Инна Денисовская Дебютант

Зачем мне генеалогическое древо?

Сейчас очень модно составлять свое генеалогическое древо, выяснять, кем была прапрабабушка и где жил и учился прадедушка. Особую радость у исследователей вызывает вдруг найденное доказательство бабушкиной принадлежности к классу аристократии. Оказывается, я потомок дворян, а не просто какой-то непонятный Вася Сидоров!

fotohunter, Shutterstock.com

Картинка древа вешается на стенку так, чтобы видно было из всех углов, покупаются билеты на родину предков, ведь надо обязательно там побывать, посмотреть, а вдруг призрак прадедушки покажется со шпагой и усами, или клад найдется, запрятанный благоразумной бабушкой так глубоко, что только сейчас и настал момент его извлечения.

Родовые гнезда отыскивать тоже престижно, некоторые даже умудряются судиться с администрацией города, где это самое гнездо расположено, достают различные справки, приводят в доказательство запыленные документы из архивов, горячо спорят и сердятся, когда остальные темные личности сомневаются в их праве на полуразвалившееся здание сомнительной красоты.

Модно вести разговоры за чашечкой кофе о том, что гены — это так важно, они определяют прежде всего характер и судьбу человека.

«Да, у меня прапрабабушка закончила Смольный, а вы не знали? Ну и что с того, что я не знаю даже, как выглядит этот самый Смольный, из французского помню лишь „же ву зем“ и люблю громко рыгнуть после сытного обеда в Макдоналдсе, но зато у меня прапрабабушка…»

Разговоры эти вызывают у меня скуку и вводят в язвительно-ядовитое настроение. Да, иногда интересно выяснить, кем были твои предки, кто же спорит. Но только какое отношение это знание имеет к самому человеку, не отмеченному никакими регалиями, преспокойно прожившему половину жизни в панельной хрущевке с заплеванными подъездами, с женой-продавцом канцтоваров и с вечерней бутылкой пива перед телевизором? А может быть, такому в жизни и гордиться-то нечем? А тут так кстати пригождается прабабка со своим образованием в институте благородных девиц!

Я не против того, что родственников надо любить и ими гордится. Я, например, очень горжусь своим дедом. Он проработал в забое, в советской шахте, больше сорока лет, причем первопроходчиком. Он был первым, кто спускался под землю, когда разрабатывали новое месторождение угля, он похоронил несколько своих друзей, чьими могилами стала сама шахта. А сам в рубашке родился. Причем в модной и дорогой.

В свободное от добычи угля время он шил такие вещи для себя, жены и троих детей, что все кумушки в шахтерском поселке завидовали моей бабушке. И завидовали не только потому, что одевалась она лучше всех, а потому что мужик был у нее шибко красивый. Дед никогда не рассказывал, кем был его отец, мол, вырастила меня мать, и все на этом. И лезть с дальнейшими расспросами было бесполезно. Дед ненавидел «коммуняк», уважал Сталина, трепетно относился к своей работе и к труду вообще и имел свои понятия о том, что можно говорить, а о чем стоит умолчать.

А я и не лезла, мне это было неинтересно. Какая мне разница, кто мой прапрадед — дворянин, бравый офицер, контрреволюционер или крестьянин? Я горжусь дедом и люблю его, потому что я его знаю!

И даже если вдруг откуда-то всплывет информация о моих предках, кем бы они ни были, купцами или служащими, актерами или кучерами, я не стану относиться с трепетом и волнением к этим фактам. Какое мне дело до людей, которых я не видела ни разу даже на фотографиях? Их вещи я ни разу не держала в руках, в их доме я никогда не пила чай, о них ничего и ни от кого не слышала.

Мое генеалогическое древо начинается с деда-шахтера. О нем я буду рассказывать своим внукам, его квартирку в стареньком многоквартирном доме я считаю своим родовым гнездом, его черно-белые фотографии таскаю с собой по разным городам и странам.

Простите меня, мои далекие предки, надеюсь, вы были хорошими, порядочными людьми, не убийцами и не лицемерами, может быть, богатыми, а может, бедняками, скорее всего образованными, но если нет — не беда. Узнавать я не буду.

Статья размещена на сайте 20.10.2011

Комментарии (78):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне лично, генеологическое дерево уже не особенно нужно, просто по возрасту. А вот то, что его нет - жалко.
    Когда бабушки, да тётушки (дедушек наше поколение не знало) рассказывали про родственников, нам было не интересно, в силу возраста. А сейчас уже и не спросишь. Не хватило ума, даже карандашиком на обратных сторонах фотографий подписать, кто есть кто.
    Другая причина отсутствия генеалогии состит в том, что её скрывали, и в первую очередь от детей. Не дай бог где-нибудь разболтает, что в роду дворяне были. А вдруг это отцу карьеру испортит. Опять-же не рассказывали, например, за какие подвиги донских казаков товарисч Свердлов наградил ссылкой в Северный Казахстан.
    Так что, мой совет среднему возрасту, пока есть возможность, составьте своё генеалогическое дерево, потом, когда внуки начнут распрашивать будет поздно.

    Оценка статьи: 1

  • Я вам одну вещь скажу, ладно? В США законом запрещены сословные титулы и привилегии. (Потому-то Мишель Обама королеву-то по плечику похлопала - не понятно гражданину США, чем граф или принц отличается от неграфа-непринца,это уже с молоком отцов-основателей). Однако своя знать у нас есть. Это - потомки старинных семей первых пионеров-переселенцев. У каждой такой семьи свой скелет в шкафу: мы знаем, кем были первые переселенцы - висельники, беглые урки,разбойнички-авантюристы. Потом они быстренько стали рабовладельцами, джентельменами удачи дикого Запада, охотниками на индейцев и т.д.В каждой такой семье ее Адам-прародитель еще тот ухарь! Каста нашей знати живет очень кланово, замкнуто, автосегрегировано. Я уже писала о городе в городе Нью Орлеан - чужакам-нуворишам туда ходу нет. Если род банкротится, они междусобойчик устраивают и выкупают для себя его владения, только чтобы неблагородные туда не проникли. Это я к чему? Что вот даже таким неблаговидным происхождением люди гордятся и оберегают фамильную историю и чистоту рядов предков пионеров. И это, я считаю, здорово. Поглядите в Ветхий завет - все 12 колен Израилевых от грехопадших Адама и Евы, от убийцы-Каина, от праведных и неправедных, от каких бог послал, но любой еврей мира знает к какому колену он принадлежит и откуда пошел. Важно очень знать для чела, откуда он и куда он. И совершенно неважно от пирата-разбойничка ты пошел или от праведника.
    Теперь возьмем двинутых на поисках своей голубой крови. Читала я, что в Питере они организовали дворянское собрание. А потом начали друг друга за чубы таскать как ванье простонародное - кто настоящий, а кто казачок засланый. Такой позор устроили на весь мир, что потомки августейших семей быстренько вышли из этого обезьянника. Русское дворянство...давайте не будем Дикий помещик-крепостник с фельдфебельскими заслугами, такой же темный как и его рабы...Да что далеко ходить - гляньте на вырожденцев монархических семей России и европейских домов. Уж лучше бандюгой-предком гордиться, ловцом удачи, чем затюканным дворянством.Просто жалко, что у нескольких поколений нарушилась связь времен. И нет уже того деревенского погоста, где у человека весь его род был захоронен, вся родова рядком лежала.А батюшки местные всех и крестили, и женили, и исповедали, и отходную им читали. Я уже писала об этом в статье "городить ли огород". Но еще не поздно, ребята, пока еще не поздно, собрать и записать, что знаешь и помнишь, для своих потомков.

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 октября 2011 в 11:05

      Лаура Ли, "любой еврей мира знает к какому колену он принадлежит и откуда пошел" - увы, неверно. Левиты - да, предполагают. Еще некоторые предполагают. 10 колен Израилевых потеряны во времена ассирийского плена. Уже в эпоху Второго Храма большинство евреев не знали, из какого колена происходят.

      • Марианна Власова, понятно, что это речевая фигура, конечно не любой знает. Но ищет и носом роет - ЛЮБОЙ! Флаг ему в руки! Мой свекор читал газету с карандашом в руках - искал и находил. Довольный гладил себя по пузу и орал: Рима, ты слишишь - наши люди!Рима наша была урожденная Капустина, так старик и всех Капустниковых и Капустенко туда же в одну кучу валил.Она злилась: шо ты этого мне гоя шьешь! Это уже потом я Чонкина читала. Как подсмотрел...

        Оценка статьи: 5

    • Комментарий скрыт
      • Верекс Лионский,преувеличение это для нееврея, пусть он как хочет, а для еврейского народа исторически это явилось цементирующей силой и помогло не распылить-ассимилировать еврейство, а сохранить эту маленькую нацию как единый народ. Миф? А пусть даже и миф. История во многом тоже мифологична и гуттаперчива. Это не важно. Я Адама и Еву за ногу не держала, но важно, что есть точка отсчета и бережное отношение к памяти народа: Аврам родил Исаака, а тот-то - того-то. И если еврей Левин встречается с евреем Левитаном, Левитиным, Левитом, Левченеко, Левским, то они знают, что они одной крови, одного колена. Вот что важно!

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий скрыт
          • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 24 октября 2011 в 02:13 отредактирован 24 октября 2011 в 02:23

            Верекс Лионский, если Вы выродка Шломо Занда и иже с ним в виду имеете, то их измышления уже опровергнуты генетическими исследованиями... Происходим, происходим мы от Авраама! И имеем все права на землю наших предков...
            А уроды-юдофобы среди евреев, увы, всегда случались...У всякой медали, как известно, две стороны, а евреи - народ крайностей...Тем более нам, тысячелетия пребывавшим (и сейчасво множестве пребывающим...) в Рассеянии, необходимо знать свою родословную как можно дальше в глубь веков - каждому из нас! Чтобы отстоять своё право на землю предков и на право называться народом!
            Вот я, например, знаю, что часть моих предков по отцовской линии приехала на Украину из Германии, вместе с теми немцами, которых пригласила Екатерина Вторая. Так что, живя сейчас в Германии, я живу тоже в определённом смысле на родине моих предков...

            • Комментарий скрыт
              • Верекс Лионский, если Вы хотите поговорить со мной на темы истории еврейского народа - пожалуйте в мой блог, потому что к обсуждению статьи это не относится, и нас всё равно туда выгонят, буде мы тут продолжим...
                А юдофобом принято называть, например, любого, кто пытается утверждать, что современные евреи, якобы, никакого отношения к древним не имеют, а посему и никаких исторических прав на Эрец Исраэль тоже не имеют...

          • Верекс Лионский,неважно, неважно. Важен сам принцип: легенда или быль записаны в Книгу, возле Книги сформировался народ, благодаря Книге народ не исчез и не исчезнет, пока есть Книга. А Тора и есть РОДО-СЛОВИЕ еврейское, слова о роде. Вот что важно. Возвращаясь от еврейства к гениалогии. Уф.О чем мы судачим, сэр. Стороны согласились, что родо-словие записывать и передавать наследникам рода важно и нужно. Как пример этой важности мною был приведен еврейский народ. Или все в принципе так, а как про евреев, так сразу немножко не так?Вот Маша в пример приводит мусульманство - тоже совершенно справедливо. Еще живут реальные потомки пророка Магомета, реальные люди, с документированной гениалогией. Мы жуем одну и ту же резинку, только с разных сторон.По крайней мере, при обсуждении статьи выяснилось, что большинство из читателей не согласны с автором в плане неважности знания истории своего рода. Большинство за! Вот так поработала статья. Хорошая работа, я считаю.

            Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Верекс Лионский, а Вы спросите. У любого молодого мусульманина - и будете очень удивлены результатом. Я тоже не верила, но вот однажды коллега турецкий в Университете меня таким знанием сразил. Причем он знал не только имена прямых предков, но и боковые линии, что не обязательно. Наизусть шпарил без запинки, правда. глаза закрыв и сцепив пальцы от напряжения. Я удивилась, сказав - ну, это только в благородных семьях так, наверное. На что он ответил - мой дед из деревни анатолийской родом. А для мужчины - большой позор не назвать двенадцати предков своих. Любой торговец мандаринами тебе их назовет.

      • Комментарий скрыт
        • Верекс Лионский, вот совсем недавно курд-маляр, неграмотный, не умеющий ни читать, ни писать по-немецки, не имеющий никакого школьного образования вообще, молодой парнишка лет двадцати с небольшим, продемонстрировал нам такое же отличное знание своей родословной, да еще с указанием места рождения каждого из перечисленных двенадцати предков. И тоже сказал - не знать своего рода, мол, для мужчины позор. Это было как верительная грамота в былые времена. Так что у меня есть некоторые основания для обобщений.

          • Комментарий скрыт
            • что-то у вас все примеры курдско-турецкие, а у меня магрибские.
              Это понятно, Вы, наверное, имеете бОльшее отношение к Франции, а я - к Германии. Здесь в тевтонских палестинах, магрибинские колонии невелики, не Париж и не Лион, чай. Хотя арабский коллега как-то тоже бравировал предками-шейхами. Факт остается фактом - у мусульман традиция хорошо знать свои корни и предков жива и чтима, несмотря на эмиграцию. Может быть, и поэтому тоже ассимилируются они с таким трудом

              • Комментарий скрыт
                • Верекс Лионский, старожилам ШЖ известно, что я человек на редкость дотошный в том, что касается фактической стороны обсуждения текста. Меня, что называется "за живое" взяли ваши сомнения, и сегодня я не поленилась, по пути с работы, провести небольшой эксперимент. Статистическая выборка невелика, но для первичных выводов вполне репрезентативна - 9 человек мусульман Берлина разных возрастов, социальных слоев и стран исхода, опрошенных мною. Из них 12 поколений перечислили шестеро, один ограничился девятью, один - восемью, один помнил семерых. а дальше запнулся. Из них: один - научный сотрудник, один - лаборант, четверо - торговцы овощами, один - содержатель антикварной лавки, двое молодых мальчишек лет 14-15. Турок из них - четверо, курдов - трое, один араб из Египта, один ливанец. Вот такая получилась картинка.

                  • Комментарий скрыт
                    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 25 октября 2011 в 21:25 отредактирован 25 октября 2011 в 21:26

                      Верекс Лионский, спасибо. Интересно очень. Кстати, я подкинула сегодня эту темку знакомому социалгеографу, демографу. С результатами ваших и своих первичных изысканий. и вопросом: почему такая разница в подходе к родословной у турок и арабов. Он заинтересовался и объяснил это так: турки, курды - оседлый народ, давно уже земледельцы, и знание родословной обеспечивало в спорных случаях право на землю. Среди африканских кочевых племен это право было не так актуально, кочевники - животноводы. Спасибо автору, дала тему для исследований и размышлений. И Вам, Верекс, еще раз спасибо.

                      • Комментарий скрыт
                        • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 25 октября 2011 в 23:11 отредактирован 25 октября 2011 в 23:17

                          Верекс Лионский, ну, разумеется, речь шла о современных более или менее турках и кочевых арабах, в древность мы с демографом не углублялись, ибо и ваши, и мои изыскания датировались вчерашним и сегодняшним днем.Да и двенадцать поколений - это около трех с половиной столетий всего лишь.

                          • Комментарий скрыт
                            • Верекс Лионский, у нас в тевтониях не так, знают, кто курд, кто турок, гордятся этим, сильно обижаются, если курда с турком перепутать. Самосознание или, я бы сказала, самоосознание - будь здоров. Хорошо ли это - другой вопрос.
                              Очевидно одно - национальное самосознание отлично базируется на генеалогии.

                        • Верекс Лионский, мы с Вами уже удалились от темы и текста статьи. В личке можно обсудить Нормандию, Бретань и Лангедок, я их очень люблю.

                          • Mаша Романофф, однако интересно, куда тема привела.Пути твои неисповедимы, господи. А у меня, как всегда, параллельное недоумение: славяне-русские-то оседлы, почитай, с тысячу лет...И што? Ась? Или фактор бескрайности оседлых земель привел к родовому беспамятству, или земельное право корявое было? Или на кольях было проще пальцевать?

                            Оценка статьи: 5

                            • Лаура Ли, русская история неоднократно переписывалась начиная с Нестора. Во времена Ивана Грозного жгли разрядные книги и т.д. А уж в советское время родство могло аукнуться и очень больно. Вспомните хотя бы графу в анкете: "есть ли родственники за границей?
                              Полагаю, что советское общество вполне сознательно стремилось разрушить родственные связи, тем самым повышая зависимость человека от государства.

                              Оценка статьи: 1

                            • Комментарий скрыт
                              • Леонид Алексеевич Ковтун,1.как раз именно институт крепостного права, способствовал хоть какому-то учету и систематизации демографии. Ревизские сказки, рекрутство с крестьянских дворов, переписи населения, податная система
                                2. Не только Россию потрепал 20 век катаклизмами, две мировых войны прошли по всей Европе. Однако ж...
                                3.Скрывать родство отнюдь не означает забыть о своем роде. Я приведу пример Испании.Когда началась в 16-17 веках насильственная христианизация (под угрозой выселения) испанских евреев, процентов 80 приняли христианство. Процентов 20 приняла Голландия. В Испании были уничтожены все еврейские кладбища, синагоги. Но неофиты сберегали письменно и устно планы захоронений, даты, имена покойников, их адреса при жизни. Изгнанные в Голландию евреи увозили с собой и поколениями хранили ключи от своих домов, передавали семейные истории, расскказывали кто чем владел, где это назодилось. И что вы думаете? Как только давление на выкрестов ослабло, тут же на старых местах возникли синагоги, в которых читали кадиш поименно как кладбищенские списки. А сейчас правительство Испании возвращает предъявителям ключей из Голландии собственность их предков.
                                Пункт третий к чему? Наверное, есть какие-то закономерности: народ огромный, многомиллионный, землищи огромные, правовая организация - нулевая. Отсюда и ментальность. Вот же автор пишет - на кой хрен они мне, если я их не знаю. Вот деда-забойщика знаю, и хватит. Для меня это говорит только о том, что нет у автора необходимости самоидентифицировать себя с поколениями своих предков, с людьми своей страны во всей взаимосвязи. Это не вина ее - ей просто нет нужды в кучку сбиваться с другими, нет опасности прекращения памяти рода для нее - она чувствует себя защищенной в достаточной мере, чтобы не беречь прошлое.Сама масштабность страны, огромность ее населения и размытость этническая служат слабой мотивацией для консолидации вокруг родовой памяти. Вот так мне видится. Хотя и другие точки зрения имеют право на существование.

                                Оценка статьи: 5

                            • Лаура, ну что мне Вам на это сказать? Вы же сами все знаете и понимаете. Остается только удивляться тому, что сегодня люди сохраняют семейную память вопреки всем послереволюционным попыткам вытравить ее.

                              • Mаша Романофф, вот и я подумала, а вы сказали -- столько войн было, столько пропаганды, столько документом сожгли, столько людей от корней оторвали, переселили...
                                Странно вообще, что кто-то ещё что-то помнит и знает.
                                Не то что во Франции: там один исследователь провёл исследования и потом даже книгу написал о всего лишь двухсотлетней истории одного села. Люди прекрасно знали все семьи, которые живут в их деревне, их родословную, что выращивали, помнили о голодных годах и о введениях прогресса, но многие не могли назвать королей за эти двести лет! "Плавали" в истории страны. А некоторые индивидиумы (но, правда, все за 70) не могли даже сказать, кто сейчас президент страны. И одна бабка за 80 не смогла даже объяснить, кто такой президент...

                                • Комментарий скрыт
                                  • Верекс Лионский, вот в руках вот вертела летом! В книжном магазине "Є", что за оперным театром в Киеве! И название, как для диссертации -- нудное. А прочитала эту книгу одна знакомая, наши дети вместе на скаутинг ходят.
                                    Если принципиально -- я при встрече у неё уточню"

  • Наверное, это правильно заложено в мусульманских традициях, что любой мальчик с восьми лет должен назвать без запинки имена своих прямых предков по мужской линии до двенадцатого колена. Преемственность, неразрывность традиции - залог жизнестойкости племени. А если каждое последующее поколение дальше дедушек ничего не будет знать-помнить, то о какой непрерывности речь?

    • Комментарий скрыт
      • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 28 октября 2011 в 07:29 отредактирован 28 октября 2011 в 07:31

        Татьяна Степная, что-то можно сделать, было бы желание.
        "На II Всеукраинском конкурсе для журналистов по тематике Голодомора 1-е место в номинации «Лучшая публикация в интернете» заняла работа Ирина Магрицкая, доцента Далевского университета. Обе ее работы - исследования судьбы и родословной девочки, которая после трагических событий Голодомора в семь лет осталась сиротой. Автор рассказала о том, что она заинтересовалась судьбой этой девочки, потому что ее сын написал ей письмо с просьбой помочь найти архивные документы, которые бы помогли восстановить ее биографию. Было известно только то, что она осталась сиротой после Голодомора и до сих пор не знает своей настоящей фамилии и даты рождения."

        http://www.rodoslovnik.ru/

        Сейчас начинает широко использоваться генная генеалогия.

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий скрыт
          • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 28 октября 2011 в 23:00 отредактирован 28 октября 2011 в 23:00

            Татьяна Степная, от африканских пигмеев??? Что-то я о такой версии читаю впервые...Не подскажете в личке, где Вы об этом прочитали?
            А вот в том, что все мы - "братья и сёстры", Вы правы. И "планетарное оздоровление" не помешало бы..."Жаль только, жить в это время прекрасное уж не придётся ни мне, ни тебе..." (Н.А.Некрасов)

            • "Если вернуться к Эдуарду Исповеднику, мисс Коллинз, всего на каких-нибудь тридцать поколений назад, у каждого из нас окажется тысяча семьдесят четыре миллиона пятьсот семьдесят три тысячи девятьсот восемьдесят четыре предка, а население всего острова было меньше миллиона. Мы все породисты, как скаковые лошади, только не так красивы, правда?"

              Дж.Голсуорси, "Сага о Форсайтах"

          • Татьяна Степная, пришла то пришла, но нужно помнить, что мы имеем ближайших родственников, и кто они, поможет решить генная генеалогия. Вспомните, как решался вопрос о подлинности царских останков. С помощью генной генеалогии определяются спорные вопросы отцовства.

            На сайте, который я указал выше, рассматриваются вопросы родственников Обамы, интересные сделаны выводы.

            Оценка статьи: 5

      • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 27 октября 2011 в 23:18 отредактирован 27 октября 2011 в 23:20

        Татьяна Степная, если честно - не знаю. Но думаю так: во-первых, можно попытаться выяснить что-то о своей родословной. Дело тяжелое как физически, так и психологически, но возможное. А во-вторых, можно начать эту родословную с себя. Или принять родословную супруга как собственную. Это тот самый нравственно понятный случай - человек, не знающий родословной по объективным причинам, от него не зависящим. Мы-то обсуждаем "скорбное беспамятство" тех, кто, имея родословную, ничего о ней знать не хочет и в ней не нуждается.

        • Комментарий скрыт
          • Татьяна Степная, насчёт Вашего "дикого общества" не могу ничего сказать - я живу в цивилизованном...И вот в этом самом цивилизованном обществе - в Германии - уже которое поколение живёт, не забывая о преступлениях своих предков - нацистов. Это сложно, это приносит и боль, и желание дистанцироваться, но это и укрепляет душу, как всякая работа души. Именно потому, что немцы не забывают о своём страшном прошлом, оно вряд ли сможет повториться...

          • Татьяна Степная, не драматизируйте ситуацию.
            Видите ли наша тонкая психика не примет деда-палача или алкоголика и наследник рода пойдёт топиться или вешаться!
            А смотреть кровавые боевики "тонкая психика" выдерживает.
            У Оксаны Забужко в книге "Музей покинутых секретов" есть чудесная сюжетная линия (среди прочих). Работник КГБ, который нашёл "боивку" украинских повстанцев, среди раненых была медсестра-еврейка с маленьким сыном0грудничком. Еврейка всё равно умерла, но кегебшник усыновляет ребёнка. И воспитывает ярым противником националистов, "настоящим" мужиком, служить сын тоже идёт в КГБ. Однажды, разбирая архивы, сын находит документы о взятии той самой "боивки". Сопоставив факты и свою специфическую внешность, он понимает, чей же он на самом деле сын. И это многое ему в нём объясняет. Но дилема, конечно, была... Он уже женат, у него дочь, которая как две капли воды похожа на фото его еврейской матери. Смелости сказать дочке открывшуюся правду происхождения он в себе не находит. Потому что воспитывался и её воспитывал, на "социалистических" ценностях. Хотя уже давно не те времена, когда за происхождение можно схлопотать неприятности. А девочка -- подросток, она как раз разбирается в себе, она очень музыкальна, и она тоже чувствует свой диссонанс с семейной атмосферой вокруг.
            Мне кажется: лучше знать, что твой дед палач, убийца и прочее, хотя бы для того, чтобы исправить его ошибки, чтобы, когда тебе скажут:"А вот твой дед..." ответить:"Да, я знаю! Поэтому я не такой!"

          • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 28 октября 2011 в 12:04 отредактирован 28 октября 2011 в 12:05

            Татьяна Степная, я не зря сказала - дело это психологически сложное. Неприятные страницы и скелеты в шкафу есть, думаю, в любой родословной, без исключения. Но взрослый человек может выбрать свою реакцию на эти сведения. Прошлое осталось в прошлом, знать надо, афишировать не обязательно.

  • Хочу напомнть всем спорщикам, что крепкое и здоровое дерево крепко своими корнями. Корнями!! И когда корень прогнил (забыт, отрицаем - в свете статьи), то и крона погибает. Если с уважением относиться к предкам, которых даже не знаешь и не помнишь, то и собственная самооценка также будет высока. Это невозможно объяснить с точки зрения материализма, но духовность это поддержит, укрепит и собственную уверенность в том, что собственные потомки будут помнить о ваших добрых делах.

    • Евгения Смуровская, аргумент "от дерева" как-то не очень убеждает. Мы-то не дерево. Почему собственная самооценка вдруг зависит от предков? Вот у человека есть какие-то достижения, и какая-то самооценка. Жил он, жил, и вдруг нашел старые письма и узнал, что прадедушка у него был герцог (прабабушка служила на кухне во дворце, и попалась герцогу на глаза в кокетливом фартушке... ).

      И что? его самооценка от этого рванула вверх? Автор как раз и пытается донести мысль, что ерунда это...

    • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 24 октября 2011 в 00:03 отредактирован 24 октября 2011 в 00:03

      Евгения Смуровская, мне кажется. что знание своих корней имеет отношение не столько к самооценке (тем более - к её повышению...), сколько к самоосознанию.
      Повышенная самооценка за счёт достойных предков - это дутая самооценка. Какими бы прекрасными и достойными людьми ни были твои предки, они не прибавляют тебе лично никаких достоинств, если ты лично этими достоинствами не обладаешь. Однако и обратное верно! Если среди твоих предков попадались люди не слишком достойные, это не значит, что ты обречён быть таким же и должен стыдиться самого себя...Всё в твоих руках!
      Историю своей семьи необходимо знать как можно лучше : и для того, чтобы лучше осознавать своё место в мире, и для того, чтобы брать пример с достойных и учиться на уроках не самых достойных. Так что никак не могу согласиться с выводами автора статьи...

      • Комментарий скрыт
        • Татьяна Степная, при чём тут "прежние воплощения"??? Мы о вполне реальных предках наших говорим...И никакой Господь Бог их от нас не скрывает. Никто из нас не приходит в этот мир "чистым, как белый лист" - напротив, все мы имеем гены, полученные нами по наследству от наших предков, а вместе с ними - и определённые склонности, способности, даже болезни. А ещё - т.н. "генетическую память". А ещё - историю нашей семьи, историю жизней наших родителей, дедушек-прадедушек, бабушек-прабабушек...Так что высокопарные разглагольствования об "особой мудрости Божией", скрывающей от нас, скорбных умишком, некие тайные знания, в данном случае совершенно не в тему.

    • Комментарий скрыт
      • Владимир Рывкин, философствуя, можно далеко уйти от темы. Любой опыт - это плюс в собственную копилку жизни. Даже отрицательный. Правильно воспитывая своих детей (потомков) на примере своих предков, можно добиться, что даже негативный пример дедушек-бабушек поможет вырастить достойных личностей, не униженных и не унижающих. Любая история моей семьи - мое достояние. Важно сделать верные выводы.

  • "я не стану относиться с трепетом и волнением к этим фактам"
    - это дело автора.
    А я стану...

    Оценка статьи: 1

  • Хотя я заметила: в одних семьях принято помнить родственников. У нас две сотрудницы: у одной про родственника даже книга написана "Губернатор Камчатки", другая -- полукровка, дочь молдавской школьной учительницы и русского инженера с корнями из Владивостока. Так её владивостокская бабушка такого рассказывала! И не одну книгу можно написать! Дом антикварную лавку напоминает!
    А кто-то знает, что дед, которого и не помнит, потому что помер он от алкоголизма, ещё когда внук в утробе был, утопил колхозный трактор и об этом событии по сей день помнит всё село. А кем были родители бабушек-дедушек, так и соседи по селу уже не помнят (они-то тракторов не топили, чтобы их помнили). И живут, как живут... День похож на вчерашний, никаких там героик или драм, и не хочется ничего. Может воевал кто, медаль получил? Может и было, так мы не знаем. Если и были медали, то потеряны-пропиты, чего об этом сейчас? Вон, поросята некормлены.

  • Инна, задела ваша статья чем-то. С одной стороны, найти всех своих предков в обозримом прошлом трудно, мы пытались - никаких следов. А хотелось бы. И не потому, что где-то там вдалеке маячат князья неведомые. Вот я точно знаю, что в череде моих предков была персиянка. Она не была, скорее всего, княгиней, ну и не надо. Но мне ужасно любопытно знать, а кто она была? Какая была, откуда родом? Мой прапрадедушка по отцу, в туманных годах 19-го века, в одной из кавказских республик похитил эту красавицу (ах, как хочется надеяться на это! А зачем тогда красть некрасавицу?!) и увез в донское казачество, на Дон. Даже имени ее не сохранилось в памяти, увы. Мы с мужем больше 20 лет жили на Кавказе, меня по внешнему виду принимали за "свою", причем все национальности. Это отголосок тех, "персиянских" генов. Ну, так как же не интересоваться, от кого я произошла? Может, где-то далекая родня живет...
    По маминой линии все произошли из южно-украинских крестьян. Но вся моя родня имеет сходство с евреями, греками, болгарами, русскими, украинцами. Неужели не интересно разобраться в истоках своих способностей, склонностей, талантов?
    Нет, не соглашусь с вами, что искать предков не стоит. Просто это очень трудно, ведь никаких, практически, записей ни в церковных книгах, ни в городских архивах не сохранилось.
    В одном совершенно с вами согласна: искать своих предков, чтобы хоть прикоснуться к когорте новоявленных аристократов, не стоит. Это недостойно. Потому что человека, простите уж за банальность, ценят не за заслуги предков, а за собственные поступки.

  • Комментарий скрыт
    • Комментарий скрыт
      • Михаил Востепаненко, Вы в самом деле считаете, что отказ сдать свой личный скот в общее стадо - это саботаж? Саботаж чего ? Противоречащего всем законам экономики и просто совести насильственного отъёма заработанной личной собственности? Неспособность колхозов обеспечить население продуктами питания доказана всеми десятилетиями их существования, сопровождавшимися голодом, "дефицитами" и очередями...Нет, за такой жизнью вряд ли станет тосковать человек, находящийся в здравом уме и твёрдой памяти...А проклинать надо не столько нынешную российскую власть, сколько - безвластие, то есть и неспособность, и нежелание власти обеспечить выполнение законов и покончить с коррупцией - единственной действующей "вертикалью власти" в современном российском обществе...

  • Комментарий скрыт
  • Очень спорный взгляд высказан в статье, и все это понимают.
    Конечно, в цивилизованном обществе любой взгляд имеет право на существование. И каждый имеет право как угодно относиться к своей прапамяти.
    Однако, есть ощущение, в самой авторской интонации и постановке ракурса есть некоторая уязвленность самой сутью генеалогического вопроса. Звучит явная обида на кого-то.

    Память предков и отношение к ней - это дело интимное, на мой взгляд. Но абсолютно игнорировать ее, как мне кажется, несколько не по человечески.

    Исходя из логики статьи, человек, родившийся в детском доме, не должен знать своих родителей или искать информацию о них, ведь он их не знал и не видел?
    Но есть же память крови и в крепких родах, где хорошо знают и помнят родословную с радостью отмечают, что внучка Татьяна пошла деда Ивана, а племянник - в прабабку Марину. Эти кровные радости трудно объяснить, их можно только чувствовать.

    Мне, кроме этого, очень интересен генетический аспект еще и в другом ракурсе. Зная своих предков только до третьего колена, я обнаружил в своей крови уйму национальностей.

    Очень хотелось бы узнать,какой крови во мне больше - русской, украинской, немецкой, казахской или еврейской?
    Буду продолжать искать информацию о предках.

  • Комментарий скрыт
    • Сергей Русич, что утрачено, вряд ли можно вернуть. Но мне кажется, память о предках и жалкие попытки козырнуть надуманной, чаще всего, принадлежностью к аристократии - разные категории. Сейчас можно купить подтверждение о том, что твои предки - графского рода. Память ли это о своих корнях? Много ли можно встретить тех, кто с гордостью рассказывает, что его прадед был батраком, фабричным рабочим или беглым каторжником? Я вот не встречала. Все, кто вспоминают о предках - на телевидении, в других СМИ, делают это лишь в одном контексте - смотрите, я благородного происхождения, от Рюриковичей я и не чета вам. При этом как бы предполагается, что и его собственное благородство сомнению уже не подвергается. Только вот какое отношение имеет эта похвальба к искренней памяти о предках, не совсем ясно.

      • Комментарий скрыт
        • Верекс Лионский, без разницы. Забавно, но вот я подумала: революцию делали сотни тысяч миллионы людей. А сейчас кто-нибудь может прихвастнуть, что его дед или прадед - пламенный революционер? Я это так, вообще без оценки, а просто как факт привожу. Может, у них потомков не осталось? Да нет, наверное. Просто это - не модные предки. Сейчас выясняется, что поголовно у всех в роду - одни дворяне.

  • Очень жаль, что многие не увидели основную мысль статьи: негоже гордиться своими предками, если ты сам никто. Что с того, что твой пра-пра олимпийский чемпион, а ты с пивным брюшком любишь футбол только по телевизору? Смотри на прадедов и "улучшай породу"

    Оценка статьи: 5

  • Инна Денисовская, да хотя бы с медицинской точки зрения человека должна интересовать история его предков.
    Чем болели, какая причина смерти, какой был характер и даже место рождения и постоянного жительства при глубоком анализе многое могут сказать.

    Это не родословная собаки, которую вы ведете на выставку, а это история вашей пра-пра-пра- жизни.
    Читается легко, но выводы....?

    А что?
    Человек высказал свое видение проблемы и высказал свое мнение.
    Отлично, за смелость идти вопреки общему мнению.

    Оценка статьи: 5

  • Инна Денисовская, не стоит рассказывать вашим детям и внукам
    о вашем деде.Они ведь ЛИЧНО его не знали, не пили с ним чай и что там дальше по тексту.Зачем он им нужен? Как ни нужны вам ваши далекие предки,так и вашим потомкам не нужны будете вы с вашим дедом.
    Я даже не буду писать о том,что на Руси было принято знать и почитать предков.До сих пор сохранилось выражение,которое мы употребляем в детстве в играх "Чур меня"- сокращенный вариант фразы "Пращур,защити меня"
    Зачем вам это,живите сегодняшним днем

  • Комментарий скрыт
    • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 23 октября 2011 в 15:37 отредактирован 23 октября 2011 в 15:44

      Нина Белых, "Инне не стоит продолжать писать, у неё это плохо выходит" Вот нравятся мне, однако, "советчики" (у меня для них, правда, другое словечко припасено, но уж не буду поминать, дабы дискуссия совсем в другую сторону не развернулась )То прикажут автору "пиши как такой-то...", то "пиши вот этак, а то неправильно, понимаешь, видишь...", а тут и того круче - "вообще не пиши" !

      Инна Денисовская, пишите себе смело, если хочется, и пишите так, как хочется ! А из потока критики берите в голову только то, что способно качественно улучшить Ваши тексты, всё остальное - по усмотрению.

      По статье: не избито, и это уже хорошо !
      Хранить память о предках, о своей родословной - очень нормально для человека, очень здорОво для нации (ниже Наталья Ланковская очень хорошо объяснила, почему). А вот кичатся своим благородным происхождением (будь то настоящим или мнимым) люди недалёкие, те, кто сами по себе мало, что представляют, и это, действительно, скучно и противно.

      Оценка статьи: 5

    • Нина Белых, так нельзя! Нельзя! Не дело читателя советовать продолжать ли писать автору.Автор хочет писать, велкам. Редакция принимает к публикации и выставляет статьей дня (хотя бы полемичности для!), комментируйте, высказывайте. Знаете, я вот на той неделе дебютантку Наташу С. убила как автора ШЖ. Век себе не прощу!Первая статья, человек с тонкой кожей попался: сама сказала: да, я не гожусь и больше статьи писать не буду. Замечания были по делу, довольно мягко промурлыканные (меня и не так трепали!). Потом увидела реакцию,стало так обидно - господи, да не хуже чем половина авторов, а у нее - первенец тут. И уж рекоммендовала, и в личку ободрения писала. Все, Точка - автор ушла.А мне с этим оставаться. Давайте, Нин, будем поосторожней по живым людям. чтобы потом не было так же стыдно, как мне сейчас.

      Статья правильная, вот что я скажу. В ней 2 аспекта: осуждение модного нездорового течения искать в своей грязи князя. Это совершенно четко было обозначено. И (два) основополагание принципа хранить память хотя бы о тех, кого лично или через воспоминания другой родни знает.Мы не в ответе и не бенефициантах за наших прошлых, Даже если бы мой пра был пират с большой дороги, мне это тоже важно знать и рассказать моим детям, важно знать от кого у нас наследственность к раку, к музыке, к пьянству, к голубым глазам через поколение. Назыайте дальше. Автор так далеко не пошла. Она подняла вопрос в двух аспектах: копать графье стыдно, а что сама знаешь и помнишь - расскажи детям, внукам.

      А ее бы и не пустила та же редакция - тема огроменная, а формат узкий. Это прекрасное поле для полемики, для нашего с вами, Нина, общения, в том числе.. Общаться бум?

      Для меня было откровением, что многие предки нащих великих черных людей были рабами где-то в Алабаме, в Миссури. Вы представляете себе, что потомки рабов чувствуют, когда , как покойный Джексон, покупают за 700 миллионов имение Уандерлэнд? Я сама лично знаю людей, у которых пра были рабами. Да не спал он во всех 18 спальнях сразу! Ему одной ямки хватило теперь. Но. Это ужасно важно для чела, знать, что он растет в социальной сетке, что дети его растут. А корни у него от пашни хлопковой, от нагайки, от сарая зловонного...

      А вот теперь смотрим верхний абзац - это не аргумент ad ratio, а пример раскрутки темы статьи автора. Я бы могла не писать этого, родословные в принципе не в теме моих приоритетов - как-то стороной. Но вот вам просто даю пример, как в разных уголках мира тема может быть по-разному понята и довольно болезненно, да? Как наши черные, чьи предки были ловлены среди пальм и умыкнуты в рабство. Как бежавшие ирландские пьянчуги от посадки в ирландские тюрьмы и двинувшие историю США. Мне статья не очень понравилась уж так чтобы ах, но по чисто эстетическим причинам. Мне почти неважно ЧТО, мне важно КАК. Это моя личная проблема. А академически она вполне пристойна и цепляльна. И это - дорогого стоит!
      Будем нежными, Нин?

      Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, не знаю, как на тему "из грязи в князи" и судорожно голубую кровь по роду выискивать, но мама моя генеалогическое дерево пытается собрать. И молодец.
        Вы же в курсе, из каких я мест родом, дворяне там только приезжие водились, а вот "врагов народа" (вопрос ещё, чьего народа?), диссидентов и репрессированных в семье хватало! Так я считаю грехом их не помнить!

  • Комментарий скрыт
    • Леонид Алексеевич Ковтун, мне кажется, вы неверно поняли. Инна не писала, что разговоры о её предках навевают скуку По моему, скуку на неё навевают лицемерные разглагольствования людей о том, какими благородными были их предки, до которых им, в действительности, нет никакого дела. И за такими разговорами, как правило, кроется одно - ощущение собственной никчёмности и попытка хотя бы на словах приблизиться к аристократии, чтобы почувствовать себя значимее.