Одновременно малыш донимает маму своими капризами, постоянно дергая за халат. Бесконечное нытье порождает непреодолимое желание шлепнуть маленького мучителя по попе. И работа с ее постоянными авралами и требовательным крикливым начальником кажется воплощением рая… Знакомая ситуация?
Как же можно играть с ребенком, который еще не ходит в детский сад, одновременно занимаясь его развитием?
Самое простое занятие для развития способностей, которое первым приходит в голову, — рисование. Если ребенок совсем еще кроха, подойдут специальные пальчиковые краски: можно делать отпечатки пальчиков, ладошек, пяточек. Ребенку постарше, который уже умеет держать в руках карандаш или кисточку, пора доставать цветные карандаши, акварель, гуашь.
Дети не очень любят ограниченное пространство листа и постоянно норовят творить за его пределами. Поэтому, чтобы не испортить пол или стол, я предлагаю дочке рисовать на обратной стороне рулона старых обоев, который предварительно расстилаю по всей поверхности пола. А понравившиеся картинки мы просто потом вырезаем и оставляем на память.
Рисовать также можно и при помощи крупы. На ровную поверхность насыпаем тонким слоем манку или другой вид крупы, которую не жалко, и показываем малышу, как пальчиком можно выводить различные фигурки и узоры. Это очень увлекательное занятие, и моя дочка иногда может рисовать таким образом дольше пяти минут.
Можно придумать и другие игры с крупой: пересыпать ее из одной емкости в другую, с помощью ложки перекладывать из тарелки в тарелку, разделять смешанную крупу — например, разноцветную фасоль, или горох с чечевицей (конечно, обязательно под присмотром).
А еще из крупы получаются очень интересные аппликации. Густо намажьте лист бумаги клеем и дайте малышу посыпать на него манку или пшено. Вариантов изготовления настоящих шедевров детского «искусства» — великое множество, главное — подключить фантазию. Можно разные виды крупы наклеивать в хаотичном порядке, а можно выкладывать какой-то определенный рисунок. Кроме крупы, для аппликации подойдут кусочки цветной бумаги, сушеные листочки и ягоды, различные семена, специи, в общем, то, что есть под рукой и поддается приклеиванию.
Можно показывать ребенку различные обучающие фильмы. Сейчас в Интернете есть множество развивающих видеопрезентаций, в которых показаны буквы и цифры, цвета радуги и ноты, растения и животные, предметы интерьера, инструменты
Тут нам на помощь придет физкультминутка. В детских книжках, в журналах для мам и на просторах всезнающего Интернета можно найти немало примеров, в которых в стихотворной форме обыграны различные упражнения. Если таких у вас нет, просто рассказывайте ребенку любое стихотворение и выполняйте движения, которые больше вам обоим нравятся: повороты, приседания, наклоны, махи руками и ногами
Хорошее настроение будет обеспечено. Спортивные занятия можно разнообразить прохождением полосы препятствий. Ее можно соорудить буквально за пять минут, вооружившись теми предметами быта и домашней обстановки, какие не повредят интерьеру и будут достаточно безопасными для малыша. Это мячи, скакалки, обручи и диванные подушки, большие ведра и картонные коробки, тазы, табуретки, стулья и скамейки — перечислять можно долго. Придумайте небольшую историю и отправляйтесь с малышом в увлекательное путешествие в поисках сокровищ или на выручку любимого героя.
Отдохнуть после такой физической нагрузки можно за лепкой из пластилина. Совсем маленькие дети могут катать колбаски и шарики, а дети постарше вполне могут вылепить морковку или зайчика с ежиком.
А если хочется сохранить свою поделку, то лучше лепить из соленого теста. Приготовить его легко: надо смешать по стакану муки и соли мелкого помола с одной столовой ложкой растительного масла и половиной стакана воды. Тесто можно подкрасить соком свеклы и моркови, зеленкой, какао или пищевыми красителями. Еще вариант — уже готовое (высушенное в духовке) изделие раскрасить гуашью или акриловыми красками.
«А как же домашние дела?» — спросите вы. Конечно, хорошо, когда ребенок занят, но ужин для папы никто не отменял, и стирки накопилась целая гора. Все ежедневные домашние обязанности можно попробовать выполнять вместе с малышом — для него это будет еще одной игрой: пока вы чистите овощи, ребенок может их раскладывать на столе в произвольном порядке, пока вы подметаете пол — пусть подержит совок.
А белье из машинки выкладывать по силам даже годовалому ребенку (делюсь собственным опытом). Помогают развешивать белье, подавая вещи по одной, малыши тоже с огромным удовольствием, заодно можно и цвета выучить, и названия одежды. Разные ненужные бумажки малыш уже тоже может выбросить в мусорное ведро и со стола стереть губкой.
Я убедилась, что домашние обязанности в игровой форме вполне можно выполнять с малышом. Конечно, идеального порядка никто не гарантирует, но что-то полезное для дома и семьи сделать обязательно получится, главное — увлечь этим малыша.
Ну, а если ни один из вышеперечисленных советов на тему «чем занять ребенка» не помогает, что ж, придется одеться потеплее, достать резиновые сапоги, взять дождевики с зонтиками и отправляться с ребенком на улицу мерить лужи. Не стесняйтесь никого и сами попробуйте порезвиться, вспомнив детство. Вот увидите, сколько восторга и счастья будет в глазах вашего малыша.
Люба Мельник, я обсуждаю статью, а не свои принципы. Мною сделаны замечания к отдельным фразам статьи, в которых изложены воззрения женщины, недавно ставшей мамой, противоречащие Законам психофизиологического развития ребенка. Судя по Вашим замечаниям, неоднократно сделанным в мой адрес, Вы разделяете те же заблуждения.
Мне очень жаль, что Вам, как модератору, имеющему большой жизненный опыт, Законы психофизиологического развития детей мало известны. Не знаю, как Вы, но я за последнюю четверть века, имею возможность постоянно наблюдать за развитием детей в различных семьях, учитывающих и не учитывающих эти природные Законы. И воочию вижу последствия от игнорирования нужд ребенка в угоду «интересов» кого-то.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, и снова: здесь обсуждается статья, а не ваши предположения о чьих-либо воззрениях. И - не замечания модератора. Не повторяйтесь и не флудите. Комментарий удален, сюда не возвращайтесь.
0 Ответить
Мне Ваша статья понравилась. И по-доброму описано, и дельные советы даны. У нас в феврале ожидается дочка, так что я с увлечением читаю все, что мало-мальски относится к детям, и пытаюсь запомнить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мария, спасибо за положительный отзыв! очень приятно читать такие комментарии)))
0 Ответить
Алена Гроза, Неплохой обмен опытом для первомам, но сделаю небольшие замечания:
• На Вашу фразу: "Как же можно играть с ребенком, который еще не ходит в детский сад, одновременно занимаясь его развитием?" - замечу, что до 3 лет детский сад не имеет никакого отношения, ни к игре с ребенком, ни к его развитию. До трех лет вся жизнь ребенка, все его развитие идет путем познания и освоения окружающего мира через совместную деятельность с мамой. Оторвете ребенка от себя до 3 лет и передадите его на руки воспитателей детсада, няни, бабушки… и аукнется это Вам в будущем, как бы «руки» не были бы «теплыми, ласковыми, любящими». Только в единение с мамой (её телом, запахом, голосом, взглядом…) ребенок в первые три года нормально РАЗВИВАЕТСЯ - Закон психофизиологического развития homo sapiens.
• А на Ваше предложение: «Можно показывать ребенку различные обучающие фильмы. Сейчас в Интернете есть множество развивающих видеопрезентаций, в которых показаны буквы и цифры, цвета радуги и ноты, растения и животные, предметы интерьера, инструменты и т.д.» - замечу, что всему своё время. До трех лет познание мира в единении с мамой, с трех до 6-7 в игре и только с 6 – 7 летнего возраста, когда завершится развитие лобных долей мозга, учебная деятельность. Хотя уже в пять лет многие дети могут научиться читать – но зачем им это надо? Есть много других дел для познания окружающего мира и развития.
0 Ответить
Вячеслав Озеров, здесь обсуждается статья, а не ваши принципы воспитания, многократно декларированные в блогах прочих статей. Пишите об этом в своих статьях - и не пытайтесь увести обсуждение данной статьи в вашу тему.
0 Ответить