Фэн-шуй и непознанное
Виктор Никитенко Профессионал

Что есть Истина для человека?

Как именно нужно стремиться к божественному идеалу? Методы данного стремления прописаны в библии, интерпретированы в философских учениях и подтверждены тем фактом, что мы снова и снова обращаемся за помощью к вечной книге.

Justin S., Shutterstock.com

Никто не сомневается, что источник мудрости, правильного духовного опыта прописан в священном писании. Но возникает вопрос: развивалась ли библия синхронно с развитием человечества, либо, как убеждают богословы, она остается вечно непоколебимой констанцией истины, которую принято боготворить и принимать на веру такой, какой ее сотворил однажды высший разум? Вопрос «Что есть Истина?» ставит под сомнение незыблемый ответ, который заведомо заложен в Библии, но и который заведомо не имеет смысла, ибо для постижения его нужно иметь определённые жизненные причины и мотивы, т. е. находиться в свободе жизни.

Достижение истинного счастья, всей полноты духа не ограничивается лишь принятием истины как тайны и благодати религиозного бытия, а совершается в полном раскрытии жизни как одной из божественных возможностей найти её. Жизнь же, в свою очередь, не ограничивается лишь церковным осмыслением истины. Вся полнота постижения тайны жизни, безусловно, происходит через церковь — места духовного взросления. Церковь — символ духовного пути. Но мы часто вновь и вновь забываем, что церковь есть производная веросозидания, но никак не материальная добытийственность, пристанище, в котором «штампуют» истину независимо от человека.

Потребность искания Бога всегда существовала. Человек в древности просто не мог объяснить проявление высших сил природы и поэтому сводил неконтролируемую одухотворенность к небесной энергии, т. е. к Богу. Со временем идея Бога стала более приближенной к человеку, более направленной на человеческую свободу, потенциал и духовный источник. И церковь стала образом этого источника.

Здесь заслуга Иисуса Христа. Христианство запустило процесс гуманизации и духовно-нравственного преображения человека. Все это происходило под аккомпанемент соборного мышления. Соборное мышление — это данность нашего времени, которая подразумевает сохранение и реализацию духовного опыта человека. Но иногда богословское мышление просто не способно органично, со всем естеством проникнуть в природу человеческих исканий, убедить обычного человека в том, что нужно соблюдать библейские заповеди.

Это происходит по причине чрезмерно отвлеченного размышления лишь об откровениях Господних. Богословы превращаются в ортодоксов в самом ужасном смысле этого слова, ибо такие ортодоксы, увы, игнорируют множественность и разнообразность мира, принимая лишь единое божественное проявление в человеке. Таким образом, они становятся непонятны людям и, в принципе, помочь им не могут. Поиск истины есть основной симптом преобразования и изменения Библии. Библия есть символ обнаружения Истины, иначе бы ее просто не существовало.

Человек — универсальное, вечно отрывающееся существо, которое оставляет после себя свободу познанного мира. Но он не останавливается на месте. Его раскрывающаяся сущность основывается на вере в познание свободы еще непознанного мира. Именно этот непознанный, скрытый от нас мир и есть тайна бытия, которая тождественна нашему внутреннему духовному вечно раскрывающемуся существу, тождественна нашей собственной свободе и, в какой-то степени, тождественна поиску Бога.

Человек, познавая природу мира, тем самым познаёт самого себя. Человек, познавая Бога, тем самым познает свою возможность его лучше узнать, т. е. открывает для себя царство свободного духа, прикасается к истинной свободе. Без таких условий, методов жизни и направленности духа невозможно стремиться к истинному слову, к истинной жизни, к истинному Богу. Все едино во Вселенной. И Бог хочет не больше узнать нас, чем мы его. И если люди церкви думают, что Бог знает нас, то это ложь и обман, ибо их знание о знании Бога о нас — невежество и церковная ересь, которая внушает человеку найти самый легкий путь стать верующим.

Вера динамична: она действует вместе с нашими усилиями, преобразовывается синхронно с нашей свободой, побеждает всегда при условии преданности себе и своим духовным идеалам. Без данного экзистенциального опыта, опыта духовной свободы не появились бы заповеди и законы, которые мы так прекрасно понимаем. Как мы можем их не понимать, если они созданы под бременем жизненного страдания и духовной борьбы, под символом поиска Истины? Но «заповеди Божьи» эффективны лишь относительно, ибо писались и понимались человеком.

Наивно было бы думать, что вдруг, однажды, давным-давно они возникли из пустоты, как что-то прилетевшее сверху, независимо от нас. Нравственные принципы есть опыт человеческой свободы, не божественной, не иноземной, не инопланетной, а человеческой. И созданы они нами для нас самих, для людей и будут создаваться для людей и дальше, но с условием сохранения и уважения опыта человеческого переживания.

А есть ли это уважение в нашем мире? Есть ли оно там, где защитники Бога равнодушны к искателям Бога? Есть ли оно там, где фанатики религии глухи к трогательному стихотворению маленькой девочки? Есть ли оно там, где защитники государства равнодушны к оппозиционерам? Есть ли оно там, где живая сущность человека заброшена на второй план «религиозного прогресса», в место, где еле заметно сверкают те самые заповеди. Есть ли оно там?

Бог не умрет, если с дерзновением позволить себе лучше понять, почувствовать Его в себе. Бог не умрет, если отдалиться от него, дабы приблизиться к себе. Бог не умрет, если сказать: «Библейские заповеди — это долг человека перед человеком во славу человека». Бог не умрет, если человек создаст своей верой, своим сердцем свободу нового понимания мировых заповедей во славу человечества. И именно за это Бог его и любит… Бог не умрет, ибо он не знает смерти.

Обновлено 28.07.2012
Статья размещена на сайте 23.07.2012

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
    • Татьяна Владимирова,

      "Пафосная шалуха", как вы выразились, и есть мои мысли.
      И не вам решать какие они должны быть, и как мне их доносить -- пафосно или непафосно.
      Как мне нравится, так я и доношу. Не нравится - не читайте. Не понимаете - не читайте.

      Вместо абстрактных и абсолютно общих фраз касательно моих статей попытались бы хотя бы сами для себя ответить на поставленный вопрос.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • https://shkolazhizni.ru/world/articles/41388/

  • Вот эта статья мне понравилась.Язык тяжелый,но хоть понятно,что автор хочет донести до читателя.Не согласна с тем,что "Бог не знает про нас все".Он не только знает,он свидетель всех наших мыслей и поступков.Он-это наша Совесть,голос которой мы подчас не хотим слушать.Мало того,Бог- режиссер наших жизней.Он создает нам именно те условия,которые считает самыми лучшими для роста души.До тех пор,пока мы не видим,что есть мы на самом деле,не видим своей греховности,Бог нам не нужен."Первым признаком здравия души является видение своих грехов,бесчисленных,как песок морской"П.Дамаскин.И еще.Автор не признает божественную сущность Христа.По крайней мере,у меня сложилось такое мнение,но это частное дело каждого.

    Оценка статьи: 4

  • Статья больше подходит для какого либо философского сайта.
    Для христианина истина в одном, для агностика в другом. Неплохо бы вначале разобраться что есть человек - творение Божье или производное из первичного биостудня?

    Оценка статьи: 3

    • Комментарий скрыт
      • Ирина Рябцева, а я и не спорю, то что написали вы - это для вас, но произошедшие от обезьяны думают по другому. А в статье поставлен вопрос об истине для абстрактного человека. Поэтому для одного человека истина в Христе, а для другого в Дарвине, для третьего вообще истина в вине.

        Оценка статьи: 3

        • Комментарий скрыт
          • Ирина Рябцева, а что вы мне хотите доказать? Что у верующего человека и поклонника Дарвина одна и та же истина? Да у православных и то истина разная. Вначале говорят: прости нам долги наши (т.е. грехи), как и мы прощаем должникам нашим (согрешившим против нас), а после этого требуют чуть не распять трех глупых девчонок.
            Видно вы недавно здесь и еще не поняли что здесь диспуты на тему религии к добру не приводят

            Оценка статьи: 3

  • Комментарий скрыт
    • Ирина Рябцева, зациклились на этом покаянии. Нормальным людЯм, не преступникам, не ворам, не насильникам совершенно не в чем каяться. Чего пристали?
      Ох, уж это "возлюби" ?! Чего особенно возлюбливать-то? Делай всё по совести , доброжелательно и никаких тебе не надо Святых Духов. "Не причиняй вреда" - неужели для этой прописной истины надо сочинять Библию и Заветы?
      "Всё элементарно, Ватсон !"

      Оценка статьи: 3

      • Комментарий скрыт
        • Ирина Рябцева, "...И тут нам истопник открыл глаза // А на ужасную историю..." (А.Галич)
          Все эти покаяния просто метод проб и ошибок или закон обратной связи: действие и результат. И не надо никаких покаянных нагромождений. Ах, "работа над ошибками в сторону улучшения!". Опечатка тоже грех что ли?
          Грех и преступление в каком родстве состоят?
          "Совершенные в материальном мире не живут". Подумать только, а разве есть жизнь не в материальном мире?
          Я пас дальше жевать эту мочалку.

          Оценка статьи: 3

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 29 июля 2012 в 06:37 отредактирован 29 июля 2012 в 06:39

    Это не статья, а воскресная проповедь с амвона(?)
    Местами сбивается настройка внимания, возникают провалы, потом опять цепляешься за соломинку рассуждений.
    Осторожная критика рьяных богословов в рамочках принятого.
    Вместо Библии, согласно автору, след бы писать "Преодоление заблужений", которую можно бы дописывать вплоть до наших дней да и начать не поздно.
    Язык статьи - для прихожан церкви, тяжеловатый для прихожан ШЖ.
    Влияние РПЦ на текущий менталитет граждан мизерное при всей помпезности храмов, облачений святых отцов и поддержки государством. Даже наблюдается контраст между реалиями жизни и претензиями РПЦ.

    Оценка статьи: 3

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 29 июля 2012 в 02:19 отредактирован 11 августа 2012 в 16:34

    "«Никто не сомневается, что источник мудрости, правильного духовного опыта прописан в священном писании.» - да ладно? Я вот сомневаюсь.

    «Со временем идея Бога стала более приближенной к человеку, более направленной на человеческую свободу, потенциал и духовный источник. И церковь стала образом этого источника.» - про «святую» инквизицию не стоит напоминать? Какая уж там свобода. Церковь всегда была и остается одной из самых консервативных организаций в мире, которая только и делает что глушит свободу.

    «Это происходит по причине чрезмерно отвлеченного размышления лишь об откровениях Господних. Богословы превращаются в ортодоксов в самом ужасном смысле этого слова, ибо такие ортодоксы, увы, игнорируют множественность и разнообразность мира, принимая лишь единое божественное проявление в человеке.» - вот это правильно, нужно понимать что люди меняются с каждым поколением и поэтому относятся ко многим явлениям по-другому,это нормально.

    И в целом статья очень светлая.

    Оценка статьи: 4