Семья практиков с ее мещанскими замашками страдает от нехватки идеалиста, семья идеалистов зарастает плесенью без присмотра практика. Человек, который не заметит носок в борще, не может ужиться с человеком, которого коробит след пальца на полировке, если нет рядом людей, сглаживающих острые углы. То есть если лада нет, то надо не удалять несовместимых, а добавлять защитников, помощников, мудрецов.
Недостающего человека можно родить. Новые человечки замечательно гармонизируют атмосферу в доме. Но вот беда, они далеко не сразу становятся взрослыми опытными людьми, лет двадцать им надо от кого-то набираться опыта. Кто рассчитывает на педагогов, тот выращивает гармонизатора для педагога, а не для себя. Появляется человек самодеятельный и самостоятельный, выбравший характеристики своей личности из каши-малаши, окружавшей его в большом мире. В нем много всего, а цельности нет. И от своих родителей он спешит оторваться, потому что они со своими устоявшимися характерами и привычными заморочками требуют от него не тех особенностей, которых он нахватался в большом мире. Если внешний мир хорош, а семья убога, то, может, это и неплохо. Но на сегодня ситуация такова, что семьи хранят культуру прошлых лет, а мир предлагает все больше мишуру и клоунаду.
Раньше была без преувеличения массовая культура. Теперь — культура избранных. Раньше была общая ответственность, теперь социальная ответственность сочетается с решением оставаться человеком прошлого века и частично отказаться от современности. Воспитанный внешним миром человек приходит в дом либо любителем удовольствий и приятной расслабленности, либо с эгоизмом профессионала, который готов отдавать семье деньги, но не душу. Ожидали от ребенка, что привнесет в дом гармонию, а он несет воинствующую дисгармонию.
Не подумайте, что я предлагаю держать детей дома и не выпускать в «плохой» внешний мир. Ничего подобного, внешний мир не плох, а дом — не клетка. Но в доме должно быть нечто главное, очень важное, дорогое и достойное. Не прозвучавшее пару раз как декларация, а постоянно присутствующее. И кто это обеспечит? Вечно занятые и спешащие родители?
В нашем языке есть прочно и чуть ли не с отвращением забытое, но по сути очень хорошее словосочетание: «преемственность поколений». Ваши родители создавали себя, выбирая все самое лучшее. Двое по-своему лучших создали вас. Вы взяли от них, на свой взгляд, самое лучшее и выбрали себе в спутники жизни человека с наилучшим набором наиболее вам подходящих качеств. И совместно родили детей, которые будут брать лучшее у вас. Только у вас двоих или еще и у двух бабушек и двух дедушек, зачастую несущих ваши лучшие качества в очищенном и кристаллизованном виде?
Между ребенком, воспитанным самостоятельно матерью-одиночкой, и ребенком, которого поднимали папа и мама, дедушки и бабушки, дяди и тети, лежит культурная пропасть. У первого есть что-то, напряженное и натужное, ищущее способы выживания в разнообразном мире. У второго есть все, естественное и хорошо проработанное, в силу своего разнообразия прекрасно чувствующее себя в мире бесконечных возможностей. Первый добивается больших успехов или выпадает из жизни, второй может совершенно проигнорировать вопрос успешности, естественно расцветая без оглядки на сравнительно безопасный окружающий мир. Для него успех — не вопрос выживания, ему и без успеха хорошо. Рваться из всех сухожилий свойственно в основном дисгармоничным людям. Если нужен успех любой ценой, то можно убрать все лишнее и вырастить некую одностороннюю напряженную сущность, нацеленную вверх и только вверх. А дальше — либо повезет, либо не повезет. Это жестоко, но в каком-то смысле оправданно.
Если же семья не на дне и не намерена рисковать ребенком ради вытаскивания рода в другие слои общества, то чем богаче и целостнее внутрисемейная жизнь, тем лучше. И каждый взрослый с его уникальными влияниями — ценность. Пусть будет у каждого по комнате, но все комнаты в одном доме. У папы, мамы и ребенка своя квартира? Отлично, если дедушка с бабушкой — на той же лестничной площадке, тети и дяди — в том же подъезде. Хорошо, если все в одном районе. Неплохо, если семьи в одном городе, так хоть как-то сохраняется связь поколений.
Нас соединяет интернет и транспорт. Но если мы не рядом, то очень скоро остается только интернет с поздравлениями в день рождения. Можно быть близкими на любом расстоянии, но в подавляющем большинстве случаев это не подлинная близость во всей ее полноте, а всего лишь пустая иллюзия. Ребенок с бабушкой по скайпу мало отличается от ребенка без бабушки. Мы привыкли к душевному увечью и не понимаем, что вытворяем, отделяясь от предков и изолируя их от потомков. Мы не осознаем свою жестокость и глупость. И чем картина привычнее, тем меньше шансов подумать об этом и труднее действовать мудро, а не как все.
Очень жаль, но мы упустили тот момент, когда всем и каждому еще было понятно, что предки и потомки — это единое целое.
Хорошая, актуальная статья. Ведь речь идет о "большой семье", где вместе могут жить и общаться 3-4 поколения..
Есть индейская поговорка: "Когда умирает старый человек - сгорает целая библиотека..." То есть разрушается связь поколений, и ценный опыт старших поколений не передается. Между прочим слово "традиция" с латинского переводится "передача", т.е. традиции не сохраняются.
1 Ответить
А "удалять несовместимых..." - это не тоталитаризм?!
0 Ответить
Мударис Каюмов, а удалять я не предлагал. Эту альтернативу предложил автор: "надо не удалять несовместимых". Я же говорю - сплошная тирания. В моём варианте - несовместимые не совмещаются силой, а, не "убивая" силы и время своей жизни, мирно и по обоюдному согласию расходятся.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
"если лада нет, то надо не удалять несовместимых, а добавлять защитников, помощников, мудрецов" - вот они зачатки тоталитаризма и полицейского государства. И, как водится, всё проходит под благим предлогом, всё очень трогательно - "дедушки-бабушки и детишки".
Оценка статьи: 2
0 Ответить