• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Можно ли гулять во время пандемии? Строгие ограничения против здравого смысла

Уже который месяц большинство из нас из-за глобальной пандемии вынуждены находиться в условиях изоляции в четырех стенах, а при выходе на улицу использовать разные мобильные приложения, цифровые коды или, как минимум, носить паспорта, чтобы предъявлять их полиции. Но всегда ли необходимо так строго следовать букве закона? Может ли взрослый адекватный человек действовать разумно и на пользу своему здоровью, или на него можно воздействовать только методом запретов?

Энди Уорхол, «Крик (После Мунка)», 1984 г. Фото: artchive.ru

Опасаясь быть закиданной шапками или даже камнями, не поленюсь высказать предположение, основанное на наблюдениях за вирусом Covid 10 учеными разных стран.

Вы уверены, что 24-часовое пребывание в маленькой квартире, да еще тремя поколениями людей разного возраста (в постсоветских странах это не редкость) принесет больше пользы, чем получасовая пешая прогулка на солнышке, в отдалении от людской толпы? Да, парки закрыты, и, возможно, правильно — наш народ при разрешении повалит туда с детьми, компаниями попить пива и просто потусоваться на свежем воздухе.

Можно ли гулять во время пандемии? Строгие ограничения против здравого смысла
Фото: Depositphotos

С собаками гулять можно, вот почему во многих циркулирующих по странам и весям видео, присутствует сидящая на шкафу несчастная собака, которая жалобно смотрит вниз: «Меня сегодня выгуляли уже 20 раз!» Так что собачьи прогулки сегодня в приоритете, в отличие от несчастных детей и чумеющих на карантине от них и от изоляции взрослых. Я имею в виду тех, кто не работает дистанционно, хотя у последних свои проблемы — рабочий день не завершается в привычные 17 или 18 часов, а из-за вынужденных рабочих разговоров по телефону, скайпу или другим коммуникационным программам они заканчивают работу, когда остается время только на ужин и сон.

Итак, несколько пунктов в защиту относительно здорового образа жизни в период карантина.

Польза солнечных лучей

На солнце в организме вырабатывается витамин D, играющий огромную роль в нашей резистентности к инфекциям верхних дыхательных путей. Известно, что недостаток этого витамина может вызвать множество проблем с костями, поэтому во избежание рахита его давали детям в былое время в виде противного рыбьего жира (сейчас, слава богу, дают в капсулах), а также прописывают пожилым людям вместе с кальцием. Недостаток витамина D может сделать нас более уязвимыми и к новой опасности — коронавирусу.

Выписка из статьи эстонского издания «Solaariumikoda»:

«Многие глобальные исследования доказали связь дефицита витамина D и риска возникновения инфекционных заболеваний дыхательных путей, таких как насморк, бронхит и пневмония. Поэтому очень важно понять, что витамин D поддерживает иммунную систему в тонусе, чтобы организм мог сам противостоять различным вирусам и бактериям».

Исследования эстонских врачей показывают, что такая связь исходит из поддержания клеток, отвечающих за борьбу с инфекцией. Недостаток витамина может увеличить риск заболевания коронавирусом, поэтому вирусологи рекомендуют увеличить дозу витамина D, чтобы обеспечить лучшую защиту организма.

Доктор Томас Р. Фриден — американский врач-инфекционист и специалист по общественному здравоохранению. Он является президентом и главным исполнительным директором пятилетней инициативы «Цель — спасти жизни» («Resolve to Save Lives») по предотвращению эпидемий и сердечно-сосудистых заболеваний. В своем недавнем исследовании «Риск коронавирусной инфекции может быть снижен» он пишет следующее (привожу в свободной форме выдержки из его статьи).

В то время как мы (ученые) участвуем в разработке эффективных методов лечения и вакцины против COVID-19, люди стремятся снизить риск заболевания. Есть одно простое средство, которое может помочь, и это — известный витамин D.

Добавка витамина D снижает риск респираторной инфекции, регулирует выработку цитокинов и может ограничивать риск других вирусов, таких как грипп. Респираторная инфекция может привести к цитокиновым бурям — порочному циклу, в котором наши пораженные клетки повреждают целые органы и увеличивают смертность для людей с COVID-19. Адекватный витамин D потенциально может обеспечить некоторую защиту для уязвимых групп населения.

Можно ли гулять во время пандемии? Строгие ограничения против здравого смысла
Фото: Depositphotos

«Цитокины — небольшие пептидные информационные молекулы. Цитокины имеют молекулярную массу, не превышающую 30 кD» (Википедия).

Для наглядности упрощу схему действия упомянутых цитокинов. Они выделяются клеткой А и взаимодействуют с рецептором находящейся рядом клетки В, в клетке B запускается реакция, продуцирующая лимфоциты. Это особенно важно для людей с дефицитом витамина D.

Организм большинства людей вырабатывает этот жизненно необходимый витамин в коже под воздействием солнца. Около 15 минут в день прямого солнечного света достаточно для того, чтобы организм большинства людей произвел достаточное количество витамина D, причем люди с темной кожей нуждаются в более длительном воздействии солнечного света для производства такого же количества этого витамина. При этом необходимо, чтобы какие-то участки тела были открыты — хотя бы лицо и руки.

Доктор Томас Фриден подчеркивает, что может помочь и добавка в виде капсул, но надо знать свой уровень содержания витамина D в организме. Но кто сейчас пойдет делать биохимический анализ крови? Мы боимся лабораторий, поликлиник, и это разумно — надо уменьшить риск контактов с потенциальными носителями вируса.

Избыток аптечного препарата и неконтролируемый его прием может вызвать гиперкальциемию — задержку кальция в организме. Поэтому, если принимаете добавки, следите за дозой 10 микрограмм в день, говорят врачи. А вот солнечные лучи и ультрафиолет (конечно, без фанатизма и желания стать обгорелой головешкой), наоборот, обеспечивают организм нужной дозой этого волшебного вещества.

Можно ли гулять во время пандемии? Строгие ограничения против здравого смысла
Фото: Depositphotos

Департамент Здравоохранения Англии, соглашаясь с важной ролью витамина D, добавляет:

«При получении витамина D естественным путём от солнца невозможно получить передозировку витамина, но надо защищать кожу от возможных солнечных ожогов и других негативных последствий».

Прогулки на свежем воздухе в условиях карантина

Исполняющий обязанности руководителя Управления науки и технологий Департамента внутренней безопасности США Уильям Брайан рассказал, что ученые подтвердили: вирус Covid 19 уязвим перед солнечными лучами, светом, теплом и влажностью. Если в темной комнате он выживает на поверхности нескольких часов, то под прямым воздействием солнечных лучей продержится не больше 90 секунд. Всего полторы минуты!

Похожие результаты поучили и ученые пекинского Бэйханского университета. Согласно их данным, высокая влажность и температура воздуха приводят к снижению уровня передачи коронавируса от человека к человеку.

Можно ли гулять во время пандемии? Строгие ограничения против здравого смысла
Фото: Depositphotos

У кого есть собственный дом или дача — это выход, но они есть далеко не у всех. Кстати, спрос на аренду дачных участков сегодня резко увеличился — куда людям деться летом при закрытых городах и границах?

Тогда почему мы сейчас, когда наступили теплые солнечные дни и они будут (весна ведь!) увеличиваться, не можем находиться на свежем воздухе, соблюдая дистанцию и все правила? Почему мы должны имитировать походы в магазин или аптеку? После того, что творилось в Испаниях-Италиях с их традиционными обнимашками-целовашками, вряд ли кто-то начнет бросаться друг другу в объятия.

Почему бы не открыть парки? Неужели родители в этой ситуации разрешат детям играть в одной песочнице? Скажу правду: дети и так в них сидят, только во дворах и на дачах, где не бдят полицейские.

Ну, а запрет пожилым покидать стены дома — это, с одной стороны, нарушение прав человека, с другой — почему пенсия женщине начисляется с 60 лет (то есть она считается вполне трудоспособной до этого возраста), а в 61 она уже относится к разряду старух и в ряде постсоветских стран ей «не рекомендовано» выходить на улицу чаще двух раз в неделю в ту же аптеку или магазин, если у нее в городе нет детей, внуков или социальных работников, которые могут сделать необходимые покупки?

Почему возраст ограничен 60 годами? Это что, сегодня считается старостью — дальше только на погост? Времена меняются, в пушкинские и 30-летнего супруга Татьяны Гремина можно было бы отнести к категории «повышенного риска». Думаю, было бы разумно разрешить пожилым людям за 70 проводить хоть 20 минут на солнце в сопровождении адекватного взрослого. Правда, их и эта дискриминация может оскорбить. Если такого сопровождающего нет — посадить бабушку или дедушку на балконе или в лоджии в солнечное время, пусть хоть на небо посмотрят, чем слушать страшилки, льющиеся сутками с экранов телевизоров.

Известный врач Евгений Комаровский, говорит:

«Гулять можно сколько угодно. Подцепить вирус во время прогулки практически невозможно. Если уж вы вышли погулять, не надо показушного хождения в маске по улицам. Уж лучше нормально подышите свежим воздухом».

Кстати, самому врачу уже 59 лет, не так уж и молод.

Может, не надо мыслить так радикально, но на практически безлюдных улицах в течение получаса в солнечное время — почему бы и нет? А те, кому посчастливилось в наших городских условиях, а не в комфортных европейских, дожить до 80, и сами под дулом пистолета на улицу не выйдут. У них различные болезни плюс огромный страх, навеянный СМИ.

Сейчас все говорят об ожидающейся осенью с похолоданием второй волне заболевания. Если мы не дадим своему иммунитету укрепиться за грядущие летние месяцы, то что мы будем делать, когда она нас настигнет?

Я не врач, но, как человек разумный и анализирующий информацию, считаю, что надо действовать в зависимости от области проживания. Если вы живете в центре городов-мегаполисов, там, где местные власти ввели цифровые пропуска — ситуация одна, и с действиями властей не согласиться трудно. Но в не столь многолюдных местах ограниченные прогулки на свежем воздухе и солнце (при наличии масок, если вам понадобится зайти в открытые учреждения) принесут больше пользы, чем вреда, и иммунитету, и психическому здоровью населения в эпоху пандемии.

Статья опубликована в выпуске 9.05.2020
Обновлено 17.08.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Массовый психоз и борьба со здравым смыслом. В свое время прохлопали поступление инфекции своими идиотскими действиями типа измерения температуры, теперь занимаются тупой показухой и не менее идиотскими мерами типа обязательных перчаток. Парки им помешали. Ну так уберите скамейки, следите за расстоянием и сборищами.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья, да власти плевать хотели на мнение народа! Их так называемый карантин, а правильнее самоизоляция ( официально карантин ведь не объявляли) приносит только вред людям. Подруга из Москвы, моя ровесница, уже полтора месяца не была на улице и потому чувствует себя отвратительно, а к врачам даже идти не хочет. В Хьюстоне, как я уже писала, в условиях разумной самоизоляции, парки открыты, люди сами соблюдают дистанцию, на улице никто не носит масок, только в магазины одевают их. В парках можно и грильницами пользоваться, пожарить колбаски или бюргеры, все стоит доступно, туалеты общественные работают. А в России именно нагнетание обстановки, психоз постоянный увеличивает число заболевающих.

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда Рыбакова, я думаю, что надо реально оценивать обстановку в стране или регионе.Если Москва гораздо больше поражена вирусом (это естественно) , чем, например, Сибирь, то зачем страдать отдаленным регионам? Отсутствие возможности выйти на свежий воздух ( не на балкон) было оправдано в случае Италии и Испании.Но в то же время вызвало и там, в жизнерадостных странах, и во многих минимально пострадавших местах рост числа депрессий. Это вдобавок к общему психозу, нагнетаемому СМИ. Безусловно, ликбез нужен, но не до такой степени, чтобы после бесконечных ток-шоу стоило бы посмотреть триллер - для успокоения.

    • Ольга Исаева Читатель 10 мая 2020 в 13:03 отредактирован 11 мая 2020 в 06:05 Сообщить модератору

      Гертруда Рыбакова, вы взрослая разумная женщина, и вам известна смертность от коронавируса в Испании, Италии, США, Швеции. В Росси тоже нужно было вести такую политику в отношении коронавируса?

      • Ольга Исаева, ни Швеция, ни Белоруссия, ни Куба не вводили карантина и самоизоляции жесткой , а уровень заболеваемости и смертности в %% отношении у них не выше, чем в соседних с ними странах. Президент Лукашенко достоин уважения, он не побоялся парад 9 мая провести, люди там работают нормально, и я согласна, что от других болезней за это же время людей умерло не меньше. Лукашенко в одном из своих выступлений , я смотрела запись, привел данные смертности от других причин - пьянство, ДТП, самоубийства, грипп обычный, воспаление легких - там цифры намного выше. А наши, российские СМИ на показывают данных о смертности от других заболеваний. Потому люди и не верят им.

        Оценка статьи: 5

  • Ольга Исаева Читатель 10 мая 2020 в 12:59 отредактирован 11 мая 2020 в 06:11 Сообщить модератору

    Автор соблазнился фейковой информацией и мнением зарубежных ученых. Така информация сейчас пользуется особым спросом и раскупается ка горячие пирожки.
    Каждому члену семьи дано право сходить один раз в день в аптеку или магазин. Дума, что все пользуются такой возможностью и получают кислород и солнечные лучи в избытке.
    В странах, где наплевательски относились к инфекции коронавируса, огромная смертность. Но нашему народу не угодить: введен режим саморегуляции - плохо, хотим свободы. Ослабить запреты - увеличиться число тяжелых больных и смертность - это вообще предпосылка бунта и переворота.
    Рано, рано дали свободу слова русскому человеку. Мыслить адекватно могут единицы.

    • Ольга Исаева, по поводу "Автор соблазнился фейковой информацией и мнением зарубежных ученых", так" чтобы сказать да ,так нет", как говорят в Одессе. о-первых автор живет в Украине,где статистика заболевших не так уж пугающа, подчеркивает, что он не специалист, высказывает мнение известного и за рубежом украинского врача Е. Комаровского.
      После опыта Италии, Испании и США никто уже не будет "наплевательски относиться к инфекции коронавируса", но и превращать в концлагерь регион с низкой заболеваемостью как-то странно.

  • Обязан поделиться самыми свежими новостями, чтобы расставить все точки над "и", не допустить полеты тапок и скоропалительных выводов:
    Версия о взаимосвязи заболеваемости COVID-19 и недостатком витамина D была построена с использованием крайне устаревшей информации о гиповитаминозах у пожилых итальянцев. По данным, которые имеются у медиков, спасающих жизни больным сегодня, большого количества пациентов с недостатком витамина D не наблюдается. Что действительно повышает риск заболеть, так это у тех, кто страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Ряд препаратов, которые они вынуждены принимать, пытались определить как потенциально опасные, так как эти медикаменты делают мембраны клеток более восприимчивыми к вирусу, но отказ от терапии в разы увеличивает шанс умереть от кардиологического заболевания.
    Витамин D можно получать из пищи. Рыба - идеальный вариант, и передозировки не будет.
    Свежий воздух человеку просто необходим, потому помещение нужно регулярно проветривать. Гипоксия не менее вредна, чем гиповитаминоз, а "добиться" ее можно куда быстрее.
    Правда то, что солнечные лучи способствуют быстрому высыханию слизи из носоглотки больного и разрушению вируса. Но поход в парк непременно обернется посиделками на лавочке в тени, где указанный выше механизм может и не сработать. Проблема городов - высокая плотность населения, парк за несколько часов превратиться в потенциально опасное место. Кстати, магазин, поход в который люди вынуждены имитировать, тоже, причем, там еще и не желая ничего трогать, ручку двери все потрогают.
    Оптимальной заменой прогулки может быть физкультура на балконе.
    Комаровский, признаться, вызывает у меня не больше доверия, чем Пугачева, а вот мнение о том, что нужно адекватно оценивать ситуацию, - поддерживаю. Так, если во дворе есть сквер, или сад, то почему бы не расписать с соседями время прогулок и не застилать лавочку перед посиделками каждой свежей бабушки распоротым полиэтиленовым мешком, который потом пойдет в утиль?

    • Карл, статья уже несколько устарела, и во многих местах открываются парки и скверы, но сохраняется масочный режим при посещении тех же магазинов. Но опыт моих итало-испанских друзей, которым пришлось куда более несладко, чем Украине, (т-т-т), говорит, что возможность именно гулять на свежем воздухе куда более позитивна даже в психологическом смысле, чем гантели или велотренажер на балконе или террасе. Когда там ослабили режим (недели две назад) заболеваемость прошла свой пик и на улицы высыпало масса народу. И дети, и взрослые и те самые старики, из-за которых показатели летальности от СOVID -19 были такими шокирующими. Причем все это время народ дотировали, а не только запугивали и штрафовали. И вот уже две недели, люди возвратились к работе, гуляют на весенне-летнем солнышке , и число заболевших падает.
      Я в статье и в комментариях все время подчеркивала- в зависимости от региона. Это важно. Если где-то сейчас заболеваемость идет по экспоненте, то строгие меры нужны., кто бы спорил.

      • Карл-Август Аванти Карл-Август Аванти Грандмастер 15 мая 2020 в 19:02 отредактирован 15 мая 2020 в 19:03 Сообщить модератору

        Наталия Нечухаева, статья не устарела, так как поиск причин особо тяжелого протекания заболевания у пациентов старшей возрастной группы все еще изучается, ищут дополнительные факторы риска, а новость о вероятной корреляции гиповитаминоза и заболеваемости была широко растиражирована. Об этом будут говорить, потому разобрать этот вопрос было не лишним.
        В Италии и Испании затянули с введением ограничительных мер, потому эпидемия носила характер лавины - больницы были переполнены, медперсонала не хватало, "зато все массово переболели" (жутковатая фразочка получилась). Сегодня можно говорить о выработке у жителей этих стран коллективного иммунитета, что позволяет снимать ограничения. Знаю, что в Италии с началом июня можно будет беспрепятственно перемещаться из одного региона в другой. В Санкт-Петербурге сейчас пик заболеваемости, если ограничения снять, то больницы могут и не выдержать. Пока что все тяжелые больные получают помощь в полном объеме, и слава Богу. Ну, и вопросы о безопасных прогулках, естественно, останутся актуальными в ближайшие дни.
        Обсуждать безопасность необходимо.