• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Фэн-шуй и непознанное
Виктор Никитенко Профессионал

Что есть Истина для Иисуса Христа?

«Что есть Истина?» — колоссально тяжёлый для мирского понимания вопрос, поэтому ответ на него лежит глубже мирского понимания жизни.

WDG Photo, Shutterstock.com

Мирское понимание жизни, секуляризированное мышление заняло нишу в разных областях нашей жизнедеятельности. Незаметно мы сами для себя ищем ответы там, где их нет, отвечаем сами себе на те вопросы, которые удобны нам. Но являются ли ответы на эти вопросы частью нас, частью в первую очередь меня, как существа универсального и свободного? Или, может быть, эти ответы есть часть всего лишь объективного, внешнего мира, который благодаря нам и стал таким мирским, приземленным, ложно интерпретированным и удобным для нас местом? Может быть, и моя попытка раскрыть свой ответ и интерпретировать понятие «Истина», также есть попытка удобного мне мирского ответа, который станет впоследствии ложным и ненужным?

Трансцендентно выходить за пределы объективного мира, верить в его святую атмосферу и жить ею удавалось основателю нашей новой церкви Иисусу Христу, который бесконечно был предан глубинным вопросам религии и священным ответам, откровениям библейского писания. Мог ли Иисус жить без мирских сомнений и божественных откровений? Мог ли он задаваться вопросом «Что есть Истина?»

Эти вопросы вполне справедливо возникают у меня, ведь Иисус был изначально схож с нами не только на телесном уровне, но и на психологическом, духовно-философском. Конечно, духовно-нравственные, физиологические преимущества Иисуса Христа со временем обожествили, идеализировали и слегка оторвали от человеческой природы, которая подразумевает акт духовно-творческого созидания.

Главная ошибка нынешнего христианства — отождествление Бога лишь с Иисусом Христом, причем с тем Иисусом Христом, который жил достаточно давно. Я уверен, что без мирской исторической экстраполяции на Христа, сравнения его с обычным человеком не было бы новых религиозных законов и, как следствие, новых течений философской мысли. Поэтому стоит думать более о сути человеческого, а не божественного раскрытия Христа. А то мне представляется, что наш современный мир в лице христианства слишком часто оправдывает божественностью Христа нечеловеческую природу нашего мира.

Легко приводить в пример Спасителя, не замечая, что божественного просвещения и духовного пожертвования в нашем мире становится всё меньше, кроме тех случаев, когда сами люди жертвуют церкви. Божественность Иисуса ангажирована самой церковью. Экзистенциальный прорыв в глубины духовного идеала совершил именно Иисус Христос, поэтому титул Ходатая, человеческого заступника приобрел со временем ореол спасительной миссии. Именно этим ореолом удобнее всего манипулировать и вводить в заблуждение.

И самое ужасное, что кроме ореола в нашей сегодняшней жизни ничего, по сути, стоящего и не осталось, кроме, наверное, той надежды, которая и помогает экстраполировать истинно человеческую суть Иисуса Христа на самих себя. Но именно это отождествление, социальное развитие по образу Христа и бесит церковь. Ее богословы и учителя не очень радуются, когда священное писание подвергают разумной спекуляции, секуляризации и философской интерпретации. Отрицая идеалистическую модель социально-духовного образа мысли позднехристианской эпохи, церковь невольно отрицает и самоцель духовного борения самого Иисуса Христа. Постоянный запрет и недовольство избирательным подходом к библейскому писанию создает бесконтрольную свободу внутри самой церкви, благодаря которой истина принимает ложный, ангажированный, неестественный, оторвано монотонный, бессмысленный и даже эфемерный характер. Без продолжения раскрытия истинно человеческой природы в полном экзистенциальном, непосредственно-роковом, антропологическом и философском смысле учение об откровении Господнем полностью и вполне закономерно утрачивает свою значимую связь с человеком.

Нередко я сам замечаю, что люди в нашей социально-религиозной среде слишком преданы церкви, причем своей церкви. Конечно, эта церковь не сектантского происхождения, а в полном смысле слова — социально-государственного. Но эта церковь существует, и люди туда ходят с преданным чувством. Эта преданность иногда проявляется в том ненормальном фанатизме, что обличается через холодное равнодушие и странное непонимание тех духовных поисков и идей, которые присущи иному думающему христианину, любой, объединенной верой, группе людей, другой христианской организации, т. е. религиозному сектантству.

Уверен, что люди государственно-оцерквлённые давно уже не осознают, что сами погрязли в ангажированной божественности, т. е. самообольщении, которое, как непробивная стена, остается выше собственной человеческой рефлексии, православного смиренномудрия, элементарной терпимости и кротости к остальным христианским организациям. Зачастую, люди, давно укоренённые в религиозную жизнь церкви, сами становятся рабами той несвободы жизни, которая и ограничивает истинно свободное осмысление их собственного жизненного духовного пути. Комплекс ущемления, очевидно, выражается в нападках на иные организации, в нетерпимости и недоверии к ним.

Статья опубликована в выпуске 28.07.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (55):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А я процитирую и поставлю оценку.. Добавлю напоследок - нетерпимость! Именно нетерпимость стала визитной карточкой "христиан".

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, ангажировать-нанимать, приглашать. Мне непонятно словосочетание "ангажированная божественность". И как можно в божественности "погрязнуть"? Если моя оценка статьи невысока, то причем тут "нетерпимость"?. Думаю, что, напротив, атеисты стараются навязать всем собственное мнение, судя по Вашим гневным комментариям.

      Оценка статьи: 3

  • Поставила троечку за статью. Тема статьи не раскрыта. Иисус Христос не искал истину, Он сам был ею. Мы все ошибаемся, заблуждаемся, верим в меру наших слабых сил, кто фанатично, кто сомневаясь...На то мы и люди. У К.С.Льюиса есть прекрасная статья "Просто христианство", в ней мудро и просто, на мой взгляд, изложена сама суть христианства. Если кого-то заинтересует эта статья, могу дать ссылку. (К.С.Льюис-автор "Хроник Нарнии", профессор, друг Р.Толкиена).

    Оценка статьи: 3

  • Добавляю свой последний комментарий к этой статье. Достоевский однажды заметил: "Если бы мне сказали, что Истина вне Христа, я бы предпочел остаться со Христом, нежели с Истиной". Трудно найти более верные слова, чем эта фраза великого русского писателя.

    Оценка статьи: 3

  • Статья отвечает на этот вопрос - истина в исповедании духовных ценностей божественного (того или иного толка), а не в общении с высшим через посредственичество третьего лица - церкви. Вера - инструмент нравственности, а не вкушения мацы или крашеного яйца. Библию не следует талмудохать лбом в стену плача или в икону, ее следует думать. Бога следует ДУМАТЬ, а не верить! Вера - иррациональна по определлению. Мысль, даже ошибочная - продукт уже вполне материальный, поступко-образующий, жизне-формирующий. Вот эти отморозки из зимней очереди в ХСС, они же понятия не имеют о даже троединой сущности божественного. Они ведь так и считают, что бога зовут Исус Христос, которого распяли в возрасте 33 лет.
    Единственное, что меня царапнуло, так это заглавие. Оно т ребует действительно одно-словного ответа. А в целом статья пользительная для т.н. "верующих". Спасибо автору.

    Оценка статьи: 5

    • Ирина Рябцева Ирина Рябцева Читатель 28 июля 2012 в 07:12 отредактирован 28 июля 2012 в 07:13 Сообщить модератору

      Лаура Ли, Бога мало знать. С ним и сатана знаком. К Богу желательно научиться прислушиваться и доверять ему. Потому что он - Разум, союз Разумной мысли (отец), Разумного слова (сын) и Разумного действия (Дух святой)

      Оценка статьи: 5

      • Ирина Рябцева, доверять надо СЕБЕ, а божественный разум, думаю, следует постигать умственно. Мы же наблюдаем сущий мировой разум и когнитивно постигаем высшие закономерности, подтягиваемся до включения своего эго в мировой всеобщий порядок. Для этого и мифология-христиниана не нужна. Прекрасно иудаизм без Христа обходится. Нам же христиниана предложена в качестве облегченного варианта иудаизма, для облегчениия задачки сохранением баланса между волей (как стимула к борьбе за выживания) и совестью (которая противоречит инстинкту борьбы за выживание) Смерть Исуса подталкивает нас к угнетению естесственной жизненной агрессии через не естесственное и пагубное смирение и любовь к братьям во Христе. Его концепция - вот такой балансир между животным и богоподобным внутри нас. Но страшно, что в человеческое движение к духовному общению с Вселенским разумом и порядком встревает похабная клерикальная морда и правит паствой примитивным шаманством. Думаете зря Христос учил только притчами, а не буллами или Соборами?

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли, своему опыту не всегда можно доверять, потому что он не во всем положительный. Поэтому я предпочитаю полагаться на разумные мысли, которые идут от Бога (Разума). Религию не хочу даже обсуждать. Это низкий уровень понимания Бога. Иначе Христос бы не приходил. Он не был религиозным человеком и открыто восставал против священства. За что его и распяли. Так вот, Иисус не религиозный лидер, а учитель нравственности, давший миру новые этические законы (правила жизни), которые изложены в новом завете (учебнике нравственности). Согласна с Вами, что его имя просто используют религиозные конфессии, называющие себя христианскими, хотя и не имеющие ничего общего с последователями учения Христа о покаянии (исправление характера через отказ от пороков и наработку добродетелей).

          Оценка статьи: 5

  • Статья для популярного журнала написана слишком тяжелым языком

    Оценка статьи: 3

  • Есть, есть у великих писателей эта странная привычка: ляпнуть чего-нибудь эдакое, а потомки потом мучаются вопросом: "И как этот Достоевский мог за два века до опубликования обсуждаемой нами статьи кратко и четко ответить на вопрос в ее заголовке?" Да, Ирина Рябцева, мы люди и заблуждаемся, и имеем право выбирать, какие заблуждения нам больше нравятся. Я буду заблуждаться вместе Достоевским.

    Оценка статьи: 3

    • Татьяна Владимирова, а я не хочу принимать даже заблуждения Христа в 1-ом веке, потому что на дворе уже, слава богу, - 21-й. Достоевский с Христом и даже Толстой поменяли свое мнение и думают по другому Хотя, допускаю, что Христос не заблуждался, а просто вел себя адекватно тому времени. Иначе его бы совсем не поняли. До сих пор не все понимают

      Оценка статьи: 5

      • Ирина Рябцева, конечно! Повторюсь, каждый имеет право на свободный выбор. И Вы совершенно правы, говоря: "До сих пор не все понимают". Хотя, на самом деле, все просто: Христианство похоже на Жизнь: кажется, что все явления просты и понятны, но стоит заглянуть хоть немного вглубь, начинаешь понимать неизмеримую сложность всего сущего...

        Оценка статьи: 3

        • Татьяна Владимирова, вроде как последний ваш комментарий уже был. Ухода - уходи, как говорится.
          Марина Вершинина, Ирина Рябцева и Татьяна Владимирова, вы оккупировали этот блог, давно уже поврозь и вместе говорите о чем-то своем, не имеющем отношения к обсуждению статьи, уже прощались здесь с коллегами, - и вновь сюда, как ласточки по весне.
          Покиньте этот блог, не возвращайтесь сюда. Воспользуйтесь моим советом - беседуйте в личном блоге или в личных сообщениях.

          Оценка статьи: 5

  • Я не признаю не одной религии,потому что это сказки для детей.А Иисус просто мазохист,которому захотелось испытать страдания.А остальное описано позже больными людьми.Поэтому служители культа всех мастей требуют безоговорочной Веры,лишая человека свободы мысли.А кликушам лучше сидеть на паперти,а не лесть туда,что все время отрицали-борясь с лучшими представителями человечества.

  • Спасибо всем за такие разные комментарии. Честно говоря, душа даже обрадовалась от такого насыщенного комментирования.

    Даже не думал, что тема "поиска Истины" вызовет такой резонанс среди верующих и считающих себя верующими, среди ищущих, и тех, кто считает, что они уже нашли.

    Думаю, что поиск Бога - это процесс незыблемый. Поэтому, учитывая сей факт, особенно досадно осознавать, что одни чуть больше Его нашли, а другие -- чуть меньше.

    На фоне такого вот глупого соревнования, глубоко "верующие" пытаются навязать менее верующим какое-то свое представление о Боге, о его поиске, о том, как они его трепетно нашли.

    Поиск Бога, Истины - процесс не относящийся к категории земного нахождения ответов, а является, как правильно учит церковь, лишь подготовкой к вкушению иного мира, который созидается не без участия подготовленных душ.

    Оценка статьи: 5

  • А можно одним предложением, без заумных слов - о чем статья?

    Оценка статьи: 3

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 июля 2012 в 05:46 отредактирован 28 июля 2012 в 06:09 Сообщить модератору

    Вспомнилась картина Н.Ге "Что есть истина?" Там Христос очень похож на мои представления о нём. М.Булгаков в начале "М и М" тоже хорошо расписал эту драму.
    Меня напрягает множество "конфессий во Христе" и все считают себя самыми правильными его последователями и никак не могут притти к консенсусу.
    Г.Зюганов недавно заявил, что между МКСК и проповедями Христа нет принципиального различия.
    Оценка статьи 4 из-за сложноватой терминологии, недостаточно популярное изложение.

    Оценка статьи: 4

  • Ирина Рябцева Ирина Рябцева Читатель 28 июля 2012 в 07:25 отредактирован 28 июля 2012 в 07:26 Сообщить модератору

    Истина - это отсутствие искажений к окружающему миру во всем многообразии его связей. Главная ошибка "христианства" в том, что Бога они предлагают познавать через чувства, а не разумом. Путают духовное (разумное, нравственное, интеллектуальное) с душевным (чувственным). Хотя в библии написано, что Бог есть Дух. И духовное можно постичь только духовным.
    Христос (великий учитель нравственности) принес людям новое учение о покаянии (улучшении характера через отказ от пороков и приобретение добродетелей). А попы все свели к религиозным (магическим) ритуалам и обрядам.

    Оценка статьи: 5

  • Самые правильные слова сказаны в первом абзаце статьи.Все,что ниже,только доказывает,насколько трудно автору дается ответ на сам вопрос.Истина для православного христианина - это Бог в лице святой Троицы.И постигается она через Богопознание-чтение Евангелие,опыт святых отцов,истинное покаяние, умную молитву; через страдания.Нравственность- фундамент православия,а вера истинная приходит только через познание."Не верят,Господи,не верят,не верят люди ничему.Твой ум неизмеримый верят по их короткому уму".

    Оценка статьи: 2

    • Марина Вершинина, "Истина - это Бог" масло масляное. Что такое истина и кто такой Бог? В учебнике нравственности Новом завете говорится о том, что Бог есть любовь. Таким образом, подставляя понятия можно представить, что любовь это истина. Богом (Разумом) нам даны способности синтеза и анализа, с помощью которых мы можем делать выводы и находить причины. Очень любят религиозные пафосно провозглашать: "Христос - это путь, истина и жизнь". А что конкретно стоит за этими словами, не могут объяснить. Так вот, у Бога все просто и объяснимо. Нет у него от нас тайн. Истинные знания приходят по готовности их принять. Если будем поступать, как Христос, станем такими же, как он. Для этого нужно развивать его учение о покаянии, применять в жизни и просвещать людей. Бог не религиозен. Чтобы его познать, нужно учиться различать добро и зло и отказываться от зла. Нет Божьей воли на то, чтобы люди страдали. Для того и дал нам Христос этические правила, чтобы мы их не нарушали даже мысленно!

      Оценка статьи: 5

      • Ирина Рябцева,Зря горячитесь.Рассуждать о Боге и верить Ему -две вещи разные.Вы сейчас очень хорошо сказали:"У Бога все просто и объяснимо".Бог - это и Истина,и Любовь,и голос Совести в наших душах и еще многое-многое другое.Зачем спорить?Я высказала свое мнение о статье,в которой за сложной эпистоляцией- пустота.

        Оценка статьи: 2

        • Марина Вершинина, да не горячусь я Слава Богу - эмоции для меня почти пройденный этап. Все, что Вы сказали, правильно. Только для обычного человека непонятно. Поэтому я и призываю к тому, чтобы изъясняться общедоступным языком и не просто рассуждать о Боге, а стремиться жить по совести и разуму. Потому что, когда мы в Разуме - мы с Богом! Верно Вы сказали, что голос совести в наших душах - это проявление Бога. Постараюсь конкретней объяснить. Совесть - это голос положительного опыта нашей души. Другими словами - подсказки ангела в помощь при различении добра и зла. Интуиция - это второй ангел, который хранит наше тело от повреждений и предупреждает об опасности. Есть еще и третий ангел (высшая личность) - разум. Он помогает отличить истину от заблуждений (информацию от дезинформации). Я тоже в статье не увидела ответа на вопрос, который содержит заголовок. Может быть автор хотел узнать мнение читателей? Я думаю, для Христа истина в том, чтобы помогать людям развиваться. Потому что если обозначить любовь Бога к людям одним словом, то это слово будет - помощь.

          Оценка статьи: 5

          • Ирина Рябцева,все Вы правильно говорите,и если автор обратился к такой трудной теме,значит,он уже в поиске.На мой взгляд важнее говорить о том,как мы понимаем "истину", а не Христос. Лично для меня путь к Богу был очень трудным.Я не из тех людей,кто может слепо поверить во что-то.Мне нужны были доказательства существования Бога.Я стала читать Евангелие,святых отцов(Игнатия Брянчанинова,Иоанна Крестьянкина,Серафима Саровского и др.),слушать лекции профессора Осипова А.И.,вообщем,заниматься Богопознанием.Разобралась в таких понятиях,как "покаяние","СМИРЕНИЕ","ГРЕХ".Поняла,что земное наше существование лишь подготовка к жизни вечной;больница,а не курорт.Год назад встретилась с батюшкой,которому захотелось исповедоваться.Впервые в жизни я каялась от души,слезы лились ручьем.Осознала,насколько я грешница.Вышла из храма совершенно другим человеком,с ощущением,что родилась заново.Вот тогда я поняла,что на правильном пути.Год,как воцерковляюсь.Я не религиозная фанатка,просто возлюбила Христа всем сердцем,и его жизнь земная для меня образец.Знаю,что я в начале пути,но цель моя-спасти свою душу еще при этой земной жизни.

            Оценка статьи: 2

            • Марина Вершинина, я тоже читала святых отцов и различные комментарии богословов. Согласна с Вами, что жизнь в материальном мире далеко не курорт. Приходится кормить, одевать, укладывать спать физическое тело. Много неудобств, не говоря уже о том, что оно еще и болеет иногда

              Оценка статьи: 5

              • Ирина Рябцева И Марина Вершинина, ведите переписку в личном блоге или личных сообщениях, Здесь ветка удаляется - после замечания. Снова рекомендую отписаться это этого блога - чтобы не тревожить себя и не флудить.

                Оценка статьи: 5

    • Марина Вершинина, а всем тем, которые неправославные (или, ещё того хуже, не христиане...) Истины познать не дано? Так ведь каждая конфессия считает, что Создатель ей и только ей доверил Истину...А Он, Господь - один...Неужели же Ему не всё равно, кто какие ритуалы исполняет, как и на каком языке молится и в каком здании? Ему главное - чтобы от сердца, от души, и чтобы в этой душе царила одна Истина - Любовь. Когда древнего мудреца Гилеля спросили, может ли он объяснить сущность Торы, стоя на одной ноге, он встал на одну ногу и произнёс : "Никогда не поступай с другими так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой"...

  • Может ли быть религия без Бога?..Может! Можно ли искать истину без Бога?.. Можно! Искал ли Иисус истину?.. А кто его знает.

    Надуманно всё (я - о статье).. Надуманно - не в самом плохом смысле слова. Просто автор размышляет... Наверное, ему тоже было бы интересно почитать "черновики" Библии, например.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, согласна с Вами в том, что Бог (Разум) не религиозен. Вполне возможно и то, что Иисус на земле тоже находился в поиске истины. Иначе его бы не мучили сомнения в Гефсиманском саду, когда он молил отца о том, чтобы "минула его сия чаша".

      Оценка статьи: 5

  • Почему Бог решил искать истину?!Да потому что,правда уже давно продалась дьяволу.

    • Анни Атикетпеш,Я бы изменила первую часть фразы."Почему Бог пришел дать Истину?"Иисусу не надо было ничего искать,через него Бог-Отец принес еврейскому народу Истину.А правда у каждого своя, и,я согласна с Вами,"давно продалась дьяволу".Спасибо!

      Оценка статьи: 2

  • Прочитав некоторые комментарии, еще раз перечитала статью и решила изменить оценку, В первый раз я поставила тройку, т.к. автор работал и видимо хотел сказать что-то умное. Детально изучив тезисы статьи, вынуждена констатировать, что автору это не удалось. Снижаю оценку до единицы. Можно было бы привести в пример фразы из статьи, которые не несут в себе никакого смысла, но придется почти полностью цитировать статью...

    Оценка статьи: 3