Ксения Печий Профессионал

Ландшафтный дизайн. Творчество или рутина?

Моё знакомство с ландшафтным дизайном началось с большой книги в твёрдой обложке — Джон Брукс, «Дизайн сада». Внутри — изумительные рукотворные уголки природы! То маленькие садики и дворики с увитыми плющом стенами и красочными цветниками, то большие сады с тенистыми ровными аллеями, узорами самшита на газонах, пышными розариями и шпалерными яблонями у стен. Кто после этого не начнет мечтать о таких же райских уголках у себя во дворе или на даче?!

Domofon Shutterstock.com

До личного знакомства с представителями моей профессии я держала в голове нечто вроде образа «прекрасной садовницы»: немного странноватая, непременно вдохновенная и бесконечно милая женщина или девушка, в джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке, в садовых перчатках и соломенной шляпе, с тачкой, лейкой и садовыми ножницами, любовно выращивает рассаду в горшочках и потом сама высаживает цветники. Хотя тот же Джон Брукс различает понятия «садовник», «ландшафтный дизайнер» и «ландшафтный архитектор». Мне его деление кажется несколько условным, и теперь уже по своему опыту я разделяю садовников, дендрологов и ландшафтных дизайнеров (многие из которых ещё и архитектурно подкованы). О последних и поговорим.

Дизайнер — это придумщик. Он придумывает не только красивые сочетания растений (учитывая при этом их требования к почве, свету и питанию), но и в идеале должен создать некую историю вашего участка. Концепцию. Например: мне однажды нужно было делать проект для большого участка, в центре которого находился дом, в правом дальнем углу — старый дуб, а в дальнем левом — беседка-барбекю. И возле беседки люди хотели альпийскую горку. А дом был в несколько сказочном стиле: башня со шпилем, разноуровневые скаты крыши, несколько труб, крылечко с козырьком необычной формы, окна полукруглые вверху. И я решила тогда создать историю Алисы в Стране чудес. Альпийская горка решалась в виде холма, в котором вырыта пещерка — норка Белого Кролика. Вокруг дома — розарий из белых и красных роз, как в саду Красной Королевы, орнаменты самшита высажены сердцами, у дуба -- лавочка для перекура, намёк на Синюю гусеницу с кальяном. И в композициях на участке использовались деревья с необычной окраской листвы или непривычной формы.

Но часто мы становимся заложниками стиля, который продиктован либо архитектурой здания, либо пожеланием клиента. Если дом выполнен в историческом стиле какой-то страны: Испания, Италия, Великобритания, Голландия, и украшен в стиле некой эпохи (ампир, барокко, рококо), то совершенно очевидно, что участок будет решаться так, как было принято в той стране в ту пору.

Еще люди могут рассказывать о своём понимании красоты и комфорта так: «Я отдыхал на озере Тахо, мне очень понравилась там природа, и я хочу, чтобы мой участок был похож на уголок оттуда», «Я люблю всё японское, поэтому хочу цукубаи, сакуры, бонсай, каменные фонари», «Я отдыхала в Крыму, там такие кипарисы, олеандры, можжевеловые деревья — можно что-то похожее сделать у меня?», «Я вот тут в журнале отметила цветники, которые мне нравятся…»
То есть в большинстве случаев у человека непременно будет своя картина «персонального рая» в голове. Вымечтанная или приблизительная. А наша задача — оформить всё это в возможности участка и кошелька заказчика.

Хотя и в таких случаях возможен выход из рамок. Когда ко мне пришла молодая клиентка, которая совершенно не разбиралась в растениях, и они с мужем только-только возвели очень интересный домик в голландском стиле на маленьком участке, у неё было два желания: чтобы было красиво и чтобы не было особых экзотов. Ей хотелось чего-то простого, душевного, что радовало бы глаз. Но с ней пришла её мама, садовод-любитель, которая тут же «перетянула одеяло» на себя, заткнула всем рот и положила на стол схему, что мы должны высадить, со словами «Я уже сама всё придумала!» Мало того, что дама вольно смешала растения, которые любят известковую почву с растениями, которые любят кислую, влажную, так она ещё в журналах нашла растения, которые прекрасно растут в Великобритании, но погибнут у нас. На мои робкие замечания трясла заметкой перед моими глазами и говорила «Тут же написано…» Да, конечно. Просто у нас под Киевом нет Гольфстрима.

Я нарисовала два варианта: мамин и наш, при следующей встрече объяснила различия в уходе и риски при каждой из предложенных схем. И было приятно узнать, что мама согласилась-таки на наш вариант. Очень, кстати, скромный. Просто сама идея была построена на зонировании пространств изгородями разной высоты и фактуры: от низких бордюрчиков самшита, через средние изгороди из кизильника блестящего, барбариса пурпурного, бирючины, до высоких секций стриженого граба и туи. Не съедая много пространства вширь, эти изгороди создали рамки для хаотических посадок других кустарников: жасмина, гортензии, спирей Вангутта, дейции, кольквиции, вейгел и пузыреплодника пурпурнолистного.

Как видно — творчество присутствует при составлении генплана. Именно той концепции, истории, впечатления от участка. Это всё в идеале должно потом в итоге реализоваться.

Из своих личных неудач могу вспомнить, как моё творчество было, мягко говоря, не в кассу. На одном участке хозяин хотел получить строгий современный стиль, утвердили проект. Так как участок был большой, то высаживали поэтапно, три года. Так вот через два выяснилось, что мои решения очень нравились хозяину, они как раз совпадали с его пониманием комфорта и красоты, но совершенно не радовали хозяйку, даже раздражали. Так как дом стоял на берегу канала, а перед домом — длинный бассейн вдоль набережной, хозяин хотел загородиться от канала и от любопытных соседей плотными посадками. Чтобы можно было без стеснения ходить в халате или плавках от бассейна к зоне с шезлонгами и к дому. Хозяйка же, поклонница системы фэн-шуй, уверяла, что мы перекрываем циркуляцию энергии ци от воды в канале, что это приведёт к негативным последствиям в её жизни и в жизни её семьи, и хотела вообще чистое пространство, но в качестве компромисса согласилась сделать «разрывы» в изгородях. Словом, в семейной битве проиграла я — хозяйка в последний год досаживала что желала, где желала, а я на участке больше не появлялась. И таких «недопетых песен» в жизни каждого ландшафтника парочка-тройка есть.

Дальше начинается инженерия… Генплан вы превращаете в технические листы: разбивочный чертёж для строителей, дендроплан для поливщиков и высадок, сечения ступеней, водопадов, фонтанов, выбор материалов, схема освещения и выбор светильников…

Так что в каждом процессе есть и творчество, и вдохновение, и рутина. Это как придумать себе в голове изысканный салат, а потом придётся же идти на рынок, резать овощи и готовить заправку — естественная повседневная работа. Главное — чтобы итог радовал!

Обновлено 25.04.2018
Статья размещена на сайте 16.06.2012

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • al di Читатель 13 июля 2012 в 19:05 отредактирован 27 мая 2018 в 15:35

    Ксения, а как же большие мастера, такие, как Жак Виртц, например?

    почему? он начал экспериментировать и выработал свой язык
    хотя мир тот же самый
    просто кто-то клепает под копирку и получается унылое г., которыми забиты ландшафтные журналы

    либо подстраиваешься под того, кому делаешь, со всеми их итальянскими озерами и прочей дребеденью
    либо воспитываешь, упрямишься, зато в итоге нарабатываешь СВОЕ портфолио и свой почерк

    • al di, мне, к сожалению, ваши исправления не приходят на почту.
      Я вот сейчас увидела -- вы добавили последнюю фразу.

      У нас на фирме каждый сотрудник так или иначе работает своим почерком. Я могу вытащить проект и догадаться, кто его разрабатывал.
      Повторюсь: не обязаны хорошие дизайнеры воевать с клиентом. Это не называется подстраиваться, я писала об этом в статье "Как выбрать ландшафтного дизайнера?", но учитывать пожелания заказчика -- обязан! Этому человеку потом жить в этом саду. Это -- его персональный рай. И это нужно уважать.
      Когда мне через три года звонит клиент и говорит спасибо, и поздравляет с Новом годом ежегодно -- это приятно. Это значит -- я справилась!
      Приятно, когда кто-то доходит до высот, становится известным, его работы берёшь за образец. И плох был бы тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но на первом месте должны быть такие понятия, как качественная работа, саморазвитие. А потом уже амбиции.
      У нас на фирме много амбициозных талантливых и умных, творческих студентов проходили практику. Но потом не стали даже продолжать заниматься ландшафтным дизайном. Потому что думали, что будут как Френк Л. Райт: диктовать заказчику. Нет. Это надо заслужить.

    • al di, на эксперементы должен быть спрос.
      Розмари Александер своему ученику Энди Стёрджену выдала диплом лишь через три года после окончания его обучения, когда увидела, что его работы безумно популярны в Америке, он имеет спрос и считается стильным.
      А когда она продала своё английское поместье итальянцам, владельцам модного дома, и те высадили на фасаде цветник в виде манишки пиджака, то она сказала, что ей лично это не нравится. Но есть любители. Поэтому её личное мнение она выпячивать не собирается.
      Так что не все обязаны выпячивать себя, вырабатывать свои фишки (как, например, Марино Новелло), а просто хорошо делать свою работу.
      Тот же Новелло, став заложником своих придуманных под себя решений, теперь уже не может создать ничего нового. Он все свои участки решает одинаково: те же трельяжи, те же беседки, те же ширмы и прочее.
      А журналы журналам рознь, да и стилей -- великое множество.
      Смешно сказать: я раньше совсем современный стиль не понимала, не принимала, не могла бы сделать. А сейчас -- делаю такие участки на фирме лучше сотрудниц

  • Очень интересная статья, Ксения! Я так была далека о ландшафтных забот на даче, что даже не задумывалась о том, что это вообще такое - ландшафтный дизайн. И на многое не замахивалась. Я и сейчас еще просто подсаживаю какие-то простые цветочки на еще не сформированную клумбу, в надежде, что они вырастут и зацветут, и будут меня радовать. Так как на даче я бываю нечасто, то и радоваться приходится от случая к случаю. Потому что в один раз мои цветочки еще не распустились, а в следующий приезд - уже отцвели... Но - мечтаю! Надеюсь,что изменения на даче не заставят нас долго ждать и я смогу чаще любоваться своими творениями. Ваша статья появилась очень кстати, она заставила меня задуматься о серьезности моих намерений. Да к тому же теперь серьезнее надо подходить и к выбору растений. Но я не знаю - какая у меня почва, что там будет лучше расти, а с чем вообще не связываться. Например, я уже лет 12-13 пытаюсь вырастить на участке розы, я их обожаю. Но не получалось почему-то. В этом году впервые я получила цветущие кустики роз, которые удовлетворили мои мечты.
    Что скажете, Ксения, где можно поискать что-либо о почвах и подходящих к ним растениях? Это реально - самостоятельно получить (без подсказки специалиста, занимающегося ландшафтными работами) хороший цветущий участок? Или все же надо поднатужиться и нанять хорошего специалиста? И, простите, сколько это может стоить?

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Смуровская, если у вас есть листочек с планом вашей дачи (размеры, домик, дорожка) и вы знаете, где солнце всходит, а где заходит, то можно придти в любой садовый центр и попросить девочек подобрать растения для тенистых уголков, для солнечных участков и для полутени. Многие площадки по продажам растений нанимают специалиста, который вам всё подберёт, а не просто продавцов.
      О почве можно узнать, если посмотреть, какие деревья в природе растут вокруг. Сосна, берёза указывают на песчаную почву; ива, ольха -- тяжёлая, глинистая; липа, клён -- слабокислая почва.
      Хотя если вы не планируете сажать крупных деревьев, то просто можете выбрать в клумбе на метр (для кустарников) или на 30см (для многолетников) свой грунт и завезти на его место плодородную почву.
      Так же в многих садовых центрах продают каталоги растений. В Киеве самый популярный каталог польских питомников, зелёная книжица А4 формата толщиной с большой палец руки, в ней есть фотографии растений, обозначена их зона произрастания, предпочтения по свету, а также схематический рисуночек человека и растения рядом, чтобы вы знали, до каких масштабов оно вырастет.
      Поэтому самому можно и нужно делать, было бы желание и вкус

  • Я в дизайнеры пойду! пусть меня научат!
    Ксюша, как всегда, замечательная статья, которая показывает лицом твою профессиюю

    Оценка статьи: 5

  • Ксения, какая у Вас замечательная рутина!
    Успехов Вам в садовом творчестве и в написании статей.

    Оценка статьи: 5

  • Ксения Печий, интересно ! А знаете, мне очень нравится, когда непрофессионалы-хозяева привносят в сад что-то своё. Недавно была на экскурсии по садам местных владельцев. Больше всех мне понравились те, в которых возится сама хозяйка или хозяин, максимум с одним человеком в помощь. Там, где на полной ставке трудится садовник и Cо, богато, красиво, просто шикарно, но похоже на общественный парк .

    Оценка статьи: 5

    • Алина Еремеева, понимаете: хозяева хозяевам рознь.
      Когда моя подруга сделала одной семье "средиземноморский сад", потому что им нравились мотивы итальянских винодельческих деревень, а потом оказалось, что хозяйка в специально разработанных цветниках, где соседствовали лаванда, вероника, монарда и другие растения, имитирующие Юг Италии, понавысаживала чёрнобрывцев, георгин, настурций, хризантем и выглушила начисто всё, что там было, то возник вопрос -- а зачем было стараться?

      Так же у меня была крайне неуверенная клиентка, которая по три раза в год пресаживала всё, что росло на участке, на новые места. Я ей реализовала три абсолютно разных дендроплана. И через каждые три недели начиналась истерика: "Я проснулась, выглянула в окно -- а там всё не то!!!" На четвёртой истерике мы с нею попрощались. Она потом сказала, что пересадила всё так, как хотела. Шеф наш, глянув через забор, буркнул, что мол, не надо было вызывать дизайнеров ради того, чтобы в итоге сделать дерьмо. Девушки с питомника, где мы выращиваем растения, рассказывают -- барышня та, неуверенная, до сих пор к ним ездит, покупает новые растения и пытается уговорить их забрать с участка первые.

      А есть очень интересные хозяева, с которыми безумно интересно работать. Так у меня есть любимая клиентка, она очень творческий человек, ставит высокие планки, придумывает многие идеи и её участок -- как картинка. И растёт дальше, потому что мы заложили некий скелет, который она до сих пор наполняет.

      Ещё одной приятной женщине наша работа дала толчок заниматься потом цветниками самой. И у неё прекрасно получается!

      А садовник в странах бывшего СНГ -- не дизайнер. Он просто должен поддерживать в порядке участок (стрижка, обрезка, подкормка, обработка от вредителей, прополка и прочее).
      Это за границей (как писал Брукс) -- садовник может советовать что-то пересадить или добавить.

  • Хорощая статья
    " началось с большой книги в твёрдой обложке автора Джона Брукса «Дизайн сада». " - либо: с "Дизайна сада" Джона Брукса - большой книги в твердой обложке, либо: с большой книги в твердой обложке - Джон Брукс, "Дизайн сада".
    В любом случае что-то надо сделать, чтоб не получалось, будто Джону Бруксу принадлежит обложка.
    Ксения, может, я уже где-то об этом писала - в комментариях. Но для статьи очень интересна тема поддержания жизни сада. Отработал ландшафтник проект, сдал - что дальше? Как сад развивается, как меняется в соответствии с переменами вкусов владельцев - или со сменой самих владельцев.Как дизайнер проектирует эти будущие перемены, возможно ли заложить при проектировании возможность безболезненной замены различных составляющих.
    А картинками бы хотелось видеть ваши фотки, Ксения, с ЯФ, - зачем жадничать!)))

  • Интересная статья, и написана хорошо, спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Ксения! Полезная информация и изложена хорошо. Спасибо - с удовольствием прочитала.

    Оценка статьи: 5

  • Ну разве можно сравнить с предыдущей статьей?
    Изумительно.