Юлия Молёнова Мастер

Что такое церковный развод и как его получить?

Жила семья, существовала. Но пришёл конец чувствам (а может, их и не было?), накопились взаимные обиды. И совместная жизнь стала в тягость.
Развод. Но что делать, если «союз был заключён на небесах», а венчание проходило в церкви? Что такое церковный брак, знают, я думаю, все. Но что такое церковный развод? И как его получить?

На всякий случай напомню, что брак может быть церковным (освящённый), гражданским (зарегистрированный в гражданских институтах, например, в ЗАГСе) и фактическим (никак не оформленное совместное проживание).

Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. В отличие от светского, он возможен только когда тот из супругов, кто не был виновником развода, планирует вступить в повторный брак. Конечно, есть те, кто даже не задумается о необходимости расторжения церковного брака, но для истинных верующих (а по логике церковные браки должны заключаться именно между церковными людьми, т. е. причастными к церкви) всё это очень важно.

Церковный развод при отсутствии светского официально не прекращает брака. Хотя церковь и не должна разрешить церковный развод при сохранении зарегистрированного брака. При этом для государства светского развода достаточно: человек после него считается свободным, даже если церковный брак не расторгнут.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, но допускает следующие причины развода, установленные Земским Собором 1917 г.: отпадение супруга от Православия, супружеская измена или противоестественные пороки, заболевание супруга проказой или сифилисом, серьёзная, неизлечимая душевная болезнь супруга, безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет, посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, оставление супругом семьи, вступление супруга в брак с другим лицом и т. д.

Для получения церковного развода, или так называемого «развенчания», следует подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление и, после рассмотрения дела, Владыка примет решение.

Если вы не знаете, что и как нужно делать, советом может помочь любой батюшка. Но в общих чертах письменное обращение к Владыке должно содержать следующее: краткая история брака с объяснением причин развода, когда и где был заключён церковный брак, копия документов о гражданском разводе.

После признания первого церковного брака «безблагодатным» человек может венчаться повторно. Если один из венчающихся участвует в этом таинстве впервые, совершается обычное чинопоследование, как в первый раз. Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.

Конечно, каждый случай церковного развода глубоко индивидуален и требует соответствующего подхода. Зачастую даже священники имеют на этот счёт разные (и противоположные) мнения.

Но, наверное, всё же лучшим средством против церковных разводов является осознание всей серьёзности венчания. Священник в личной беседе должен выяснить, действительно ли жених и невеста являются верующими и крещёными и готовы к церковному браку. Очень часто люди венчаются из-за веяний моды или по другим причинам, не относящимся к вере. Стоит ли удивляться, что таким семьям потом требуется расторгнуть свой брак?

Родился человек, растёт, совершенствуется, добивается чего-то в жизни, достигает определенных высот, занимает определённое положение в обществе. И о нём говорят, что он состоялся. И чтобы достичь высшей степени развития, человек освящает свой брак. А решение венчаться должно быть осмысленным, чтобы потом избежать необходимости узнавать о церковном разводе.

И надеюсь, эта информация вам никогда не пригодится!

Обновлено 10.02.2015
Статья размещена на сайте 24.07.2007

Комментарии (63):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марина Иванова Читатель 1 февраля 2011 в 19:50 отредактирован 25 мая 2018 в 07:37

    Юлия Молёнова,
    спасибо за статью, как и за многие другие. Особая благодарность священнику, тут надо пережить и вдумываться. Спасибо.

  • Это ужас какой-то Такая бюрократия в церкви, бумажки, пересылки, прошения, статьи положений и т.д., умереть не встать Когда они там находят время для духовной деятельности

  • А как установить кто виновник развода если не сошлись характерами? По моему церковь давно отошла от веры живя как самостоятельный институт. Использует религию как учение основы которого всегда можно менять, порой даже для своих корысных целей. Спасибо Юля, что затронунули эту актуальную тему. 5 баллов.

    Оценка статьи: 5

    • Такой прчины для развода как "не сошлись характерами" Церковь вообще не признает. Это стыдливая формулировка советского судопроизводства, прикрывающая измены, прелюбодеяния, семейное насилие.

      • Это стыдливая формулировка советского судопроизводства, прикрывающая измены, прелюбодеяния, семейное насилие.
        Странная манера навешивания ярлыков. Мне казалось, священники должны быть терпимее.

        • Это не ярлык, а суровая реальность. Вы прекрасно знаете, что большинство светских разводов совершалось с этой формулировкой, потому что в советской семье не могло быть измен, насилия, прочих "пережитков капиталистического строя". Отсюда и эта формула. Разве нет?

          • Ничего не буду говорить про советское время. Люди в то время тоже умудрялись быть людьми. Речь не о том.
            Суровая реальность - это именно когда просто "не сошлись характерами". Когда жизнь людей разваливалась без измен и насилия - только потому, что люди не понимали друг друга, не могли жить вместе, причиняли от этого боль и себе, и своим близким.

  • 5!!!
    Знаете, на церковный брак труднее решиться, чем на гражданский
    Хочется, но что-то останавливает...

    Оценка статьи: 5

  • Прекрасная статья!

    Юлия, вы проделали большую работу и очень хорошо про развод церковный написали. Но прочитала все комментарии , особенно те, что священник написал, и вообще в голове путаница. Размышления священника, не в обиду ему будь сказано, совершенно оторваны от реальной жизни. Меня волнует этот вопрос, потому что коснулся болизкого родственника. Молодые 16 лет назад заключили брак в ЗАКСе, через полгода обвенчались в церкви. Прожили вместе14 лет, жена постоянно погуливала, ссоры, хотя и сын рос. Потом жена ушла к другому мужчине, через год оформили через суд развод.А развенчания или церковного развода, как хотите это называйте, суть не меняется, еще не оформили. Бывшая жена спокойно живет в гражданском браке уже два года с другим человеком( у них не только национальности разные, но и вероисповедания), и у нее даже в мыслях нет оформить церковный развод. А как бывшему мужу оформить развенчание? вдруг он тоже встретит женщину, с которой решит создать семью? Священник местной церкви описал ему процедуру развенчания именно так, как вы, Юлия описали. Кто же прав?

    • То, что Вы описываете, дейтвительно измена. Когда Ваш родственник соберется жениться вторично, ему нужно будеет пойти к настоятелю храма в котором он будет венчаться. Настоятель подскажет как правильно составить прошение к правящему архиерею епархии. В ответ на прошение архиерей пришлет резолюцию с признанием првого брака распавшимся и благословением повторного венчания. Все достаточно просто.

    • Спасибо!
      Ну, ведь можно считать ситуацию с бывшей женой изменой. То есть это является поводом для церковного развода.
      Кстати, собирая информацию для этой статьи, прочитала много жизненных ситуаций и консультации священников. Поищите в интернете, наверняка найдёте решение похожего случая.

  • Юля, я тут подумала и решила еще раз сказать Вам спасибо за эту статью. Я пересмотрела свои жизненные позиции и стало гораздо легче.

    Михаил, Вам особое спасибо, за ответы на вопросы.

  • за содержимое статьи и то как она написана 5-ка..
    однако, как атеист, считаю, что венчание, как и сама церковь - лишнее

    Оценка статьи: 5

  • Юлия, материал хороший. Но есть нюансы, на них Вам указал уже священник Михаил Самохин.
    "И вообще, я так поняла, сейчас церковь освобождает практически всех просящих..."
    Мне тоже приходилось беседовать со священниками на эту тему. Как я поняла, они стараются всячески избежать этого.

    Оценка статьи: 5

    • А я так поняла: сколько священников, столько и мнений. Но я была свидетелем обращения к "более высокой инстанции", когда священник не захотел давать церковный развод. И "высшая инстанция" (всех терминологических подробностей не помню) его дала.

      • Священник просто не имеет права "давать развод". Это исключительная прерогатива архиереев.

        • Да, конечно. Я имела в виду областного архиерея. И обращались там, по-моему, после этого в столицу. Давно было, точно не скажу. Но факт помню.

          • Бывает всякое. Но нужно помнить, что в рассмотрении обстоятельств дела мы чаще всего вынуждены доверять человеческой совести. И противоречия в решениях священноначалия чаще всего обусловлены разными показаниями заинтересованных людей.

            • В той ситуации не было "показаний" бывшего мужа (он уехал или с ним уже давно не поддерживалась связь).
              А его бывшая жена хотела венчаться повторно, освятив свой второй брак.
              Впрочем, надоело уже оправдываться...

              • Да не надо оправдываться! А возмущение вызвало именно просторечное слово "развенчание" и отсутствие четкого указания на обязательность повторного брака. Без этого материал показался не просто неполным, а не вполне корректным, отражающим позицию Церкви.

                • "Развенчание" я сочла нужным употребить лишь потому, что оно использовалось многими священниками, а также простому человеку будет более понятным. Всего лишь раз употребила и в заголовок не стала выносить - именно по тем причинам, о которых Вы говорите.
                  И даже в кавычках вон употребила! Так называемое "развенчание" Корректнее я просто не могла высказаться

                  После признания первого церковного брака «безблагодатным» человек может венчаться повторно.
                  Именно для этого церковный развод и нужен, я так понимаю. Так и пишу.

                  Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. Особенно остро этот вопрос встаёт при необходимости второго брака.
                  Собственно, вот. Вопрос может вставать и ДО желания жениться повторно.

                  • В том то и тонкость,что не просто"может" а практически "должен". И только для этого и обращается за разводом. Ведь со светским разводом - не так. Мне показалось это не совсем точным. А слово "ложить" вместо "класть" тоже многие употребляют Литературнее оно от того не становится.

                    • Ладно, сознаюсь. Не учла, что кому-то церковный развод может понадобиться не для повторного брака
                      Ну, "развенчание" - это ведь не лингвистическая ошибка. А в кавычках в статье я его для того и употребила, что оно просторечное, чтобы показать: это то самое, о чём вы подумали

                      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 31 августа 2007 в 14:59

                        Я попробую уточнить формулировку.
                        Вместо
                        "Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. Особенно остро этот вопрос встаёт при необходимости второго брака."
                        можно написать
                        "Если существование семьи прекратилось и её восстановление невозможно, но супруги были повенчаны, встаёт резонный вопрос о разводе и церковном. В отличие от светского, он возможен только когда тот из супругов, кто не был виновником развода, планирует вступить в повторный брак."

                        Юлия, согласны?

                        • Марианна, если честно, моя формулировка - вывод из практики. Исправленный вариант, конечно, каноничнее.
                          Но мужу "дали" церковный развод, хотя по идее первая жена с ним развелась (виновным можно посчитать и его), а потом уже он стал жить со мной. Архиерей не спрашивал, собираемся ли мы вступить во второй брак - мы даже не расписаны, просто живём вместе. По-моему, появление в твоей жизни другого человека (после гражданского развода) и является веским аргументом для церковного развода.
                          Решайте сами.

  • Разводись - не разводись, душы - то уже соединились. И будут теперь вместе во всех следующих жизнях. В случае сохранения брака будут счастливы, в случае развода будут маяться.

  • Церковного развода не бывает!

    Неверна терминология! Развенчания не бывает! Церковь не разводит "в никуда"! А описанное обращение к правящему архиерею епархии возможно только тогда, когда человек готов венчаться вторично. И называется это "благословение повторного брака" . Разница существенная. Обидно что столько людей было введено статьей в заблуждение!

    • Извиняюсь, я в курсе, что многие так говорят: "Развенчания не бывает". Но тогда в заблуждение вводит не статья, а священники. Потому что такой "термин" был произнесён нашим батюшкой.
      "А описанное обращение к правящему архиерею епархии возможно только тогда, когда человек готов венчаться вторично."
      Да, это называется "благословение повторного брака", но не обязательно церковного.
      И вообще, я так поняла, сейчас церковь освобождает практически всех просящих...

      • "Термин" на совести Вашего батюшки. Благословляется в Церкви только второй церковный брак. К нецерковному, естественно, Церковь отношения иметь не может по определению Освобождать мы не можем: " Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".(Мф. 19,6). Благословение повторного брака просто признание существующего фактически распада семьи и права невиновной в распаде стороны (а не всех просящих) на второй церковный брак.

        • Перед тем, как писать материал, я долго копалась в интернете. Очень много разных мнений наслушалась. Батюшки высказывают совершенно противоположные мнение и спорят между собой.
          Так что Ваша позиция у меня удивления не вызывает.
          А такими "терминами" оперируют многие священники в интернете. Именно поэтому я позволила себе употребить такие общеупотребительные слова.
          Статью же пыталась написать о том, что есть, а не о том, что должно быть в идеале.
          Наш Владыка написал на прошении: "Церковный брак считать недействительным. Благословляю на повторный брак". Его просили благословить именно на "новую жизнь".

          • Термин "церковный развод" действительно существует, но под ним понимается нечто совершенно отличное от светского понимания слова "развод" Об этом отличии по смыслу я и писал. Не вижу смысла в интернет-дискуссиях если по этому поводу еще 7 лет назад была принята официальная позиция Церкви: "Х.3. Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19. 6,9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа...Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для "подтверждения" гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом – особенно при раздельном проживании супругов, - а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается". Полностью документ здесь: http://www.wco.ru/biblio/books/koncep1/.
            На практике расторжения церковного брака без благословения повторного просто не бывает.

  • Отличная статья!
    Информация может пригодиться...хорошо что я не венчалась..

    Оценка статьи: 4

  • Ого. Сколько всего. Валокита...

    Оценка статьи: 5

  • Серьезная информация. Пока конкретно не коснется, мало кто над этим задумывается.
    А ситуация для христианина действительно серьезная.
    Спасибо. 5

    Оценка статьи: 5

  • Церковь - институт государства, не более того. Процедура церковного развода, описанная вами - лишнее тому подтверждение.

  • Интересно довольно. Так как до это слышал что этот брак вообще не расторгается ни по каким причинам. Теперь выясняется что причины всеже имеются.

    Хорошая статья.

    • Теперь часто расторгается, даже по менее веским причинам. Разводов-то много нынче, церковь прощает...
      Вот муж недавно расторгал свой первый венчаный брак, потому и заинтересовалась темой. А потом нашла столько всего, что решила поделиться информацией.
      Вот в католической церкви церковные разводы вообще не предусмотрены.

  • Пятерка

    Даже и не знал, что развод не ограничивается только загсом... спасибо за статью!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная,

    познавательная статья.
    Чуток критики:

    На всякий случай напомню, что

    и

    Это я к тому

    на мой взгляд, лишнее.

    Оценка статьи: 5