Фэн-шуй и непознанное
Юрий Москаленко Грандмастер

Ген долголетия: как дожить до 100 лет?

Как шутят геронтологи — специалисты, изучающие биологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним — до бессмертия рукой подать. В частности, японские ученые уже заявили о том, что механизмы памяти и старения будут окончательно «расшифрованы» к 2012 году. А к концу первого десятилетия XXI века на практике начнут применять несколько десятков различных способов продления человеческой жизни.

Дело нахождения «эликсира бессмертия», над которым так бились тысячи средневековых алхимиков, в надежных руках. Как оказалось, для этого вовсе не обязательно употреблять магическую жидкость, основу которой составляют три капли молока девственницы. Надо просто научиться воздействовать на ген долголетия.

Начало активной атаки на старение было положено в середине 70-х годов прошлого века, когда немецкий профессор Либберт в ходе эксперимента над одним из видов мексиканской агавы (в Мексике их более 130 видов), добился того, что ее продолжительность жизни увеличилась в 10 раз. Но эта победа так и осталась без должного внимания: одни не поверили, что такое возможно, другие предложили Либберту исследовать белых мышей. Словом, получилось, как в мультяшной песне старухи Шапокляк — хорошими делами прославиться нельзя.

А доктор Вальтер Геринг из Базельского университета заявил, что ему удалось выявить ген долголетия, отвечающий за продолжительность жизни. Имеющие его особи живут дольше, как минимум, в полтора раза.

Не остались в стороне и исследователи-биологи. Так, в экспериментах, проведенных во Втором Московском медицинском институте, подопытным мышам вводилось маточное молочко пчел. В результате продолжительность жизни животных увеличилась вдвое.

Итак, на сегодняшний день установлено, как минимум, пять-шесть способов продлить долголетие.

Первый — работа с генетической схемой по принципу сбоя пластинки. Если в бороздке пластинки появляется щербинка, игла вынуждена возвращаться на более ранний круг, и не может потом перескочить на следующий. В организме держится определенный уровень ключевых метаболитов — продуктов жизнедеятельности, и удаляя их, ученые как бы возвращают жизнь на более раннюю стадию.

Этим способом в середине нынешнего века московский ученый Николай Исаев сумел «продлить» жизнь картофелю и клену. Он предложил устроить «генетическую щербинку» в самом «золотом» возрасте — от 20 до 40 лет. Тем самым можно добиться того, что человек сам себе будет продлевать жизнь, накапливая положительные эмоции. Учеными давно доказано, что стрессы ведут к сокращению жизни.

Второй способ — воздействие на железы внутренней секреции. Его самый горячий защитник — американский исследователь Роберт Уилсон, который разработал для женщин сложный курс лечения. Он включает в себя специальную диету, прием витаминов и солей, а также инъекции женских половых гормонов эстрогена и прогестерона. Как говорит сам ученый, ему удалось не только приостановить возрастные сдвиги, происходящие в организме, но, и вызвать нечто вроде обратного процесса. Когда дело дойдет до мужчин — пока что неизвестно. Надо сказать, что далеко не всем представителям сильного пола понравилось «женолюбие» Уилсона. Мол, мужчины и так живут меньше женщин, а Роберт тратит свои лучшие годы именно на них…

Третий способ — воздействие на головной мозг, в частности, на гипоталамус, который «отвечает» за температуру тела. Если в него вести раствор натрия и калия, то можно регулировать температуру. Первыми «подопытными кроликами» стали обезьяны, которым удалось снизить температуру тела на 6 градусов, при этом животные не теряли жизненный тонус. Ученые считают, что при температуре тела в 35 градусов Цельсия, человек может прожить, как минимум, 200 лет, а при 33 градусах и того больше — лет 600−700. Весь вопрос, как воздействовать на гипоталамус? В настоящее время фармацевты работают над созданием чудо-пилюль. Положил в рот, запил водой — и живи два столетия.

Четвертый способ — двойное воздействие: на гипоталамус и органы внутренней секреции одновременно. Например, российский ученый Дмитрий Милованов уверен, что ему удалось найти ген молодости, который запускается после того, как блокируются четыре компонента, подавляющих его. Три из них Дмитрию удалось нейтрализовать, с четвертым проблемы…

Пятый способ — «расшифровка» генов, влияющих на долголетие и возможность искусственного создания их благоприятного сочетания. Например, американцы обнаружили мутацию некоего гена FOXO3a у своих соотечественников японского происхождения, все испытываемые были старше 95 лет. Их опыт был подтвержден немецкими исследователями, которые обнаружили, что у людей, достигших 100-летнего рубежа, мутация гена FOXO3a присутствовала практически всегда.

И, наконец, шестой интересный подход: продление жизни с помощью лечебного голодания. Впервые взаимосвязь низкокалорийной пищи и продолжительности жизни была замечена в 30-е годы прошлого века, когда ученые установили, что «недоедавшие» крысы живут дольше «переедавших». При этом количество белков и витаминов животные получали в одинаковых количествах. Чуть позже данный эффект был неоднократно подтвержден в опытах с круглыми червями, дрозофилами, а также с собаками и обезьянами.

Подведем краткие итоги. Как бы нам «дотянуть» до того счастливого момента, когда появятся пилюли долголетия?

• Прежде всего, режим питания — пища не должна быть высококалорийной, особенно у тех людей, которые не успевают «сжигать» калории с помощью утомительного физического труда.
  • Второе — активное занятие спортом и сексом. Последнее способно продлевать жизнь за счет «гормона счастья». А потому секс должен быть не «онанизмом в половые органы», как метко охарактеризовал проституцию Фридрих Энгельс, а взаимоприятным процессом.
  • И что еще немаловажно: ограждайте себя от стрессов. Порой наши сегодняшние неприятности — всего лишь песчинка во всей жизни, но мы, жалея себя, превращаем песчинку в глыбу. Помните: кто чаще улыбается, тот дольше живет…
Обновлено 31.03.2018
Статья размещена на сайте 28.02.2010

• Комментарий скрыт
    • Птичка, золотые слова! Чем дольше человек сохраняет творческую активность и не дает мыслям ржаветь - тем дольше организм "забывает" о том, что существуют болезни и надо собираться за "белыми тапками". В жизни немало историй, когда творческие люди жили долго и счастливо!

• от 3 марта
    Может кому интересно:
    Ученые вычислили ген, который препятствует большинству живых организмов жить до предела своих биологических возможностей (у человека этот предел оценивается 150 годами). "Удалив" этот ген из организма самок мышей, ученые смогли существенно продлить этим животным жизнь (Центр диабета и эндокринологии при Университетском колледже Лондона). Установлено, что удаление гена S6K1 у мышей приводит к увеличению их продолжительности жизни в среднем на 20%( Science 9 -2009).

Была выведена порода мышей, у которых названный ген отсутствует. Это привело к тому, что организм данных мышей начал самостоятельно вести себя так, словно бы находился на жесткой безкалорийной диете. Это еще раз доказывает важность умеренного питания в деле укрепления здоровья. Эти мыши оказались полностью невосприимчивыми к диабету второго типа. Уровень заболеваемости мышиным эквивалентом остеопороза тоже снизился - у них более крепкие кости. Если перевести мышиную жизнь в человеческий эквивалент, то люди смогут получить дополнительно где-то 16 лет жизни. Правда, если такой жизни как сегодня, то лучше на зачинаться.

• Владимир Дубровский Владимир Дубровский Дебютант 3 марта 2010 в 16:33 отредактирован 3 марта 2010 в 16:34

Юрий Москаленко, хорошая статья.

В процессе поиска гена долголетия обратить внимание на "Здоровый образ жизни": зарядка ножками-ручками, закаливание - обливание или купание, поменьше есть и позитивно относится к жизни.
    В общем то прописные истины, приглашаю во Всесоюзную здравницу - Крым.

• В своё время один из Рокфеллеров поставил себе задачу дожить до 100 лет. Использованные самые передовые изыски позволили дожить до 99-ти. Тоже не очень плохо.
    Гены генами, а связи связями. Скоро появится очередное открытие - "Ученые выявили ген, ответственный у ученых за открытие новых генов".
    А по длительности жизни: раньше - молодильные яблочки и живая вода, сегодня - гены, завтра - протеом, послезавтра - ...снова молодильные...

• Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 2 марта 2010 в 10:06 отредактирован 2 марта 2010 в 10:09

А что такое старение? Чем оно обусловлено, что происходит с организмом?
    А ведь ответов на эти вопросы пока нет. Узнаем на них ответы, будем думать и о долголетии, а пока методом "тыка".
    Есть такая болезнь - прогерия- ускоренное старение. Есть сообщения, что это генетическое заболевание. Есть ген старения и есть ген долголетия?
    На фото дети
    С сайта http://www.my-photo.ru/photo.php?z=u2yz&p=197328

• Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 марта 2010 в 12:09

Игорь Абрамов, нет одного гена старения и одного гена долголетия. Есть множество генов, которые отвечают за определенные функции, которые связаны с продлением или укорачиванием жизни, с омоложением или старением. Они срабатывают в определенных условиях, определенных сочетаниях или в случае мутации.

• Марианна Власова, по-моему вы попали в точку - это система, а не ведро с мячиками по имени гены. Тут еще вопрос - воздействуем на одни гены - получаем, вроде, положительный результат по долголетию, но может эти мышки с жуткой патологией других органов. По омолаживающим кремам - там рак за углом нигде не притаился? Что-то проскакивало, когда использовали стволовые клетки.

• Комментарий скрыт
    • Юрий Лях Читатель 2 марта 2010 в 15:22 отредактирован 2 марта 2010 в 15:27

Ирина Баумане, по фазам -полюбопытствовал - на http://www.astrolab.ru/cgi-bin/moon.cgi прикинул - у меня - предноволуние (по сути - "старая луна"). Но пока было все нормально - и выглядел нормально, когда началась нервотрепка на всех фронтах - догнал свой возраст.
      Встречал мнение - если жена существенно моложе - муж тоже стареет медленнее. И наоборот - если жена существенно старше - муж тоже быстрее состаривается, а жена - становится моложе. А что будет с молодым человеком, если у него жена существенно старше, а любовница (или даже две) - существенно младше ;) ? Какая программа победит?

• Ирина, когда-то и я знал, на какой фазе луны родился, но потом эти знания задвинули новые знания.
      Но очевидно фазы Луны можно разычкать в Интернете и проверить. Я тоже выгляжу несколько моложе своего младшего брата.
      Что касается того, что ваш папа и в 83 года "шустрит", так это просто здорово! У меня дедушка был моторным лет до 90, потом начал сдавать, а бабушка "летала" до 91 года.
      Очень надеюсь, что хотя бы одной капелькой долголетия они поделились и со мной.
      А вообще года прибавляет любимое занятие. Если его нет, то как в пословице: "Скучен день до вечера, когда делать нечего!"
      Так что желаю, Ирина, творческого долголетия!

• Крысы, которые живут впроголодь и в холоде, живут значительно дольше тех, которые существуют в комфортных условиях.
    По замыслу мы, народ, должны жить если не вечно, то долго
    А живем недолго потому, что наш человек настолько терпелив, что у него кариес сразу переходит в гангрену

• Василий, святая правда! Суета сует не поззволяет нам должным образом заботиться о здоровье. Мы только и ждем удобного случая, чтобы болезнь шарахнула так, что ни встать ни сесть, после чего кричим караул. Это называется жареный петух...

• Юрий Москаленко, Очень интересно. По поводу 3 пункта - понижение температуры - два момента:
    1 - не нарушится ли процесс расщепления пищи и синтеза своего белка
    2 - организм повышением температуры борется с инфекцией. Не собьется ли этот механизм.

• Юрий, судя по опытам, процесс расщепления пищи не изменяется. Да и температура будет повышаться в той мере, в какой необходимо. Могу судить по супруге. Ее нормальная температура около 35 градусов, а при болезни все равно повышается...

• Юрий Москаленко,
    Как там у прозаика: "Белые тапки - эмблема печали!"

• Как там у поэта: "Лет до ста расти нам без старости, год от года расти нашей молодости"!

• Хотелось бы не только до ста, но и больше. 5

• Отличная статья. К сожалению, мы знаем обо всем этом мало. Разве что о 6 способе - голодании.