Анна Бердникова Грандмастер

Что делать, если ребенок ленится?

«Моей дочери два с небольшим года. Недавно с ней начали ходить в бассейн. Там с ней занимается инструктор. Инструктора дочь во время занятия почти не слушает, задание выполняет, только когда ей хочется дотянуться до привлекательной игрушки. Несколько занятий дочь отходила спокойно, иногда капризничала, но не сильно. Сейчас все больше и больше и отказывается идти в бассейн, хотя всегда любила воду. Недавно я предложила ей в ванне выполнить те же упражнения, что они делают с инструктором в бассейне, но она отказалась. Недавно я вспомнила, как давно еще, когда дочери было несколько месяцев, ее массажистка заметила, что девочка у нас ленивая. Инструктор тоже говорит, что ребенок ленится. И я чем больше наблюдаю за дочерью, тем больше замечаю за ней это качество. Мне раньше всегда казалось, что в таком возрасте, главное, ребенка заинтересовать, а теперь столкнулась с таким… Что делать и как от него избавиться?» (Вопрос психологу)

Самое неприятное, чем может закончиться эта история — это ярлык «ленивая девочка», который приклеится к дочери. Это вредно и деструктивно для развития ребенка потому, что когда родители и другие близкие люди считают, что ребенок от природы ленив, отношение к нему меняется. Пока он мал, ленивому ребенку не предлагают каких-то занятий, которые, как взрослым кажется, ему будет лень выполнять, тем самым ограничивается выбор его возможностей. Со временем ребенок сам начинает верить, что он ленивый, тогда уже он сам начинает себя ограничивать в интересах и увлечениях: я не буду этого делать потому, что я ленивый.

Поэтому важно прямо сейчас настойчиво избегать называть ребенка ленивым даже в мыслях. Давайте лучше думать, что девочке не достает мотивации, потому что наши представления о детях определяют отношение и действия применительно к ним, а также формируют представления ребенка о самом себе.

Например, ребята идут на каток, а я не пойду, потому что мне вроде как лень должно быть… Или: мама точно знает, что мне лень вышивать крестиком, наверное, это так и есть… Здесь механизм формирования я-образа ребенка представлен грубо и упрощенно, но в результате длительного повторения определенной характеристики (в нашем случае лени) примерно так происходит ее присвоение.

Когда вы говорите о ведущей роли интереса в деятельности ребенка, вы совершенно правы. Ребенку должно быть интересно то, что он делает. Все его психические функции в этом возрасте непроизвольны, удерживать внимание волевым усилием, делать что-то неприятное ребенок может совсем непродолжительное время и под влиянием мощной мотивации, например, вылечить горлышко, чтобы есть мороженое, или смазать коленку зеленкой, чтобы бежать играть дальше.

Вы говорите о повторении дома упражнений, данных инструктором. Попробуйте вспомнить, насколько интересным было предложение, если взглянуть на него с позиции ребенка, насколько ярким был огонек воодушевления, вспыхнувший в глазах дочери. Ведь если это было не интересной игрой, а рутинной отработкой навыка, то дочери не захотелось принимать ваше предложение вовсе не потому, что она ленива, а потому, что, возможно, при купании у нее были другие, более заманчивые варианты занятий, например, можно было вымыть голову кукле Маше или намазать собственные пятки маминым скрабом… От того, чтобы поднять в ванне шторм мало какой ребенок откажется, а делать это можно различными способами, в том числе и выполняя заданные упражнения.

Для того, чтобы справиться с ленью ребенка, как это ни парадоксально прозвучит, необходимо сначала поработать со своей. Чем большая фантазия будет проявлена и подготовительная работа проделана до того, как предложить ребенку какое-либо занятие, тем с меньшей вероятностью будет лениться и ребенок.

Обновлено 19.09.2011
Статья размещена на сайте 18.09.2011

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Анна Бердникова, если проблем нет, стоит их высосать из пальца. Иначе жить будет неинтересною. И написать - не о чем. Ребёнку - два года. Вы пытаетесь его дрессировать, навязывая то, что ему не интересно. Он протестует, отказываясь заниматься тем, что ему не нравится. Вы наклеиваете ярлык «ленивая девочка» и переживаете, что будет с ленивым ребёнком, когда он вырастет. И как это преодолеть. Вместо того, чтобы подобрать ребёнку занятия, которые будут ему интересны, а не гоняться за модой. А если вас заставить каждоен утро, часов в шесть, например, распевать гимн РФ. День за днём, или ещё что-нибудь такое же для вас бессмысленное. И вы станете отказываться. Значит ли это, что вы ленивы и нужно срочно позаботиться о ярлыке? Кстати, лень не всегда так уж плоха. Нередко она свидетельствует о том, что человек внутренне понимает никчёмность того, что предстоит сделать.

    • Татьяна Гусева, проблема, увы, есть. Она заключается в том, насколько легко родитель готов клеить на ребенка ярлык. Пересматривать устоявшееся мнение родителю бывает непросто и самосознание ребенка развивается под влиянием этого ярлыка - это настоящая большая проблема.

  • Анна Бердникова, к сожалению, такое понятие, как "лень" для совсем маленьких деток не применимо, априори. Потому, что детками движет природное активное познавательно-исследовательское руководство к действию, и детки бывают даже чрезмерно активны лет до 10-17, а вот ЛЮБЫЕ проявления снижения интереса к двигательной, познавательной, деловой активности должны акцентировать внимание родителей на возможные проблемы со здоровьем, или может быть, ваша девочка -флегматик.Типы нервной системы в норме тоже не одинаковы, мой маленький толстенький братик никогда не играл в группе, пыхтя по полдня возился со своей индивидуальной машиной,в садике шнурки шнуровать успевал только к окончанию прогулки, и часами мог (и хотел!) рассматривать муравьёв, за всё это был прозван"бирюком". А вот про родственницу одну, вроде бы , по всеобщему мнению "ленивицу" мне бабушка рассказывала, что вроде у неё с рождения и поначалу со здоровьем было как у всех, не сильно плохо, но она не любила физкультуру ,кропотливый , или длительный труд, участвовать в играх , соревноваться, - могла выполнять всё ,-но делала поневоле, - НЕ ЛЮБИЛА делами тяжёлыми или длительными заниматься наравне со всеми, и т. д.,ну так и чем она только впоследствии не болела! Каких только не перенесла болезней и операций, кровотечений-то носовых, то -маточных,инсультов, инфарктов(до ,примерно , 40 лет).Вот так оказалось, как потом все родственники говорить стали- значит, слабенькая, силы экономит,а что детство и молодость-за "лень" всё долбали и долбали-уж не вернёшь...Так что здесь всё индивидуально надо смотреть.Вот если перед ребёнком выбор:аккуратно сложить игрушки на место, или поиграть в куличики, и он выбирает куличики-то да, ему-неохота заниматься уборкой, и здоровье не при чём, а просто задача взрослых ребёнка правильно мотивировать.А если , вместо активной и увлекательной игры ребёнок предпочитает посидеть, или вообще,-полежать, то это обязательно следует дифференцировать, ведь в здоровье может быть не одна причина для поломки, или две, -а куча крошечных мелких недостаточностей, приводящих к общему понижению активности, и найти все эти поломки может оказаться не под силу современной медицине,потому и необходим индивидуальный подход.

  • Анна Бердникова, бедная девочка, в 2 года уже на кружки. Родители свои амбиции пытаются реализовать что ли? Скоро нерожденных еще зародышей уже на кружки запишут

  • Анна Бердникова, все правильно. И с учебой также, не могут родители заинтересовать ребенка. А потом ярлыки ребенку клеим - неспособный или ленивый, опять же.

    Оценка статьи: 5

  • Мда-а-а-а-а... Всех послушать, так дети изначально ангелы, ленивыми не бывают ни грамма, а мамы -- тупые клуши, неспособные найти подход к собственному ребёнку.
    А дети действительно бывают ленивые. Да, им неинтересно окружающее. В садике у нас была такая девочка: все дети играют, носятся, а она сидит на лавочке. Зато не пачкается... И воспитателям спокойно. Они называли её "старая малая", потому что она очень презрительно и апатично относилась ко всем общественным играм. Даже на Новогодный уренник она стишок выучивала хорошо, назубок, но рассказывала потом без вдохновения, чтобы отцепились. Иногда, если к ней подбегали дети и тормошили, она смотрела на всех тяжёлым взглядом и глубоко вздыхала, а потом качала головой.

    • Ксения Печий, дети далеко не ангелы, они могут быть очень эгоистичными, а такое чувство, как стыд, появляется только к 3 годам и это нормально. А вот отсутствие интереса к окружающему для ребенка неестественно. Другое дело, как интересоваться миром. Действительно, не все дети любят подвижные игры, но это чаще всего не лень, а особенность натуры - интроверсия, например. Неужто этой девочке на лавочке действительно ничего не интересно? Может, она предпочитала собирать мозаику, играть в куклы и т.п. Ну так и не каждый взрослый любит работать, когда много народа, есть те, кто предпочитает что-то делать в одиночестве.
      Вот если ребенка в детском саду ничего не радует, нужно напрячься. Варианта тут может быть 2:
      1. Не нравится сад, зато интересно дома/во дворе/в каком-нибудь кружке. Это еще ничего.
      2. Действительно ничего не увлекает. Тут можно предполагать все что угодно, в том числе и проблемы со здоровьем.

  • Олеся Горбань Читатель 20 сентября 2011 в 12:42 отредактирован 26 мая 2018 в 12:35
    Лень - это не нормально

    Для ребенка свойственен интерес ко всему окружающему. И если этого интереса нет, то возможно не так что-то со здоровьем вообще. А так, создается впечатление, что ребенок просто не представляет себе, что интересного в мире бывает или мама не знает что на самом деле интересует ребенка. Может быть нужно поехать в путешествие вместе или сменить обстановку хотя бы. Бывает же апатия от однообразия.

  • Дочь хочет сказать "Мама, ты совсем того? Мне два с небольшим! Какой инструктор? Какой бассейн? Какое "массажистка сказала"? Мозги-то включай иногда"

    Оценка статьи: 3