• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виталий  Пичугин Мастер

К чему может привести безусловная любовь?

Гуманистическая психология успешно захватила умы педагогов и других проповедников правильного воспитания. Безусловное принятие ребёнка провозглашается непререкаемой и модной истиной. Сомневающиеся идут просто не в ногу с модными веяниями популярной психологии. Даже представить невозможно, как веками родители губили личности своих детей, ничего не зная про безусловное принятие ребёнка.

Monkey Business Images , Shutterstock.com

В двадцатом веке родительскую общественность спас Карл Роджерс: он первый чётко сформулировал, от чего почти у всех его невротических клиентов всё плохо в личной жизни. Оказывается, родители клиентов не практиковали безусловное принятие, поэтому дети выросли печальными и невротичными.

Хорошее объяснение подхватили многие американские психологи, толково и «на пальцах» объясняя, как теперь правильно воспитывать детей. Популяризатором идеи безусловного принятия в России стала Юлия Гиппенрейтер, переписав книгу американского психолога Томаса Гордона «Тренинг родительской эффективности» (Parent Effectiveness Training). Ю. Гиппенрейтер творчески развила идеи Гордона об «активном слушании», «я-сообщениях», «беспроигрышных методах разрешения конфликтов» и т. п., правда, и от себя добавила много чего.

Получилось красиво, модно, поучительно. Если кратко, то безусловное принятие ребёнка — это принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!» Другими словами, просто за то, что ребёнок есть (ел и будет есть).

Приверженцы «чистого» безусловного принятия настаивают, что это не безоценочность, а именно положительная оценка ребёнка, причём вслепую. Ребёнку нужна радостная забота и любовь, полное принятие, насколько хватит сил.

Есть ещё вариант спокойного принятия ребенка, как частички себя. Например, ударился ногой, зачем на неё сердиться, ведь это тоже я. Смотрю и принимаю ситуацию как данность.

Любви к ребёнку без всяких условий противопоставляется любовь условная. Ею пугают родителей, говорят, нельзя так любить, а то дитё невротиком вырастет, и вообще, вы что, своего ребёнка решили неправильно любить?! Мне кажется, в этом главная ошибка ортодоксального гуманизма — настаивание на безусловной любви к ребёнку как единственно верном пути воспитания.

Теория во многом лукавая. Провозглашается, что самого ребёнка надо любить, а его поступки можно и нужно порицать. Вроде всё верно, только проверить невозможно: ругая поступок ребёнка, мама (папа) его (ребёнка) любят или нет? Всё очень субъективно. Это как у человека, который утверждает, что в душе очень добрый и любит весь мир, а гадости делает, чтобы показать неразумным людям, как они неправы. Но в душе любовь.

С другой стороны, у самого ребёнка до определённого возраста нет понимания, что значит — родители ругают поступок, а не его личностные качества. Это о чём?

Вот стоит мальчик лет пяти, а мама со страшным видом разносит действия малыша, который потерял варежки. Что мальчик видит? Мама его любит? Может быть, в душе, но как ребёнку это понять?

С папами вообще всё сложно. Они часто хотят видеть в ребёнке достоинства, за которые его будут ценить и уважать в обществе, а если этих достоинств нет, то с любовью сложно. При этом папа будет заботиться, ночами сидеть с больным ребёнком, защищать его, помогать, зарабатывать деньги — из-за ответственности, если таковую осознаёт.

Но когда папа хочет, чтобы мальчик был сильным, смелым, спортивным, а сын играет на скрипке и не может за себя постоять, то чаще это разочаровывает, чем очаровывает. Ну, а мама верит, что мальчик станет великим скрипачом или не станет, ну и хорошо, всё равно любит.

Говорят, в истории никогда никакой безусловной любви к детям не было. В деревнях рожали много детей, желательно мальчиков, ибо — работник, а девочка — лишний рот, да ещё и для замужества надо приданое собирать. Дети ценились не сами по себе, а только сильные и здоровые, чтобы могли работать и в старости кормить родителей.

Ну, а в древности о любви к детям, условной или безусловной, вообще речь не шла. Например, так Сенека описывал отношение к детям:

«Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит остальное стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем;

точно так же мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового".

Если кому интересно про нелюбовь к детям в истории человечества, можете почитать книгу «Психоистория» Ллойда де Моза.

Так вот человечество от ужасов нелюбви и условной любви к детям шатнулось в другую сторону — безусловной любви и принятию. Плюсов в таком подходе множество, особенно, если адекватные родители умеют и желают воспитывать своих детей, тогда безусловное принятие как инструмент душевного воспитания очень хорош. Но родители бывают разные. Вот у этих разных безусловное принятие ребёнка больше калечит, чем помогает сеять что-то разумное, доброе, вечное.

Например, видел ситуацию в детском саду: дети одеваются домой, родители — кто помогает, кто разговаривает. И вдруг одна девочка лет пяти с разбегу головой бьёт другую сверстницу. Потерпевшая падает и заливается слезами, ей действительно больно. Родители начинают возмущаться, ругать нападавшую девочку, но мама агрессивного ребёнка встаёт на защиту, ибо у мамаши безусловная любовь.

Конечно, она дочку за неправильный поступок отругала, сказала, что нельзя бить головой — и самой пораниться можно, и другим деткам неприятно. Родителей пострадавшей девочки ещё не было, но думаю, они бы не разделили безусловную любовь мамы к своему драчливому ребёнку.

Часто дети, взращенные в безусловном принятии, усваивают одно правило — им можно всё. Конечно, за поступки поругают, но их всё равно любят. Такие дети надеются, что мир будет добрый, как мама. Дети становятся зависимыми от ожидания любви и принятия их личности, а это путь к неврозу, ничуть не длиннее, чем через условное принятие.

• Мир и люди вообще никого не любят просто так. Мир — не добрая мама.

Эта новость очень печалит подрастающих детей, они же верят, что их личность должна цениться безусловно, но уже в школе ребёнок будет хорошим не просто так, а за отличные оценки и поведение. Начнётся реальная жизнь, в которой безусловной любви и принятия практически нет.

А вы — за безусловную любовь?

Статья опубликована в выпуске 12.11.2014

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "А вы – за безусловную любовь?" - да, я за безусловную любовь. Ясно одно: в условиях дикого, варварского общества, детей любили так называемой "условной" любовью (то есть, не любили вообще). С развитием цивилизации, люди стали гуманнее, поэтому и научились любить иначе - безусловным принятием.

    Оценка статьи: 1

  • Василий, спасибо за умную и талантливо написанную статью. Полностью разделяю ваше мнение. Читала, что идеолог безусловного принятия всех поступков ребенка, Бенджамин Спок, на книгах которого выросло не одно поколение, в конце жизни извинился перед своими читателями, мол, ошибочка вышла, не так надо воспитывать. Маятник качнулся...

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Пол Кастор, нее, мне кажется автор еще сам не определился, как правильно надо воспитывать детей и вот в конце вопрос Да и вся статья, как мне показалось, об этом говорит, вроде и так, а вроде нет...Сложная эта штука - воспитание других, здесь к каждому надо подходить отдельно, а нас миллионы, следовательно, и вариантов тоже уйма Поэтому, написать статью на эту тему, это значит ничего определенного не сказать, а просто - размышление на тему

  • А вы – за безусловную любовь?

    А я - за диалектику, за единство и борьбу противоположностей. За правильное понимание Жизни, а не за набор архивных папок под общим названием "Жизнь".

    В том смысле, что в жизни нет в чистом виде ничего. Окромя научных изысканий.

  • Ваша смерть, Пол Кастор, - конец в чистом виде. Но ко мне это не относится - Я ВЕЧЕН.

  • Елена Еленова Елена Еленова Читатель 12 ноября 2014 в 21:50 отредактирован 12 ноября 2014 в 21:52 Сообщить модератору

    Приведу в пример народ, чей успех в разных областях жизни- не вызывает сомнений. Где один из принципов отношения к ребенку- полное принятие. Кривой, косой, глупый- не важно- мой, а значит самый лучший. Эта позиция - дает опору людям в этом не самом лучшем из миров.Опору на себя.Опору на близких. Отношение к миру , как не страшному и ужасному и где не надо годами залечивать раны прошлого, а просто жить и смотреть вперед. Я взяла этот принцип для воспитания сына. И не ошиблась. Я говорю о еврейском народе.

    • Комментарий удален
  • На мой взгляд, происходит подмена понятий или, точнее, сопоставляются хотя и взаимосвязанные, но разные явления: ЛЮБОВЬ, как отношение к кому-то, и процесс воспитания.

    Любовь (в ее высшем смысле - как состояние души) и может быть только безусловной (т.е. без всяких условий, ничего не требующей взамен, отдающей, освещающей, освящающей), иначе это - не любовь, а что-то другое: влюбленность, страсть, любование, владение, культ и пр.). А родительская любовь как раз и ближе всего к этому идеальному состоянию. Родители любят не за то, что красивый, или послушный, или отличник...

    А процесс воспитания может быть разным: строгое пуританское, демократичное, патерналистское и пр. \

    Можно ЛЮБИТЬ своего ребенка, но воспитывать его в строгости. А можно всему потакать, потому что боишься этого маленького деспота. Можно быть к ребенку абсолютно равнодушным - к его душе, запросам, потребностям, переживаниям - но старательно играть роль заботливого чуткого родителя. А можно испытывать к своему ребенку нечто вроде безумной (без-ума, без-думной) страсти, в слепоте своей (ум-то отключен) позволяя ему садиться себе и окружающим на голову. Вариантов множество...

    Поэтому мой (подчеркиваю: лично мой) вывод: ЛЮБОВЬ никогда к плохому привести не может. Она согревает, освещает, совершенствует. А воспитывать нужно с умом, следуя правилу Золотой Середины. И этому нужно учиться всю жизнь.

    • Комментарий удален
      • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 14 ноября 2014 в 02:57 отредактирован 14 ноября 2014 в 03:00 Сообщить модератору

        Пол Кастор, в очередной раз наступила на грабли: не хотела писать комментарий, чтобы не ввязываться в бесполезную полемику, но все же отвечу (с тайной надеждой, что мой ответ будет воспринят Вами не как повод для бессмысленного словопрения).

        - Любовь действительно может быть аморальной (смотря о какой морали идет речь). Но она всегда Нравственна. Иначе это - не любовь. Об этом я уже писала в предыдущем комментарии.

        - "... к детям любовь не имеет никакого отношения" - Вы это о чем????????????????????????????????? Неужто Вы думаете так на самом деле? То есть, Вы выросли, не будучи любимым? Господи, мне так жаль!!!

        - "Дети - результат уже существующей любви" - а это Вы о чем??????????????? А как быть с детками, рожденными от нелюбимых? А в браках по расчету, по воле родителей, вследствие насилия и пр.? Их не любить? Или не воспитывать?

        - Мои дети взрослые (сын намного старше Вас). И совершенно не похожи на меня. Только основные нравственные принципы у них - от родителей. Разница в возрасте 12 лет. Внучке 4,5. И я продолжаю учиться искусству воспитания. Потому что каждая личность неповторима, и требует особого подхода. И мы с возрастом меняемся, и к одним и тем же вещам относимся по-разному. И в этом тоже - процесс совершенствования. Если Вам это непонятно - подождем, пока станете отцом (не в смысле участия в процессе зачатия, а Отцом) - тогда, может, поймете, о чем я.

        - Дети - не побеги и не ветки. Дети - самостоятельные личности, отдельные от родителей. И задача родителей - не окучивание и не обрезка с подгонкой кроны под выбранную форму. Задача родителей - создать условия для всестороннего раскрытия потенциальных возможностей и способностей личности (это и есть главная цель Любви - совершенствование) и привить социальные нормы, регулирующие взаимодействие личностей в социуме (в этом и есть суть процесса воспитания). Ну, и конечно, собственный пример. Вот и все, что мы можем сделать. Остальное - насилие и подавление.

        - Лет в 25 я была убеждена, что все зависит от воспитания. Сейчас я знаю, что наши усилия по воспитанию способны откорректировать и направить процентов 20-30 того, чем становится личность. В лучшем случае! И об этом говорит не только мой опыт матери и бабушки, но и 30-летний педагогический стаж (преподавание в ВУЗе и частной школе культурологии, религиеведения, психологии, имиджелогии, культуры личности), и опыт психолога-практика.

        - И наконец, о "моей" Золотой Середине. Читайте классиков! А именно, Учение Будды о Срединном Пути. Много полезного узнаете. Правда, об отрезках и ставках там ни слова...

        На сим позвольте поставить в нашем диалоге точку. )))

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 13 ноября 2014 в 14:12 отредактирован 13 ноября 2014 в 14:42 Сообщить модератору

    Лариса, спасибо за интереснейший комментарий, который, на мой взгляд, органично дополняет статью и объясняет ее неоднозначное восприятие читателями. Объясняет тем, кто хочет и способен понять

    Оценка статьи: 5