• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Чтобы помнили
Марина Тихонова Профессионал

«Код 1000»: как вести себя во время пожара?

Это сложно и больно, потому что там, в Кемерово, сотни отчаявшихся людей попрощались с близкими. Я злюсь и плачу, хоть и не перестаю себе повторять, что это не моя зона влияния и я ничего не могу поделать с тем, что произошло. Но я смогу сделать для всех доброе дело, ведь когда-то я была сотрудником одного из торговых центров и кое-что знаю об эвакуации и методах, которые увеличивают шансы на спасение при возгорании.

«Код тысяча»: как вести себя во время пожара? Фото: Depositphotos

В момент объявления эвакуации сотни придурков застывают на месте и думают: «Вот, мать их, опять учеба». Запомните: пусть это будет учеба, ложная тревога и что угодно, но ВЫ ОБЯЗАНЫ ВЫЙТИ ИЗ ПОМЕЩЕНИЯ. Из-за таких «умников» в последний момент начинается давка. Чем раньше вы найдете выход и покинете ТЦ, тем больше шансов спастись не только вам, но и остальным. Поэтому внимательно слушайте то, что объявляют спокойными и приятными голосами:

1. «Вниманию сотрудников, объявлен код 1000» — уведомление, используемое при угрозе возникновения пожара, в том числе в ТЦ «МЕГА». Если вы услышали подобное, поспешите на выход. Прогуляйтесь, отдохните. Если через 10 минут прозвучит объявление: «Код тысяча отменен» — возвращайтесь к покупкам, вам ничего не угрожает. Это может быть ложная тревога (например, кто-нибудь покурил в туалете с датчиком дыма), а может быть — реальная опасность. Поверьте, хватит всего нескольких минут, чтоб умереть от дыма. Поэтому не тормозите!

2. «Внимание, сотрудники! Производится сверка часов: время 17.22» — уведомление о возможном террористическом акте. Если в течение 7 минут не прозвучит «Сверка часов произведена успешно» — бегите. А лучше — идите на выход сразу и спокойно. У вас есть 7 минут, чтоб остаться живыми.

3. «Код 99» — относится не столько к угрозе для вас. Это сообщение о том, что в торговом центре потерялся ребенок. Просто посмотрите по сторонам — может быть, он рядом с вами?

Я помню пожар в пермской «Хромой лошади» и свою истерику от списков погибших. Там был тот, кого я знала. Он не сгорел. Он задохнулся. Даже в здании из экологически чистых материалов можно умереть так, а что говорить о химозине, из которой строят новые здания. Это яд, которым отравишься еще раньше, чем угоришь.

«Код тысяча»: как вести себя во время пожара?
Фото: Depositphotos

Поэтому, если судьба уготовила вам «подарок», вы должны знать, как вести себя при пожаре:

1. Влажная ткань. Которой наверняка не окажется под рукой. В этой ситуации придется мыслить не самым приятным образом. Снимаем любую деталь одежды и мочимся на нее. Прикрываем лицо и спасаемся. Моча еще лучше воды — она фильтрует яды. И пусть вам не кажется это стыдным или нелепым. В момент опасности впору мыслить другими категориями.

2. Слияние с толпой. Не пытайтесь переть против толпы. Двигайтесь только вместе с ней, в одном направлении — это увеличит ваши шансы на выживание. Сложите руки на груди и выставите вперед локти — при давке вы выиграете себе пространство для дыхания. Постарайтесь повыше поднимать ноги, чтобы не зацепиться за преграды, огибайте столбики и другие детали интерьера. Постарайтесь не упасть. Если упали — поднимайтесь мгновенно. Не вздумайте группироваться, вставайте любой ценой, опираясь на впереди идущих, но постарайтесь не свалить с ног их. Помогайте встать упавшим — так вы минимизируете давку.

3. Паникуйте конструктивно! Чаще всего давка образуется именно от безумного поведения людей. Для того чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно — имейте план действий заранее. Во многих торговых центрах заблудиться легче, чем в лабиринте Минотавра. Поэтому техника безопасности при посещении подобных мест всегда должна включать знание того, где находится ближайший выход. Обращайте внимание на знаки эвакуации и расположение лестничных пролетов. В момент пожара лифты и эскалаторы блокируются, и знание альтернативных путей дает вам преимущество.

«Код тысяча»: как вести себя во время пожара?
Фото: Depositphotos

4. Не спасайте машины. Я сегодня задумалась, что сделала бы я, если бы моя «ласточка» находилась на подземной парковке в момент возгорания. Я бы наверняка побежала спасать ее. И умерла бы дурой. Сами понимаете, почему. Побег на подземный паркинг — самый легкий способ умереть при пожаре в торговом центре. Там происходит концентрация дыма, обвалы и взрывы. Просто «к-к-комбо»!

Вот, пожалуй, и все, чем я могу помочь сегодня. Это моя зона ответственности как журналиста, как человека, который ничем не может помочь тем сгоревшим людям и их близким. И я надеюсь, что и вам этот текст никогда не пригодится!

Статья опубликована в выпуске 28.03.2018
Обновлено 13.03.2023

Комментарии (54):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Осталось только выяснить, что делать, если тебя заперли в кинозале или единственный открытый выход находится в километре...

    Оценка статьи: 5

    • Mike Mike, поняв это, лучше покинуть и никогда больше не ходить в этот кинозал.

      • Игорь Ткачев, иногда это бывает первый и последний раз. Тут походу вообще некуда ходить окажется. Все что было можно, все звенья не сработали. И не всегда это заметно. Как понять, что сигнализация не работает, что персонал разбежится и прочее...

        Оценка статьи: 5

        • Mike Mike, что-то все-таки можно предпринять или стоит полностью отдаться на волю барыг и недобросовестных чиновников?

          Я не хожу на массовые гуляния, не тороплюсь забиться вместе с толпой в какой новый бар, всегда стараюсь сесть поближе к "воздуху": окну или двери. То же советую своей дочери. (Вообще, подальше от бетонных джунглей во всех видах - поближе к природе-)

          Кстати, тут у нас начались проверки, ложную тревогу устраивают и т.п. Народ, что интересно, в большинстве ропщет, критикует, посмеивается (и это они думают, что умнее всех-))). Но я понимаю, что все правильно.

          • Игорь Ткачев, конечно, можно и нужно позаботиться о себе насколько это возможно. Придётся заботиться, если все превратилось в гниль. Но это все зыбко, все не узнаешь, не проверишь. Исправность самолета, профессионализм летчиков, да те же стройматериалы в ТЦ. Эта система не может не сбоить постоянно.

            Оценка статьи: 5

            • Mike Mike, когда-то мой дед был свидетелем того, как за минуты выгорает пассажирский вагон (советское, "негнилое" время).
              Внутри создается тяга и весь интерьер выгорает за 7 мин. Полностью.

              Сегодня тем более вы не замените ВСЕ, что воспламеняется мгновенно, на ВСЕ, что не горит.
              Посмотрите вокруг себя. На свое авто. Вы думаете, вы там в безопасности?
              В маршрутке, в самолете... везде...

              • Игорь Ткачев, а где вы увидели, что я имею ввиду только чиновников, они управляют этими Иудами и пожинают плоды их предательства. Во всем виноваты именно эти низшие слои общества, которые считают, что их обделила жизнь незаслуженно, они завистливы до чужого богатства и они и кормят и обогащают чиновников, в общем то они их и создали.

                • Лидия Богданова, я, вообще, не понял, кто у Вас Иуда и почему.

                  Я против эмоциональных крайностей - кто есть кто. Тем более с такой слабой, односторонней аргументацией.
                  Все диванные генералы превратились в диванных Шерлоков, которые давно поняли, кто Иуда, что жертв там в 5 раз больше и т.д.
                  Читаю комментарии и понимаю - извините за такое - что гибли и гибнуть будут. К сожалению, но по всей логике.

              • Игорь Ткачев, речь не о мифической 100%-й безопасности, а о том, что ХОТЯ БЫ выполнять всем известные прописанные противопожарные нормы. А не покупать их.
                Что касается чиновников и властей, то они плоть от плоти народа и достойны друг друга. Тут все хороши.

                Оценка статьи: 5

                • Mike Mike, согласен: полная 100-процентная безопасность в нашем мире будет только тогда, когда Царство Божье сойдет на Землю. А пока это не случилось, приходится мириться с тем, что мир небезопасен - снижать уровень риска до приемлемого.
                  Разумеется, самая совершенная система пожаротушения в принципе может отказать. Наша общая задача - снизить вероятность такого отказа. Для этого и существуют пожарные инспекции.

                • Mike Mike, уже было доказано, что они были куплены?
                  Воз-но, я не в курсе и все уже ясно, но диванные шерлоки на удивление быстро сработали.

                  • Игорь Ткачев, а что тут неясного? Судя по уже описанному и понятному (та же сигнализация не работала) - нормы и близко не соблюдались. Как же работал этот ТЦ, интересно?

                    Оценка статьи: 5

                    • Mike Mike, у меня тут в квартире сигнализация пожарная так вопила, а я глупая женщина знать не знала, почему, оказывается там батарейка какая-то есть и она вышла из строя. Может они на батарейках там сэкономили и выключили ее.

                      • Лидия Богданова, квартирная сигнализация работает на батарейках, а в общественных местах должна быть с сетевым питанием. Извините, но тут приходится считать: дома под угрозой жизни нескольких человек, а в общественном месте - нескольких сотен. Дома профессионалы-инспектора приходят раз в год (в лучшем случае), поэтому и сигнализацию делают так, чтобы было проще обслуживать - раз в год поменять батарейку.
                        Кстати, домашняя сигнализация начинает "беспокоиться", когда батарейка "на излете" - это делается для того, чтобы СНИЗИТЬ ВЕРОЯТНОСТЬ отказа до приемлемого уровня.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 28 марта 2018 в 11:32 отредактирован 28 марта 2018 в 11:37 Сообщить модератору

    Советы дельные, НО:

    1) не представляю, что а) кто-то в спешке и под стрессом сможет помочиться себе на платок б) проще найти туалет или кран с водой (тот же бассейн, баню, джакузи) чтобы намочить тот же платок. Совет не сработает.
    2) верно, но несущаяся толпа - это стихия. Помогут ли детям такие советы - сомневаюсь
    3) да
    4) да

    В связи с этой трагедией, наблюдаю то же самое, что и всегда: народ винит государство, Тулеева, Путина - всех вокруг, но никто не винит себя, не надеется на себя, на свое благоразумие и предусмотрительность. Народ - по-прежнему инертный, "надеющийся на барина", виноватящий барина.

    Толпы стоит избегать всегда. При пожаре или на празднике.
    Избегать мест большого скопления людей, особенно в закрытых помещениях (минимизировать такие посещения).
    Заранее прикидывать пути отступления, знать, где входы-выходы, из какого окна выпрыгивать.

    ПС Вспомнился случай в г. Уфе: ехал я в троллейбусе, в котором запахло дымом. Буквально в салон поползли струйки дыма. Что-то горит! Но народ вокруг стоит, смотрит на медленное задымление, но ничего не говорит, ничего не предпринимает. Все боятся показаться глупыми и показать свой страх.
    Я бегу к водителю и говорю громко: "У вас в салоне задымление, что-то горит!" На что, тот сначала на меня матерится - чего панику наводишь?! - потом доезжает до остановки, медленно выходит и, ничего не говоря, начавшим потихонбку проявлять признаки беспокойства пассажирам, начинает ковыряться в проводке.

    Разбудите меня через сто лет и спросите, что поменялось в России...

  • Информация полезная. Спасибо. Но дай Бог, чтоб она не пригодились.
    Вспомнилось. Месяц назад были в ТЦ Красная площадь в Новороссийске. Перекусили в кафе на четвертом этаже. Эскалатор вниз только до второго этажа. Лестницы, чтоб спуститься на первый, рядом нет и указателей нет. Долго искали выход. Пришлось спрашивать дорогу у посетителей и работников ТЦ. Тогда это казалось забавным, пошутили, посмеялись. А сейчас стало страшно...

    • Татьяна Пучкова, в Америке никто бы не позволил эксплуатировать такое помещение.
      У нас в общественных помещениях обязательно должны быть указатели на выход. Обычно они совмещены с аккумуляторными приборами аварийного освещения (тоже обязательная принадлежность любого общественного места).
      Когда все штатно, такой прибор стоит в режиме слабой подзарядки. Когда электричество вырубается, его лампы автоматически включаются - даже если обычный свет выключен. Благодаря подзарядке, аккумуляторы всегда заряжены полностью, их хватает на несколько часов. А стрелка на выход (вместе со словом "Exit"- "Выход") обычно подсвечена красным.

  • Нина Лосева Нина Лосева Читатель 28 марта 2018 в 20:44 отредактирован 17 мая 2018 в 14:02 Сообщить модератору

    Спасибо автору за статью.Важная и нужная каждому информация.Ранее не знала о кодах уведомления.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая полезная статья.
    Стала читать комментарии и поразилась потребности людей любую ситуацию обсуждать в политическом плане. Речь в статье - о правилах поведения в ЧС. Не о партиях, не о чиновниках - о правилах для людей. Что за мания в любой ситуации лезть в политику с умным видом.

  • Лидия Богданова Лидия Богданова Читатель 28 марта 2018 в 14:10 отредактирован 28 марта 2018 в 14:10 Сообщить модератору

    Я согласна с кем-то сказавшим по ТВ, что в нашей стране всегда найдутся Иуды продавших мать родную за тридцать серебрянников. И что бы это не было пожар или самолет или поезд,съехавший с рельс, а может рухнувший из-за халатности дом новый, здесь в первую очередь надо подумать о том не кого надо наказать (хотя конечно надо), а как сделать так чтобы этих Иуд, этих недобросовестных, халатных людей было меньше. Как спросите вы, не знаю, вот об этом и надо задуматься. А ходить и бояться, что где-то что-то случится, что это за жизнь то такая получается, в своей родной стране всего бояться, никуда не сходить, а вдруг что случится.

    • Лидия Богданова, по законам древней Греции, если дом рухнет и убьет хозяина, казнили построившего этот дом строителя. А если дом рухнет и убьет жену или сына хозяина - казнили соответственно жену или сына того строителя. Вот и строили в древней Греции так, что их дома аж до наших дней доживали...

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 28 марта 2018 в 14:47 отредактирован 28 марта 2018 в 14:50 Сообщить модератору

      Лидия, я боюсь, нет, я почти уверен, что если вы внимательно посмотрите вокруг, то среди Иуд, как вы их назвали, могут с большой вероятностью оказаться Ваши родные, близкие, знакомые... Потому что сегодня все торопятся "подешевше" заработать побольше и все повязаны и переплетены. И каких Христов эти "Иуды" здесь предали, интересно?

      Вам кажется, как и многим, что виноваты-де такие плохие чиновники, барыги-дельцы, а люди ни в чем не виноваты...
      Сегодня вы не замените дешевый китайский пластик, тысячу предметов интерьера, которые вспыхивают и сгорают за минуты, на дерево и благородный металл. И не откажетесь побежать на какую-нибудь давку-распродажу, чтобы потом возмущаться, что вам-де не организовали все так, чтобы вам было удобно.

      Почитаешь комментарии и посмотришь видео, так убеждаешься в том, что наивные глупцы здесь именно эти бедные люди (Всевышний и разум у них отнял). То они заммэра, вступившего в должность в марте 2018 виноватят, то Путина требуют в отставку, то вырывают звонки Тулеева из контекста, чтобы бОльшей свиньей его показать, то кричал о 300 погибших, сидя на диване... но никто к себе, за свою глупость, вопросов не предъявляет.

      ПС Был бы дядя Тулеев Вашим дядей, или дедушкой, гарантирую, Вы бы для него нашли понимание.
      И такие пожары случаются и на развитом Западе, где "Иуд" нет.
      И будут случаться. Хотя бы потому, что обыватель сам пренебрегает мерами безопасности.

      • Игорь Ткачев, согласен: пластик на дерево и металл не заменишь. Однако, заявляю как химик: пластик пластику рознь.
        Когда-то в ходу была нитроцеллюлозная кинопленка. В детстве с такой пленкой забавлялся. Вспыхивала, как свечка: одним из видов этой самой нитроцеллюлозы является хорошо известный в некоторых кругах пироксилин.
        Потом вместо пожароопасной нитроцеллюлозной появилась негорючая ацетатная пленка. Если попытаться ее поджечь, она плавится и сама собой гаснет. Одно плохо - дымит.
        Сегодня существуют так называемые ретарданты - специальные реагенты, которые придают пластику свойство самозатухания. Если пластик не содержит в своем составе ретардант, то такой пластик не должен использоваться при строительстве.

  • Соглашусь с Ткачевым. Произошла страшная трагедия. Эмоции переполняют. Но не стоит торопиться с оценками, обвинениями и с прогнозами. Будем надеяться, что следствие выявит и назовет всех виновных.

    • Татьяна Пучкова, по-моему вы дальше собственного пупка ничего не видите. Ну накажем мы виновных и что, мы спасем невинных людей, тех, кого уже нет и будущих жертв, которые еще могут быть...Надо решать не кого наказать, а как сделать так, чтобы такого больше не произошло.

      • Татьяна Пучкова Модератор 28 марта 2018 в 20:46 отредактирован 28 марта 2018 в 20:47 Сообщить модератору

        Лидия Богданова, безусловно, у меня нет такой широты мысли и остроты взгляда, как у Вас. Я не считаю всех Иудами и предателями, не ищу Иуду в себе. Не уверена, что это поможет решить проблему и сделать так, чтобы этого не было.
        Я родилась и очень долго жила в Кемеровской области. Уехала пару лет назад. Знаю регион, знаю кузбасовцев. Случилась трагедия, погибли люди, много детей. Сердце сжимается, как подумаю, что они испытали, и что сейчас чувствуют их родные. Общаюсь со знакомыми. В Кемерово сейчас очень сложно. И некоторые пытаются воспользоваться этим, раскачать ситуацию. Это надо понимать, и, как бы не переполняли чувства, проявлять сдержанность. Не стоит нагнетать и истерить. Этим уж точно не поможешь.

      • Лидия Богданова, зачем? Вы же отнимите у народа орел жертвенности, попранности... дадите усомниться в том, что и чиновники - не Иуды, а просто не все могут... Ему некого будет ругать (это как женщине дать идеального мужчину - она же сама комплексами изойдет и сама себе пойдет козла искать).

        А улучшить вы сможете: у нас тут по всей Белоруссии, после Кемерово, начались МЧС-учения и проверки всех торг. центов и т.п. И попробуй кто технику противопожарной безопасности не соблюди. ТУрма.
        Хотя здесь уже палку в другую, от российского разгильдяйства, перегнут. Бычок тушить будет приезжать пожарный расчет.

        • Игорь Ткачев, когда я был студентом, мне рассказали такую историю - случилось за несколько лет до меня.
          Какой-то студент ДОДУМАЛСЯ - засунул бычок в вентиляционную решетку. Дело было вечером, народу в здании мало. Через час жильцы соседних домов увидели пламя и позвонили куда надо. На утро у здания стояло полсотни пожарных машин.
          А Вы говорите бычок...

        • Игорь Ткачев, по-вашему та женщина, которая спасла своего ребенка и бросилась спасать чужих детей играла в жертвенность и хотела славы? А чиновники у нас такие у власти, потому что мы их сами такими создали, дают - бери, бьют - беги. Мы их сами кормим из ложечки и не даем сойти с пьедестала. К примеру Вы - неужели вы не давали никому взятку? А как часто мы идем против несправедливости своего начальника, эээ боимся, что окажемся за воротам и без работы, молчимс и так далее. Кто виноват, да каждый из нас где-то Иуда посмотрите хорошенько вглубь себя и вы там его увидите, только не каждый скажет это в слух. А то все вокруг виноваты, а мы белые, пушистые, ну как всегда. Так что пожар тут ни при чем, завтра может рухнут только что построенный дом, а кто виноват - ясный пень - узбеки, которые его строили(

          • Лидия Богданова, тихо-тихо... Вы не туда кинулись не те выводы делать...

            1) я не уверен, что во всем виноваты ваши чиновники и все они продажные казнокрады. Опыт показывает, что среди них гораздо больше обычных людей, чем мы предполагаем
            2) следствие только начато, но выводов у всех море. Давайте услышим аргументацию следователей.

            Вы как-то от бичевания своих чиновников перешли к самобичеванию. И первое, и второе - эмоциональные крайности.

            ПС Вот я сижу сейчас в современном офисе, мес. тому отремонтированном. Передо мной, слева, справа и сзади - пластик, мебель из опилок, пропитанная лаком, стеклопакеты, которые горят, как горит пластик. Ведь вспыхнет все как спичка. И что делать?
            Одно радует - окно рядом.

            • Игорь Ткачев, окно-то рядом, а этаж какой?

              Используемые в строительстве пластики и лаки в наше время должны быть обработаны ретардантом - специальным реагентом, который замедляет горение. (увы- "должны быть" не значит, что это так и есть) В идеале - вызывает затухание.
              Одно плохо - дыма от этих ретардантов много. Когда был пожар в гостинице "Ленинград", пострадавших от дыма было больше, чем пострадавших от огня...

            • Игорь Ткачев, я просто не ограничиваюсь одним пожаром, я смотрю шире. А насчет материалов, которые горят, мы уже ничего сделать не можем, а вот почему они загораются, это что у них такой акт самосожжения? Даже если это не дело рук человека, например проводка загорелась, что никто не унюхал запаха.

            • Игорь Ткачев, насчет ПС. Для этого и есть соотв.нормы. Даже если вспыхнет мебель или отделка. Сигнализация, кол-во и место огнетушителей, огнестойкость конструкции (чтобы не рассыпалась чере 5 минут), незахламленные аварийные выходы на опред.расстоянии, огонь должен длительное время не распространяться по отсекам (как вода в корабле), масса всего подобного.

              Оценка статьи: 5

              • Нью Йоркер Читатель 8 апреля 2018 в 09:30 отредактирован 8 апреля 2018 в 09:47 Сообщить модератору

                Mike Mike, Вы помянули пожарную сигнализацию...
                У нас в Америке во всех жилых и рабочих помещениях должны быть "smoke detectors" (детекторы дыма) и "carbon monoxide detectors" (детекторы моноокиси углерода) - в последнее время их стали делать "два в одном". Чуть только малейший дымок - начинают громко и противно верещать.
                По старым нормам детекторы были батарейные (раз в год батарейки следовало менять, пожарные инспектора периодически приходят проверить). А по новым нормам они должны быть "AC-powered" (питаться не от батарейки, а от сети) и "inter-connected" (связаны друг с другом, можно без проводов). Сработает один - немедленно начинается визг во всем доме.
                А помещения, в которых собирается много людей (вроде тех же торговых центров), обязательно оборудуются автоматической системой пожаротушения.
                Стоят в таких помещениях и специальые аварийные осветительные приборы с аккумуляторами. Пока электричество есть, аккумулятор стоит на "trickle charge" (слабый зарядный ток, который поддерживает аккумулятор в заряженном состоянии, препятствуя саморазряду). А когда основное электропитание пропадает, они автоматически включаются и автономно горят несколько часов - пока не кончится заряд. На этих приборах должна стоять и стрелка, направленная в сторону выхода - в случае аварии эта стрелка подсвечивается.
                Разумеется, Америка России не указ. Однако, хорошему учиться не зазорно. Как говорилось в одном старинном романе, "Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель".