Сергей Зиновьев Мастер

Способна ли болезнь хоть чему-то научить?

«Во многом знании — многая печаль» — предупреждает нас ветхозаветный пророк Екклесиаст. «Знание освобождает от страдания» — парирует одна из благородных истин Будды. К ней присоединяется не столь отдаленный и знакомый многим К. Маркс — «Знания разобьют цепи рабства». Не внедряясь в высокомудрый спор, мы должны быстро и верно оценить с прагматических позиций: дает ли болезнь какое-либо знание, и наоборот — меньше ли информированный пациент будет страдать от своего недуга.

На первый вопрос можно ответить следующим образом — чем более остро вслед за непосредственной причиной развивается какой-либо недуг, тем больше у заболевшего шансов извлечь из этого несчастья некоторые конструктивные уроки, чтобы страдание никогда не повторилось. Наиболее показательны в этом смысле травмы и отравления, некоторые инфекционные заболевания.

Для расстройств хронических, где обострения чередуются с периодами стабилизации состояния, существуют такие разделы медицины, как профилактика и ранняя диагностика, которым учат пациентов.

То есть, если у человека язвенная болезнь — он должен знать, как правильно питаться и какие продукты для него вредны, а также оптимальный режим работы и отдыха. Если человек зависим от алкоголя и знает о существовании у себя этой проблемы — он должен знать, как отказаться от спиртного при предложении такового в компании, как вести себя в психотравмирующих случаях и насколько коварным может быть псевдорациональное объяснение приема первой дозы («ну подумаешь, бутылочка пива в жаркую погоду»).

Получается, с любой болезнью также дается нам и знание о том, какие факторы и стереотипы поведения ухудшают ее течение и прогноз, а какие — фактически приводят к выздоровлению.

Отсюда — ответ на второй вопрос, ведь «кто предупрежден — тот уже вооружен». И даже при тяжелых хронических расстройствах обычно выбор есть. Медицинское название этого выбора — тип приспособительного поведения к болезни. Современные исследователи выделяют по меньшей мере три таких типа, вне зависимости от характера имеющейся патологии.

Первые два типа приспособительного поведения деструктивны — то есть, они не способствуют излечению и в еще большей степени подрывают здоровье. Один из них — деструктивный морбидный (от латинского «морбос») — болезнь.

Как следует из названия, это — полное погружение в собственные страдания с резким сужением повседневной активности и прежнего кругозора. Такие люди обычно считают, что страдания их исключительны и неповторимы, а все усилия врачей и близких по просвещению и активизации сводят к психологической игре «ты просто хочешь ободрить меня».

Научно обоснованные знания об их болезни, опыт других в совладании с нею игнорируются или даже отвергаются — «слишком тяжело знать об этом». Зато может иметь место активная миграция по всевозможным специалистами и медицинским учреждениям с намерениями «узнать всю правду», вплоть до представителей так называемой «альтернативной медицины» (попросту говоря — эксплуатирующих веру в чудо обманщиков).

Предписанный лечащим врачом режим и лечение утрируются, нередки попытки манипуляции близкими, стремления к получению всевозможных, подчас — нелепых льгот и поблажек (убрать трамвайные рельсы с улицы, чтобы не повышалось давление и не болела голова).

Деструктивный антисоциальный тип поведения — это мизантропическое, окрашенное черным пессимизмом отношение к окружающему и будущему, игнорирование режима и лечения вплоть до активного негативизма, безразличие к себе и близким и полная глухота к конструктивной информации. Увы, это имеет место не только при одной лишь наркомании, но и при достаточно «безвинных» болезнях — например, простудных.

И, наконец, конструктивный тип приспособительного поведения к болезни — это установление доверительных, партнерских отношений с медперсоналом, ответственность перед собой и окружающими за быстрейшее выздоровление и улучшение качества жизни, сбор и использование максимума информации в этой области, в том числе и позитивного опыта других пациентов. Яркие примеры — чтение специальной литературы (например, Р. Вуллис «Если Ваш близкий страдает душевной болезнью», М. Яффе и Э. Фенвик «Как жить с эпилепсией» и многие другие в том числе и в Сети), прохождение психообразовательных и других тренинговых программ, структурирование экологичного досуга и многое другое.

Так что, повторюсь, страдание и знание могут продуктивно совпадать, если сам пациент не возражает этому. Выбор есть всегда, и мы свободны в его осуществлении. И помните — предельных неудач не бывает!
Обновлено 5.11.2006
Статья размещена на сайте 28.10.2006

Комментарии (24):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • «И помните – предельных неудач не бывает!»

    Предельные неудачи бывают. Например, смерть.

  • Статья умная и правдивая, но видимо не очень доходчива. Мандаринка.

  • Думаю, что болезнь способна научить многому. Например, меня она учит ценить время Жизни и не тратить его понапрасну (когда ходишь с закупоренными венами, понимаешь, что любой оторвавшийся тромб шансов не оставит…)!

  • Слишком много философии- кажеться что автор никогда по настоящему не более, потому-что мыслит о болезни как то духовно, а вы думали через что человек проходит и что испытывает когда смертельно болен или болен очень серьезно?

    Оценка статьи: 2

    • Если честно, раза четыре умирал (2 - в армии), примерно столько же раз оперирован, а переломов из-за спорта имею штук 20. Хвастаться нечем, но больше всего не люблю последнее - уж шибко ограничивает активность...

      Оценка статьи: 5

      • Вы мне извините, пожалуйста, этот вопрос, но всё же хочу спросить вас, нет ли у врача притуплённого отношения к боли. Мне не хотелось бы говорить обо всех врачах одинаково, но всё же мне встречались атрофированные к человеческому страданию, очевидно оттого, что видят это ежедневно.

        Оценка статьи: 3

        • Отвечу охотно. Да, чем-то отношение техническое, чем-то формализованное и даже снисходительное (не только к боли, но и , простите, к вони, к безграмотности и наивности). Знаете, если каждый ожоговый хирург (у меня брат такой, кандидатом наук в 24 года стал) начнет каждого пациента на себя примерять... А народ у них по большей на 70% части такой: выпил - закурил - уснул - сгорел. Кстати, такое же противоречие существует мажду докторами и аптекарями: для нас лекарство - это лекарство, для них - товар. Хотя при наличии ума и уважения всегда можно найти общие точки соприкосновения без поучательства и панибратства.

          Оценка статьи: 5

  • Есть еще такой момент,когда человек по каким-то причинам не может усвоить информацию (знания) то он это делает через болезнь,т.е приобретает опыт на собственной шкуре.

  • Конечно!

    Заболев, вы окунетесь в увлекательный мир антибиотиков, анальгетиков и т.д.!
    Научитесь делать компрессы и клизмы!
    Познакомитесь с умными людьми (докторами)!
    Приобретете единомышленников (такие же пациенты)!

    А может стоит подумать о том как не болеть?

    • Спасибо, но в каждой шутке есть доля шутки, и - не более... Мы с Вами - не Левий Матфей, чтобы поддаваться на примитивные уловки, посему:
      1.Болезнь - не противоположность здоровью, а его часть. Противоположнось - это смерть.
      2."Быть можно дельным человеком...", а уметь делать компрессы и прочее - это такой же джентльменский набор как пользование Интернетом и автовождение.
      3.Доктора не умнеее и не глупее остальных, просто у них работа такая. Первые 10 лет всему удивляешься, потом - тебе все удивляются.
      4.Сплоченные пациенты - это как мороженое из свеклы (экзотично и не слишком практично, встречается редко).
      5.Из жизни живыми не уходят, так что поболеть-таки придется!...

      Оценка статьи: 5

  • Конечно!

    Заболев, вы окунетесь в увлекательный мир антибиотиков, анальгетиков и т.д.!
    Научитесь делать компрессы и клизмы!
    Познакомитесь с умными людьми (докторами)!
    Приобретете единомышленников (такие же пациенты)!

    А может стоит подумать о том как не болеть?

    • Ирина - десятью руками за ваш пост.

      Еще добавила бы, что есть замечательные тренинг, на которых вас научат "правильно болеть"!!!

      Зачем такие статьи? Автор хотел выговориться?

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 29 ноября 2006 в 10:29

        Может, Вас обеих сбила с толку картинка? Автор, думаю, вел речь, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, о хронических расстройствах здоровья.

        • Картинка ни при чем

          Марианна, речь идет только о том, что даже при хронических болезнях надо учиться ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ, а не болеть. И общаться надо не с врачами и больными пациентами на тренингах, а со здоровыми людьми, чтобы хотеть жить так как живут здоровые.
          И еще: дурака болезнь мало чему научит, а мудрый человек, лежа с переломанной ногой, найдет о чем подумать и чем заняться.
          Я против не самой статьи, а того подхода к жизни, который в ней описывается.

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 29 ноября 2006 в 12:57

            При любой боли психика человека неуловимо меняется. Ее и нужно корректировать в первую очередь. "чтобы хотеть жить так как живут здоровые", надо сначала чего-то захотеть, прийти в норму психологически. Об этом и статья. То, о чем говорите Вы, - следующий этап.

  • Так что, повторюсь, страдание и знание могут продуктивно совпадать, если сам пациент не возражает этому. Выбор есть всегда, и мы свободны в его осуществлении. И помните – предельных неудач не бывает!

    Да, предельных неудач может и не бывает, а вот неизлечимые болезни всё ещё есть. Учит ли болезнь? Как-то мне даже тема эта кажется странной.

    Согласна, что при стремлении к положительному результату, шансы на излечение возрастают, но поверьте, это так сложно бывает порой, себя настроить на положительные эмоции.

    И если уж болезнь и учит, вы меня извините, но я лучше неучем похожу, чем учиться на таком опыте.

    Оценка статьи: 3

  • После болезни ребенок взрослеет...

  • "парирует ему" по-моему, звучит "не правильно"
    "усилия врачей и близких по просвещению и активации" активации - это что значит? я не совсем поняла
    "не возражает этому" - "не возражает против этого" или "не противодействует этому"

    • Понимаете, мудрец парирует мудрецу, конечно же, в наших головах. А активация - это перефразировка понятия адаптации, которая определяется как активное приспособление к реальности. А любой симптом изначально адаптивен (температура должна убить микробы и так далее), просто иногда его цена становится дороже производимого регуляторного эффекта. Тогда и случается то, что мы считаем болезнью. А задача активации - "канализировать" все силы организма на пути к исцелению.
      А не возражает, конечно же, "против этого". Спасибо!

      Оценка статьи: 5