Ирина Литновская Грандмастер

Умен не по годам, или Поживешь за меня, детка?

Вы любите рекламу? Я ее обожаю, особенно, если там задействованы дети. Меня умиляют розовощекие крепыши, спящие всю ночь благодаря здоровым животикам и сухим попкам, вскормленные высококачественной молочной смесью (почти-почти как мамино молоко) и какой-то зеленой бякой из банки, которую даже постановочный «папа» отказывается есть. Но главное — спокойные. Поскольку принимают легкое успокоительное для ума и послушания…

CroMary, Shutterstock.com

Меня веселит реклама, где дети в образе классиков отечественной литературы обещают в будущем прославить имя своей мамы, например, как… Пушкин.

Кто-нибудь знает имя мамы Пушкина? Тем, кто не в теме, скажу, что у Александра Сергеевича с мамой были довольно-таки прохладные отношения. Чего не скажешь о его отношениях с няней, всемирно известной Ариной Родионовной, воспоминания о которой занимают в творчестве поэта особое место.

Но создателям рекламы по барабану такие подробности. Им важно дать затравку для мам, сыграть на тоненькой струнке, ведь в глубине души каждую молодую женщину время от времени терзают сомнения, а хорошая ли она мать, делает ли она всё, что в её силах, чтобы быть хорошей матерью. А поскольку жестких критериев «хорошести» матери не существует, вот и подсказывают ей с экрана: мол, будешь хорошей, если купишь эту банку, этот памперс… и далее по пунктам. А если не сделаешь этого и не купишь того, будешь так себе мамой, на «троечку».

То же самое происходит в образовании. Капканы «на маму» расставлены по всему городу в виде частных студий раннего развития, где с 4-х лет научат английскому, помогут раскрыть самые редкие таланты и обеспечить опережающее сверстников на пятьдесят лет вперед развитие. Звучит заманчиво.

Вот мамы и стараются, пытаясь ускорить развитие, приблизить то, что придет само чуть позже. Отсюда и демонстрация карточек с буквами-цифрами-параллелепипедами новорожденному. И появление двухлетних малышей в театрах на спектаклях категории «7+». Отсюда и попытки пропихнуть в 1-й класс пятилетку. Родители так боятся не успеть втиснуть в ребенка этот мир!

Но что мотивирует родителей давать ребенку то, до чего он еще не дорос, помещая его в не свойственную для него среду, для которой он не созрел по ряду важных параметров, психических и половых в том числе?

Мне довелось учиться на одном курсе с сестрами Князевыми, малолетними вундеркиндами, поступившими в вуз. На мой вопрос, о чем вы с ними разговариваете, их одногруппницы ответили мне прямо: «А чего с ними разговаривать? Тут все обсуждают, кто с кем спит, а у них еще месячных нет!»

Можно с уверенностью сказать, что эти одаренные дети вызывали восторг исключительно у своих родителей и тех взрослых, кто извлекал выгоду из их таланта, пиарился за их счет. Старшие ребята их игнорировали, а ровесников в институте не было.

Хотят ли мамы, чтобы их дети преуспели в жизни? Безусловно. Но еще больше они хотят, чтобы их дети сумели то, что не удалось когда-то им самим. Ведь им кажется, что поверни время вспять, и они бы иначе обустроили свою жизнь, были бы более успешны в ней. И они отчаянно пытаются наверстать упущенное за счет детей, хватаясь за них как за спасительную соломинку. Смоги то, что я не смог, поживи «за того парня».

И если ребенку удается хоть в чем-то оправдать надежды родителей, тогда можно словить кайф от осознания своей родительской крутизны, один из самых приятных кайфов на свете. Для всех нормальных родителей это в большей или меньшей степени важно. Это такой способ самореализации через ребенка. Просто кто-то из взрослых сидит у этого на игле.

И то, чего стоит ребенку поддерживать «наркозависимость» родителя, к сожалению, не принимается в расчет. Не идет ни в какое сравнение с возможностью мамы гордо выдохнуть: «А мой — отличник!», «Ну, мы это еще в три года умели!» Вряд ли она глубоко задумается над тем, что ее ребенок — это человек, задравший планку успеваемости настолько высоко, что ему самому приходится прикладывать неимоверные усилия, чтобы удержать ее. Человек без права на ошибку.

Только прислушайтесь к тому, что можно услышать в каждой школе, в каждом классе, где еще живы отличники. «Почему ты не сделала домашнюю работу?! Ты же отличница?!», «Ты почему носишься? Отличница и туда же!»

Я убеждена в том, что здоровый «середнячок» имеет больше шансов реализоваться в жизни. Не потому, что это правильно, а потому, что мы, взрослые, всё портим — спуску не даем тем детям, кто показывает более высокие результаты, демонстрирует быструю обучаемость. Впрягаем их в работу безостановочно. Мне доводилось видеть отличников, которых заставляли участвовать в олимпиадах сразу во всех номинациях…

Поэтому отличники тоже не любят учиться, и школа является для них не меньшим стрессом, чем для остальных ребят, если не большим. Они постоянно ощущают на себе пресс ожидания высокого результата от их труда. Далеко не всегда это мотивирует. В большей степени напрягает.

Мне потребовалось много времени, чтобы отучить одну девочку отслеживать свой график успеваемости в электронном дневнике. Она тщательно следила за тем, чтобы кривая успеваемости была прямой. Только на «5» и ни шагу вниз. Она загружала график успеваемости, едва успев войти в дом, стоя на стуле в полустянутых колготках.

Прежде чем заключить ребенка в железные тиски «развития», следует определиться с выбором того, что послужит нашему ребенку мотивацией к учебе. Страх перед падающей кривой успеваемости? Или желание узнать мир лучше, чтобы плавать в этом море жизни спокойно и уверенно?

Когда ребенок учится плавать, он может часами висеть у мамы на шее, боясь опустить лицо в воду. А спустя год он будет прыгать с катера в море и не очень-то париться на тот счет, что под ним 30 метров глубины. Обучение — это путь, проделанный с того момента, как вы отпустили мамину шею до прыжка с катера. И каждому суждено преодолеть его со своей скоростью. А потому развитие ни в коем случае не должно быть ранним. Оно должно быть своевременным.

Обновлено 29.08.2015
Статья размещена на сайте 24.08.2015

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • — Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь! Понятно говорю?

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Литновская, на все 1000 согласен со сказанным в статье. Глядя на подуги многих родителей, хочется сказать: "Прекратите удовлетворять свои самолюбивые амбиции за счет детей и не мешайте им расти". Но на личном опыте знаю, что услышат это не многие, ибо почти любая современная мама в ответ заявит: "Вы устарели, в сегодняшнее время ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, дети должны развиваться быстрее, и поэтому их надо учить как можно раньше, а то...".

    Но, почему то, в век доступности к любой информации, родителям невдомек, что:
    - до 3 лет ребенком должна заниматься только мама (либо лицо полностью её заменяющее – как Арина Радионовна у А.С.), а не ясли, приходящая няня или «вахтенные» родственники;
    - пока лобные доли у ребенка не созреют, а это происходит к 6 - 7 годам, ребенок не способен полноценно осваивать школьные знания, как бы не были инновационы методики преподавания. Т.е. объем информации, воспринимаемый мозгом ребенка, зависит от возрастных возможностей, а не от внешних факторов, в т.ч. желаний родителей, педагогов или кого-то ещё.

    Не поэтому то - ли многие современные родители подменяют обучение и воспитание ребенка простой дрессурой?

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров, спасибо, хоть напомнили. А то так надоело перед всеми оправдываться, почему я(мама) занимаюсь ребёнком, почему я не отдаю его няне, родственникам на воспитание, чтобы полноценно работать.И я уже давно убедилась, что нет ленивых или неталантливых детей. Просто каждый фрукт зреет в своё время, и надо просто немного направлять и внимательно отслеживать реакцию, и питать впечатлениями. А современные новомодные студии раннего развития-это бред и вытягивание денег. Эта "раскованность" и "умение держаться на публике", перемазавшись по уши космметикой и слепое подражание взрослы, механическое запоминание без понимания-это страшно.Из таких детей не получится никго настоящего, к сожалению. И они уже не узнают, к чему они были действительно талантливы.

      • Александра, студии предлагают то, что можно сделать самому дома бесплатно. Их плюс в том вижу, что там полно всяких "штучек", которых дома нет. Блин, мы через все это прошли с детьми и, мне понадобилось время, чтобы осознать, что было недаром, что зазря.

    • Вячеслав,потому что на дрессуру нацелена система образования. Тестовая система прежде всего. И еще наличествует фатальность ошибки школьника. Не сдал - не прошел в спецкласс, не сдал- испортил аттестат. Я считаю, что нельзя допускать никакой фатальности в детстве.В детстве можно исправить все. Или погубить к едрене фене. Спасибо за обстоятельный отзыв.

      • Ирина Литновская, не соглашусь с Вами. Тестовая система, это естественный элемент любого обучения, и в той или иной форме была всегда. По большому счету, учебная программа, что 50-х годов ХХ века (учился я, мои братья), что 80-х (учился ст. сын, племянники), что 90- 00 -х (учился мл. сын), что сегодня (учатся мои внуки) не претерпела каких-либо серьезных изменений. В том числе и в применении тестов при оценке знаний. Внедрение ГИА и ЕГЭ лишь снизило возможность влияния на эту оценку со стороны преподавателей и других лиц (в т.ч. и родителей) непосредственно при проведении экзамена. А уж как готовиться к ГИА и ЕГЭ: методом дрессуры или освоением школьных знаний, зависит, в первую очередь, от родителей – от их выбора школы: с традиционными подходами или ПРЕСТИЖНЫМИ задачами.

        Одна мама с пеной у рта доказывала мне «качественность» школы, в которую она возит своих детей через полгорода, тем, что в ней «преподают доктора и кандидаты наук». Введение же ЕГЭ показало, что «доктора и кандидаты», неплохо обучая студентов, не способны хорошо обучать школьников.

        Если семья создает необходимые и достаточные условия для развития ребенка в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями, то он спокойно и успешно проходит школьные годы (в т.ч. и без репетиторства).

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав, не помню тестов в моей школе. Т.е. их не было вообще. читать дальше →

          • Ирина Литновская, я писал "тестовая система... в той или иной форме была всегда" - примером является любой задачка из любого учебника: надо её решить, затем полученный результат сверить с ответом. Чем принципиально это отличается от формы задания в виде т.н. тестов, в которых одновременно дано задание и предложен выбор из 2, 3...n ответов? Отличие только внешнее.
            Если для Вас это не привычно, то сообщаю такая система была распространена в ряде западных стран ещё в 50-60 годы, у нас успешно применялась в ряде ведущих технических ВУЗах с конца 60-х. Тогда же стала использоваться в ГАИ. Я об этом подробно писал в комментариях к статья ШЖ об ЭГЕ ещё в 2010 г., например https://shkolazhizni.ru/school/articles/33507/#comments

            В отношении методики обучения в начальной школе не знаю ничего, но знаю одно, что мало кто, имеющий общее образования (9 классов), не сможет помочь своему ребенку в освоении программы начальной школы, несмотря на любые педагогические инновации – так помогайте, а не кивайте на плохость школы – ребенок то, Ваш. И все будет нормально.

            Оценка статьи: 5

  • Когда присутствует интерес, дети забывают слово "лень". А у здоровых детей интерес присутствует всегда.

  • Дети бывают разные. Один знает чего ему хочется, способности у него, активная жизненная позиция. А другого никуда особо не тянет, с горящими глазами не прибегает, интересы невнятные. Не думаю, что было бы правильным на такого махнуть рукой и предоставить самому себе.
    Это насчёт пусть сам выбирает.

    • Наталья Осокина, а вот моим многое что хотелось, поэтому такого нет, только отфильтровывать приходилось, да и сейчас чего не предложу - ХОЧУ. Да есть ленивые дети, но я так думаю, такие и родители, они обычно всегда с нас пример берут

      • Не обязательно дело в лени, просто у некоторых интересы формируются позже. Кого-то надо сдерживать, а кого-то наоборот направлять. А родители могут быть слишком занятые или просто особенности своих детей не учитывать, типа - другие вон всё сами, значит и мои должны, с чего это я буду вкладываться больше остальных.

  • Меня возмущает, когда родители нагружают ребенка по уши, никакого детства , туда не ходи, там не бегай, это изучай, бедные дети, нельзя все решать за ребенка, ребенок все-таки сам должен выбирать, а не жить по маминой указке

    • Лидия Богданова, при всей правильности замечаний, ребенок сам все выбирать не может, да и нельзя ему. Иначе он начнет выбирать компьютерные игры, чипсы и мороженое и никакой школы.
      Не все так однозначно.

      • Игорь Ткачев, ну, не передергивайте, Игорь, я же говорю не о бытовом поведении ребенка, а о его увлечениях, хобби, таких как музыка, рисование, спорт и прочие. Тут в первую очередь не надо вести ребенка туда, где по эпохе модно (языки, музыка, единоборства и т.д), а все-таки присматриваться к мнениям ребенка - хочет он этого или нет, а еще может ли, разумно оценивать его способности Мы, родители, не всегда правильно оцениваем возможности ребенка, это должен делать скорее специалист. В жизни надо все пробовать. Приведу пример даже с моим ребенком, когда в первом классе моя дочь прибежала со школы с горящими глазами и рассказала, что к ним приходил тренер по гимнастике и отбирал к себе в группу девочек и выбрал ее и пригласил заниматься, честно сказать, засомневалась в ее возможностях. Она у меня была худенькой и казалось ветром ее снесет, а тут гимнастика. Я подумала и спросила ее: "А ты хочешь заниматься?" Мой ребенок дал утвердительный ответ и я повела ее к тренеру. Мою дочку не только не снесло ветром, как Мэри Поппинс, а она окрепла, стала не только стройной, но и крепкой и занималась с удовольствием больше пяти лет, правда особых достижений не было, но мы и не задались этой целью. Позднее она увлеклась волейболом в школе и их команда занимала по городу первые места, короче, ребенок не шастал без дела и всегда была при деле и делала это в удовольствие. Она и после школы всякие спортивные мероприятия будет воспринимать с удовольствием, лыжи, коньки, ролики, да хоть что ей всегда будет это интересно. Правда я в свою очередь привила им любовь к спорту и никогда не задавалась целью сделать из них спортсменов, они поняли, что жить со спортом рука об руку очень здорово. А языки подождут их можно выучит в любом возрасте, если будет желание и если найдется применение им в своей жизни, ничего заранее не предугадаешь, нечего загружать молодой неокрепший организм ребенка ненужными знаниями - всё в свою очередь.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 31 августа 2015 в 12:30 отредактирован 31 августа 2015 в 12:32

    Wunderkinder, грите? Все они - курьез, выверт (Евгения Онегина они наизусть читают или обе ноги себе за голову закидывают), частично или полностью лишенный нормального детства, часто своими же родителями. Чтобы потешить тщеславие и комплексы последних.
    Да и задейтсвуют часто механику, натасканность, а не истинный дар.
    Опыт показывает весьма ясно и явно, что 90% вундеркиндов в своих wunder-способностях со временем сравниваются со своими сверстниками, и оказываются совершенно не адаптированными к жизни в социуме. А вот действительный детский дар видеть и чувствовать этот мир иначе, честнее и правдивее, в них убивается wunder-креаторами.

    С духом статьи согласен.

  • Наверно, вы все-таки не правы насчет "середняков" и их реализации. Мир все отчетливей делится на интеллектуалов и "остальных". Вскоре интеллектуалы будут сидеть на верхних этажах небоскребных офисов и управлять повсеместно заменившими человека роботами, а "остальные" будут прозябать в загазованных гетто...
    Да и вообще описанное вами явление все же получше будет того, когда родители вообще не знают, зачем рожают детей - просто потому, что "так принято"...

    Оценка статьи: 5

  • О чем статья?.. О плохих родителях, издевающихся над своими детьми?.. О несчастных детях, которые вынуждены страдать от непосильных задач?.. Или о проницательности автора, что гениально обозначила скрытую проблему "отцов и сыновей"?

    Хотя это неважно. После мудрого совета на вопрос "Как быть?" - "Воспитание должно быть своевременным" все вопросы и сомнения отпадают. Точно так же, если после ошибочного решения вам посоветуют не ошибаться. Всё просто и ясно, не правда ли?

    Оценка статьи: 5

    • Ха, Слава, ты чего на всех авторов набрасываешься? Мухи нынче кусачие? Нет, про "воспитание своевременное" я ни слова не говорила. Сказала про развитие. Ты, видимо, невнимательно читал, вот и не понял ничего. Обнимаю!

      • Согласен, Ирина... Воспитание ну просто никак не связано с развитием. Действительно, развил своевременно ребенка, а там, глядишь, можно и воспитанием заняться. И тоже своевременно.

        То, что описано в статье, - практически единичные случаи. В основном - дети почти брошены на произвол судьбы (настолько "беспризорны"). Родители почти не занимаются детьми.

        А сами родители - те еще дети. Молодым родителям учиться да учиться... лет тридцать. Как минимум.

        Почему набросился?.. Мухи кусачие. И драма в статье прям до слёз довела. Изрыдался весь и в слезах коммент писал.

        Оценка статьи: 5

        • я не знаю, в каких беспризорных просторах ты живешь, чтобы говорить, как в основном. В основном, детьми занимаются, так было всегда. В моем детстве и в детстве моих детей. На класс 2-3 "беспризорника" и то, занимаются в бесплатных секциях. Остальные с пеной у рта носятся. И везде, в любой секции, в любой музыкалке, в любом специализированном образовательном учреждении ты найдешь родителя- фаната. Про деревни не скажу.