Татьяна Морозова Мастер

Как сделать эффективными методы убеждения и внушения в воспитании?

Личность формируется многими обстоятельствами, дорогие читатели, в том числе психологическим воздействием одного человека на другого, осуществляемым методами убеждения и внушения. Методы эти используются с целью формирования определённых взглядов и различных установок.

Вы ведь не будете возражать, что убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания, и оно требует активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого. Убеждение должно удовлетворять определённым требованиям для того, чтобы быть действенным:

Разговор должен быть понятен, доступен и отвечать уровню возрастного развития убеждаемого. Если ребёнок не знает смысла отдельных слов, Вами произносимых, убеждение не будет эффективным.

Убеждение должно проводиться с учётом индивидуальных особенностей воспитанника.

Убеждение должно содержать наряду с обобщёнными положениями (например — правилами) конкретные примеры.

Убеждение должно быть логичным, последовательным, доказательным.

Убеждение может включать анализ происшествий, фактов поведения.

Убеждающий должен верить в то, что он утверждает.

Убеждение не должно сводиться к прочтению морали.

С помощью убеждения можно перестроить сознание воспитанника, проявить у него желание поменять образ жизни, побудить подростка к самовоспитанию. Однако наиболее положительный и стойкий результат выявляется при сочетании различных методов воспитания и перевоспитания: убеждения и внушения, отвлечения, приучения. Не будем забывать при этом, что к чтению проповедей подростки относятся скептически, иронически.

Внушение представляет собой психологическое воздействие одного лица на другое лицо или на группу лиц, рассчитанное на некритическое восприятие, способ воздействия на человека, когда что-то утверждается или отрицается без доказательств, без логического объяснения. Внушение обладает большой силой: известны многочисленные случаи, когда прикосновение к холодному предмету вызывало у внушаемого сильнейший ожог, язвы на руках и ногах, угасание жизни и многое другое.

Внушение и внушаемость, самовнушение и самовнушаемость являются важными аспектами воспитания и самовоспитания. По словарю Даля внушать — значит вселять, внедрять, передавать, поселять в мыслях, помыслах, побуждать к принятию передаваемого словами или иным способом. Если убеждение заставляет работать ум — думать, спорить, выбирать, то внушение не требует умственных усилий, и поэтому человек, не привыкший к самостоятельному размышлению, легко внушаем.

Однако, как правило, убеждая, внушают и наоборот — внушая, убеждают. С раннего детства малыши впитывают элементарные нормы поведения и отношений. Родители стараются внушить правильное нравственное поведение, но оказывается, что воспринято и отрицательное к большому удивлению взрослых: «Откуда это у него?». Они забывают, что внушается ребёнку только то, что несёт в себе сильный эмоциональный заряд. Неискреннюю проповедь ребёнок не воспримет. Внушается только то, о чём родители говорят искренне.

Внушают словом, жестом, выражением лица, своим поведением. И, как правило, не слова о других внушают, а истинное к ним отношение. Учтите, дорогие родители, как Вы сами относитесь к событиям жизни, к окружающим Вас людям не на словах, а на деле, так и Ваши дети будут к ним относиться: «Яблоко от яблоньки…». Основной внушающей силой в семье обладает тот, кто имеет наибольший авторитет. Если Вы внушите, что нет честных людей, что вокруг одни жулики, то ребёнок не будет никому верить, не воспримет доброту и участие. Если Вы внушите пренебрежение к чужой жизни, то и у отпрыска Вашего сложится стойкий стереотип поведения с таким же отношением.

С детства внушается ребёнку и установка на самого себя. Педагогическая и медицинская практика свидетельствует о сильной внушаемости детей. Внушение в детстве разумного, доброго — залог невосприимчивости к дурному влиянию, ярко проявляющийся в подростковом возрасте. Подросток повышенно внушаем своими сверстниками, и ему уже многое внушено с детства: и истинное и ложное, хотя всё в нашем мире относительно. Для того, чтобы преодолеть то отрицательное, что внушено с детства, приходится сочетать силу убеждения с силой внушения в аргументированном, мотивированном самовнушении.

Для мотивированного самовнушения требуется довольно высокий уровень ума и воли. Ум требует постоянной тренировки — привычка мыслить углублённо, не отвлекаясь, развивает его. В достижении жизненных целей необходима сильная и гибкая воля. Умный человек, убедившись, что цель нереальна, решительно изменяет путь. Для самовоспитания и самосовершенствования больше всего необходима сильная воля, и она должна сочетаться не только с умом, но и с нравственностью — благородством, добротой и гуманностью.

Труднее всего оказывается бороться с самим собой: мешают то неуверенность, сомнения, нерешительность, то лень, искушения различные. Тот, кто разобрался в себе, может контролировать себя, владеть собой, разобраться в других и изменять жизненную ситуацию. Удачи Вам, друзья!

Обновлено 9.06.2007
Статья размещена на сайте 26.05.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо! Очень интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Простите Татьяна, но мне показалась статья скучноватой. Я ни в коей мере не хочу задеть ваших чувств, как автора, но вы можете писать гораздо интереснее.

    Оценка статьи: 3

  • Очень все это неоднозначно!

    Дома - одно, на улице - другое, в школе - третье. Взгляды родителей, естественно, не совпадают ни с улицей, ни со школой.

    Я могу подробно рассмотреть только один пример: ребенок учится в классе, где у большинства детей отношение у учебе весьма прохладное. (Конечно, есть разные дети, но я говорю о том, с чем неоднократно сталкивался сам). Ваш ребенок примет психологию группы - он не будет никуда тянуться, пока в классе не изменится общий настрой. Причем эти перемены иногда наступают настолько поздно, что упущенное вернуть очень тяжело (если не сказать - уже нельзя).

    Авторитет учителей очень велик, перебороть его дома (особенно в начальной школе) невозможно. Хорошо, если учитель у вас не вызывает никаких неудовольствий. А если вы по собственному опыту знаете, что ребенок должен знать нечто, а в школе ему это не дают совсем или дают не так, как это знаете вы? Конец света! Ваше дитя может на всю жизнь остаться без таблицы умножения! Это, конечно, не катастрофа - без таблицы умножения, но есть очень много других вещей с той же участью.

    Компании друзей: особая статья. В этом случае (с раннего возраста), вы можете узнать о влиянии улицы только в том случае, если понаблюдаете за приятелями своих детей у себя дома. Только тогда вы сможете что-то эффективно внушить своим: с этим лучше не водить компанию, а от этого надо как можно дальше бежать и т.д.

    Это срабатывает тоже далеко не сразу, но все-таки срабатывает. Хорошо, если запаздывание не слишком велико.

    Но в любом случае нравоучения необходимы. Именно они являются той рамкой, той планкой к которой должен (по вашим представлениям) стремиться ваш ребенок.

  • От статей на эту тему ожидаешь каких-нибудь очень конкретных рекомендаций - с примерами и обоснованиями. Слишком общие рассуждения вызывают непроизвольный протест, хочется приводить примеры, когда всё это не работало - эффективными оказывались совсем другие методы. Сейчас, например, первое, что вспомнилось, - история из "Педагогической поэмы" Макаренко:

    "И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате.
    В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
    - Иди сам наруби, много вас тут!
    Это впервые ко мне обратились на "ты". В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
    Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
    - Простите, Антон Семенович...
    Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга..."

    • Люба Мельник Бывший модератор 26 мая 2007 в 09:43

      А вот это - как раз и сработало!
      Убеждение, внушение, формирование личности...
      Та братва, с которой Макаренко работал, по причине "звериного" (когда главная цель - выжить во что бы то ни стало) прошлого, особенно остро реагирует на искренность или вранье. Подростки вообще к вранью чувствительны, а уж эти-то - втройне. Они не могли не ощущать, что Макаренко, пытаясь остаться на "пед. канате" - лукавит, подавляет нормальные человеческие реакции - и на хамство, и на попытки провокций. Вот этот мордобой, когда он выдал свою нормальную реакцию на хамство и неуважение - это не могло не пробрать. Занятно другое - этот пацан ведь не бросился в драку, не попытался ответить ударом на удар. Потому что право Макаренко быть вожаком "стаи" подсознательно признавал.

  • Люба Мельник Бывший модератор 26 мая 2007 в 08:51

    Меня всегда раздражают попытки "оживить текст" искусственно - с помошью всяких вводных оборотов. Почему автор полагает, что если он напишет: "Личность формируется многими обстоятельствами, дорогие читатели, в том числе психологическим воздействием одного человека на другого" - это читателями будет воспринято с большим удовольствием, чем если бы написал без этого обращения "дорогие читатели". Или: "Вы ведь не будете возражать, что убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания". Почему не написать просто: "Убеждение является одним из основных методов воспитания и перевоспитания"? А если будем возражать - что тогда?
    Фразой, начинающейся с "вы не будете возражать", автор пытается ь вербовать своих сторонников, ВНУШАТЬ людям то, что следует за запятой.
    Пассаж о самовнушении, мне думается, здесь лишний. Большая часть статьи - о воспитании, о воздействии "одного человека на другого" - между прочим, почти очевидно речь идет о психол. воздействии взрослого воспитателя на воспитанника-ребенка. Кстати, и в тэгах значится "дети". Для цельности текста лучше бы и остаться в этих рамках.