Анна Феклистова Дебютант

Ребенок подрос. Родим второго? Часть 1

Хотелось бы рассмотреть ситуацию, когда ребенок именно второй, а не третий, четвертый и т. д. Более того, не просто второй, а достигший 6, 7, 8-летнего возраста к моменту, когда мама и папа, радостно улыбаясь, сообщают, что скоро у него появится сестренка (братик). Как вариант — интересуются заранее, хочет ли он появления этой сестренки (братика)? Что ответит ребенок? Конечно, хотел бы! Для него малыш — вроде живой куклы: так интересно, здорово, весело! Ну вот и славно — все рады, скоро у нас будет маленький!

Nikolay Bassov, Shutterstock.com

Первенец автоматически становится «большой». Для кого он большой? Сам для себя? Нет, большой он теперь для родителей. А как же? Сам ходит, ест, пьет, даже телефоном пользуется запросто! Ребенку так и заявляют: «Теперь ты не просто сын (дочь), ты — старший, должен все понимать, все знать». Подразумевается: а не знаешь, так должен догадываться — не маленький же!

А что ребенок? Вдруг (вот для него, действительно, «вдруг!») обнаруживается, что с появлением брата никакими играми и развлечениями и не пахнет. Младенец либо спит, либо ест, либо исходит истошным криком. Играть с ним невозможно, да и мама всегда тут как тут: «Не шуми! Телевизор не включай. Не трогай Игорька (Олежку, Машеньку, Ксюшеньку…) — у тебя руки грязные!» И еще обиднее: «Что тут делает твое барахло? Здесь могут быть только подгузники и пеленки!» Это любимый самый лучший в мире заяц или книжка — барахло?! Да что творится-то, вообще? Может, мы и на дачу в субботу не едем? Что-то этот красный червяк (реальное выражение 8-летней девочки) второй день не спит толком, и все словно с ума посходили…

Родители, а иногда вместе с ними бабушки и дедушки, так озабочены выкармливанием, выгуливанием, лечением второго ребенка, что словно забывают, что старший — тоже ребенок, он не стал вдруг умнее, мудрее, сильнее. Наоборот, он практически в одночасье перешел в другую категорию, для него непонятную и далеко не всегда приятную. К 6−7 годам, всю свою жизнь ощущавший себя центром семьи, получавший все внимание и минимум ограничений, он, по большому счету — сложившийся эгоист. Но эгоизм этот не агрессивный — ребенок владеет всем просто по праву младшего и всеми любимого. Хочется подчеркнуть: именно дети шести-семи лет. Впрочем, пять и восемь тоже могут оказаться сложным возрастом, это еще зависит от общей атмосферы в семье: психологической, финансовой и т. д.

Двух-трех-летние дети еще не успевают сформировать убеждение, что весь мир только для них. Они многого пока не знают, и появление новорожденного младенца воспринимается спокойнее, просто как некое очередное событие. Более старшие, наоборот, отлично помнят, как было хорошо, привычно, удобно, а теперь совсем другое — тут не сиди, под ногами не мешайся, рисовать иди на кухню, а уж просить оладьи в воскресное утро, как бывало раньше, вообще бесполезно…

Далеко не всегда дети с энтузиазмом встречают изменение условий жизни и своего статуса в семье. Даже если внешне все вроде бы по-прежнему — так же регулярно кормят, одевают, обеспечивают новыми игрушками и гаджетами, и даже иногда выводят в гости или на прогулку поинтереснее и подальше, чем в своем дворе рядом с коляской. Потеря того прекрасного ощущения, что ты — главный в этом мире, мама с папой тебя обожают, всегда на твоей стороне…

Конечно, не стоит сейчас рассматривать здесь изначально проблемные ситуации, когда, например, папа пьет (гуляет, маму бьет, не работает и прочие напасти) либо его просто нет по определению. Тут и единственному чаду вряд ли будет хорошо. Появление второго и часто незапланированного ребенка может превратить жизнь старшего в кошмар: задерганная мать не находит в себе силы для нормального общения с ним, да еще и сваливает часть своей работы — он и нянька, и в магазин курьер, и посуду помой.

Нет, речь идет о вроде бы вполне благополучных небедных полных семьях, где все друг друга любят и есть все условия для рождения еще двух-трех. Ну ладно, хотя бы одного…

Случай из жизни. Спрашиваю свою 9-летнюю ученицу, почему пропустила предыдущее занятие. Думаете, прогуляла с подружками на улице? А вот и нет. Это ее мама наказала. Думаете, за то, что уроки вовремя не сделала? Снова нет! Оказывается, за то, что проспала утреннее поломытие до (!) ухода в школу. Не удержалась, задала еще пару вопросов. Да, моет каждый день и строго по утрам, и очень тихо: «…чтобы маму с сестренкой не разбудить». А если что не так, то лишается интернета и занятий в художественной школе. Нужны комментарии?

Я, конечно, не против того, чтобы в стране рождалось больше детей. Хотелось бы только, чтобы решение о втором ребенке было максимально осознанным, а родители понимали, как это отразится на их первенце. Как говорится, «мы в ответе за тех, кого приручили». В данном случае — родили.

Хотя и не уверена, что есть у меня моральное право раздавать советы, хочется обозначить некий «список пожеланий» родителям — вдруг кому-нибудь он хоть немного поможет взглянуть на ситуацию в семье под иным углом зрения?

Продолжение следует…

Статья размещена на сайте 2.02.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вероника Ломаева Вероника Ломаева Дебютант 13 февраля 2015 в 22:03 отредактирован 13 февраля 2015 в 22:04

    Хорошая тема! Есть над чем поразмышлять. А еще душу греет, что есть не равнодушные учителя к проблемам учеников. Вы молодец, что затронули этот вопрос. Действительно очень важно не "упустить" старшего ребенка в пылу забот о малыше. Я все время "держу руку на пульсе" старшей дочки и сознательно выражаю к ней любовь, стараюсь для нее, как и прежде. Она действительно помощница мне в воспитании малыша и по дому, никогда не упускаю возможности ее похвалить и поддержать. После ухода мужа, она моя единственная опора, маленькая, но опора.

    Оценка статьи: 5