• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Екатерина Рыбачёк Мастер

Как подготовить ребенка к школе?

С появлением ребенка годы летят незаметно. Вроде бы еще недавно ваш кроха произнес свое первое «агу» и делал неуверенные шаги, а буквально через несколько месяцев вам предстоит в первый раз попасть на торжественную линейку в честь первого сентября в школе.

gorillaimages , Shutterstock.com

Конечно, процесс подготовки ребенка к школе начинается чуть ли не с самого рождения — мы учим кроху вниманию, когда читаем ему сказки, тренируем память, вместе заучивая стишки к утреннику в садике или к бабушкиному дню рождения, помогаем социально адаптироваться, гуляя вместе с другими детками в песочнице. Однако наиболее интенсивная подготовка начинается за несколько месяцев до первого похода в школу.

Каждый родитель подходит серьезно к вопросу перехода ребенка из дошкольной в школьную жизнь: затрачивается огромное количество сил и денежных средств на приобретение «всего необходимого». Но лишь купить одежду и канцелярию явно недостаточно.

Для ребенка школа является определенным стрессом — еще вчера он мог весь день проводить беззаботно, играя со своими куклами или машинками, а теперь у него появились ежедневные обязанности в виде домашних заданий и упражнений, которые он должен выполнять в классе. Перед тем как ваша кроха впервые сядет за школьную парту, необходимо определить и «подтянуть» его готовность в различных сферах.

Психологическая подготовка

Это, наверное, один из самых важных аспектов готовности вашего чада к учебному процессу. У детей она формируется путем специальных занятий. Специалисты в области психологии выделили два аспекта психологической подготовки к школе: мотивационная (личностная) и интеллектуальная. У ребенка в интеллектуальном плане должна появиться готовность к изменению своей социальной позиции и желание учиться чему-то новому.

Главное — выработать у будущего школьника ряд умений и навыков. В частности, желание стремиться преодолевать трудности, доводить до конца начатое дело. Также он должен научиться делать выводы, сравнивать, сопоставлять. Для этого читайте ему небольшие рассказы, а потом попросите пересказать услышанное. Тренируйте память — предложите в качестве игры запомнить несколько предметов, показанных в книжке, или по памяти описать, кто во что был одет или с чем играл в его любимом мультике.

Личностная подготовка

Школьнику ежедневно приходится общаться со своими сверстниками, учителями, поэтому следует его научить правилам социального поведения и хорошим манерам.

При этом главное — следуйте сами данным нормам поведения, ведь ребенок копирует вас. Ученик должен понимать и принимать критику, адекватно на нее реагировать. Для этого очень важно, чтобы у него была мотивация и он понимал, зачем ему нужно учиться. Необходимо, чтобы родители заранее поговорили с будущим первоклассником — рассказали об учителе, школе, знаниях, которые там можно получить.

К тому же обратите внимание, умеет ли ребенок пользоваться общественным туалетом, застегивать одежду, справляясь с пуговицами и змейкой. Очень важно — не выставляйте школу в негативном свете: «Там с тобой никто нянчиться не будет», «Меня ты не слушаешь, а в школе тебе покажут!», «Вот будешь получать двойки, и с тобой никто там дружить не станет».

Медики акцентируют внимание на приучение будущего ученика к правильному распорядку дня. Пусть ваше чадо уже в летние месяцы встает в 7 или 8 часов утра (смотря во сколько начинаются занятия и как далеко от школы вы живете), и обязательно чередуйте отдых с занятиями.

Еще до первого звонка познакомьте ребенка с его первым учителем. Зайдите с ним в класс и дайте посидеть за партой, несколько раз пройдите вместе путь от дома до школы. Разыщите будущих одноклассников и подружитесь с ними.

Отлично, если в выбранном вами учебном заведении есть подготовительные курсы, которые выполняют сразу несколько функций — знакомят ребенка с другими учениками и учителем, на практике демонстрируют учебный процесс, как правило, в облегченном варианте. К тому же будущий первоклашка может привыкнуть к обстановке и своему классу.

Расскажите ему, что и как будет проходить, даже если вам такие вещи кажутся очевидными (наличие уроков и перемен, поход в столовую и т. п.). Можно даже организовать игру «в школу», где вы, выступая в роли учителя, дадите несложные задания и поможете ребенку справиться с ними. Спросите его о чувствах и мыслях касательно школы.

Также понаблюдайте, как сам ребенок играет в эту же игру со своими игрушками, но уже выступая в роли учителя. Таким образом можно выявить его фобии и некоторые ошибочные представления и заранее скорректировать их.

Огромную роль играет и похвала. Если малыша регулярно хвалить «авансом», он захочет стараться соответствовать данному положительному образу. В психологии присутствует точка зрения, в соответствии с которой хвалить ребенка необходимо даже «авансом», чтобы он старался соответствовать ожиданиям близких ему людей. Если регулярно говорить: «Ты — хороший», «Ты — способный», «Ты — умный», «Я в тебя верю», то у него формируется адекватная самооценка и вера в свои силы. Однако не говорите своему ребенку, что он самый лучший, так как сравнивать детей друг с другом не совсем корректно.

Подготовка пространства

Купите все, необходимое для школы, заранее — так вы избежите стрессов и толчеи в канцелярских и книжных магазинах. Заранее узнайте в школе, по какой программе будет учиться ваш ребенок — сейчас есть несколько утвержденных программ, учебники и рабочие тетради по которым существенно различаются.

Оборудуйте заранее для ребенка место, где он будет заниматься: удобный письменный стол, а также небольшую тумбочку, в которой будут храниться школьные принадлежности — книжки и тетради, альбомы и краски, ручки и карандаши. Приучите соблюдать на столе порядок и следить, чтобы карандаши были заточены, линейки — целы, а на тетрадях были обложки.

Учебная подготовка

С чего начать процесс подготовки ребенка в школу? Чему уделить внимание — чтению или письму? Естественно, с чтения. Пока он не выучит буквы и цифры, он не сможет писать. Когда ребенок начнет читать небольшие стихи или рассказы, можно смело брать в руки ручку и начинать выполнять несложные упражнения. При этом уделяйте особое внимание осанке ребенка. Проверьте, достаточно ли освещения попадает на стол при письме.

Ваша поддержка и правильная организация места и процесса обучения дадут возможность подготовить ребенка к школе и почувствовать ему себя комфортно в новых условиях.

Статья опубликована в выпуске 27.08.2014

Комментарии (23):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Екатерина, с дебютом и возвращением!Хорошие советы. Сама через все это прошла с дочкой. Вот что могу сказать: Перед первым классом мы (мамы) лихорадочно бегали и искали все, что надо и даже больше. То форма только такая, то обувь, то рюкзак только такой...Как потом выяснилось - надо проще ко всему относиться. Не так это страшно - первый класс.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина, спасибо за добрые слова.
    А школа - это даааа. Дочка в четвертый класс идет, уже спокойствие выработалось, но все равно суеты много.
    Во-первых, требуют много, а в итоге используется малая часть из этого.
    Во-вторых, что жутко бесит просто - требуютчтобы детки умели читать и писать. Мы три четверти в первом классе этим и занимались, а не с места в карьер прыгали. В итоге у детей ничего не откладывается в голове - просто не успевают усваивать. У меня дочь в первом классе учила правила, которые мы проходили в 5 классе. При этом, школьная программа СССР была одной из самых требовательных и высокоуровневых. И 10 лет, а не 11.
    А в-третьих, что бесит - это форма. Это просто мой стон и боль. Бешеные деньги выбрасываются "вникуда" - на некачественную (чаще всего) и мерзкую непрактичную одежду =( А масса отличных вещей лежит без дела.

    Оценка статьи: 5

    • Екатерина, согласна под каждым словом. Здорово, когда человек пишет о том, в чем разбирается.
      Пока сама не пройдешь через это...
      Требование уметь писать и читать, и считать - бесит не то слово. Зачем вообще школа, тогда? А программы эти, задачки кошмарные - дети сами не справляются. Уравнения с первого класса. Стихи на две страницы - на завтра выучи и все. А английский? Правил - парочка в учебнике и все. Если бы дочку не водила на английский с 5-ти лет, и сама бы немного не знала - вообще не знаю, как бы делали англ.
      Форма - вообще тихий ужас. Вот с этим только у меня головная боль - дочка худенькая, но высокая. Вечно - сидит хорошо, но коротко.
      Учебников каждый день носить слишком много надо, очень тяжело это, особенно девочкам.
      Нажаловались друг другу
      А что делать? Сегодняшняя школа для родителей нелегкое испытание. Наши родители таких проблем не знали.
      Поэтому статья актуальна, как нельзя кстати.

      Оценка статьи: 5

  • Дамы, неужели вы правда считаете, что дети в возрасте шести-семи лет сегодня могут не уметь читать? И не должны уметь?
    Зачем школа? Удивительный вопрос! Школа - чтобы дать те знания, которые не в состоянии дать родители. Но не научить своего ребенка читать и писать - это нонсенс для меня.

    • Ирина Михайловская Ирина Михайловская Мастер 27 августа 2014 в 14:12 отредактирован 27 августа 2014 в 14:12 Сообщить модератору

      Марта Александрова, как жаль, что раньше мы не общались, вы научили бы бестолковых родителей, как им воспитывать и чему учить своих детей.
      Вот думаю, может зря моя дочь уже умела перед школой читать и писать не только на родном, но и на английском языке? Может, надо было вас спросить сначала? Правильно ли это?
      Смысл комментариев в высоких требованиях школы. Знания, которые не могут дать родители? Простите, но мы, наверно,с разных планет. Сегодня школа не дает знаний, их как раз дают родители.Или репетиторы. Стоит хотя бы немного изучить ситуацию, лично поучаствовать, чтобы поучать других.

      Оценка статьи: 5

      • Ирина Михайловская, а может, я тоже буду высказывать свое мнение, не спрашивая у вас разрешения? У меня достаточно знакомых родителей, детей и учителей, чтобы судить о проблеме. Не так глубоко, как вы, конечно.

        • Марта Александрова, среди моих знакомых много врачей, но я никогда бы не взяла на себя смелость обсуждать медицину.
          Более того, у меня ребенок - дочь, и поэтому, даже будучи мамой в принципе, не возьмусь ничего советовать родителям сыновей. Повторюсь - поверхностные общие знания, всем доступные, не являются основой для советов тем, кто "варится" в этом по самую макушку.

          Оценка статьи: 5

        • А мнение - конечно, каждый имеет право на него. Но без оттенка снисходительных поучений.

          Оценка статьи: 5

          • Ирина Михайловская, ну вы же их себе позволяете...
            А советов я вам и не давала. Зачем вам мои советы?

            Кстати, о медицине я тоже могу иметь свое мнение. Я ведь пользуюсь ее услугами. И вы тоже - так почему бы вам не высказываться?

            • Марта Александрова, и где же здесь я даю советы? Тем более снисходительные?....
              Мне кажется, с автором мы обсудили то, в чем лично принимаем участие и во многом согласны друг с другом.
              Без намеков, кто там что должен уметь, а кто нет.И опять повторюсь: комментарии о завышенных требованиях школы. Что в конечном счете не идет на пользу ни детям, ни родителям и в итоге страдает качество образования.

              Оценка статьи: 5

              • Ирина Михайловская, напомню диалог (хотя он находится всего двумя абзацами выше):
                - А мнение - конечно, каждый имеет право на него. Но без оттенка снисходительных поучений.
                - Ирина Михайловская, ну вы же их себе позволяете...

                Где здесь про советы? Я пишу, что вы позволяете себе снисходительные поучения.

                • Марта Александрова, Я себе позволяю поучения, еще и снисходительные? Где?
                  И диалог я вижу. Вы бы сами посмотрели, кто первый начал поучать, кто и что должен уметь, и что там школа дает или нет. Причем поучать людей, которые в этой школе постоянно уже несколько лет.

                  Оценка статьи: 5

                  • Марта Александрова Профессионал 27 августа 2014 в 16:10 отредактирован 27 августа 2014 в 20:05 Сообщить модератору

                    Ирина Михайловская, ну зачем, зачем вам так остро на все реагировать? Вы что, допускаете дискуссию только в стиле "я с вами согласен - а я-то с вами как согласен"?

                    Считаете, что я не имею права участвовать в дискуссии? Ну ради бога - пройдите мимо моего мнения, не вступайте со мной в разговор, в котором я, по вашему мнению, не могу сказать ничего интересного вам.

                    Хотите поспорить с моим мнением? Прекрасно, поспорьте, мне будет интересно мнение противоположное.

                    Но если у вас вдруг возникает желание заткнуть мне рот (а оно у вас возникает, судя по всему) - пожалуйста, сдержитесь. Во-первых, это непродуктивно. Во-вторых, грубо.

                    А где вы позволяете снисходительные поучения? Я, конечно, на бумажку все не выписывала, но вот это хорошо помню: "Родите - потом высказывайтесь". Хотя нет... Это не снисходительное поучение - это просто хамство.

                    • Марта Александрова, Я допускаю дискуссию только в том случае, если человек в вопросе разбирается, имеет практический опыт. Свой собственный. Не многочисленных знакомых и друзей, на которых всегда можно сослаться, кто же проверит? – универсальная палочка-выручалочка, а свой.
                      Стороннее мнение вполне, по закону и по правилам сайта имеет место быть. Но не в форме поучений к комментарию, адресованному другому человеку, а не вам. Ваш комментарий был написан к статье разве?

                      Не надо преувеличивать, никто вам не хамил. И хотя бы научитесь копировать, а не заменять чужие слова на те, которые вам более удобны и переносить темы из другого блога, без предыстории. Вот только истерик тут не хватает.
                      В конце концов, имейте уважение к автору. Тема статьи актуальна и многим будет полезна - отличная возможность обменяться мнениями про школу и т. п.

                      У вас есть, что сказать по теме: как приготовить ребенка в школу? Поделиться практическим, собственным опытом? Без вот этого: что должен уметь ребенок, а что не должен? Тем более, не ваш?

                      Оценка статьи: 5

    • Екатерина Рыбачёк Екатерина Рыбачёк Мастер 28 августа 2014 в 11:23 отредактирован 28 августа 2014 в 11:26 Сообщить модератору

      Марта Александрова, понимаете, никто не отрицает, что общество развивается с каждым годом все активнее, но. Я основываюсь на опыт уже подтвержденный: когда в школе первое время уделялось именно обучению ключевым навыкам, ребенок лучше привыкал к новому этапу жизни вообще. Не было спешки, не было учебников, в которых знания напиханы просто в гигантских количествах.

      Да, учатся дети как-то - кто хорошо, кто плохо. Но не откладывается почти ничего. Потому что объемы нереальные и знания вкидывают вообще без остановки.

      Я училась еще в советской школе, по советской программе. Чем мне она нравилась - она была универсальной и наращивала сложность постепенно. Причем уровень знаний этой программы был не ниже (а зачастую - намного выше) нынешних школьных программ.

      А сейчас в школе дети во втором классе проходят уравнения (которые мы, в свое время, начали в 5 классе изучать) и тут же на другом уроке читают детские стишки уровня трех лет, объясняющие правила довольно сложные - а ведь они только писать научились, какие им правила сразу?

      Так что очень спорно ваше утверждение.

      Да, я не люблю мнения, что школа обязана воспитывать ребенка, а родители так, рядом стоят. Воспитывать должны родители. А вот обучать - учителя в школе. И только так.

      Потому что это среднее образование - оно должно давать одинаковые основы всем на должном уровне. Потому что не у всех (точнее у многих) родителей нет возможности нанимать репетиторов или нет навыка, чтобы самим учить, в итоге ребенок начинает отставать - нынешнюю программу без дополнительных занятий не осилить в должном объеме.

      Получается - нет денег, знаний педагога - все, твой ребенок будет недостаточно образован. А должно быть так: есть деньги-умения - твой ребенок более образован.

      Изначально же, программа должна быть доступной всем в школьных объемах.

      Оценка статьи: 5

      • Марта Александрова Профессионал 28 августа 2014 в 12:30 отредактирован 28 августа 2014 в 14:09 Сообщить модератору

        Екатерина Рыбачёк, спасибо за развернутый ответ. Вы знаете, я во многом согласна с вами.
        Только не поняла, что вы имеете в виду, когда говорите, что советская школьная программа была универсальной? Универсальная в том смысле, что одинаковая для всех школа? Тогда да. Но если в том смысле, что она одинаково подходила всем ученикам, - точно нет. Она была усредненной: умным было скучно, средним было нормально, глупым было тяжко. Если учителя попадались мудрые, скучающих учеников не наказывали, а занимали чем-нибудь интересным - какой-никакой, но выход. А вот что делать с глупыми, так никто и не придумал - ну не усваивали они программу, и все тут.

        • Марта Александрова, и для школ, и для детей.

          По-настоящему глупых (кому знания не даются вообще) - очень немного. Для таких детей подходит только спецобучение, индивидуальный подход, программа и т.п.

          Но сама школьная программа была доступна всем на равных условиях. Она не требовала обязательной дополнительной работы. Достаточно было слушать учителя, выполнять домашнюю работу и не пропускать занятия. Все - при этих изначальных условиях все могли получить общий уровень знаний, необходимый после школы.

          Понятно, что и в самой советской школьной программе были косяки, и детей-разгильдяев было не мало. Но изначально - программа была доступна каждому.

          А сейчас школьники, при условии выполнения этих условий (посещение, уроки, домашка), не получат базы знаний - нужны репетиторы, нужны доп.занятия - потому что не успевают все усваивать (да что усваивать - им не успевают частенько вообще дать объем программы.

          Т.е., нет равных условий - нет денег на доп.занятия, репетиторов и т.п. - нет необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения/жизни.

          Оценка статьи: 5

          • Марта Александрова Профессионал 28 августа 2014 в 21:30 отредактирован 28 августа 2014 в 21:35 Сообщить модератору

            Екатерина Рыбачёк, в случае с советской школой вопрос в том, что мы понимаем под словами "усвоить программу". Усвоить в смысле "пройти", написать несложную контрольную и забыть? Наверное, тогда да - это могли почти все. Усвоить так, чтобы помнить и понимать пройденное хотя бы через год после окончания школы? С этим уже гораздо хуже.

            И потом, эта программа никак не учитывала запросы детей, которые усваивали все быстрее сверстников. Мне, например, на большинстве уроков было откровенно скучно. Поэтому при отличных оценках за знания у меня постоянно были "неуды" за поведение. Тоже своего рода перекос.

            А если говорить о нынешней системе... Не могу судить о ней очень глубоко. Но отец моей подруги - репетитор по математике, и по его словам, дай бог если половина нынешних школьников сдаст ЕГЭ - и вряд ли система образования виновата в том, что девятиклассник не может решить уравнение 2х = 4 (я не преувеличиваю, это реальный пример). Кстати, репетитор у этого девятиклассника есть - так что, наверное, не только в достатке дело.

            Примерно в том же духе говорит о нынешних школьниках моя классная руководительница - учитель русского языка и литературы. Дело не в программе (опять же, по ее словам) - дело в том, что дети просто не хотят учиться. И если у нашего поколения это "не хочу" если и было, то было пассивным (не хочу, но в школу все равно иду), то у них "не хочу" активное (не хочу и не иду) и протестное (не хочу, в школу иду - но вместо учебы буду злить учителя).