году. Перед тем, как отправить своего ребенка в первый класс, взрослые должны задать себе очень важный вопрос: «А готово ли дитя к новому этапу в своей жизни?»
Если родители заботятся о физическом и психологическом здоровье своих детей, то спешить с «походом первый раз в первый класс» не стоит. Пусть уже даже оформлены все документы — забрать их можно и в самый последний момент.
Прислушайтесь к утверждениям психологов о том, что умение читать и писать — это вовсе не главные признаки, по которым определяется готовность малыша к занятиям в школе. Ведь этому его могут научить и в первом классе.
Действительно ли готов шестилетка к школе, могут проверить родители самостоятельно. Для этого нужно протестировать своего ребенка. Девять пунктов теста позволят принять правильное решение.
1. Есть ли у ребенка хронические заболевания?
Если он часто простужается и подхватывает инфекционные заболевания, то из-за частых пропусков уроков ему будет сложно осваивать учебную программу. Кроме того, нужно учитывать, что некоторые заболевания способны обостряться.
2. Каков уровень психофизического развития?
Этот показатель готовности к школе является основополагающим. Попросите ребенка сложить свои ладошки так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. После этого нужно по очереди похлопать большим пальцем по большому, указательным по указательному и так далее (кроме безымянных).
Дальше нужно малышу пройти по прямой линии, чтобы стопа была к стопе, пятка чередовалась с носком.
Предложите ребенку поиграть в мяч. Таким образом проверяется умение малыша его ловить. После бросков мяч нужно при помощи палки катить по полу.
3. Выпал ли первый молочный зуб?
Это тоже один из показателей готовности к обучению в школе.
4. Как переносит ребенок дорогу до школы?
Если приходится доставлять малыша в школу на машине, то нужно убедиться в том, что его не укачивает.
5. Обратите внимание на речевой аппарат
При выявлении дефекта дикции нужно поинтересоваться мнением врача-логопеда, стоит ли в этом году отправлять дочку или сына в школу.
6. Развиты ли в достаточной степени познавательные процессы — мышление, память, внимание?
Чтобы проверить память, достаточно назвать пять слов, и попросить ребенка повторить их. Зрительную память проверяем с помощью 5−6 картинок. Показав их малышу, просим назвать их по памяти.
Проверить способность детей удерживать внимание можно при помощи детской странички в журнале, где печатаются лабиринты. Пусть ребенок пальчиком пройдет по нему от начала и до конца. Спросите у малыша, чем отличается, например, огурец от помидора или же птица от самолета?
Не надо расстраиваться, если этот пункт ребенок преодолеет с большим трудом. С помощью логических задачек, которые встречаются довольно часто в различных книжках, «подтянуть» малыша можно довольно-таки быстро.
7. Наработаны ли навыки нахождения в коллективе?
Проверьте, умеет ли он есть в столовой, ходить в туалет, складывать свои вещи, общаться с взрослыми и детьми.
8. Хочет ли сам ребенок идти в школу?
Опираясь на опросы специалистов, можно с уверенностью говорить о том, что большая часть опрошенных детей совсем не «горят» желанием идти учиться в первый класс. Просто спросите у ребенка, для чего ходят в школу и зачем учиться?
9. Присутствуют ли волевые качества?
Сможет ли он доводить свои дела до конца: выполнять домашние задания, даже если ему этого делать не хочется.
Не страшно, если один-два параметра теста окажутся непреодолимыми для детей. Задуматься о целесообразности обучения в текущем году стоит лишь в том случае, если ребенок не осилит большинство тестовых пунктов.
Очень полезная статья, конкретная. Спасибо. Хотя мои дети давно взрослые, сразу вспомнились все эти сомнения. Остается один вопрос, который меня всегда беспокоил, и как маму, и как учительницу: а если и в 7 лет не готов ребенок? Например, если у него напрочь отсутствует мотивация? Я преподаю в старших классах и часто вижу детей с такими хитренькими глазами, которые 11 лет играют с учителями в забавную игру "А вот и не научишь!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Голубева, у Вас очень ответственная профессия. Тут кроме знания своего предмета нужно быть еще и хорошим психологом. Если родителям не удалось "закрепить" у ребенка понимание, что учеба в первую очередь нужна ему, то, если учителю не безразлично мнение ученика, он должен постараться втемяшить это в голову хитреца. Да, это не просто! Но такова доля учителя.
0 Ответить
Вот и я засомневалась по восьмому пункту: единицы детей охотно ходят в школу и любят её. Моя дочь, будучи уже в третьем классе, раз спросила меня:"Мама, а ты школу любила?" Честно отвечаю:"Нет, доча, не любила! Но, как видишь, отучилась!" Зато помню, что всегда с завистью рассматривала школы в американских фильмах: все эти шкафчики в коридоре, чтобы с тяжёлым ранцем не таскаться, цветастое интересное оформление классов *может я потому и обожала биологию, что там были самые интересные плакаты и "зимний сад" с террариумом), то, что там дети сидят отдельно каждый, что во дворе у них фонтаны бывают... Как-то оно веселей казалось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, тут важно, чтобы ребенок понимал, что надо и хочу разные понятия.
0 Ответить
Лариса Светикова, вот моя дочь прекрасно знает, что "надо". Хоть и не хочет.
Я тоже не любила школу и не горела желанием ежеутренне топать со всеми школьниками на занятия, но -- "надо". Другой альтернативы нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, полностью согласна с Вами. Ощущения испытывала те же.
0 Ответить