Фэн-шуй и непознанное
Сергей Казиник Мастер

Баба-яга – кто это?

Мои дети очень любят эту старушенцию. Причем, говоря о ней, далеко не всегда присваивают ей традиционно негативный образ.

А недавно прямо так и спросили: «Папа, а Баба-яга — кто это?» А правда, кто?

С удивлением для себя я обнаружил, что, кроме как «сказочный персонаж русского фольклора», в голову ничего не приходит. Но, как мы знаем, «нет дыма без огня», и просто так, из ниоткуда, в фольклоре и народном творчестве персонажи не возникают. Нужна какая-то база, некий изначальный образ, от которого все отталкивается далее.

Не на шутку заинтересовавшись этим «детским» вопросом, я погрузился в поиски и обнаружил, что версий множество — как откровенно «притянутых за уши», так и достаточно обоснованных.

Среди первых имеет смысл привести ту, которая считает, что Баба-яга родом из Центральной Африки. Типа, она была королевой племени людоедов ягга, отсюда и такое имя.

В XVII веке в Центральную Африку вместе с португальскими войсками пришли миссионеры-капуцины, и там появилась португальская колония — Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное королевство, которым управляла эта людоедка-царица.

На мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики хотя бы только потому, что в славянском фольклоре образ Бабы-яги встречался существенно раньше семнадцатого века. Да и культурных связей у жителей русской глубинки с португальцами, мягко скажем, было не особенно-то много.

А знаменитый исследователь русского фольклора А. Подъяпольский обнаружил истоки образа Бабы-яги в Индии. Для обоснования столь неожиданного места ее обитания он рассматривает описание избушки на курьих ножках, в которой живёт Баба-яга. По его мнению, в таком жилище просто невозможно пережить холодные российские зимы, так как высоко поднятый над землей дощатый пол не защитит дом от морозов, а современных теплоизоляционных материалов тогда еще не существовало.

Следовательно, такое устройство жилища пришло из другого климата: теплого и влажного. Например, из лесов Индии. Там дом, установленный на сваях, не будет затапливаться, когда реки выйдут из берегов, а хозяевам не станут надоедать ядовитые змеи и малоприятные насекомые. Кроме того, сохраняется продуваемый ветрами дом в жарком влажном климате куда дольше, чем стоящий непосредственно на самой сырой земле.

Также он обращает особое внимание и на то, что в ряде сказок к Бабе-яге приходят за советом, и она никогда не отказывает в нем, даже если визитер ей совершенно незнаком. Правда, всегда это делает возмездно. «А к кому незнакомые люди ходят за советом? — спрашивает А. Подъяпольский. — Конечно же, к учителю, наставнику, мудрецу».

Если действие и впрямь происходит в Индии, то там таких наставников уважительно называют «бабА» и по сей день. Кроме того, важным моментом является то, что в этом регионе самое известное философское учение — это йога. Слово «яга» в русском языке запросто могло произойти от «йога», а в таком случае «бабА-йога» означает на санскрите не что иное, как учитель-йог.

А то, что в древности между Индией и славянами, жившими на территории современной России, существовали торговые и культурные связи, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

А вот учёный Ю. Росциус считает, что сказки о Бабе-яге являются доказательством визита на Землю в далеком прошлом космических кораблей. В качестве одного из доводов он предлагает подробно рассмотреть ступу, на которой летает эта бабулька. Она представляет собой тело цилиндрической формы, удивительно напоминающее контуры современной ракеты. Полёт Бабы-яги сопровождается характерными явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и реактивных самолетов: «Вдруг слышит Иванушка непомерную бурю и сильный ветер, деревья стали пригибаться до самой земли — которые выворачивало, которые ломало».

Косвенным аргументом передвижения ступы с помощью реактивных двигателей является и метла. За ступой, как за реактивным самолетом, оставался постепенно рассеивающийся белый след — «как будто его на небе метлой заметали». Используя имеющийся в то время терминологический аппарат, как бы еще возможные наблюдатели смогли описать увиденное?

Отдельно стоит остановиться на избушке Бабы-яги. Во всех сказках ее жилище описывается примерно одинаково: «Стоит избушка на курьих ножках», «У этой избушки нет ни окон, ни дверей», «Лежит в ней Баба-яга, из угла в угол ноги упёрла». Странное описание домика, правда? Особенно если учесть, что подобное «строительство» было не свойственно славянам в принципе. Но все встает на свои места, если предположить, что речь идет не о доме как таковом, а о некой спускаемой капсуле. В таком случае понятна и теснота, и отсутствие дверей с окнами, и «куриные» ножки — посадочные опоры.

Особое внимание стоит уделить не раз описанным черепам, окружающим быт Бабы-яги. Они и на заборе у нее висят, и в доме присутствуют, и одарить ими гостя незваного она готова. Только давайте все же будем помнить, что череп в старославянском языке — это не только кость головы, но и скорлупа, и крепкая оболочка любого предмета. Черепки разбитой глиняной посуды ведь ни у кого ассоциаций с размозженной головой и по сей день не вызывают?

Вот цитата из сказки «Василиса Премудрая»: «Настала ночь. Но темнота продолжалась недолго. У всех черепов на заборе засветились глаза, и на поляне стало светло, как днём»… По-моему, речь идет о банальном освещении периметра.

Кстати, инопланетное происхождение Бабы-яги легко объясняет и ее ужасный, с нашей земной точки зрения, внешний вид: огромный горбатый нос (дыхательная маска?), горб (ранец?), по некоторым источникам — рог (устройство связи?), костяная нога (сдаюсь, я не знаю, что бы это такое могло быть).

Интересно также проанализировать описываемый контакт Бабы-яги с людьми. Ох, как тоже все не однозначно! С одними она миролюбива, доброжелательна, к ней обращаются за помощью и советом. Даже навигатор (волшебный клубочек то есть) она незнакомому человеку вручить готова. Да что там клубочек, вон — Василисе Премудрой она вообще лучевое оружие подарила, которым та неудобных родственничков уничтожила! Кстати, тоже в форме черепа.

С другими она менее дружелюбна и, прежде чем понять, что с ними делать, тестирование на уровень интеллекта устраивает. Это я про любимую ей игру в загадки говорю.

Третьих она вообще сразу, без разговоров изничтожить пытается. А с четвертыми пьянство пьянствует и душу им изливает. Но интереснее всего то, что все источники ее всегда подозревали в киднепинге, — детишек она, мол, похищала. Зачем? По соображениям некоторых ученых, занимавшихся этим вопросом, — исключительно для культурного влияния на расу в целом, так как это дело гораздо быстрее идет непосредственно через детей.

Наверное, поэтому в сказках часто фигурирует похищение ребенка — чаще всего мальчика. Это легко объясняется социальным и общественным различием функций мужчин и женщин в то время. На первых лежало развитие общества, руководство, внедрение новых идей и технологий, а на вторых — рождение детей, уход за ними и поддержание домашнего очага. Дикий человек в то время был, с нашей цивилизованной точки зрения, что уж тут поделать — никакого равноправия.

Самый простой вывод, который напрашивается из столь разнотипичного поведения Бабы-яги, — что она была не одна. На планете присутствовала целая миссия Бабок-Ёжек (понимаю, что смешно звучит), равномерно рассредоточенная по европейской территории современной России (а впрочем, не только).

Так что же я отвечу на очередной вопрос своих детей из серии «Папа, а Баба-яга — кто это?»?

Ммм… Пока не знаю, но подумать в любом случае есть над чем.

Обновлено 24.08.2011
Статья размещена на сайте 20.08.2011

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • ольга астафьева, я сделал некий обзор наиболее интересных версий происхождения данного сказочного деятеля, без претензий на истину в последней инстанции. О этой версии я слышал, но в статью не включил по причине ограниченного об"ема статьи. Кроме того, она мне показалась несостоятельной так как не об"ясняет массу действий этой бабулькой совершенных))))))

  • Сергей Казиник,

    Всегда считал аксиомой, что нельзя скрестить бабу Ягу и гоблина. Считал до тех пор, пока не появилась новая заведующая отделом кадров гражданка Нехлюдова!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, прикольно! мне понравилось!
    А может черепки - это скафандры? А костяная нога ничто иное, как протез конечности. Ведь раньше это действительно было фантастикой....
    А вообще хотите знать, что будет в будущем - почитайте фантастов

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник, мне нравится эта персона Баба Яга А насчет полетов: что делать если женщине крылья подрезают? приходится летать на метле или в ступе

  • Комментарий скрыт
    • Александр Яковенко, мне тоже как-то попадалась эта версия, только там еще говорилось, что она была металлическая.... Древний кунг-фургон своего рода))))) Но даже если игнорировать слабость этой версии по другим основаниям, то стоит посмотреть на это через стоимость металла в то время, как становится понятно, что в таком случае Бабка-Яга должна была быть, мягко скажем, вызывающе не бедной.....

  • Сергей Казиник, а мне очень понравилась статья. именно потому, что прочла в ней - и комментариях, кстати - новые версии. которых раньше не слышала.

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Казиник,да уж! Статья откровенно разочаровала. Я её читала с большим интересом и всё ждала, когда же появится та версия, которою я рассказываю СВОИМ детям. Не дождалась, а без нее статья не полная. Я имею в виду версию о том, что Баба Яга - одно из древних славянских божеств, живущее на границе царства живых и мертвых. Поэтому она и советы давала:её взору были открыты оба мира. А детишек она действительно в печи пекла.Так этому вообще есть целых два объяснения. Первое, самое распространенное: на Руси долгое время (вплоть до 19 века) существовал обычай перепекания младенцев. Суть его сводилась к тому, что слабого, недоношенного младенца засовывали куда-то в печь. Куда точно, не знаю(живу в квартире со всеми удобствами и русскую печь видела только на картинках).
    Вторая версия встречается более редко, потому что откровенно забивается христианской церковью. Баба Яга - это молодая девушка, покровительница сирот.Бабка - йожка, золотые сапожки. Она ходила по селам и забирала сирот(в основном мальчиков), чтобы потом отдать их в обучение волхвам.А процесс передачи был организован так:мальчик заходил в пещеру в горе, и перед ним разжигался костер, символизирующий его смерть для этого мира- и это делалось принародно.Затем мальчика уводили вглубь пещеры, выводили через другой вход и он становился воспитанником волхва.Все люди знали, в чем прикол, и ничуть этому не удивлялись. А вот иностранцам, побывавшем на этом мероприятии, это добавило немало впечатлений: На Руси страшная Баба Яга сжигает детей!!!

    Оценка статьи: 3

    • Светлана Карасева, сори что разочаровал, но больше чем 6500 знаков статью сделать не получится, т.к. формат ШЖ именно такой. Вполне естественно, что некоторые версии в статью не вошли, потому что не дают объяснения многим, достаточно важным и описанным в сказках действиям и свойствам данного персонажа. То что вы описали - да, мне попадалась при изучении этого вопроса и данные версии, но в них не вписывается ни избушка на курьих ножках, ни ступа летающая с грохотом, ни метла заметающая след в воздухе, ни одаривание приходящих навигаторами и оружием и так далее....
      Да и потом - пещеры.... Как-то так случилось, что именно пещер в средней полосе где жили славяне не особенно то много....
      Короче, версия интересная, но критики не выдерживающая на мой взгляд.
      И еще раз: сори что разочаровал))))

  • Баба Яга родилась на Урале

    Сергей Казиник, еще одна версия:
    www.kp.ru/daily/23720.3/53634/

    • Игорь Коваленко, мне попадалась и эта версия. Я счел ее несостоятельной, так как она отсылает к 15 веку, а оч.многие исследователи считают появление этого героя в более раннем периоде. Кроме того, в эту версию не вписываются метла, ступа, тяга к загадкам и диалогам, предметы которыми она одаривала и т.п.