Анна Бердникова Грандмастер

Музыкальная школа. Нужна ли она мальчику?

«Моему сыну Артему 6 лет. Сейчас у него особенный период взросления. Он быстро все схватывает и запоминает. В детском саду обратили внимание на способности ребенка к музыке и посоветовали мне обратиться в музыкальную школу. Сын успешно прошел прослушивание. Я и не подозревала, что он так хорошо поет и чувствует музыкальный ритм.

Художник Стрелов А.Е. «Мальчик за фортепиано», 1964г Источник

Артем совершенно без лишнего волнения вышел на середину зала школы и повернувшись сначала к аккомпаниатору произнес: «То березка, то рябинка», — и после проигранного музыкального вступления запел. Голос у него был настолько трогательный и плавный, что многие родители стали заглядывать в открывшуюся дверь, чтобы узнать, кто поет. Учитель по фортепьяно после первых занятий с моим сыном сразу порекомендовала нам приобрести инструмент для домашних тренировок. Артем с нетерпением ждет, когда у нас в доме появится пианино. Но вместе с тем меня тревожит, что данное увлечение с возрастом может пройти — ведь занятия музыкой больше подходят для девочек". (Вопрос детскому психологу.)

Что можно посоветовать родителям в этой ситуации?

Мальчик успешно прошел прослушивание. У него явно есть музыкальные способности. Ему самому занятия музыкой доставляют удовольствие. Возможно, он не просто способен к музыке, а талантлив или одарен. Это то, что лежит на одной чаше весов. На другой — сомнение в том, что увлечение выбрано на всю жизнь.

Первоначальный интерес к деятельности у ребенка есть. В дальнейшем задача родителей — этот интерес развить и поддержать. Каждая семья имеет свою систему ценностей и убеждений. Если в ней есть утверждение, что занятия музыкой — для девочек, то ребенок усвоит и его, сделает своим, будет поступать в соответствии с ним — откажется от увлечения. Особенно легко это может произойти в том случае, если мальчик столкнется с какими-то трудностями. Однако если ребенок «пропитается» другими убеждениями (например, когда кто-то увлекается чем-то, его поддерживает вся семья, гордится им и разделяет его интересы), тогда это утверждение станет частью его собственной системы ценностей. Особенно эффективно это может быть тогда, когда ребенок видит, что маму поддерживают в ее увлечении вышиванием, папа делает рамки для ее самых красивых работ. Папу поддерживают в его увлечении туризмом — мама ходит с ним в походы и помогает готовить снаряжение. А его самого поддерживают в его желании заниматься музыкой.

Даже если ребенок в какой-то момент потеряет интерес к занятиям музыкой, к сожалению (или к счастью?), мечты и увлечения меняются, ничего страшного не произойдет, напротив, произойдет много полезного. Он обретет уверенность в себе, навыки публичного выступления, возможность быть душой компании (умение петь и играть на музыкальном инструменте дорогого стоит), умение быть в центре внимания и многое другое.

Опасение матери может иметь разные истоки.

Предположительно, первое: занятия музыкой требуют финансовых вложений в качественный музыкальный инструмент. Если ребенок пройдет не весь семилетний путь музыкальной школы, а только пару лет или, скажем, половину, будет досадно. Так будет, если свои вложения рассматривать как инвестицию в инструмент. Картинка глобально меняется, если рассматривать свои вложения как инвестицию в самого ребенка.

Предположительно, второе: ребенок, занимаясь музыкой, потеряет время, которое мог бы вложить, например, в спорт, к чему, как выяснится через пару лет, у него истинное призвание. Даже если музыка не является призванием вашего сына, занятия ею будут способствовать его гармоничному развитию.

Предположительно, третье: погрузившись в музыку, ребенок может не найти сил и времени, чтобы обнаружить свое истинное призвание. А ведь найти свое призвание — большое счастье для человека, к сожалению, доступное не многим. При этом иметь отчетливое представление о том, что точно не является призванием — тоже важно.

Поэтому если спустя несколько лет Артем решит, что музыка — не его, это тоже большое благо для него. Поддержите увлечение ребенка. Это в любом случае, при любом развитии событий будет полезно для него самого и семьи в целом.

Обновлено 4.08.2015
Статья размещена на сайте 3.08.2015

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Иванов Читатель 7 августа 2015 в 15:36 отредактирован 26 мая 2018 в 10:56

    В детстве у нас дома было пианино. Играла мама. Меня никто не заставлял идти в муз школу - и я пошел в нее и с удовольствием закончил музыкальную школу по классу фортепиано.

    Сейчас мне 42 года, я ведущий бизнес-аналитик банковских продуктов. Однако могу подобрать и сыграть любую мелодию. Много путешествую по миру - и везде, где есть пианино - открываю его и играю. И коллеги, путешествующие со мной, в шоке. И людям вокруг нравится. И сам получаю удовольствие от игры.

    Так что если ребенок хочет в музыкальную школу - смело отдавайте его. А в жизни он себя найдет.

    Всем удачи и здоровья.

  • Странный вопрос в заголовке. А откуда берутся певцы, музыканты, композиторы? У большинства из них в прошлом - именно музыкальная школа.

    • Марта Александрова, всё правильно. Вообще я не понимаю, зачем так усложнять эту тему???
      Хочет парень идти в музыкалку - пускай идёт. Главное - не тащите его туда специально.

    • Марта Александрова, да, многие из тех, кто сейчас находится на музыкальном олимпе, получили систематическое музыкальное образование. Но нужно ли каждому конкретному мальчику туда? Если нет, то есть к вершинам мастерства вроде как и стремиться не планируется, стоит ли терять время. Вопрос в этом.

      • Марта Александрова Профессионал 7 августа 2015 в 13:59 отредактирован 7 августа 2015 в 13:59

        Анна Бердникова, каждому - точно не нужно. Как и каждой девочке - тоже не нужно. Особенно если ребенку это не нравится. Если нравится - то, конечно, пусть занимается.

  • Добрый день! Пусть музыкой занимаются и мальчики, и девочки

    Целиком и полностью согласна, что занятия музыкой раскрепощают и приучают к публичности.

    Мне кажется, что возникший вопрос - отражение давнего глобально-педагогического спора: формировать интересы ребенка или следовать за его интересами. Вы предлагаете следовать. Тогда каких-то важных и нужных для себя областей он может вовсе не открыть.

  • Музыка спорту не помеха. Представляете он будет туристом или альпинистом и при этом классно играть на гитаре, весь туристский люд будет собираться вокруг костра, где разливается его музыка и поют песни, разве плохо, да и успех у девочек обеспечен

  • Сергей Куклин Сергей Куклин Профессионал 7 августа 2015 в 10:14 отредактирован 7 августа 2015 в 10:16

    Здравствуйте! Мне очень захотелось высказать своё мнение с точки зрения ребёнка. Думаю, вам будет интересно.
    1. С чего вы взяли, что музыкой могут и должны заниматься только девочки? Если он этого хочет, то пускай занимается. Вы так боитесь потерять свои деньги и его время, но этого не нужно делать. Вы сейчас запретите ему заниматься музыкой, поведёте ему его, например, на футбол. Но он не захочет этим заниматься. И тогда он действительно потеряет время, а вы деньги.
    2. Боже, он потеряет своё время!!! Нет. Он станет раскрепощение и не будет бояться выступать на мероприятиях, а их в его жизни будет очень много (это я точно знаю).
    Это ещё не всё и я потом добавлю, но. Сейчас поведите его на какой-то спорт, но пускай занимается музыкой. Если ему не понравится спорт, то пускай занимается музыкой, а нет, так бросит музыку и займется спортом.
    Главное - поддержите его.