Юлия Баяндина Грандмастер

Дети и общение в школе: что хорошо и что плохо?

Общение в школе очень часто становится настоящим испытанием для ребенка. Родители всеми силами стараются помочь ему пережить конфликты и преодолеть трудности. Но часто оказывают медвежью услугу, формируя неправильную модель поведения.

Andresr, Shutterstock.com

Авторы книги «Эмоциональный интеллект ребенка» помогают понять психологию ребенка в возрасте от 7 до 12 лет, объясняют, как себя вести в сложных ситуациях, что можно считать нормальным, а что должно вызывать опасение.

Никакой неловкости

В школе ребенок входит в большие социальные группы и подпадает под их влияние. У детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому, что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Не пытайтесь бороться с этим.

Конформизм

Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от 8 до 12 лет это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Эктомия эмоций

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками. Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.

Что чувствуете он и вы

Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью. Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников, такое поведение нормально.

Признание сверстников

Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например, можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя, как другие дети, глупо. Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.

Не смейся надо мной

Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье.

Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.

По материалам книги Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка».

Обновлено 12.10.2015
Статья размещена на сайте 1.10.2015

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александра Неженцева Читатель 14 октября 2015 в 09:55 отредактирован 14 октября 2015 в 09:55

    Ещё раз перечитала - какой-то бред больного человека, даже не стоило столько времени на коммент тратить.

  • Александра Неженцева Читатель 14 октября 2015 в 09:45 отредактирован 14 октября 2015 в 09:53

    Идиотизм. Резюме статьи: стань стадом, а вы, родители, не мешайте.Детей сейчас учат не уважать личность друг друга, не доносят до них, что правильный коллектив-это содружество разных личностей. Что правильный коллектив-это как живой организм: все органы разные,но работают слаженно, поддерживая друг друга. Нет, главный девиз : выбираем Короля( Королеву),остальные-холуи,всех под одну гребёнку. Кто не хочет быть, как все -безликой массой, где всё придумывает и решает король, а остальные безмозглый исполнители, тех унижать, бить, выживать, изгонять. Если ребёнок участвовал в чьей-то травле,но сам не был инициатором,и лично не нанёс травм, то не сильно ругать? Да если я узнаю, что мой над кем-то намеренно издевается-снесу ему всю кукушку, прочищу мозги и мягкое место так, что запомнит на всю жизнь (говорю образно,для точности, не думайте, что побои - есть много способов).Мало того, чтобы ребёнок не участвовал в этом, надо с пелёнок ему мозги правильно вставлять, и как раз учить быть личностью, чтобы прежде чем участвовать в какой-то сомнительной затее, ответить сначала самому себе: "А не сгорю потом со стыда? А совесть не замучает? А если бы я на его месте оказался?" Тогда и проблем не возникнет.Если каждый родитель своему ребёнку с малолетства внушит общечеловеческие ценности, научит уважать другую личность, её мнение, покажет разницу между "стадо" и "коллектив", "тусня" и "дружба", тогда и общение будет само собой здоровым. И одежда.... Надо не на коллектив оглядываться, а воспитывать вкус и ориентироваться на свои потребности. А если весь коллектив побреется налысо или раскрасится как эти комично-трагичные готты в чёрный цвет, как общество чучел с бандитскими задатками? Вот что интересно: в тех семьях, где ещё не оскудела тяга к образованию, а, главное, к культуре, даже проблем не возникает. Правда , в том, случае, если общаются с себе подобными. Но такое общение- это подарок: светлые, добрые лица, совместные дела, дружба. Трудно общаться со стадом- на разных языках приходится разговаривать. Но эти горе-психологи почему-то не призывают родителей воспитывать вкус и тягу к прекрасному у детей, и подтянуть их до состояния нормальных культурных людей, а рекомендуют тех, других опуститься до этого низкопробного уровня... Ну-ну.Как только мы начали оборачиваться на психологов, тем более западных, наши дети постепенно превратились в зомбированных чудовищ, которые вообще не чувствуют ни чужой боли, не уважают, не ценят друг друга, оценивают, исходя из крутости гаджета, материального достатка "предков" и способности подчиняться.
    Редакторы: вы вообще думаете, когда пропускаете такие статьи? Вы хотя бы понимаете сами, что там написано? Я прочитала, мне стало страшно. А то думаю, и почему теперь в школах такие разборки вплоть до убийств? Жутко всё это читать.Ощущение, что пропаганда отупления и превращения детей в управляемую массу одинаковых гвоздиков.Вредительство какое-то..