• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Быть ли нежности в воспитании мальчика?

«Моему сыну 4,5 года. Иногда мне кажется, что в наших отношениях слишком много нежности. Люблю по утрам в постели с сыном поваляться, обнимать, щекотать, сидя на стуле, на руки взять покачать. Люблю поцеловать своего маленького мужичка прямо в губы, ему нравится.

Adrian Petrean Shutterstock.com

Он тоже сам иногда подходит ко мне первым: глаза зажмурит, губы вытянет, норовит чмокнуть так, что слюни летят во все стороны. Но иногда он избегает контакта, уклоняется, как будто и не нужна ему нежность наша вовсе. Муж меньше чем я, но тоже не прочь понежить. Может, пора сдерживать свои эмоции и уменьшить физический контакт? Как это может сказаться в будущем?" (Вопрос психологу).

Как в любом деле, в проявлении нежности важна и нужна мера и здравый смысл. Рассмотрим все по порядку.

При объятиях, поглаживаниях и пошлепываниях, как бы маме ни хотелось делать это бесконечно, важно помнить о потребностях ребенка: испытывает ли он прямо сейчас те же самые потребности? Или он занят каким-то суперувлекательным делом и ему не до ласки?

Как бы это странно ни звучало применительно к детско-родительским отношениям, существуют также границы в отношениях, которые необходимо соблюдать. Если ребенок не готов принимать нежность от мамы, готова ли мама сразу, как только это почувствует, остановиться? Или ребенок должен радоваться тому, что мама нашла время наделить его таким важным тактильным вниманием? Есть ли у ребенка важное право отказывать?

Ребенок, судя по заданному вопросу, иногда этим правом пользуется. Дело вовсе не в том, что он не нуждается в ласке и нежности, сейчас она для него не своевременна. Очень хорошо, что ребенок может отказаться от нежности, а не смиренно ее принимает. Это значит, что он осознает свои желания и поступает в соответствии с ними. К тому же это значит, что внимания мамы сын получает достаточно много и у него нет необходимости жертвовать своими интересами в пользу неожиданно направленной на него маминой ласки.

Предлагаю понятие здравого смысла рассмотреть на примере упомянутого поцелуя в губы, не легкого касания, а глубокого влажного поцелуя, когда «слюни во все стороны». Смысл такого поцелуя во взрослых отношениях мужчины и женщины обычно заключается в эскалации сексуального возбуждения. Нужно ли это ребенку — большой вопрос. Конечно, можно сказать, что ребенок не испытывает подобных вещей, однако и это вопрос спорный.

Думаю, что многие согласятся с тем, что глубокий поцелуй — умение, не свойственное для ребенка-дошкольника, не обусловленное его физическим или эмоциональным развитием. Каким образом ребенок тогда оказывается обладателем такого неординарного умения?

В первую очередь, путем подражания. Ребенок подражает тому, что видит у взрослых. Вызывает своими действиями бурю умиления. Радость и восторг взрослых побуждают ребенка снова и снова повторять то, что вызывает у его любимых людей такую реакцию. «Я могу маму порадовать», почему бы это не делать чаще? Имеет ли это отношение к нежности? Довольно опосредованное.

Есть здесь еще один завуалированный минус. Если у ребенка есть способ, который стабильно вызывает восторг окружающих, привлекает к нему всеобщее внимание, то необходимости осваивать что-то новое, учиться взаимодействовать иначе у ребенка нет. Он будет эксплуатировать проверенный навык до тех пор, пока тот из умиляющего фактора не превратится в раздражающий.

А что чувствует мама в такие моменты? Чем руководствуется? Тем, что обучает ребенка быть нежным, через пятнадцать лет умение целоваться ему пригодится… Тем, что находится в тесном контакте с ребенком ко всеобщей радости? Однако существует множество других способов и возможностей оказаться с ребенком в тесном контакте: те же поваляшки на диване, качания на руках — «игра в малыша», да и просто объятия могут легко выполнять эту функцию. Каждому возрасту — свои способы тактильного общения.

Таким образом, можно смело возвращаться к тому, с чего статья начиналась: во всем нужна мера и здравый смысл, даже в любви и нежности при воспитании мальчиков. Избыточность, дисбаланс и отсутствие учета возрастных особенностей могут сделать некомфортными даже такие приятные и полезные вещи, как ласку и нежность.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2013
Обновлено 21.02.2022

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Наталья Лисовская Читатель 15 июля 2013 в 21:50 отредактирован 27 мая 2018 в 19:32 Сообщить модератору

    И у меня двойняшки-мальчики (2,4) и дочь (7 лет), дочь любит до с тех пор подойти и поцеловать меня и сильно так прижмёт к себе, что прям сама задыхаюсь... И двойняжки тоже так делают, насмотрелись на сестрёнку... Что мне уже тех поцелуев и самой не хочется. Слишком много поцелуев тех... А ещё и муж хочет поцелуев и ревнует меня к детям... Но я никогда не думала не давать поцелуев моим детям, когда они этого хотят, тем более в 4 года. Они в этом возврасте самые нежные, даже чуточку через чур!!! Но это проходит, по себе помню, как отец меня целовал в губы, а я отварачивалась и губы вытирала, а он обижался, что я губы вытерала. Так что целуйте их - пока разрешают...

  • Светлана Херенская Читатель 14 июня 2013 в 17:32 отредактирован 27 мая 2018 в 19:39 Сообщить модератору

    У меня 2 сына, воспитывала всех одинаково.
    Первый - неженка...как что то сопли, слезы, слюни..

    Второй..боец...

    Почему так не понимаю...все таки это все где то генетически сидит..

  • "Слюни во все стороны" и глубокий поцелуй - это разное.

    Мне были бы интересны игровые выходы из ситуаций, в которых дети оказываются чрезмерно ласковы. Одна мама, которую малыш начал слюнявить в метро, назвала его губы улиткой и пересадила улитку на блокнот. Когда улитка спряталась, мама предположила, что ушки - это домики других улиток, и стала их шепотом вызывать, дитя ухохатывалось.

  • Очень хорошая. исчерпывающая статья. Иногда перегибы в ласках родителей противоположного пола приводят к извращению полового воспитания. Это очень важный аспект в воспитании подростков и прввильной половой ориентации.