• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Ситникова Мастер

Экошик и экомода – что-то новое или хорошо забытое старое?

И то, и другое. К тому же, что-то очень-очень-очень зеленое. Зеленое — значит, дружественное экологии. Хотя по отношению и к старому, и к новому вопрос о дружественности нередко остается открытым… Я вас окончательно запутала? Тогда по порядку.

Старое

Здесь два занимательных направления.

Первое — пересмотреть свой гардероб и дать еще один шанс отслужившим вещам. Например, перешить платье или переделать пару обуви. Придать им современный вид, гламурный лоск. Да так, чтоб они непременно превратились в произведение искусства и сами просились на подиум. Главное условие реанимации — использование натуральных материалов.

«А в чем высший смысл?» — спросите вы. Ну, очень может быть, что восстановленное таким образом платье еще послужит на благо здоровья своей обладательницы, отказавшейся от покупки новой ультрамодной синтетической вещицы. А отреставрированная пара кожаной обуви, возможно, спасет жизнь невинному теленку, поросенку или (кто знает?) даже крокодилу.

Второе направление в категории «Старое» — благородно-ассенизаторское. Проходит под грифом «Сделаем мир чище». На локальные и международные подиумы отправляются невероятные наряды из… мусора (старых грампластинок, полиэтиленовых пакетов, пластиковых стаканов и прочего хлама цивилизации).

Вот здесь-то как раз и возникает вопрос о дружественности. Ведь само по себе, скажем, виниловое платье оздоровить не может. И с носибельностью у него возникают серьезные проблемы — жизнь зверушки такой наряд тоже навряд ли спасет. Так? Да. Но зато продемонстрированное на специализированном экошоу (международном Eco Chic Fashion Show, к примеру), оно вполне способно привлечь внимание широкой общественности к глобальной проблеме загрязнения окружающей среды.

К слову: бывалые мореходы рассказывают, что в Тихом океане существует целый остров из мусора (The Great Pacific Garbage Patch). Его площадь составляет сотни тысяч квадратных километров. И ни клочка настоящей земли. Только наше с вами материковое барахло, подхваченное подводными океаническими течениями, сбитое в кучу и дрейфующее где-то между Калифорнией и Японией. Такой вот новый искусственный «рай»…

Новое как хорошо забытое старое

Мода на экологически чистые продукты родилась в шестидесятые прошлого века. Как ни странно, основали ее те самые хиппи, чье пацифистское прошлое овеяно кинематографической романтикой Голливуда. Оказывается, «цветы жизни» не только курили травку, отращивали шикарные шевелюры и выступали против военных действий правительства.

Целыми коммунами они добровольно удалялись от суеты цивилизованной жизни и селились на отшибе. Жили просто, в большие города наведывались редко. Занимались земледелием. Ели то, что сами выращивали. А если вырастало больше, чем могли съесть — упаковывали и продавали.

Суть в том, что в процессе возделывания земли эти самые хиппи принципиально не использовали химических удобрений, только натуральные подкормки. И урожай собирали соответствующий — зеленый, т. е. экологически чистый.

Американцам зеленая идея пришлась по душе, кривая рыночного спроса на товары «цветов жизни» поползла вверх. А это не могло не заинтересовать бизнесменов с тонким маркетинговым нюхом на коммерческий успех. Ниша тут же начала заполняться новыми рыночными игроками и быстро развилась в целую отрасль. В дело пошла реклама, соединившая экопродуктовое направление с набирающей обороты модной концепцией «Здоровый образ жизни». Из Америки эковолна покатила в Западную Европу, а оттуда — к нам с вами.

Новое как новое, но с явной коммерческой подоплекой

Мода есть мода. Она, прежде всего — популярный товар. А товары, как известно, продаются. Эколейбл же помогает наращивать обороты, расширять бизнес, занимать новые ниши. Современные рынки буквально наводнены зеленой продукцией. Ее девственно-экологическая чистота влияет на цену. Чем чище — тем дороже.

Как-то в интервью Джорджио Армани обмолвился, что потребители настолько увлечены здоровым образом жизни и защитой окружающей среды, что скоро совсем перестанут покупать товары не соответствующие экостандартам. И подтвердил слово делом — выпустил экосерию костюмов Emporio Armani. Как результат, в 2007-ом году бренд был признан самым востребованным европродуктом в сфере fashion-индустрии.

Маститые производители, конечно же, не спят в подушку. Они знают о модном феномене и конкурируют друг с другом в вопросе «У кого зеленее?». Для тестирования продукции и технологий даже официально приглашаются эксперты Международного фонда защиты ОС. Полученное высокое зеленое «одобрям» увековечивается в этикетках. Мы в теме! Зеленее не бывает.

С одной стороны, это вовсе не плохо. Пусть заплатим мы с вами чуть больше, возвращая производителям капитал, инвестированный в экопромо, зато здоровее будем. Хотя, с другой стороны — не факт. Вилами по воде. И знаете почему? Статистика отмечает небывалый всплеск рыночных махинаций. Появилось огромное количество товаров, лишь имитирующих зеленость («…берем натуральный продукт, добавляем в него чуть-чуть консервантов, чуть-чуть красителей, немного стабилизаторов, усилителей вкуса и — вуаля!»). Плюс, что еще хуже, на серых и черных рынках объявилось несметное количество фальсификатов, товаров-подделок. Добро и зло, как всегда, идут рука об руку.

Так что, если вы на волне экомоды, будьте бдительны — не всякий зеленый листок на упаковке товара гарантирует натуральность ингредиентов, экологичность технологий или дружественность окружающей среде. Помните и о современном полиграфическом тренде — сегодня в почете зеленый цвет и растительные принты на всякого рода обертках-этикетках. Просто так, без гарантий. Это красиво, стильно и… способствует росту продаж.

Статья опубликована в выпуске 20.07.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 15 июля 2009 в 12:09 отредактирован 15 июля 2009 в 12:12 Сообщить модератору

    Оля, весьма профессинально написано. Эту приставку "эко" лепят к чему угодно. Есть, конечно, замечательные новые и трендовые вещи из экохлопка, дорогие и стильные - но прогрессивно мыслящий европейский люд с удовольствием носит натуральные вещички из сэкондов, гордится этим и подчеркивает везде. Экосэкондов очень много в Германии. Люди же, работающие в области экологии, носят в основном такую, натурально-сэкондовую одежду, стирают ее без стиральных порошков, специальными мягкими мылами.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Маша. Ценю!

      А мы в Минске вместе со шведами новое направление в моде «обживаем». При поддержке посольства Швеции, в частности, в начале года была организована выставка в Национальном музее, мастер-классы состоялись ( натуральные материалы + вторая жизнь вышедших из моды вещей)…

      И вот, не прошло и полгода, как говорится, новая выставка намечается. Уже в сентябре. И покрупней, посерьезнее, чем просто модные фишки-тренды, - глобальная тема вторичной переработки на повестке. Уже на страновом уровне.

      Радуюсь за Беларусь. Жду, когда же для нас актуальным станет еще одно важное направление – solar energy. Мир уже давно в теме.

  • Ольга, 5!!! Колье из пластиковых бутылок - это заманчиво!!! Очень интересная статья

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо, понравилось! По-моему, само по себе движение, если не брать некоторые отрицательные сопутствующие факторы, очень, как мы привыкли говорить, "нужное и полезное" В общем, теперь буду больше обращать внимание в магазинах на товары с зелёным листочком)

    Оценка статьи: 5

    • Рада, что понравилось, Алина

      Спасение мира – миссия благородная. Что характерно, эко-движение очень плотно связано с общественным мнением и, главное, оказывает на него влияние. Основные инструменты – популярные публичные люди (в том числе голливудские селебрити), продвигающие эко-идеи в массы, направляющие эко-вектор. Поэтому, спасать мир не только благородно, но и модно. Самые разные грин-проекты растут повсеместно как грибы после дождя. Но, что радует, эко-фэшн-движение, да, приносит реальную пользу. В этом основная фишка!

      Вот, например: http://greeneffect.nationalgeographic.com. National Geographic, совместно с жюри - широко известные в Америке и за ее пределами люди (в их числе, кстати, «засветился» и Эдвард Нортон) - выбирают лучший национальный зеленый проект. Сегодня завершилось он-лайн голосование, послезавтра определится победитель. Приз 20 000 USD. Хорошее вознаграждение для того, чтобы стимулировать интерес к эко, да?

      Я периодически мониторю рынок, отслеживая новые мировые тренды. И, честно признаюсь, некоторые вещи вызывают уважение.

      Взять, к примеру, High Line Wood – зеленый проект Нью-Йорка, получивший высокую господдержку. Часть Манхэттена оборудована натуральными деревянными парковыми скамейками. А суть в том, чтобы привлечь внимание общественности к важному моменту – законности использования строительных материалов, сертификации древесины. Незаконная вырубка лесов (плюс безответственный подход к уничтожению деревьев) – большая проблема с коммерческой (манимейкерской) подоплекой. Скамейки сделаны из деревьев тропических пород. Да, в первую очередь, они зеленые – натуральные. Плюс, на каждое срубленное для их изготовления дерево было получено официальное разрешение, сертификат. Так что, обычные парковые скамейки теперь перманентно выступают в роли эмбиент-медиа – рекламного канала, продвигающего важную социальную идею.

      Предвижу сарказм: «Манхэттен, конечно! Попробовали бы они поставить свои скамейки в районе Бронкса…». В том-то и дело, что акция рассчитана на тех, кто покупает и строит, а не на тех, кто вырубает незаконно и продает. Возможно, таким образом, спрос на несертифицированную продукцию будет снижаться. Американцы (особенно те, что достигли определенного положения в обществе) – народ патриотичный и гражданская их позиция сильна.

      Нам бы побольше патриотичности, господдержки и подобных проектов

  • Отличный экскурс по волнам экомоды

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Валентина. Столько ежедневных событий в мире по этой теме, столько трендов! Возможно, еще не раз придется вернуться Вот, прямо сейчас подумываю про статью о новомодной фишке "100 необходимых предметов". Оч. скоро до нас докатит, не успеем оглянуться

  • Это красиво, стильно и… способствует росту продаж.

    Это точно. Сплошной эко-бизнес. Но пусть будет.
    Замечательная статья.

    Оценка статьи: 5