Анна Бердникова Грандмастер

Ребенок боится опоздать. Что делать?

«Посоветуйте, пожалуйста, как бороться со страхом опоздания. У меня мальчик 6.5 лет. Пошел в 1-й класс. Детсад не посещал. Страх опоздать появился год назад, сын тогда посещал развивающие занятия, ходил туда несколько раз в неделю. Так получилось, что однажды мы опоздали на 5 мин на занятие. После этого все и началось…

Valeriy Lebedev, Shutterstock.com

С первого сентября панически боится опоздать в школу, начинает плакать, может довести себя до истерики. Все время меня спрашивает: «Мы не опоздаем?» Когда идем в школу, плачет и говорит, что все уже пришли и мы опаздываем. Как только заходит в школу, успокаивается. Боится опоздать везде, куда ходит. До школы идти 5 минут. Испробовала все возможные способы: поила валерьянкой и более серьезными препаратами, специально бужу пораньше, когда одевается — не тороплю, выходим заранее с большим запасом времени, показываю на часах, сколько нужно времени для того, чтобы дойти до школы и раздеться. Обычно никуда не опаздываем". Вопрос психологу.

Страх опоздать довольно редко бывает единственной и самостоятельной сложностью в жизни ребенка. Как правило, это часть комплексной проблемы, для решения которой требуется серьезный комплексный подход.

В своей книге «Дневные и ночные страхи у детей» известный детский психотерапевт А. И. Захаров пишет:

«В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: «А мы не опоздаем?», «А мы успеем?», «А ты придешь?»

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок «эмоционально перегорает» до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу — «все или ничего». Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей. Образно говоря, мальчики при навязчивом страхе опоздать боятся не успеть на свой мальчишеский поезд жизни, проносящийся без остановок из прошлого в будущее, минуя полустанок настоящего.

Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает".

Поэтому все усилия, направленные на изменение ситуации, можно разделить на глобальные и локальные.

К глобальным можно отнести анализ семейной ситуации, определение уровня категоричности воспитательных мер, оценка гибкости семейной воспитательной системы. Чем выше уровень тревожности родителей, чем меньше гибкости имеет воспитательная система, тем труднее ребенку разрешить себе право на ошибку, даже мысленно допустить, что он может опоздать и небо не упадет на землю.

К локальным усилиям можно отнести непосредственную работу с конкретным страхом: если бы страх опоздать в школу был страшным существом, как бы он выглядел? Представили? А теперь давайте представим, что это существо кто-то пригласил на день рождения, значит, существу надо привести себя в порядок: умыться, надеть что-то нарядное, сходить в парикмахерскую, постричь ногти, потренироваться быть вежливым. Если оно будет грубым на празднике, его ведь больше туда не пригласят… (мысль о том, что если быть страшным, то веселья не получится, придет ребенку следом как бы сама собой). Такое нарядное существо уже можно и нарисовать. И далее сочинять про него разные истории, как у него появляются друзья, какие приключения с ним происходят по мере его социализации. Вместе с адаптацией страха будет успокаиваться и ребенок.

При этом важно продолжать делать то, о чем пишет спрашивающая мать: будить заранее, структурировать время, не пугать опозданиями. Все наладится.

Обновлено 4.06.2013
Статья размещена на сайте 3.06.2013

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Вячеслав, что прочитали статью. Жаль ,что не особенно внимательно.Если бы читали внимательно, то заметили бы, что в контексте "Вместе с адаптацией страха будет успокаиваться и ребенок." говорится не собственно о чувстве страха, которое испытывает ребенок, а о существе, которое символизирует страх, об адаптации этого существа.

    • Анна Бердникова, я все прочитал внимательно и прекрасно понял, что и кто "страх". Также понял, что Вы при написании поста использовали свою профтерминологию, точнее говоря - профессиональный жаргон (техницизм). Но если профессиональный жаргон ещё как-то допустим "среди своих", то он не пригоден для общего восприятия.

      Оценка статьи: 2

  • Анна Бердникова, потрясен, до чего дошла семейная психология в Новосибирске, что может «АДАПТИРОВАТЬ СТРАХ», т.е. приспособить страх ребенка «к изменяющимся условиям внешней среды». Адаптация от лат. adapto — приспособляю, см. БСЭ, Википедия, Академик и т.д. и т.п.

    Рад, что в ИНСТИТУТЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ есть спецы, умеющие «адаптировать страх», особенно у мальчиков первоклассников «с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью». Правда, похоже, эти спецы не ведают, что "адаптированные страхи" рано или поздно вылезут, и чем ребенок станет старше, тем с большей силой.

    Оценка статьи: 2