Одна из самых распространенных застольных примет — упавшая ложка, вилка или нож, предвещающие приход гостя. Подавляющее большинство примет основаны на традиционных «магических» принципах. В данном случае — на принципе подобия. Ложка тут уподобляется женскому началу, нож — мужскому, вилка… Она, скорее всего, появилась на Руси уже в христианское время. И интерпретируется то как «женский» символ (слово женского рода), то как «мужской» — острый, колющий, «пронзающий» предмет. Соответственно, маленькая ложка — придет ребенок. Полная, содержимое которой оказалось на полу — гость что-то попросит.
Не так очевидно, почему эти предметы должны именно падать. Впрочем, в одной из версий гость придет, лишь если ложку поднять. Может, дело не в падении, а в возврате ложки? Мы ведь уже клали по ложке на всех, а тут положим ее на стол еще раз! А раз не подняли, то и не ждут визитеров.
Аналогично, приход гостя предвещает ложка, оставленная на столе после еды. Ложка на столе — значит, кого-то ждем.
Принцип подобия лежит в основе большинства застольных примет. Например, похожая на предыдущую: поперхнулся — значит, кто-то к тебе торопится. Хотя возможно, это сам поперхнувшийся волнуется в ожидании визитера, но… Но ведь после того, как вы поперхнулись, гость приходит? Так и формируется примета. Ну, а затем распространяется и на нежданного (но тоже спешащего) гостя.
Меньшее число поверий построено на втором принципе «магии»: принципе «заражения».
Например, допивать из чужого бокала не только негигиенично, но и чревато тем, что на вас «перейдут» чужие проблемы. Почему именно проблемы? Не исключено, что данное поверье «перекликается» с другим, вовсе не мистическим, явлением. Кого изначально называли «подонком»? Того, кто за неимением денег допивал за другими оставшееся на дне посуды спиртное. Не отсюда ли связь между допиванием остатков и «проблемами»?
Отсюда может происходить и поверье, согласно которому нельзя сливать в бутылку недопитые остатки. То есть сливать-то можно. Пить нельзя.
С алкоголем вообще связан целый пласт представлений и обрядов застолья.
Наверное, главная из «выпивально-застольных» традиций — обычай чокаться бокалами. Можно прочесть, что он средневековый: знатные люди чокались так, чтобы вино, расплескиваясь, смешивалось, попадая в чужие кубки или чаши. Делалось это во избежание отравлений: ведь яд из чужой чаши попадет и в чашу самого отравителя… И действительно, немного попадет… может быть, отравитель даже помается животом. Неважная выходит защита от яда!
Все потому, что смысл действа совсем в другом. То есть он действительно в смешивании напитков — только в ритуальном. Это дружеская, братская, товарищеская чаша, символ единения, корпорации. Первоначальный, более древний вариант — одна общая чаша, братчина, передаваемая по кругу. Либо напиток, разливаемый по чаркам из одного сосуда. Важно, что чокаясь, мы смешиваем напиток — с точки зрения «магии заражения», это то же, что пить из одной чаши.
Кому в детстве говорили: «Доешь все, на дне самая сила!»? Конечно, это прежде всего «педагогический прием», направленный на то, чтобы заставить детей есть. Но это сейчас. Как знать, не перекликается ли это с существовавшим поверьем, что можно оставить часть «силы», часть «себя», на современном языке — своей «энергетики»?
Тут одновременно действуют оба принципа: «заражение», поскольку часть уподобляется целому, и разумеется, «подобие» — между пищей и «силой» вначале проводится логичная параллель, а затем они уподобляются друг другу. И ко всему этому «привязывается» магия. Просто потому, что все предки воспринимали мир полностью пронизанным магией.
Может быть, смысл отношения к остаткам пищи/силы объяснит другое поверье: доедая оставленный другим хлеб, ты забираешь его удачу и здоровье. То есть ту же «силу». Прекрасная иллюстрация магии «заражения»! Выходит, первоначально доедали не столько чтобы «обрести силу», сколько чтобы не потерять.
Ну, а начать есть новый кусок хлеба, пока недоеден первый, говорит о том, что голодает близкий человек.
Наконец, не совсем «застольная» примета: не ешь, переступая через порог. Конечно! Порог — граница «защищенной зоны». Где могут ждать враждебные духи, которым нет хода внутрь. Значит, на пороге можно «проглотить» вместе с едой какую-то нечисть.
И вернёмся к тому, с чего начали. К собственно столу, обычаи-то застольные.
Наверное все согласятся, что стол — одно из важнейших мест в доме. По сути — сакральное. И неспроста стол располагался в «красном углу». А сколько запретов его окружает!
Разберем один из основных. Почему на столе не оставляют пустых бутылок? Есть по меньшей мере два варианта.
Первый гласит, что если за столом присутствуют не рожавшие женщины, пустые бутылки на столе помешают им в дальнейшем забеременеть. Думаю, ассоциация очевидна? Стол — место сакральное, «пустота» на столе может вести к «пустоте» в жизни. К бесплодию, к безденежью.
Другой вариант более распространен и более… «языческий». Почему бутылку не ставят? Правильно, потому что на столе «покойника не оставляют». Существует псевдоисторическая версия: раньше парижские официанты подсчитывали количество выпитого по числу пустых бутылок на столе. А русские в 1813 году научились прятать посуду под стол.
Может, так и было. Или и так тоже было. Но слишком этот народный обычай распространен и устойчив, чтобы объясняться столь поверхностно. И при чем тут «покойник»?
При том, что покойника, точнее, гроб, на стол как раз ставят. Возможно, здесь опустошенная, исчерпанная посуда ассоциируется с «исчерпанным», мертвым, «опустевшим» телом. И чтобы не накликать покойника, следует избегать того, что с ним ассоциируется.
Этот принцип подобия распространяется на многое. Например, нельзя:
- вставать и садиться на стол;
- садиться за стол в шапке;
- класть на стол не свойственные ему предметы, в частности — ключи и шапку.
С ключами не вполне ясно. Частая трактовка: на столе остается угощение для духов дома, которые могут попросту забрать ключи. А вот шапку до сих пор кладут на стол, собирая вскладчину деньги. Часто — «по нужде», в помощь нуждающемуся. Зачем же «кликать беду»? И за стол в шапке не садятся — так ведь «красный угол»! В храм ведь тоже в шапке не входят.
Какие еще приметы касаются стола? Ах да, на углу не садись — не женишься (или не выйдешь замуж). Снова принцип подобия, аналогии. Символически угол — нечто острое, «разъединяющее». Реалистически — на углу действительно сложно сидеть вдвоем. И практически: угол — место не почетное, на углу сажали «бедных родственников». Или родственниц, которым действительно бывало сложно выйти замуж.
А вот человеку семейному угол не только не повредит, а напротив — место благоприятное. На углу сидишь — «без угла не останешься». Есть и иной, не столь распространенный вариант: сидишь на углу — замуж выйдешь «с углом», то есть удачно.
И ведь все эти древние приметы мы до сих пор соблюдаем! Давно не подозревая, что в основе их лежит довольно примитивная «природная» магия.
Верить ли в нее — личное дело каждого. Возможно, зная происхождение «народных примет», кто-то сумеет отказаться от следования множеству довольно обременительных повседневных ритуалов?
Что еще почитать по теме?
Какие приметы приносят счастье?
Верите и вы в приметы?
Народные приметы. Почему убить паука считается плохой приметой?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...