Анна Бердникова Грандмастер

Насколько воспитание - осознанный процесс? Часть 1

Над этим вопросом не принято задумываться, потому что принято считать, что воспитание — полностью осознанный процесс. Однако, к сожалению, это далеко не соответствует действительности. Более того, наблюдение за взаимодействием родителей и детей на детских площадках, родительская речь, обращенная непосредственно к ребенку, комментарии родителей к своим педагогическим воздействиям на консультациях и занятиях с психологом, позволяют выделить несколько уровней осознанности как речевого, так и не речевого воспитательного воздействия на ребенка.

0. К этому уровню относятся высказывания, адресуемые без какой-либо редакции, как взрослым собеседникам, так и маленькому ребенку. Как правило, это автоматические оценочные фразы, цель которых — повлиять на поведение ребенка, изменить его. Оставив за скобками выражения, содержащие ненормативную лексику, остановимся на таких наиболее типичных репликах:

Ты сдурел, что ли?
Ты что, совсем, что ли?

Назвать этот уровень нулевым с точки зрения осознанности позволяют следующие факты: во-первых, реплика носит автоматический характер, представляется наиболее частотной реакцией на различные проявления ребенка. Во-вторых, не подвергается ревизии и редакции в зависимости от фактора адресата. Например, «… я папику нашему говорю: Что сдурел, да?». В-третьих, педагогическая эффективность подобных высказываний, как правило, очень низкая, потому что ребенок быстро привыкает к этим фразам и перестает обращать на них внимания, они становятся фоном.

1. К этому уровню отнесены высказывания и воздействия первоначально неосознанные, но под влиянием каких-либо внешних факторов, подвергшиеся осмыслению позже. Например, двухлетний ребенок стоит на краю лужи и пальчиками ног сквозь ремешки босоножек пытается дотянуться до воды. Мама, заметив это, бросает предупредительные реплики: «Миша, не лезь в воду!», «Я кому говорю?». Затем мама, взяв ребенка за руку, оттаскивает от воды, свою вторую руку заносит для шлепка. Будучи пойманной за эту руку и остановленной вопросом: «Что ты сейчас делаешь?», отвечает: «Я объясняю ему, что нельзя лезть в воду».

Из приведенного выше примера следует, что, не будь внешнего вопроса: «Что ты делаешь?», ребенок был бы автоматически наказан физически, причем это педагогическое воздействие даже не расценивалось бы как шлепок, в сознании мамы воздействие осталось бы «объяснением».

Вообще тема физического наказания в родительской речи примечательна образованием большого количества эвфемизмов. На вопрос «Бьете ли вы своего ребенка?» почти в ста процентах случаев дается отрицательный ответ. Вопрос «Наказываете ли Вы своего ребенка физически?» заставляет задуматься, оценить педагогическую тактику и стратегию и дает некоторый процент утвердительных ответов. На вопрос «Шлепаете ли вы своего ребенка иногда в воспитательных целях?» утвердительный ответ бывает получен в восьмидесяти процентах случаев.

Продолжение следует.

Обновлено 20.01.2009
Статья размещена на сайте 5.07.2007

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • своему малышу всегда объясняю . причем ВСЕ объясняю :почему так нельзя, так можно, что это.. и т.д. Конечно, бессознательно некоторые фразы (не матерные!!!) типа "ты что!!" вылетают, но я сразу стараюсь объяснить сыну, в чем дело. Все таки мама тоже человек

    Оценка статьи: 4

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 июля 2007 в 08:40

    Чувствую, что тема действительно в работе.
    Лучше бы весь текст составил одну статью, читателю так удобнее, да и автору полезнее кратко о большом попробовать сказать.
    Надо еще иметь в виду, что воспитывают не слова, а поступки. Схватить ребенка за шкирку, когда он лезет в лужу или в море - это поступок, и слова тут ничего не значат, так, вой сирены, звук. сопровождение.
    Почитаю еще, угу.

    • Спасибо за комментарий.

      Я думаю ,что воспитывают и слова, и поступки. Довольно часто происходит так, что поступки говорят об одном, а слова о другом. Ребенок в этом случае оказывается дезориентированным.
      А над словами мы вообще редко задумываемся: что я говорю, как меня слышит ребенок, что он слышит в моих словах? Статья об этом

      • Люба Мельник Бывший модератор 5 июля 2007 в 09:55

        Где-то недавно, кажется, на "Элементах большой науки" я видела статью - во! нашла!
        "Грудные дети узнают родной язык по речевой мимике" http://elementy.ru/news/430531
        Вот врезка к статье:
        "Известно, что малыши начинают учить язык, лишь только появляются на свет или даже еще раньше. Считалось, что они воспринимают прежде всего звучание речи, фонемы и интонации. Теперь ученые доказали, что не меньшее значение в восприятии речи играет и мимика говорящего. В качестве сигнального раздражителя к обучению речевая мимика работает до 6-8 месяцев, а затем этот стимул теряет свое значение. При этом двуязычные детишки гораздо дольше реагируют на речевую мимику: ведь им необходимо выучить в два раза больше лингвистической информации".