Яна Мингалёва Дебютант

Совместимы ли учёба и инвалидность?

В нашем маленьком городке более трёх тысяч детей-инвалидов. Сорок процентов из них — с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таким детям труднее адаптироваться в жизни, окончить школу, а потом получить работу. Происходит это элементарно из-за отсутствия специализированных школ. Эта вынужденная изоляция зачастую причиняет намного больше страданий, чем заболевание, приведшее к инвалидности.

Юля Куконакова — моя соседка по подъезду. Она инвалид с детства. От других одиннадцатилетних девочек только этим и отличается. А в остальном — такой же ребёнок. Читает, рисует, шьет, а больше всего любит играть и общаться с другими детьми. Но до семи лет была этого лишена, поскольку в садик Юлю не взяли. Сейчас она учится в школе, где все такие же, наделённые общественным клеймом дети. Мол, куда им. Учиться девочке нравится, но скоро придется покинуть любимый класс.

Дело в том, что школа, которую в этом году заканчивает Юля и ее одноклассники, уникальна. Здесь ребята не только получают необходимые знания и общение. Медики строго следят за их здоровьем. А для детей главное — друзья, которых никогда не бывает слишком много. И именно школа позволяет им общаться и не чувствовать одиночества.
Здоровые мальчишки и девчонки при упоминании о выпускном улыбаются и строят планы. У Юли же это вызывает слёзы. Получается, отучились дети 4 года и идут в никуда, опять по домам. Домашняя тюрьма.

В таких небольших городках, как наш, дети-инвалиды могут зачастую получить только начальное образование. С окончанием четвертого класса перед родителями встает вопрос — что дальше? Специалисты городского комитета образования уверяют, что система обучения таких детей давно отлажена, их право на образование никто не нарушает.

В законе написано, что ребёнок-инвалид МОЖЕТ обучаться на дому. Но наши чиновники восприняли это как ОБЯЗАН. Говорят, обучение бесплатное, на бюджетной основе и по получении либо основного образования, либо среднего образования, выдаётся государственный документ об окончании данного учебного учреждения, где ребенок числится.

Иными словами — учитесь на здоровье. Но дома. В ответ на многочисленные письма родителей в комитете образования отвечают — организовать специализированные классы в обычных школах невозможно. А строительство новых учреждений в ближайшее время не предусмотрено. Дорого это. По санитарным нормам детям-инвалидам нужны широкие коридоры, пандусы, поручни, особая мебель и так далее. Видимо, чиновники считают, что РОДИТЕЛЯМ проще обеспечить все это в домашних условиях, чем городскому бюджету.

Однажды, идя по улице, я увидела двух женщин в инвалидных колясках на другой стороне дороги. Они тщетно пытались преодолеть бордюр. Заспешив им на помощь, я и ещё один парень принялись помогать. С нами поравнялась семейная пара с маленьким очаровательным ребёнком лет пяти. Девчушка остановилась и так удивлённо спросила у женщин: «А вы кто?» На что они шутливо ответили: «Марсиане мы!» Это было бы смешно, если б не было так грустно. Да, марсиане. Потому что их никто не видит и не замечает.

Вот за рубежом инвалиды живут полноценной жизнью, они ходят в магазин, ездят в общественном транспорте. Потому что о них заботится закон и окружающие, и не ущемляются их права на нормальную человеческую жизнь. А в нашем государстве не только средств не хватает и поэтому здания, улицы, магазины, транспорт — ничего не приспособлено. Но главное — не хватает человеческого тепла, вот и относятся многие к инвалидам как к марсианам, отводя глаза, проходят мимо чужой беды.

Нужно, прежде всего, изменить общественное мнение. Просто людям надо понять, что не все зависит от чиновников, живая человеческая помощь бывает гораздо важнее. Оглядитесь, быть может и на вашей лестничной площадке живёт девчушка, которая не может выходить на улицу по определённым причинам. Ведь ей можно помочь. Объединиться всем подъездом и сделать, допустим, пандусы на лестнице. Пойти в крупную фирму и попросить выделить для ребенка, заточенного в домашней тюрьме, скромненький компьютер. Все мы знаем, как расширяет круг общения Интернет, и пользоваться такой возможностью могли бы многие инвалиды, и учиться дистанционно, и работать. Ведь недаром пословица гласит «Один в поле не воин».

Обновлено 2.01.2008
Статья размещена на сайте 14.12.2006

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как показывает опыт - да, совместимы, безусловно.
    И раньше, и ныне - при достаточной настойчивости все оказывается возможным. Встречаясь с трудностями и преодолевая их, человек многое приобретает.

    Оценка статьи: 5

  • Добрый день, Яна!
    Статья хорошая, душевная, привлекающая внимание..
    Дело в том, что учится можно и в обычных школах, поверьте. Я сам инвалид детства, окончил школу с далеко не худшим атестатом, сейчас учусь в университете, вышел на повышенную степендию, являюсь профоргом и замстаростой в группе...
    Дело тут в отношении ребенка к самому себе, если родители его постоянно жалеют, то ничего хорошего из этого не выйдет.. И то что друзьями могут становится только такие же как он, тоже миф.. Здоровые дети точно также принимают в сое общество, если показать некоторые качества свои характера и обладать лидерскими способностями. Конечно, я понимаю, что есть дети с лишениями больше чем у меня, но все же.. повторюсь - главное внутренний стержень, а не то чтобы ждать льгот или каких-то поблажек. Выживать нужно в этом мире, а выживает, как известно, сильнейший!

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. Чем больше таких статей о проблемах инвалидов, тем лучше. Ведь не все равнодушные люди безнадежно равнодушны, многие просто не задумываются о чужой беде.

    У меня сестра-инвалид вышла замуж в Финляндию. Там пандусы и автоматические двери есть везде. Нет их только в здании российского посольства. Раньше моя сестра была буквально заперта в четырех стенах, даже на улицу не выехать: в лифт коляска не входит, после лифта еще крутые ступеньки без намека на пандус, а дороги такие, как верно сказала Марианна, что здоровый ноги переломает. В Финляндии она ездит на коляске с мотором куда хочет: на прогулку, по магазинам, на курсы. Можно вызвать такси, и таксист на руках усадит инвалида в салон, сложит коляску и укрепит ее на багажнике, а после поездки снимет, разложит и поможет перебраться на коляску. Причем это не случайная любезность под хорошее настроение, это в порядке вещей. До чего же горько и стыдно за нашу страну.

    Оценка статьи: 5

  • Яна, Вы просто молодчина, что решились поднять столь актуальный вопрос! Спасибо Вам... Надо, надо об этом писать. И Марианна права... Сделайте так, как надо, - и всё будет вообще замечательно!
    Сам я лично знаю несколько человек, которые, будучи с ограниченными возможностями, не просто закончили университеты, но и добились в жизни больших успехов... Поистине стойкие, мужественные люди.
    Так держать и дальше!

    Оценка статьи: 5

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 декабря 2006 в 09:12

    Вы описали проблему Новокузнецка, может быть, всех маленьких городов. Я живу в большом городе, в нем есть спецшкола - возле моего дома, замечательные учителя, детей возят со всего города.
    Те родители, кто может себе это позволить. Есть специнтернат - для тех, кому совсем трудно передвигаться. Решает это проблему?

    В жизни инвалида рано или поздно наступает момент, когда учеба закончена, а работа? Уж на что Всероссийское общество слепых раньше имело возможность каждого ребенка обучить ремеслу и устроить на работу, теперь и этого нет, рушится производственная база.

    О наших улицах и говорить нечего, в законе уже прописано, что инфраструктура городов должна быть приспособлена к использованию людьми с ограниченными возможностями, но где закон не выполняется, а где выполняется настолько формально... Те же пандусы, которые сейчас строителей обязывают делать на тротуарах - да, они их делают - как могут. Например так, что и детская коляска не проедет, не поместится по ширине, не то что инвалидная. Уклон могут сделать такой, что катись с него куда хочешь, набирая скорость... И на каждом шагу такое и не только такое. Дороги разбиты, здоровому пробираться трудно, не только инвалиду.

    К сожалению, отсутствие спецшколы - не единственная проблема.
    Думаю, нужно формировать, прежде всего, отношение общества в целом к инвалидам, чтобы на людей с ограниченными возможностями не смотрели так, как Вы описываете: "Мол, куда им". Их жизнь - ежедневное преодоление трудностей, о которых мы, окружающие, порой даже не догадываемся. Это делает их удивительными людьми, способными на очень многое, но то хамство, равнодушие, невнимание, с которым сталкивается и каждый из нас в жизни, на них действует особенно остро. Очень хочется их от этого уберечь...
    Ваша статья замечательно работает именно в этом направлении.