Надежда Задорожная Профессионал

Быть или не быть детскому саду в жизни ребенка?

Были времена, когда все дети до 6−7 лет находились дома, а их воспитанием занимались мамы, бабушки, няни, гувернантки… — кому как повезет. Других вариантов не было, поскольку первые детские сады в России были открыты лишь в 60-е годы 19 века (в 1914 году их насчитывалось всего 150 — это примерно 4000 детей).

Zurijeta, Shutterstock.com

Затем наступила эра яслей и детских садов. Как правило, наши мамы и бабушки не мучились вопросом, отдавать или нет ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Причем нормой было посещение детского сада с года-полутора, а иногда и еще раньше — ведь на этот случай существовали ясли, принимавшие малышей с двух месяцев. Развитие общественного воспитания было обусловлено экономическими запросами того времени — все женщины должны были трудиться на благо Отечества.

Сейчас ситуация изменилась. У современных родителей есть выбор: быть или не быть детскому саду в жизни ребенка. Когда малыш достигает возраста 1,5−2 года, многие родители начинают задумываться о том, как дальше построить обучение и воспитание своего чада.

В последнее время наметилась тенденция оставлять ребенка на домашнем воспитании. Причины этого в большом дефиците мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также в недоверии детским садам, которые не справляются со своими задачами. Рассмотрим плюсы и минусы общественного и домашнего воспитания.

Без сомнения, главным достоинством детского сада является социализация. Иными словами, подготовка ребенка к жизни в обществе, освоение им норм поведения. В детском саду ребенок приобретает опыт общения не только с близкими, любящими его людьми, но и с ровесниками, с воспитателями и нянечками, которые к нему могут испытывать самые разнообразные чувства. Также малыш учится уважать старших, слушаться их, выполнять их поручения и требования, соблюдать дисциплину. Ребенок таким образом приобретает необходимые навыки социального поведения.

Также детский сад приучает малыша к оптимальному для растущего организма режиму дня. В дальнейшем это поможет ребенку и при адаптации к школе.

Как показывает практика, малыши, посещающие детский сад, более самостоятельны. Они быстрее овладевают речевыми навыками, поскольку общение со сверстниками стимулирует развитие.

В обязанности воспитателей входит проведение развивающих занятий с детьми. В домашних условиях не всегда можно, например, найти возможности для проведения музыкальных или физкультурных занятий.

Однако есть и минусы воспитания ребенка в детском саду. Инфекционные заболевания, не всегда благоприятный психологический климат в садике, отсутствие индивидуального подхода к ребенку, обделенность вниманием воспитателя (в группе 25−30 человек), опасность травмирования, непедагогические методы воздействия воспитателей на детей и т. д. — это далеко не весь список обстоятельств, которые омрачают пребывание ребенка в детском саду…

К тому же начало посещения дошкольного образовательного учреждения для ребенка всегда стресс. Большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель, громкие разговоры, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми — все это непривычно для ребенка. Длительное пребывание малыша в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза и замедлению темпа психофизического развития.

Рассмотрим более детально и домашнее воспитание. Прежде всего, в домашних условиях можно обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Если программа обучения, воспитания, распорядок дня в детском саду ориентированы на среднестатистического ребенка, то дома есть возможность учитывать личные особенности и склонности малыша, с учетом которых установить режим занятий, прогулок и приема пищи.

Также плюсом домашнего воспитания является и то, что ребенок под постоянным надежным присмотром. В домашних условиях можно обеспечить и более высокое качество питания. Это особенно актуально для детей, страдающих от пищевых аллергий.

Дома ребенок намного меньше рискует подхватить от сверстников инфекционные заболевания или паразитов.

Однако некоторые плюсы воспитания в домашних условиях могут обернуться минусами. Известно, что некоторые заболевания легче переносятся в детском возрасте и при этом не сопровождаются осложнениями. Это, например, краснуха, ветрянка, свинка… В этом плане детский сад дает больше возможностей для приобретения иммунитета.

Индивидуальный режим занятий в дальнейшем может осложнить процесс привыкания к школе, потому что в школу ребенок вынужден будет ходить не тогда, когда ему это удобно, а в соответствии с расписанием. Чем позже он столкнется с первым «надо», тем сложнее будет ему в дальнейшем.

В домашних условиях гораздо меньше возможностей для приобретения ребенком социальных навыков, чем в детском саду. Общение со сверстниками и посторонними взрослыми людьми, происходящее в дошкольном учреждении само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей. В садике дети учатся делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать, умерять свои желания и учитывать интересы других. В домашних условиях эти навыки малыш усваивает несколько позднее. Интересный факт: если ребенок ходит в детский сад, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или совсем исчезает; при домашнем воспитании это происходит только к 6 годам, а иногда эгоцентризм сохраняется и до 7−8 лет.

Так быть или не быть детскому саду в жизни ребенка? Что выбрать: детский сад или домашнее воспитание? Думаю, каждый из родителей должен решать сам, что подойдет его ребенку больше. К тому же надо учитывать и то, готов ли сам ребенок к началу нового этапа в своей жизни под названием «детский сад».

А может, выбрать золотую середину между садиком и домом? Есть, например, такая практика: до 4 лет ребенок находится на домашнем воспитании, но примерно с 3 лет посещает несколько раз в неделю развивающие кружки. Однако с 4 лет ребенок все-таки начинает ходить в детский сад. В этом случае плюсы обеих систем воспитания налицо.

Обновлено 17.03.2016
Статья размещена на сайте 24.03.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Про инфекционные заболевания, автор прав только частично. Действительно в детском саду ребенок часто болеет, но тем самым его организм адаптируется к социуму и вырабатывает иммунитет. Проскочив этот период домашним воспитанием, в школе ребенок столкнется с теми же проблемами, только тогда его болезни будут переноситься тяжелее (что отметил автор), и, во-вторых, пропуски школы гораздо вреднее для становления и образования ребенка, чем детский садик в 2-3-х летнем возрасте.
    Среди одноклассников моего ребенка в начальной школе были детки без детсадовского опыта - иллюстрация более чем наглядная!

    • Сергей Кривощеков,я тоже считаю это преувеличенным. Единицы таких детей, которые просто не могут по состоянию здоровья посещать садик, т.к. переходят из одной болезни в другую. Я бы не сказала, что дочка в садике стала сильнее болеть - примерно также, и дома когда была - тоже простывала.

      Оценка статьи: 5

  • Хорошая вдумчивая статья. Еще есть мнение, что двухлетние дети легче переносят детский сад, чем 4-летние. Я не знаю, где какая ситуация, но у нас в Ростове ребенка можно отдать только с 3 лет, ясельных групп очень мало и туда невозможно попасть.

    Оценка статьи: 5