• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анна Бердникова Грандмастер

Насколько воспитание - осознанный процесс? Часть 2

О нулевом и первом уровне осознанности — в предыдущей статье.

2. К этому уровню были отнесены родительские высказывания, обдумываемые постфактум. Однако находящийся на этом уровне осознанности родитель, как правило, может самостоятельно определить, что в педагогическом процессе присутствует сбой, но понять, в чем причина низкой эффективности предпринимаемых им педагогических воздействий, пока не имеет возможности, следовательно, обращается за квалифицированной помощью.

Например, в ответ на просьбу психолога описать типичную ситуацию конфликта и собственные чувства, пользуясь моделью: Когда ребенок…, я чувствую…, мама говорит: «Когда Аленка хватает игрушку с витрины и требует ее купить, я, конечно, ни злости, ни раздражения не испытываю…». Последующий анализ позволяет выявить, что именно эти чувства, наличие которых отрицается, изначально присутствуют и формируют дальнейшее развитие ситуации.

Другой пример. «В последнее время ребенок стал агрессивен, он безо всякого повода бьет меня по лицу, — пишет мама полуторагодовалого малыша. — Ударит и смотрит внимательно, что я ему скажу. Папа наш не выдерживает — начинает его шлепать, тоже бесполезно. Ни уговоры, ни шлепки не помогают справиться с агрессией ребенка. Что делать?«

Данный контекст примечателен тем, что является образцом письменной речи, которая, как известно, отличается от устной речи большей структурированностью и продуманностью. Тем не менее, излагая сложности взаимоотношений с ребенком, мама, даже записав свои мысли по этому поводу, не замечает явного противоречия в своих действиях. Борьба с агрессивными действиями ребенка ведется физическим наказанием, по сути, агрессией, направленной на ребенка.

Основным отличием этого уровня осознанности является то, что для переоценки педагогической тактики родителю не требуется внешний стимулятор, необходимый для предыдущего уровня.

3. Данный уровень осознанности характеризуется тем, что родитель, находящийся на нем, слышит то, что говорит сам, и то, что отвечает ребенок. При этом, если родитель допускает неточность или неправильно формулирует свою мысль, он в состоянии вернуться и самостоятельно исправить коммуникативную ситуацию.
Например, Выключи магнитофон, у меня из-за тебя голова болит! Нет, конечно, не из-за тебя, а из-за шума. Выключи, пожалуйста.

Главное различие в приведенных высказываниях заключается в изменении причины головной боли. В первом случае такой причиной назван ребенок, ему дана негативная оценка. Во втором случае причиной назван шум, производимый магнитофоном, что в большей степени соответствует действительности, во-первых. Во-вторых, позволяет избежать негативной оценки личности ребенка.

4. К этому уровню осознанности относятся высказывания родительской речи, обдуманные заранее и специальным образом подготовленные.
Мама трехлетнего ребенка пришла на консультацию с жалобой: ребенок не может слышать отказ — сразу срывается в истерику. Типичным примером оказалась такая ситуация: ребенок просит конфету, мама ему отказывает, ребенок закатывает истерику.

При детальном анализе ситуации выяснилось, что ребенка около года назад отлучили от груди, и режим питания с тех пор так и не восстановился: ребенок очень мало и нерегулярно ест, маму эта ситуация очень беспокоит. Поэтому, когда ребенок перед едой просит конфету, мама, имея твердое убеждение, что сладкое перед едой негативно повлияет на и так далеко не волчий аппетит сына, отказывает, вкладывая в запрет все свое беспокойство, тревогу и раздражение от того, что ситуация повторяется опять и опять. Ребенок пугается и начинает плакать, он не понимает, откуда такой эмоциональный всплеск в ответ на обычную просьбу, а спросить об этом у мамы в силу возраста пока не может.
В приведенной выше ситуации с конфетами высказывание, адресованное ребенку, имело следующий вид.

Саша, я не могу дать тебе конфету сейчас, потому что беспокоюсь о твоем животике, мне кажется, что после конфеты тебе сложно будет есть суп. Давай сначала накормим животик супом, а потом конфетой!

Удивлению мамы не было границ, когда ребенок, получив на свой вопрос о конфетах такой ответ, кивнул и спокойно пошел заниматься своими делами.

Самое главное — не воспитывать своего ребенка автоматически и, прежде чем сказать грубое слово, а тем более ударить, имеет смысл остановиться и спросить себя: а что я сейчас делаю?

Статья опубликована в выпуске 20.08.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как интересно!

  • Воспитание - дело тонкое.

  • Не все осознанно воспитывают детей, а некоторые считают, что воспитание - это когда покормил и одел. Вот посадить неразумных родителей и прочитать такие лекции принудительно...

  • Нужная статья, особенно для таких молодых мам, как я - дочке 10 месяцев

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Башун Андрей Башун Дебютант 27 ноября 2008 в 19:54 отредактирован 27 ноября 2008 в 19:55 Сообщить модератору

    Было бы здорово изначально дать определение термину "осознанность". А "воспитание"... это "питание" с превосходительной "вос"... восхваление, восхождение, воспевание и т.д. То есть, это самая важная часть питания человека.

    • Уровень осознанности - показатель участия сознания в том или ином процессе.

      • Анна, наверное, прежде чем браться за уровень осознанности, надо разобраться с тем, что такое сама осознанность. Это действительно важно, потому что при умении быть осознанным, многое (да практически всё) в нашей жизни приобретает совершенно другой смысл.
        Осознанность, это умение постоянно, в каждый момент времени ощущать жизнь и ощущать себя в жизни. Это состояние. Уровень осознанности и характеризуется глубиной этого ощущения (пока мы говорим только о начальных, поверхностных вариантах осознанности). А это означает ВИДЕНИЕ и ПОНИМАНИЕ сути жизни во всех её проявлениях.
        Представляете, как тогда будет выглядеть процесс воспитания?
        Ведь я могу дать ребёнку главное - научить его понимать жизнь (понимать то, что она от человека хочет) и жить с ней в согласии, а не то, как в ней "удобнее перемаятся", с якобы меньшими потерями.

        • Людовед Людовед Читатель 22 декабря 2008 в 19:26 отредактирован 22 декабря 2008 в 19:40 Сообщить модератору
          На сколько воспитание осознанный процесс

          Андрей Башун,
          В чем я с вами согласен, так это с тем, что прежде чем дать оценку событию и уж тем более рекомендации, необходимо определиться что есть что и кто есть кто. А теперь порассуждаем возможно ли это для вас.
          Чтобы определить степень осознанности поступка - действия, необходимо знать кто такой "Человек" на самом деле -- откуда он в Жизнь приходит, кто его стоит, как и с какой целью -- в чем смысл Жизни и Смерти.
          А теперь разберем на что из этого перечня вы способны дать ответ.
          Откуда человек приходит в Жизнь разве вы знаете? -- Нет.
          Кто его строит? -- Что-то не поворачивается язык назвать тех, кто считает себя родителями ребенка, настоящими его родителями, поскольку весь процесс их строительства вписывается в несколько примитивных действия -- сунул, вынул, чего-то там поносил недолго и разрешился от бремени. Кто и как производит всю остальную работу -- тайна за семью печатями.
          Смысл Жизни и Смерти тоже, как я понимаю, только смутно мерещится иногда.
          В результате, ребенок рожденный, воспитанный и обученый обществом "доброжелателей" неизбежно попадает на кладбище -- на свалку бракованных изделий для последущей разборки на составляющие.
          И я перечислил лишь малую часть аргументов, на самом деле причин производства заведомого брака в строительстве человека гораздо больше.
          Так на сколько, по-вашему,процесс воспитания человека тянет на осознанный?

          • Людовед Людовед, что-то мрачную картинку Вы нарисовали .
            В чём конкретно разногласия, не совсем понятно?
            Понимаю Ваши вопросы.
            Если дать человеку возможность посмотреть на наш мир глазами тех, кто его создал, то все вопросы срзу найдут ответы! Но "плоскость" можно понять только выйдя из неё (поднявшись над ней).
            Если человека несколько раз пропустить туда-обратно через рубеж жизни и смерти, то он поймёт, что смерти, как таковой нет, что она часть жизни (и наоборот). Отпадёт самый главный страх человека - страх смерти. Он тогда жизнь иначе ощущать будет.
            Мы этот рубеж проходим практически каждые сутки, засыпая. И, по крайней мере, один раз, умирая. Только это всё неосознанный опыт. Во всём мире ценится именно осознанный вариант "выхода". Но это можно получить только через духовный опыт.
            Вот ещё одна грань того, что я хотел приобщить к осознанному воспитанию. Такой опыт нигде кроме как через духовное воспитание не получить, либо..., через естественную смерть, но это будет уже другая песня ...

            • Людовед Людовед Читатель 28 декабря 2008 в 00:05 отредактирован 28 декабря 2008 в 00:08 Сообщить модератору

              Андрей Башун,
              Да весь ваш ответ -- другая песня.
              И все вам понятно, вот только признаваться себе в этом не хочется -- неудобно вам это, ведь тогда неизбежно возникнут вопросы -- а чем же я собственно занимался и занимаюсь в жизни, если ничерта о себе не знаю? Чему меня учили такие же "ни бе ни ме неведы", да еще присвоив себе вышайшее образование? По какому такому праву? И много чего еще всплывет.
              Так что картинка на самом деле куда печальнее и мрачнее.
              И ваши духовные искания не более чем детские игры в самосовершенствование. Ведь еще Будда, в свое время, понял что люди живут в одних иллюзиях -- самообманах. И бегают по кругу сансары -- смертей и рождений, как безтолковые тараканы -- туда сюда. Но вот как из этого круга выдти он так и не смог понять, хотя и предположил что выход должен быть.
              Так что вы хоть тысячу раз сходите туда и обратно, из круга людей неспособных себя сознавать выдти вам не удасться -- неспособны есъм. Не у тех людей учитесь и учились.

  • Смысл статьи неплохой, но сложновато подано.