• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как уцелеть на скользкой дорожке? Учитесь падать правильно!

Зима только начинается, а дороги уже покрыты льдом. И ни песок с солью, ни далеко не безвредные реагенты проблемы не решают. У нас в городе льдом покрыты буквально все пешеходные дороги — а значит решать проблему нужно своими силами.

Rafal Olechowski Shutterstock.com

Начнем с технических средств индивидуальной защиты от гололеда. За десятилетия в народе изобрели эффективные способы улучшить сцепление подошв с дорогой. Помните рассказ Задорнова про дедушку, привязавшего к обуви терки? Иногда этот метод всерьез рекомендуют для использования! Не могу судить о его эффективности, а вот наклеивание на подошвы наждачной бумаги (на тканевой основе, бумажная быстро размокает) очень помогает в гололед. За неимением таковой воспользуйтесь лейкопластырем. Минус — типичная времянка, плюс — всегда под рукой, и обновлять такую наклейку хоть каждый день можно быстро и дешево. Также можно использовать пористую резину и поролон (но он гораздо менее долговечен). Рекомендуют и импровизированные шипы из загнанных в подошву мелких гвоздей или шурупов.

Впрочем, сейчас необязательно решать проблемы «на коленке». Можно и приобрести съемные накладки на обувь (сделанные из пористой резины с шипами), и обратиться в обувную мастерскую, где вам на подошвы наклеят противоскользящие накладки.

Наилучшим же средством обеспечения безопасности, как обычно, является разум.

Поможет он, прежде всего, при выборе зимней обуви. Если удобство и безопасность важны для вас, наличие нескользкой подошвы станет важным критерием при выборе обуви. В целом считается, что рифленая подошва безопаснее гладкой, мягкая лучше жесткой, а полипропиленовая скользит меньше, чем резиновая. Можно при покупке провести по подошве пальцем, оценивая, легко ли скользит ваша кожа. Обратите внимание на высоту, ширину, устойчивость платформы или каблука. «Шпилькам» не место на льду, поберегите их — а главное, собственные ноги — до более теплого времени года. Сравните несколько пар обуви и делайте выводы.

Проявите разумную осторожность: например, идите не по тротуару, а по краю газона. Конечно, и он бывает покрыт льдом — если мороз ударил после сильного дождя или прорвало трубу (что бывает не так уж редко). Поэтому, ступая на кажущийся безопасным газон, в первый момент будьте осторожны! А потом спокойно идите по засыпанной снегом траве и земле. Если нет газона, в любом случае, лучше держаться края дорожки, там меньше накатано.

По моим наблюдениям, тротуарная плитка уже при первых заморозках покрывается тонким слоем очень коварного льда. Толстый «старый» лед часто неровный, бугристый и менее скользкий, свежая же тонкая пленка наледи куда опаснее. Поэтому если есть выбор: идти по плитке или по асфальту — на мой взгляд, второе предпочтительнее.

Тем не менее можно и нужно научиться ходить по льду. Прежде всего, расслабьте и чуть согните ноги в коленях. Этим вы понизите центр тяжести и добавите себе мобильности.

Часто рекомендуют не отрывать ног ото льда, а скользить короткими шажками. Другой вариант: перекатывать стопу с пятки на носок, держа центр тяжести строго посередине. Не отталкивайтесь ото льда (при этом нога проскальзывает), а просто ставьте стопу. Главное здесь — не начать неконтролируемо скользить.

По возможности придерживайтесь за деревья, стену, забор. Избегайте мест, где есть риск упасть на острые и выступающие предметы: угол, край забора, торчащую из земли трубу, край бордюра… Особо опасный участок лучше вообще обойти, здоровье дороже. Не нужно спускаться по ледяному склону, если же выбора нет — лучше съехать сидя, чем разбить голову.

Эта рекомендация может показаться провокационной — все мы зависим от мнения окружающих, боимся показаться чудаками. Особо боящимся следует знать: поскользнувшись и неудачно упав, можно не только покалечиться, но и погибнуть. Такой пример, к сожалению, известен мне лично. Молодая красивая девушка, высокий каблук, гололед, бордюр тротуара… «Скорая» опоздала. В общем, «думайте сами, решайте сами»!

Теперь о том, как падать.

Согнутые колени делают вас устойчивее и позволяют сделать падение контролируемым. При ходьбе смещайте центр тяжести чуть вперед, не допускайте падения навзничь. Не держите руки в карманах: это балансир при ходьбе и опора при падении. Поскользнувшись, не падайте, а оседайте, сгибая колени. Группируйтесь, съеживайтесь, собирайтесь к центру! Любой перекат смягчит падение. Не выставляйте прямые руки, локти должны быть согнуты. Не выставляйте кулаки и пальцы. Наверняка многие видели, как падают борцы, хлопая о мат предплечьями и ладонями. Встречный импульс смягчает удар о поверхность, это нужно использовать. Только не бейтесь локтями и коленями, хлопать нужно той поверхностью конечности, которая защищена мышцами: ладонью, ребром ладони и боковой поверхностью предплечья, тыльной стороной предплечья.

Самое главное: беречь голову! Наклоните ее вперед и прижмите подбородок к груди, особенно при падениях на спину и на бок. Если падение назад неизбежно, постарайтесь осесть на ногах, наклоняясь вперед и округляя спину. Прижмите подбородок, в момент соприкосновения с землей хлопните по ней руками назад и в стороны!

И постарайтесь упасть на бок, это в любом случае лучше, чем на спину.

Здоровья вам и вашим близким!

Статья опубликована в выпуске 2.12.2011
Обновлено 11.03.2021

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алина Быстрова Читатель 5 декабря 2011 в 21:17 отредактирован 5 декабря 2011 в 21:18 Сообщить модератору

    Вот это точно!
    Ничего, в школе у меня портфель весил 8 кг.

  • Не с балластом, а балансиром. Так шест у канатоходцев называется. А балласт - на воздушных шарах и на подводных лодках.

  • У меня сегодня опытным путем родилось рацпреложение. Возвращаюсь вечером домой, в одной руке современная дамская сумка вместе с содержимым весом около 2 кг, в другой руке - хозяйственный пакет с продовольственным запасом, также около 2 кг.Гололед, на счастье, местами, асфальт местами ровный. Вообщем падение было неизбежно, но взмахнув обеими руками, я удержалась. Не упала благодаря баласту в обеих руках.
    В гололёд не обязательно нести в руках сумки но недаром канатоходцы ходят с баластом...

    Оценка статьи: 5

  • Всё таки при гололёде нечего на каблуках расхаживать! В лучшем случае -- расшатаются нафиг каблуки, в худшем -- падение таки будет (и даже может быть с переломом). На зиму покупаем цепки на обувь (на резиночках). И цепки на колёса машины!

  • Клевое рацпр. Обязательно возьму на вооружение, а то какие там рессоры. Тряска по неровностям, как в танке. Спасибо.

  • Езжу на коляске. Мне повезло? Тот, кто меня везет, тоже за нее держится. А вот бывшая свекровь сломала шейку бедра и теперь обречена вечно ходить на костылях. Сильная женщина - многие после такого уже не встают, т.к. ей 86 лет.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 2 декабря 2011 в 16:06 отредактирован 2 декабря 2011 в 16:31 Сообщить модератору

      Карина Ферапонтова, смею предположить, что Ваша коляска не имеет рессор(подвески) колёс и это чувствуется на трещинах асфальта,стыках плиток и пр.неровностях. Поэтому дарю Вам две "рацухи": 1. Заказать(или модернизировать) коляску с подвеской колёс для плавности езды. 2. Приладить к коляске самокат или скейбоут, тогда сопровождающий тоже может ЕХАТЬ,но на самокате. Я делал и эксплуатировал такое ТС. Особенно КЛЁВО ехать под лёгкий уклон, слегка притормаживая от опасного разгона. Это удовольствие, конечно, не в сезон гололёда.

  • Не идется и не едется
    Потому что гололедица.
    Но зато отлично падается!
    Почему ж никто не радуется?
    (В.Берестов, Гололедица)


    Особо опасный участок лучше вообще обойти - зимой весь Питер - опасный участок. Большинство тротуаров, особенно в центре, где много народа, уложены плитками, по которым и летом ходить небезопасно ("спасибо" В.И. Матвиенко). Прижмешься к стене - сосулька на голову упадет, ухватишься за трубу - отвалится (хорошо если не придавит), пойдешь близко к проезжей части - шумахер задавит.
    идти по краю газона - можно оказаться по щиколотку в воде (вода на газоне покрывается тонким слоем льда, на котором лежит снег - частое явление после оттепелей)
    улучшить сцепление подошв с дорогой - лет 10 назад моя тетя приехала на новогодние каникулы из Финляндии, а улице она обувала "ледоходы" - накладки для обуви и спокойно ходила по льду. Сейчас "ледоходы" продаются в изобилии разных форм, из разных материалов и по приемлемой цене (средняя цена в СПБ 1200-1500 руб.)

    Оценка статьи: 5

  • Начнем с технических средств индивидуальной защиты от гололеда. За десятилетия в народе изобрели эффективные способы улучшить сцепление подошв с дорогой. Помните рассказ Задорнова про дедушку, привязавшего к обуви терки? Иногда этот метод всерьез рекомендуют для использования! Не могу судить о его эффективности, а вот наклеивание на подошвы наждачной бумаги (на тканевой основе, бумажная быстро размокает) очень помогает в гололед. За неимением таковой воспользуйтесь лейкопластырем. Минус – типичная времянка, плюс – всегда под рукой, и обновлять такую наклейку хоть каждый день можно быстро и дешево. Также можно использовать пористую резину и поролон (но он гораздо менее долговечен). Рекомендуют и импровизированные шипы из загнанных в подошву мелких гвоздей или шурупов.

    Я бы посоветовал купить в собачьем магазине тонкую цепочку, разрубить ее пополам и носить в кармане или сумке. Перед скользким участким просто намотать ее на обувь и завязать узлом.

    Но сложнее когда падают люди пожилые и прочие немолодые-неспортивные, и с наихудшими последствиями. Что ИМ посоветовать, если даже нагнуться к ногам для них проблема?

    - не ходить без сопровождения. Конечно, не всем это доступно

    - трость с копьем. Кста, и от хулигана можно отбиться при случае, грозно ею потрясая. Если хулиган сохранил крупицу уважения к старшим, это его может остановить, если нет то не свезло..

    - ну и, мне конечно стыдно такое советовать, НО! если впереди скользко, и попросить помочь некого, или НИКТО не стремится вам помочь, не стесняйтесь, дорогие мои старики. Смело опускайтесь на четвереньки, и преодолеваюте этот чертов трудный участок вплоть до ползком. Сумку можно тащить волоком, ведь вы ее ни за что не бросите. И ползите, ползите к своей цели! вы это умеете делать, добиваться целей. На четырех даже если и поскользнетесь, падать будет невысоко, ничего не поломаете. Упав, не торопитесь. Отдышитесь, поднимайтесь, и снова вперед! Не стесняйтесь, что кто-то вас может увидеть и засмеяться - они не люди. Главное - преодолеть, и так, чтобы это препятствие не стало для вас последним.

    Тем не менее можно и нужно научиться ходить по льду. Прежде всего, расслабьте и чуть согните ноги в коленях. Этим вы понизите центр тяжести и добавите себе мобильности.

    Да, для тех кто помоложе можно посоветовать передвигаться по льду в некоем подобии борцовской или боксерской стойки. Маленькими шагами.

    Часто рекомендуют не отрывать ног ото льда, а скользить короткими шажками.

    Не советую. Если уж скользить, то с разбега, быстро и мощщно прехав весь участок - но те кто это умеет в советах не нуждаются.

    Другой вариант: перекатывать стопу с пятки на носок, держа центр тяжести строго посередине.

    Выкрутасы какие то.

    Вставать на лед надо всей стопой, используя максимально возможную площадь опоры.

    Не нужно спускаться по ледяному склону, если же выбора нет – лучше съехать сидя, чем разбить голову.

    +1.

    Повторюсь - никого не стесняйтесь. Попросите помочь. Если помощи не последовало - садитесь, ложитесь, и марш-марш.

    Одежду вам внуки почистят и посушат, когда из школы придут.

    Теперь о том, как падать.

    Падайте как получится. Если вас падать не учили, то советы вам не помогут.

    Важнее другое.

    Куда падать. Падая, не закрывайте глаза - возможно, успеете заметить и увернуться от бордюра, скамейки или урны, и упадете не проломив себе голову.

    И еще. Начав падать, не пытайтесь устоять и не упасть, размахивая (балансируя) руками и перебирая по льду ногами - падение может указаться по последствиям намного ужаснее, чем если смирясь и приняв падение как данность, успеете сориентироваться и просто тихонько плюхнетесь в близлежащий сугробчик.

    Наверняка многие видели, как падают борцы, хлопая о мат предплечьями и ладонями

    Если только видели, но не отрабатывали это падение по 200 раз на дню в течение нескольких лет - очень не порекомендую корчить из себя борца, можете серьезно пострадать.

    Самое главное: беречь голову

    Да.

    Поэтому, начав падать, главное не пугайтесь и просто спокойно падайте как получится, не тратя времени на манипуляции а используя его на то чтобы посмотреть куда падаете куда падаете, возможно это спасет вам жизнь.

    Прижмите подбородок, в момент соприкосновения с землей хлопните по ней руками назад и в стороны

    Бл.. ну хорошо, если у вас есть хотя бы юношеский разряд по дзю-до, самбо, или хотя бы по ныне забытым классике или вольной, можете осторожно хлопнуть. Вам это, во всяком случае, не повредит.

    И постарайтесь упасть на бок, это в любом случае лучше, чем на спину.

    Хз, что тут лучше - перелом шейки бедра или разбитый копчик. Пожалуй, только разбитый затылок - чтобы уйти с миром и не повиснуть обузой на руках детей. Старые кости не всегда заживают..

    Удачи на дорогах! и берегите себя и своих близких.

    Оценка статьи: 4

    • И ползите, ползите к своей цели!
      ))) у нас по тонкому льду рыбаки так-то выползают на озеро. На берегу - народ, облеченный адмправами, требует: вернись, оштрафую! Четвероногие не соглашаются, баяны перед собой двигают - и ползут, ползут...

  • Вчера в Астрахани на улице было +1, шёл крупный лохматый снег, на земле вся красота тут же исчезала, превращаясь в грязь. Сегодня уже -5, грязь замерзла, а асфальт и плитка превратились в бесплатный каток...Плиткой в нашем городе не так давно стали покрывать пешеходные дорожки. С одной стороны удобно (раскапывают эти дорожки у нас очень часто), с другой стороны,в такую погоду как сегодня, плитка действительно опаснее для жизни, чем асфальт. Если на асфальте скольжение еще не ощущается, то дорожки, покрытые плиткой а обхожу (если это возможно). Руководство дорожного хозяйства ругаем почём зря! Не для Астраханской зимней погоды это покрытие.Но о человеке, видно, не привыкли у нас еще заботиться.
    Если всё же иду по плитке, то маленькими шажками.

    Оценка статьи: 5

    • Валентина Волобоева, ещё не разработано спецпокрытие тротуаров. Бетонная поверхность бывает рифлёная, она хорошо противостоит скольжению, но воспроизвести такую асфальтом трудно,хотя приблизиться наверное можно бы.
      Плитки вполне можно выпускать с поверхностью молотка для отбивных котлет, неужели нигде до таких не допёрли?

  • Я в детстве занимался борьбой и нас учили падать.В борьбе на татами и в ходьбе по гололеду большая разница. Во время сгруппироваться научился. Подтверждаю, что нужно резко присесть в момент потери равновесия. Конечно женщина будет выглядеть нелепо в такой момент, но лучше так, чем на больничной койке.

  • Сергей Дениченко Сергей Дениченко Читатель 2 декабря 2011 в 07:27 отредактирован 2 декабря 2011 в 07:32 Сообщить модератору

    Падайте навзничь, округляя спину, втягивая подбородок к груди. Руки при этом прижаты к бокам, при согните руки в локтях, кисти рук при этом находятся на животе.
    Поверьте, - это самый щадящий вид падения.
    Не жалейте испачкать и повредить одежду, думайте как сохранить кости-ребра и не получить сильных синяков.

    • Василиса гребенькова Читатель 2 декабря 2011 в 21:44 отредактирован 2 декабря 2011 в 21:54 Сообщить модератору

      Сергей Дениченко, однажды я подскользнулась на асфальте: лед был коварно присыпан первым снегом. Ничего не успела сообразить и подумать - уже валяюсь навзничь на спине, не больно ударилась затылком. Хорошо на голове была по моде того времени меховая шапка- смягчила удар. Встала и пошла в недоумении: как же это так получилось, надо же ...да еще около своей конторы, кто-нибудь да видел мой конфуз.
      оценка 5

    • Сергей Дениченко, есть вопрос: зачем держать кисти на животе? во всяком случае, в единоборствах я такого положения не встречал. есть разные рекомендации по положению рук: хлопок назад-в стороны либо руки перед собой, а падение контролировать только перекатом. но на животе - что это дает?

    • Сергей Дениченко, не всегда получается упасть навзничь.Можно съёрзиться влево,вправо и вперёд. К падению навзничь надо хорошо подготовиться, иначе это падение может привести к сотрясению мозга.
      А.С. правильно рекомендует падать, оседая как башни ВТЦ после известного терракта. Инстинктивно человек уклоняется падать навзничь,это падение отработано у спортсменов,футболистов,например.

  • А.С., своей статьёй Вы наступили на мою любимую мозоль.Ваши советы по индзащите и общей настройке при ходьбе по скользким местам своевременны. "Если б знал, где упадёшь,постелил бы соломки". В.Солоухин в одной из книг писал о службе в Армии, как старшина учил салаг падать на лыжах. "Если б кто-нибудь учил нас, как безопасно падать в жизни?" - заключал рассказ В.С.
    Но это "оживляж". Я извёл немало спеси на защиту от гололёда, как уже хвастался в "О себе", сделал и испытал 2 рассыпалки песка.Они были эффектно показаны по ТВ Кишинёва: 30.01.05 г. (канал М-1) и 30.01.06г.(канал Nit). Теоритически репортажи могли сохраниться в архивах каналов и их можно запросить. Они сохранились и на дисках у меня.
    Я считаю, что нужно аккуратно и быстро посыпать песком скользкие тротуары, что не отменяет и индзащиту.
    Без ложной скромности могу считать себя ветераном этого фронта в борьбе за сохранность здоровья.

  • подсогнутые??? колени?!
    смягчает удаться о поверхность,
    отхлопните руками назад
    Хорошо, если из этой статьи будет ссылка вот на эту. Для России проблема актуальна на протяжении 3-5-6 месяцев в году - не в тропиках живем, однако ж мода зла, будь эта мода хоть на каблуки, хоть на переноску младенцев в слингах.

    • Люба Мельник, второе - опечатка, спасибо, вы правы. остальное: "подсогнутые" и "отхлопните" именно так и было задумано. поправьте, если сочтете нужным. хотя термин подсогнутые я употребляю постоянно и не только я. в принципе это распространенный термин.
      ссылку одобряю