Гульфия Шахобова Мастер

Какие невидимые опасности грозят современному ребенку?

Каждая эпоха диктует свои правила, которые мы не можем игнорировать. Например, вспоминая о проблемах в детстве, наши бабушки и дедушки рассказывают о голоде, о том, что хлеб каждому члену семьи выдавали по одному кусочку на день. Как следствие, бабушки были трудолюбивы и запасливы, боясь голода. Желая человеку добра, они хотели его накормить досыта.

sakkmesterke, Shutterstock.com

Если спросить у родителей об их проблемах в детстве, то мне рассказывают о дефиците. О том, что не было такого разнообразия, как сейчас. Например, маме после занятий всегда приходилось занимать очередь, пока взрослые на работе, чтобы купить молоко и батон. Конечно, это не такая уж и проблема, но каждый день стоять в очереди нелегко. Особенно, если они похожи на очереди, которые ежедневно мы наблюдаем в больнице.

Но вот нашим детям голод не грозит, да и проблема дефицита давно решена. Но у современных детей не все так сказочно, как кажется на первый взгляд… У них тоже есть проблемы.

1. Одиночество.

Многие дети одиноки, хотя эта проблема невидима. Многие растят одного ребенка, потому что боятся, что не смогут обеспечить второго (не потянут). Ведь женщине придется на 3 года выйти в очередной декрет. А тут планы: дом построить, машину купить. В общем, не до второго ребенка. Также родителям приходится много работать, оставляя ребенка с бабушкой или нянькой. Ребенок скучает по родителям, ждет, когда у них будет выходной. Конечно, родители хотят компенсировать недостаток внимания хорошими подарками, техникой. Одиночество ребенка — это слишком большая плата за внешнее благополучие. У каждой семьи свой режим, график, но родителям нужно задавать себе вопрос: «Не одинок ли ребенок?» Ведь кажется, что все хорошо. Но родители не видят, как ребенок, поглядывая в окно, ждет их или мечтает о братике или сестричке.

2. Всемирная паутина — это темный лес для ребенка.

Интернет незаменим в нашей жизни, он действительно делает жизнь легче и интереснее. Для многих родителей это находка: ребенок дома, в подворотне не шастает, значит, в безопасности. Но опасность существует.

Дети быстро привыкают к компьютерным играм. Если он слишком долго пропадает в виртуальных боях, то возникает деградация личности, переоценка ценностей. Такие игры не предназначены для неустойчивой детской психики.

Другая опасность: невозможно контролировать общение ребенка. Если раньше родители знали всех друзей в лицо, то сейчас их больше виртуальных. Иногда даже дети не знают, с кем они общаются или переписываются, не то что родители.

Несмотря на всю полезность Интернета, важно чтобы ребенок не заблудился в интернет-пространстве.

3. Опустошенность — как следствие дисбаланса.

Если родители слишком заняты внешними проблемами или карьерой, не заботясь о внутреннем мире ребенка, возникает дисбаланс. То есть, заботясь о внешней оболочке, можно забыть о внутреннем содержании. Ребенку необходимо заполнить свой внутренний мир, и путеводной звездой будут родительские ценности. Часто родители, окружая ребенка дорогими вещами, удивляются, что вместо благодарного ребенка они вырастили эгоиста. Ребенка научили с детства быть потребителем, откуда ж ему знать о благодарности.

4. Подмена ценностей.

Сейчас важно зарабатывать, причем много. Если остановиться на минуту, то можно остаться за бортом жизни. Об этом знает каждый ребенок. Подростки готовы покупать вещи на две маминых зарплаты, чтобы получить одобрение, уважение в своем кругу.

Не в моде сейчас добрый, честный, скромный человек. Время потребителей диктует другого героя нашего времени. Это должен быть образ, обладающий такими качествами: наглость, расчетливость, умение выкручиваться, просчитывать выгоду.

Когда-то важнее считалась красота души, поступки. Сейчас внешняя красота является чуть ли не капиталом.

Детей воспитывает время и общество. И нет ничего плохого в том, что дети современны. Часто, ругая детей, взрослое поколение забывает, что само их вырастило и воспитало. Родители всегда хотят ребенку дать самое лучшее, но есть большая опасность в бушующем ритме жизни упустить тот момент, когда нужно вложить в ребенка нравственные качества.

Чему учить детей:

• Приучить к труду.
• Быть примером. Личный пример лучше тысячи слов.
• Обогащать внутренний мир, прививать любовь к чтению классической литературы.
• Научить ребенка состраданию.

Обновлено 20.04.2014
Статья размещена на сайте 18.04.2014

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Матвеева Ольга Матвеева Читатель 3 мая 2014 в 17:37 отредактирован 26 мая 2018 в 20:08

    Я считаю, что скрытая угроза - это игры компьютерные, многие из них столько времени забирают у детей... Когда они поймут, что время их похищено, то будет слишком позно. Вспомнился фильм и мультик есть такой "Потерянное время". Вот компьютер это делает.

  • Гульфия Шахобова, Эти же опасности были и в нашем детстве (не было компа - были другие "пожиратели" времени, интереса, бестолковой занятости). Но была "улица", позволявшая многие проблемы снивелировать естественным путем.
    А ваши советы очень общи:
    • «Приучить к труду» – как: приготавливая с мамой ужин, или занять свободный столик в столовке (кафе)?
    • «Быть примером. Личный пример лучше тысячи слов» - в чем и как?
    И т.д. и т.п.

    Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Озеров, здесь дело не в том, интернет -пожиратель времени, а в том, что дети по природе очень активные, но с компьютером у них нет желание общаться с окружающими, или быть активными.
      Быть примером не могу сказать в чем и как,потому что для каждого родителя существуют свои образцы для подражания,например,спортсмен,соответственно он личным примером показывает ребенку, что спорт -это здорово. другой родитель хочет привить другие ценности, например, творчество. соответственно, через личный пример.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 26 апреля 2014 в 18:35 отредактирован 26 апреля 2014 в 18:36

        Гульфия Шахобова, Вы знаете, то, «что дети по природе очень активные», я заметил это ещё лет 40 тому назад (моя детская память не в счет). Но ещё заметил, что не «желание общаться с окружающими», возникает у детей не по причине наличия в их окружение какого-либо увлекательно – завлекательного устройства, а по причине невнимания родителей (в первую очередь – матерей) к нуждам ребенка, в соответствии с его возрастными потребностями. Под увлекательно – завлекательными устройствами, отбивающими желание у детей общаться, я понимаю: книгу (особенно до XIX в.), синематограф – лет 70-100 назад, телевизор – 80 – 20 лет назад, игровую приставка и ПК - лет 25 – 15 назад, Интернет – лет 20 назад.

        Если ребенок не получает от родных (в т.ч. братьев и сестер, особенно если их нет) необходимого ему внимания, то зачем ему общаться с окружающим миром: проси, не проси – все попусту, проще найти заменитель: книгу, телек, а сегодня это ПК, планшет, Интернет... В перспективе секты, сборища фанатов, скинхедов, нацменов … - там общаться не принято, надо просто следовать за лидером.

        «Быть примером» - это, не навязывать «свой образец для подражания» и не вести себя по образцу, к которому привык предстоять перед окружающими ещё до рождения ребенка, а организовать жизнь свою (семьи), с учетом текущего интереса и нужд ребенка.

        Оценка статьи: 3

  • Александра Неженцева Читатель 21 апреля 2014 в 09:39 отредактирован 21 апреля 2014 в 09:41

    Очень острая и печальная тема. Спасибо, что её затронули. Хочется добавить: родители действительно работают много, но скорее из-за собственного престижа-ну не могут отказаться от каких-то вещей. В результате ребёнок на няньках и репетиторах, хотя любая мама, мне кажется, уж по крайней мере для младшего школьника объяснит всё лучше, тем более по ходу объяснения можно и по душам поговорить. Я сознательно перешла на ограниченную рабочую ставку. Мы с ребёнком , конечно, живём очень скромно, постоянно во всех организациях цапаемся из-за сдачи денег,которых нам очень не хватает, но зато я всегда знаю, что у него на душе, о чём он думает,наблюдаю за его развитием. Уверена, что я для него-лучший репетитор и помощник, как , впрочем и он для меня -первый друг и помощник. И уверяю, даже этого общения ребёнку мало, поэтому представляю, как дети воспитываются фактически чужими людьми. В итоге родители и дети друг с другом просто незнакомы, а сами дети действительно даже друг к другу относятся по-взрослому-непорядочно и жестоко. Что-то не вижу я в них той искренней и крепкой дружбы, какая была у нас в своё время: "сегодня я дружу с тобой, а завтра с другим против тебя". Страшно, что при отсутствии дефицита материального у детей налицо дефицит духовного. Спасибо автору за статью. Хотелось бы развить эту тему, чтобы взрослые задумались серьёзно.

    • Александра Неженцева,спасибо за ваш комментарий. Я считаю,что время потраченное на ребенка нельзя считать потраченным. Не все родители могут быть для своего ребенка другом и наставником. А это настоящая ценность.