Наталия Еременко Профессионал

Зачем читать ребенку одну и ту же сказку?

«Мама, почитай мне «Колобка»… В сотый раз… За сегодня… Ну кто же не слышал эти просьбы почитать любимую деткину книгу снова и снова?

CandyBox Images, Shutterstock.com

Я в свое время, когда еще читала старшей дочери, всегда старалась ее отговорить от этой затеи и настойчиво предлагала почитать новую книгу, ведь у нас их очень много и все интересные. Я считала, что гораздо полезнее узнавать новую информацию, читать как можно больше, чтобы ребенок рос и развивался, как говорится, не по дням, а по часам.

Каково же было мое удивление, когда однажды в садике, на стенде с информацией для родителей, я прочла статью о том, что детям полезно читать их любимые сказки по нескольку раз. Оказывается, я все делала неправильно, но еще не поздно было исправиться, что я и сделала.

Поэтому, если вы хотите, чтобы чтение сказок вашему малышу приносило максимальный результат и способствовало его интеллектуальному и эмоциональному развитию более эффективно, читайте дальше и узнаете, что…

Если ваш малыш просит прочесть одну и ту же книгу снова и снова — это очень хорошо. Это говорит о том, что именно эта книга нашла отклик где-то в душе крохи и полностью соответствует его нынешнему эмоциональному состоянию, так сказать, вошла в резонанс с малышом. Это также свидетельствует о том, что книга полностью понята и принята малышом, что не осталось невыясненных или недопонятых моментов, пугающих или отталкивающих элементов.

Наверняка, у вас есть любимые книги или кинофильмы, которые вы читали или смотрели по сто раз и готовы это повторить еще столько же. Так почему же мы не хотим признавать за свои малышом права на то же самое?

Тот факт, что малыш знает наперед, чем история закончится, формирует в его сознании уверенность в будущем и в его положительном результате, т. е. он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности, все будет хорошо. Кто поспорит с тем, что оптимистом быть веселее и продуктивнее, чем пессимистом? Таким образом, проигрывая один и тот же сценарий по несколько раз, малыш прочно усваивает мысль, что безвыходных ситуаций не бывает и что, даже если тебя съели — у тебя все равно остается два выхода…

Когда вы читаете малышу сказку — он находится в мире своих фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, т. е. испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными. Не забывайте, что нервная система малыша еще не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы «оформить» и принять свои чувства, эмоции. Так, по кирпичику складывая свои чувства к героям любимой сказки, малыш получит в свою «жизненную копилочку» несколько сформированных эмоций.

Используйте повторное чтение для развития речи малыша. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи ребенка как таковой.

Что значит «по-разному»? После того как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребенком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем еще быстрее и т. д., доходя до темпа скороговорки — так вы научите малыша воспринимать информацию на слух и в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой — это периодически останавливаться и спрашивать малыша о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.

Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления малыша. Дочитав до определенного момента, попросите ребенка придумать продолжение. Сочиняйте вместе с ним свою сказку. Причем этот способ можно с успехом применять несколько раз: сначала пусть кроха придумает другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и т. д. Возможно, малышу понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов «Жили-были…».

Ну и конечно, уже знакомый вам способ работы с книгой — это обсуждение картинок. Пусть малыш расскажет, что или кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация. Картинки можно также использовать для сочинения своей сказки.

К сожалению, это все, что я помню из той статьи… Но даже этого вполне достаточно для того, чтобы скучное чтение «Колобка» в сотый раз за сегодня превратилось в увлекательное и полезное занятие.

Желаю вам приятного чтения и творческих успехов вашему малышу!

Обновлено 26.12.2012
Статья размещена на сайте 25.12.2012

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Финн Читатель 8 мая 2013 в 00:09 отредактирован 27 мая 2018 в 20:07

    Понравилось

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Убийца МУХ/Trickster/, ну, я не модератор, может, соизволите прочитать. То, что Вы привели - этот нудота и умничанье.

      Оценка статьи: 5

  • Oxana Devi Читатель 28 декабря 2012 в 23:09 отредактирован 27 мая 2018 в 15:34

    Надо же.. а я, наоборот, как автор, всегда хочу прочесть детям что-то новое, расширить кругозор, так сказать, а зря..

    • Oxana Devi, прежде чем, что-то "расширять", надо что-то создать. Поэтому дети и просят почитать ещё раз, и ещё раз, и... А уж потом начинают сами расширять, если им читали, читали, читали...

      Оценка статьи: 5

  • Мне понравилось, что в статье нет нравоучений и отсутствует менторский тон.

    Оценка статьи: 5

    • Александр Петров, спасибо . Я не люблю, когда мне навязывают свое мнение на тему как воспитывать моего ребенка, потому и сама не претендую на истину в последней инстанции. У каждого своя голова на плечах.

  • Если предположить, что чтение старых сказок - это как посещение своих хороших друзей, то => отказ читать новые - боится/не_хочет заводить новых друзей. Если с этим согласимся - то делаем выводы и придумываем корректировку поведения. IMHO.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, ну это же до поры-до времени. Приходит время и малыш уже сам захочет новых историй и новых впечатлений. Речь о том, что не стоит торопить это время и подгонять ребенка. Нужно дать ему возможность закрепить свои эмоции и созреть для их восприятия без срывов.

  • Интересно! )

    Оценка статьи: 5

  • Моя дочь в детстве заставляла читать каждый вечер одну и ту же сказку: "Три поросенка".

  • Малышу надо читать одну и ту же сказку (книжку) столько раз, сколько он просит. Но желательно читать каждый раз с какими либо вариациями (дополненими, уточнениями, розыграшими и т.д.).

    Оценка статьи: 5

    • Убийца МУХ/Trickster/ Читатель 2 января 2013 в 18:20 отредактирован 27 мая 2018 в 20:04

      Вячеслав Озеров, ...странно..педагог и "такое" мнение..Вы не понимаете причины и следствия? "Искажая" первоисточник "вариациями (дополненими, уточнениями, розыграшими и т.д.)" - вы искажаете пространственную ориентацию...результат, ОБЯЗАТЕЛЬНО, даст себя знать. Как пример - рекомендуемые вами "вариациями (дополненими, уточнениями, розыграшими и т.д.)" уже применяются, в полный рост, относительно библии..Оглянитесь - результат налицо...
      Так что..если не сами сказку написали...не стоит и портить..

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 2 января 2013 в 19:15 отредактирован 2 января 2013 в 19:16

        Убийца МУХ/Trickster/, Библию надо начинать читать детям не тогда, когда их интересует "Курочка Ряба", "Колобок", "Лунтик"...., а несколько позже. И при этом целесообразнее использовать текст, адаптированный для ребенка соответствующего возраста, например, свой текст для 5-летки, и свой для 15-летки.
        Я же прочитал Библию, будучи взрослым, и ни лучше, и ни хуже от этого не стал.

        Оценка статьи: 5

        • Комментарий удален
          • Убийца МУХ/Trickster/, "то вам сначала надообьяснить, что все заповеди, изначально, собраны в одну "НЕ ГРЕШИ"," - а вот и неправы - первая заповедь - НЕ РОДИСЬ, а, уж, нарушив ее, чего уж...Что-то там про гордыню, по которой лучше учиться самому, а не учить других...

            Оценка статьи: 5

    • Оксана С Оксана С Читатель 28 декабря 2012 в 11:10 отредактирован 28 декабря 2012 в 14:32

      Мы с сыном постоянно читали "Трех поросят".
      А потом я ему предложила рассказать немного другую сказочку про поросят. И заменила имена Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф на имена его самого (сына) и его двоюродных братика и сестрички. читать дальше →

      Ну и придумывала им новые приключения, добавляла каких-то новых героев... Восторг ребенка был неописуем!
      Ну и дальше от меня в течение довольно длительного времени требовалось рассказывать именно эту сказку. Конечно, я предлагала сынульке тоже участвовать в сочинительстве: "А куда пошли поросята? Что они делали? Как ты думаешь, что ответил это поросенок? А что бы сказал тот?" и т.п.

      А потом на долгое время "случился" мультфильм "101 долматин": ежедневно по приходу из детсада смотрели.