Татьяна Морозова Мастер

От чего зависит качество знания и как развиваются способности у детей?

Никто из Вас, дорогие читатели, конечно же, не станет отрицать очевидную истину, что качество знания может быть разным. О способностях ребёнка судят по лёгкости овладения новым материалом, по использованию уже приобретённых знаний в новых условиях, по умению самостоятельно решать задачи. Значит, качество знаний зависит от особенностей той деятельности, в которой они используются, и от того, насколько объёмно включаются эти знания в разные виды деятельности.

Спросите у ребёнка: «Зачем ты учишься?». Первоклассник может ответить Вам: «Потому что так хотят папа и мама», или «Потому что мне нравится», но дети постарше разъяснят, что учатся для того, чтобы приобрести знания. А вот знания-то и могут быть разными: можно выучить формулу и не уметь её применять, можно знать правило, но путаться в его использовании, можно вызубрить определение понятия, но не отличать объекты, к нему относящиеся.

Вы, наверняка, знаете, дорогие читатели, что почти у каждой способности есть свой наиболее благоприятный возраст. Способности, например, связанные с усвоением иностранного языка, лучше всего формируются до семи лет, то есть устная речь легко может усваиваться ребёнком в детском саду. Для этого же возраста характерно развитие общих способностей в игровой деятельности. Игра в этом возрасте очень серьёзное занятие — именно в ней малыш развивается и готовится к учебной деятельности.

В дошкольном возрасте можно успешно формировать способности и в начальной математике, но не с механического запоминания счёта («Посчитай, дружочек, свои пальчики, прибавляя по одному»), а с понятий числа, меры, величины, уровня, трансформации контуров геометрических фигур. Ни для кого в наше время не секрет, что высоким уровнем способностей обладают в основном дети, которым уделялось много внимания и проводилось обучение по специальным методикам до поступления в школу. Важное значение для развития способностей имеют условия, в которых они формируются, а также знание, для какого возраста существует преобладающая деятельность.

Воспитатели детского сада зачастую наделяют детей такими характеристиками, как «сообразительный», «рассудительный», «тугодум», отражающими, как правило, не их способности, а общее развитие психологических функций, речи, активности, проявляющееся до пяти лет. Преподаватели, занимающиеся целенаправленным развитием способностей школьников, быстро убеждаются, что почти все дети, не имеющие медицинской патологии, обладают разнообразными потенциальными способностями и надо только развивать их в различном творчестве, интересном детям.

Для успешного развития способностей детей имеет значение, кто с ними занимается, знание взрослыми воспитателями способов решения теоретических и практических задач. Эти способы обобщаются, становясь звеньями способностей. В школьной практике различают два понятия: обученность и обучаемость. Обученность — это определённый уровень знаний о различных событиях. Обучаемость же представляет свойство личности ребёнка, которое характеризуется, как умелость. Формируется умелость в процессе обучения на базе природных предпосылок, образуется в результате обобщения различных умений и характеризуется такими свойствами, как острота восприятия, память, подвижность деятельности и так далее.

Знаете ли Вы, дорогие читатели, что вследствие невнимания учителей к формированию обучаемости может возникнуть парадоксальное явление, когда при дальнейшем нарастании знаний, навыков, умений может происходить относительное замедление роста способностей детей и их умственных сил, особенно в части обобщения и применения знаний на практике. Очень важно побуждать детей к самостоятельной деятельности, учить их самостоятельно решать различные вопросы. И делать это нужно не только в школе, но и дома.

Общепризнанно, что способности формируются в деятельности, именно в ней ребёнок познаёт себя, собственные возможности, приспосабливает свои силы к её требованиям, формирует в себе недостающие свойства. Поэтому деятельность можно рассматривать, как источник, фактор формирования и развития способностей. Ребёнок путём проб открывает новые варианты, вырабатывает характерную для него умелость, в которой суммируются исторический и личный опыт.

Не обольщайтесь насчёт особой одарённости и обучения по специальным программам. Если у ребёнка не будет увлечённости и творческого подхода к выполнению заданий, если учитель не умеет применять развивающие методы обучения и не только из-за уровня педагогической подготовки, но и из-за личностных особенностей, то завышенная самооценка может обогнать действительное развитие и возникнет конфликт между уровнем притязаний и реальными успехами. Любое временное снижение интеллектуальных функций может восприниматься, как утрата одарённости и вызывать тревожность.

Способности человека делят на общие и специальные, и разница между ними состоит в том, что специальные связаны с конкретными специфическими областями. Общие способности помогают человеку в любой области. Вот эти способности и надо развивать всеобъемлюще и основательно. К ним относятся способности организационного, поискового характера, способность к логическому мышлению и так далее.

Если вместо рассуждений используется только память, то дети не усваивают понятие числа, не различают свойств объёма и уровня. При подготовке детей к изучению языка и письма родители стараются научить детей как можно скорее различать буквы и писать отдельные слова, не научив их звуковому анализу слов, а ведь он является основой и чтения, и грамотного письма. Важно не забывать, что неправильное начало в обучении может мешать развитию способностей.

Можно указать некоторые условия для успешного формирования способностей у детей.
Первое — знание возможностей ребёнка в различных предметах обучения, определение уровня развития его общих и специальных способностей, соотношения обученности и обучаемости,
Второе — сочетание обучения с развитием практических способностей: технических, педагогических, организаторских и других,
Третье — воспитание активных черт: самостоятельности, инициативности, организованности, настойчивости, трудолюбия, критичности.

Не забывайте, дорогие читатели, что способности могут развиваться неравномерно, и нередко временный застой сменяется ускоренным развитием. Берегите себя и своих детей, помогайте развивать их одарённость.

Обновлено 12.05.2007
Статья размещена на сайте 20.04.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • статья довольна интересная....
    вот по поводу изучения языков до 7 лет я не совсем согласна. знакомые отдали сына в садик с изучением английского, он бедненький мучался там, ему было очень сложно, а к тому времени, как он в школу пошел, у него сложилось такое отвращение к иностранным языкам, что он вообще напрочь отказывался ходить на такие уроки....

    Оценка статьи: 4

  • Татьяна, в 5-м абзаце сверху произошел, наверное, какой-то сбой - фраза обрывается на половине слова, затем идет другая фраза, после - продолжение прерванного слова и повтор той самой фразы.
    По поводу формирования способностей к языкам: читала, что этими способностями дети обладают изначально, а вот если их не развивать, т.е. не изучать языки, то к 12 годам эти способности как бы "закрываются".

  • Люба Мельник Бывший модератор 6 мая 2007 в 18:40

    "Спросите у ребёнка: «Зачем ты учишься?». Первоклассник, конечно, может ответить Вам: «Потому что так хотят папа и мама», но дети постарше разъяснят, что учатся для того, чтобы приобрести знания".
    Да нет, вовсе не так, как раз и наоборот получается на практике.
    Попробуйте все-таки спросить. Первоклассник учится - потому что хочет быть взрослым. Для него переход в школу - ступень к зрелости.
    А вот более старшие школьники, если (чаще всего) потеряли интерес к учебе - они и сообщат вам: учатся потому, что так хотят мама и папа.

    Оценка статьи: 4

    • Согласна! У меня соседка в прошлом году пошла в 1 класс и ей так все это нравится..., она так старается..., спешит! И не разу я не слышала от нее, что она так делает, потому что мама хочет...Конечно, дети бывают разные, но все-таки.
      И вспомнила себя.., в одиннадцатом классе...Как надоела эта школа..., хочу в университет..., А учась в университете очень хотелось в школу...

    • Первоклассник обычно воспринимает школу как нечто обязательно следующее и обычное - он даже не представляет, что может быть иначе...

      А старшеклассники учаться действительно, чтобы получить знания, соответственно, получить высшее образование и хорошую работу...

      Даже люди, потерявшие интерес к учебе, ходят в школу ради получения образования. Другой вопрос - насколько такое образование будет качественным и востребованным...

  • В любом случае каждому ребенку необходим индивидуальный подход. И каждый талантлив от природы, задача родителей - раскрыть его вовремя.