Сейчас первым ласточкам идеи раннего развития примерно по 25 лет. Умны ли они? О, да, весьма. А разумны?
С теми первыми «ранними» детишками занимались и родители, спешившие развить, и бабушки-дедушки, умевшие спокойно наблюдать за любимыми внуками и вдумчиво беседовать с ними. И получалось, что ребёнок то получал усиленный тренинг, то спокойно сосредоточенно возился в песке, то мастерил домишки из деревяшек, часами следил за жучками. По сравнению с родительским напористым заталкиванием в интеллектуальную культуру это была пустая трата времени, однако теперь, по прошествии четверти века, именно эти спокойные эпизоды видятся прочным основанием последующих успехов.
Совершенствование методик и изгнание из жизни малышей подобных эпизодов породило бесчисленное множество психически нездоровых и интеллектуально слабых детишек. Это объясняли и прививочной вакханалией, и ядами в продуктах, и «экологией», и разводами, и многими другими частными катастрофами, прерывавшими ход блестящего развития. Любой внешний фактор мог «включить» одну из причин, и вскоре на ослабевший организм сходила лавина бедствий.
Мы видим всяких ребят в каждом поколении и не имеем доступа к истинной статистике. Но учителя и педиатры, которые наблюдают множество детишек каждого года рождения, утверждают, что идёт стремительное ослабление и иммунитета, и интеллекта.
«Раннее развитие» — это внимание к ребёнку. Внимание — это хорошо. Но развитие ребенка в целом происходит само по себе благодаря окружающей среде. И что же у нас со средой? Ею стали гаджеты. Коробочки с мельтешащими картинками. Вдыхая фенол, толуол и другие малополезные молекулы вместо фитонцидов лесных растений, питаясь неестественными продуктами и общаясь с нездоровой психикой производителей игр и фантазиями создателей мультфильмов, ребёнок развивается далеко не так, как его бабушки-дедушки. Ему в чём-то лучше. Но это что-то — ничтожно мало по сравнению с целым.
Родители знают, что надо гулять на улице. Выходим. Воздух в некоторых районах города куда хуже, чем в квартире. Идём на площадку — там однообразное и весьма вредное резиновое покрытие, вычищенное, надоевшее пространство. Лучше пойти в парк. Однако нынешний парк в корне отличен от того, что было раньше. Он благоустроен. Иначе говоря, он превращён в ту же детскую площадку: ничего неожиданного, самостоятельно выросшего или по своей воле приползшего. Везде плитка, фонари, измученные остатки растений. Разнообразия нет. Ежедневная окружающая среда неестественна и однотипна.
За разнообразием теперь надо выбираться в лес. Трудновато. Но даже тем немногим семьям, которые регулярно ездят на дачу, не удаётся обеспечить развивающую среду. Предположим, хватило решимости лишить детей электроники, удалось увлечь за собой на лесные тропы. А рассказать и показать ту красоту природы, что есть вокруг, смогут ли? Есть ли поблизости носители сказок и иной тысячелетней мудрости? Если нет кому показать природу и увлечь ею, то ребёнок сам нескоро научится всматриваться и вслушиваться в этот мир. В этот пока ещё сравнительно богатый мир.
Знаете, что надо сделать? Программа-минимум: освободить дворы от пришлых дворников и руководящих ими чиновников. Чтобы никакой дурак не смел уничтожать наши чудесные луговые растения, ныне именуемые сорняками. Чтобы снова появились во дворах божьи коровки и дождевые черви, поползни и трясогузки. И, конечно же, свой любимый дворовый пёс, как же без этого? Поставить лавочки для бабушек в ласковой тени плодовых деревьев. И тогда у наших детей снова начнёт появляться нормальное естественное раннее развитие.
Цитата:"Знаете, что надо сделать? Программа-минимум: освободить дворы от пришлых дворников и руководящих ими чиновников. Чтобы никакой дурак не смел уничтожать наши чудесные луговые растения, ныне именуемые сорняками. Чтобы снова появились во дворах божьи коровки и дождевые черви, поползни и трясогузки. И, конечно же, свой любимый дворовый пёс, как же без этого? Поставить лавочки для бабушек в ласковой тени плодовых деревьев. И тогда у наших детей снова начнёт появляться нормальное естественное раннее развитие.
Да, да!!! это все влияние проклятого запада! Они думают, что стали жить на 20-30 лет дольше нашего и это заменит нам общение с "божьими коровками и дождевыми червями" - нет! Встанем в стройные ряды противников этой ухоженной, размеренной, скучной долгой жизни, верните нам природу и естественный срок жизни!
0 Ответить
Не совсем понял переход от раннего развития и обучения чтению детей до 7 лет к связи с природой и пагубному влиянию на интеллект, которое это оказывает.
0 Ответить
Раннее чтение ничуть не вредит развитию. Взъедаюсь на гаджеты, а чтение - дело хорошее. Однако чтение на фоне полноценного общения с природой и чтение в синтетической стерильной обстановке - совершенно разные вещи. Во втором случае это будут слова. Тоже, конечно, игрушка неплохая, но словам лучше быть едиными ч богатством ощущений хотя бы в детстве.
Дети, не все и не всегда, тупеют от множества совместно действующих причин. Некоторые мы знаем и видим. Но действуют они все - одновременно или последовательно. Но и про внутренние силы ребенка можно сказать то же самое. Так вот природа дает мощную поддержку множеству различных внутренних сил ребенка. А без нее берут верх факторы разрушения.
0 Ответить
Справедливо. Человек, пуп и венец, - вообще, глуп, и на самостоятельное мышление способен мало.
Отмечусь, чтобы, может, вернуться и почитать внимательнее.
0 Ответить
Игорь Ткачев, "Человек, пуп и венец" это вы не себя имели ввиду, я вот себя такой не считаю
0 Ответить
Лидия Богданова, себя в том числе.
0 Ответить
Мне 31, как раз мама меня научила читать уже к 5 годам, в кучу кружков ходила. Это не очень для меня лично потому, что в школе потом было легко и рано или поздно где-то я расслабилась. Если с математикой трудно сказать - расслабилась или не математический склад ума, с английским языком - точно причина в этом.
Но как житель частного сектора видела я и цветы всех видов, и стрекоз, бабочек, жучков. Сорняк необязателен - ромашки те же посадите.
А вот что родители редко способны ответить что это, а что - то, согласна, к сожалению, даже на своем примере.
1 Ответить
Редактору особая благодарность за последнюю иллюстрацию. Она прекрасна.
1 Ответить
много сейчас таки полезных статей, но здесь предлагается конкрентно что-то.А вообще надо все в комплесксе и гаджеты ,и природа и рано читать но читать соответственно возрасту,трудно но другого выхода нет.
1 Ответить
Էդուարդ Խալաթյան, спасибо. Мне особенно нравится, что Вы понимаете роль природы.
0 Ответить