• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Бывший модератор

А кому чего и сколько ото всех недуг?! Опасности самодеятельной фитотерапии

Приятно, когда дешево. Еще приятнее — бесплатно. Речь — о лечении и лекарствах. При том, что все знают: дешево — хорошо не бывает. Но речь не о том, чтоб польза была, а о приятности здесь и сейчас — хотя бы для кошелька.

Зачем покупать дорогие лекарства, когда выдь на улицу — и вот она, «зеленая аптека»! Рви горстями, коси мешками, и будет тебе здоровья за бесплатно полон рот.

Впрочем, лукавлю же. Не все так просто, далеко не все гоняются именно за дешевизной. Изрядную долю любителей лекарственных трав обольщает идея экологической чистоты. Предполагается, что в аптеках — сплошная «химия», а то, что нащипал в лугах и полях, на дорожных обочинах — сплошь а-ля натюрель. Или просто натюрель, что стесняться!

Бесполезно взывать к уму-разуму самодостаточных лечителей себя и семьи, предлагать вспомнить, чему в школе учились (на уроках хоть химии, хоть ботаники). Нет, не вспомнят они о том, что все вокруг — сплошная химия, а еще биология. Ну, и физика. И даже местами математика. И травка, растущая в экологических чистых, например, отрогах Алтая, — химия, как ни крути.

Взять, например, любимое старыми бабушками и молодыми мамами растеньице, мать-и-мачеху, весенний первоцвет. Набираем в поисковике: «мать-и-мачеха ребенок кашель». И начинаем читать:

…При кашле хорошо помогает сок из листьев мать-и-мачехи и подорожника…
…При кашле, появившемся на фоне ОРВИ, можно рекомендовать отхаркивающие средства растительного происхождения: отвары мать-и-мачехи, багульника, девясила…
…От кашля заваривать мать-и-мачеху (в магазине нат. продуктов покупали) и пить понемногу, но часто…

В общем, при желании каждый этот опыт может повторить и получить тот же результат. Всюду находим советы использовать мать-и-мачеху при лечении детей как средство от кашля. Отмечу разницу подходов: то сок рекомендуется, то отвар, то чай. «Понемногу, но часто» — обратите внимание!

Но мать-и-мачеха — не просто первоцвет с оригинальными листочками и желтыми цветочками. Это еще и растительный организм, характеризующийся определенным химическим составом. Каков этот состав?

А вот таков: мать-и-мачеха (как и ряд других растений семейств сложноцветные, бобовые, кипрейные, бурачниковые) содержит пирролизидиновые алкалоиды. Каковые, как сообщается в химической энциклопедии, «обладают широким спектром биол. активности. Попадание в пищу растений, содержащих П.а., может вызвать массовые отравления людей и животных». Опасность эти вещества представляют в силу своей гепатотоксичности — поражают печень.

И мать-и-мачеху в силу этого запрещено использовать в качестве лекарства — не в России, правда, а в Германии. Но и в России следует, используя такие травы, помнить: употреблять никак не «понемногу, но часто». Да, у ребенка сейчас смягчится кашель, но спустя некоторое время могут начаться проблемы с печенью, вплоть до самых грозных. В частности, именно производные пирролизидина винят в возникновении печеночного венно-окклюзионного синдрома, который может привести к циррозу.

Любимый многими иван-чай, кипрей узколистный, то есть, — также в подозреваемых по части гепатотоксичности. Уже это должно малость унять восторги любителей так называемого копорского чая. Только отмахиваются любители от предостережений: мол, сколько надо выпить, чтоб заболеть? Что ж, кто запретит проверять на собственном опыте…

Осень/зима — традиционная пора народной борьбы против так называемых «простуд». И против гриппа заодно. Что там у нас в арсенале? Чеснок, конечно, тоннами, с утра до вечера, и внутрь, и снаружи, тертый, цельный… Меж тем у эпилептиков от чеснока учащаются припадки. Беременным и кормящим — чеснок не рекомендуется, тучным людям, гипертоникам — весьма нежелательно…

Лук — естественно, от семи недуг. Но и он имеет противопоказания: опасен для тех, у кого уже больны сердце, печень, почки…

Ромашковый чай — тот самый, который, по Агате Кристи, любила мисс Марпл. Старушкам, возможно, такой чай не повредит, особенно если у них кислотность желудочного сока повышена. А вот кому повредит, так беременным. Которым вообще надо быть очень осторожными с растениями, содержащими эфирные масла.

Известное лекарство от великого множества недугов — зверобой. Любители траволечения готовы и рекомендовать, и употреблять его как добавку к чаю. Меж тем одно из вредных свойств зверобоя — фототоксичность (новоиманин, изготавливающийся из зверобоя продырявленного, в описании имеет указание на возможность фотосенсибилизации). Растение повышает чувствительность человека либо животного к солнечному свету. Так что, упившись зверобойного чайку — не ходите на пляж. Либо вообще от чудодейственного растения на лето откажитесь.

Травяные сборы — песнь особая. Составляются они из «частей»: такой-то травки — 2 части, такой-то — 1 часть… Беда только, что содержание тех или иных веществ в растениях зависит от условий произрастания и от соблюдения правил сбора.

Ибо только сам собиравший травы может быть уверен в том, что учел эти условия (скажем, не добывал траву от семи или девяти недуг на обочине автомагистрали) и соблюл правила (например, выкопал волшебные корешки не среди лета, а осенью. Когда, кстати, это делать труднее: растение, запасшее в подземных своих частях полезные вещества, от надземной части попросту избавляется).

А кто может быть уверен, что сборщик заготовил, скажем, именно девясил высокий, а не телекию красивую? Или — что из зверобоев он выбрал именно продырявленный, а из ромашек — именно аптечную? Что собранное и высушенное сырье не имеет бактериальной и грибковой обсемененности?

Подводя итог, призываю разумных читателей сделать для себя правилом в общении с лекарственными травами следующее:

1) не применять никакие травы без врачебного совета;
2) не применять никакие травы без врачебного совета в лечении аллергиков, хронических больных, детей, людей в особых состояниях — беременных дам, кормящих матерей;
3) не применять травы, о ядовитости которых достоверно известно.

Лучше всего относиться к траволечению — как к явлению культуры, к одной из отраслей этноботаники. И развлекаться не самолечением, а чтением статей о растениях в «Школе Жизни».

Статья опубликована в выпуске 18.11.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (88):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба Мельник, еще в советские времена В. Солоухин выпустил книгу "Трава", избранные главы печатались в журнале "Наука и жизнь". После его "Третьей охоты" она читалась с неменьшим интересом. Он пишет, что иногда старинные рецепты при первом прочтении вызывают удивление, а если подумать, то они имеют большой смысл. Так он вычитал в старинном травнике, что для лечения некоторых заболеваний используют репейник собранный с хвоста собаки. Вроде бы, а при чем тут хвост собаки? И, как ему объяснили, собака бегая по улице собирает на себе самый спелый репейник, где больше всего активного вещества. Все просто и нет ни какой мистики.
    Эта книга есть в Интернете, желающие почитать найдите и не станет жалко потраченного времени после ее прочтения.

    Оценка статьи: 4

  • Люба Мельник, интересная статья!Я вот тоже читаю про травы и все не так безобидно, как кажется.Так как испанские врачи намного тупее русских, мне легче лечиться самой.Вот правда, болит у вас желудок -вам назначат прием специалиста через три !!!месяца,а потом этот специалист вам только даст направление на обследование,а это еще примерно три месяца ждать.Короче пока твоя очередь подойдет, то за полгода ожидания ты уже кони откинешь!Вот и лечимся диетами, русскими препаратами и травами.Так как у меня энтероколит, то ромашковый чай( не отвар) мне помогает, мятный чай и еще завариваю шиповник и кору дуба при поносах, естественно диета 1,1А,1В.Вот еще незнаю насчет цикория( травы), может кто -что посоветует,а то прислали-лежит, а пить не решаюсь,надо сначала проконсультироваться с бывалыми.А вообще, с травами надо очень осторожно,все хорошо в меру .

    • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 19 ноября 2009 в 13:44 отредактирован 19 ноября 2009 в 13:45 Сообщить модератору

      Лаура Моралес, вот-вот! Очень знакомо . Я по этому поводу статью по поводу самолечения шейного хондроза написала. И травы так же народ друг-другу советует из-за того, что приходится искать как самому себе помочь, пока стоишь в очереди.
      Кстати, при платной страховке очередь короче, но неделя-две - норма вещей...

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Павликова,отказались мы от платной страховки, так как там все также, как у бесплатных.Мы к АСИСА были с мужем подключены.Пишу цены на месяц, от 0 до 6 лет- 58.05 евров, от7-19 лет-45,42евро, от 20-21 лет -46,16 евро,моя страховка и мужа от 22 до 44лет- 59 евро, от 45- 50лет -61,23 евро, от 51-55 лет- 71,07 евро,от56 до 60лет -79,67 евро, от61до 65лет- 117,34евро.Далее таблица отсутствует или цены заоблачные ,или людям после этого возраста только помирать!Там еще плюсом идет дантист , к этой сумме около 10евров плюсуют каждый месяц.Муж разговаривал с одной знакомой своей( она главная по кардиологии), так она сказала, что все эти страховки просто выкачивание денег, все равно тебя посылают к специалистам в общую очередь с бесплатными, единственное отличие по ее словам, это то что у них скорые свои.А еще она рассказала, что терапевты не посылают на обследования и к спецам,потому что у них там какие-то очки снимают за это по итогам месяца и это сказывается на зарплате.А вообще,она сказала, что быстрее всех лечатся те кто платит наличкой, то есть не бесплатные,не с платными страховками, а те кто за деньги живые обследование проходит.Вот только тех они любят.Если обратите внимание, то все обследования ,пробы и анализы назначают на 10.30, на 11.00, и т.д. никогда не назначают на первый час ,например на 8.30 или 9.00, потому что на эти часы или свои медики идут, или платные.Мне вот гастроврач предложил тест пройти на пищевую аллергию,кровь на месте берут и Барселону отправляют,и там на все продукты делают аналитику ,на что у тебя аллергия,стоит 300евро, вот теперь жду направления.Желаю всем не болеть.

        • Лаура Моралес,
          да уж, назревает другая статья... про системы здравоохранения. Но, к написанному: в Испании точно - врачи травки не назначают. Травки "впаривают" фармацевты или гомеопаты (у этих не была ни разу, но фитопрепараты часто с надписью гомеопатия). Врачи лечат сразу "жёстко". Искала аннотацию по-русски к лекарству успокоительному, мне выписанному по поводу шеи, интернет показал его - в списке запрещённых в России )))) А наш бы врач прописал настойку пиона! И было б мне счастье

          Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 ноября 2009 в 12:02 отредактирован 20 ноября 2009 в 12:03 Сообщить модератору

            Татьяна Павликова, "Травки "впаривают" фармацевты или гомеопаты (у этих не была ни разу, но фитопрепараты часто с надписью гомеопатия)"
            В гомеопатических препаратах нет "травок", нет ни одной молекулы вещества. Из этого не следует, что они "безвредны" или что их можно принимать "на всякий случай".
            Гомеопатические препараты изготавливаются из множества ядовитых веществ, в том числе растений.

            Оценка статьи: 5

            • Прошу прощение за "впаривание", но я писала о конкретном своём опыте, нам травку "впаривали" в аптеке. Причём, серия препаратов была гомеопатической... Может не везде это заряженные шарики? Иначе я вот эту фразу не поняла: "Гомеопатические препараты изготавливаются из множества ядовитых веществ, в том числе растений."

              И это было "не на всякий случай", просто нужное лекарство продавали по рецепту, а это - по совету фармацевта)))

              Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, охотно верю, что Вам впаривали гомеопатические препараты. Они могут быть шариками, мазями, растворами - там нет активного вещества, содержащегося в травах. Гомеопатические препараты изготавливаются из тех трав, которыми в аллопатических дозах нельзя лечиться. Поэтому неважно, травы были исходным сырьем или не травы.

                Оценка статьи: 5

              • Татьяна Павликова, гомеопатия во многих странах официально не запрещена. И в СССР были врачи гомеопаты и были аптеки, где продавали гомеопатические средства. Нет пользы, но и нет вреда, а часто срабатывает эффект плацебо. Больной должен иметь выбор, чем лечиться.
                Но есть некоторые заболевания, где лечение гомеопатическими средствами опасно, что и вынудило нкоторых ученых обратиться в ВОЗ, подробно тут
                "Ученые призывали ВОЗ выступить с осуждением пропаганды гомеопатии как средства лечения туберкулеза, диареи, гриппа, малярии и ВИЧ. Как писали врачи из Великобритании и африканских стран, гомеопатия не вылечивает от этих заболеваний, сообщает ВВС Из-за недостаточной информированности люди, используя гомеопатию вместо необходимого лечения, умирают."

                http://www.newsru.com/world/21aug2009/homeopathy.html

                Оценка статьи: 4

                • Игорь Абрамов, "Нет пользы, но и нет вреда, а часто срабатывает эффект плацебо."
                  Лечиться нужно не у шарлатанов, вот и всё. Есть польза, неправильной диагностикой и лечением, а также самолечением можно нанести вред, а плацебо не действует на маленьких детей, которых успешно лечат гомеопаты. Я всё это говорила в комментариях к статьям о гомеопатии, здесь это не по теме статьи.

                  Оценка статьи: 5

                  • Марианна Власова, Московский институт гомеопатии рекомендует около полусотни трав для гомеопатического лечения. Это в тему. Если будет статистика благополучного лечения этими средствами, где будет четкая корреляция, вот тогда можно будет говорить о том помогает или нет. А так только рекомендации и разговоры.
                    А так каждый человек имеет право выбора. Помогают ему гомеопатические препараты для восстановления волос, на здоровье.
                    Самолечение разрешено, опасность его автор показала и в этом суть.

                    Оценка статьи: 4

              • Вот про гомеопатию
                http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомеопатия
                Действительно исходя из концепции там вполне могут использоватся ядовитые вещества и в том числе растительного происхождения
                Так что если препарат действительно гомеопатический я бы не стал его применять

          • Татьяна Павликова, я была бы осторожнее с формулировкой "впаривания". Чаще всего врач знает, все же, больше остальных.

            Оценка статьи: 5

            • Лариса Буркова, Это - как должно быть в идеале . Сейчас студенты - лоботрясы, а в мед - еще и лоботрясы-блатники. Недавно - жена с малой попали к педиатру. После того, как она выписала что-то традиционно-примитивное (типа детского панадола), жена сама предложила курс лечения. Врач улыбнулась со словами:"Ну вы же все и так знаете". На том и разошлись. Думаю, сейчас любая мама знает о детских болезнях больше большинства молодых врачей. Да и книг по детским болезням полно.
              И вторая фишка - врачи подвязываются распространять лекарства, посылают в определенные аптеки и лаборатории. В общем - нечего пенять - репутацию подмочили.

              Оценка статьи: 5

              • Лариса Буркова Читатель 20 ноября 2009 в 16:44 отредактирован 20 ноября 2009 в 16:45 Сообщить модератору

                Ю. Лях, да, так должно быть, согласна с Вами. И вместе с тем, это проблема не студента-медика. Это проблема системы!
                Я не помню точных цифр теперь, но студент-медик получает знаний в области траволечения минимум, в разы меньше, чем мы, интересующиеся здоровьем, люди, когда обучались нутрициологии. Об этом говорилось на занятиях. Если мы учились 16 часов на курсе РАЕН и 18 часов на курсе ЕАЕН (Академии естественных наук, соответственно Российская и Европейская), то сколько же времени уделяют этому будущие эскулапы? Медики лучше скажут. Несколько часов у них теперь, все же, есть в программе. А раньше не было и этого.

                Оценка статьи: 5

                • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 20 ноября 2009 в 19:10 отредактирован 20 ноября 2009 в 19:11 Сообщить модератору

                  Лариса Буркова, я внимания не обратил на РАЕН. Вот оно что.
                  Да эта организация была создана в противовес РАН и там обитают все мошенники и экстрасенсы которых не пустили в РАН или выгнали оттуда.
                  Вот только некоторый состав ее академиков и Вы при желании можете стать им

                  "Акимов, Анатолий Евгеньевич и Шипов, Геннадий Иванович — первооткрыватели торсионных полей и создатели первой коммерческой торсионной установки Грабовой, Григорий Петрович — воскрешал погибших, и, иногда, умерших собственной смертью
                  Фоменко, Анатолий Тимофеевич — автор истинно верной исторической хронологии, которую официальная наука не признает в силу того, что боится признавать собственную некомпетентность
                  Чудинов, Валерий Алексеевич — ведущий лингвист по некоей (им самим выдуманной) древнерусской письменности. Утверждает, что обитатели Североамериканского континента говорили и, есессно, писали по-русски 80 000 лет назад.
                  Шапошникова, Людмила Васильевна — вождь секты рериховцев.
                  Михаил Владимирович Кутушов — создатель панацеи от всяких онкологий. "

                  Есть Национальной Ассоциации диетологов и нутрициологов ее учредителями являются НИИ питания РАМН, Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И. И. Мечникова, Новосибирская государственная медицинская академия и тут готовят диетологов-нутрициологов.
                  Документы по подготовке фитотерапевтов более 5 лет пылятся в Минюсте и пока их не готовят. А нутрициологи изучают некоторые положения фитотерапии игнорируя народный опыт.

                  Оценка статьи: 4

  • Тимур Нуманов Тимур Нуманов Профессионал 18 ноября 2009 в 20:56 отредактирован 19 ноября 2009 в 06:24 Сообщить модератору

    Люба, хорошая статья получилась и мнения специалистов в обсуждении интересно почитать.
    Сам не профи - поэтому ничего утверждать не могу.
    Верить большинству сегодняшних врачей и доверяться коммерческой медицине тоже как-то опасаюсь. Особенно, когда врач выписывает рецепт на фирменном бланке фармацевтической компании, а потом имеет свой процент от реализации препаратов. Когда фармацевтический рынок завален подделками с подпольного цеха. И т.д.
    Люблю зеленый чай, крапиву, облепиху, чесночoк, лучок и т.д.
    А с нашей экологией и дышать вредно.

    Оценка статьи: 5

  • Сегодня увидела: тем, кто принимает варфарин (антикоагулянт, "разжижает" кровь, часто пьют сердечники, те, у кого варикоз и проч.) не надо пить БАДы и травы! Варфарин и активные вещества из БАДов и трав "соревнуются" в печени, эффективность варфарина уменьшается, увеличиваются риски от которых людям и прописан варфарин.
    Так что, не надо делать как лучше , может получиться как всегда...
    Вот ссылка на оригинал статьи, кому интересно: http://www.sciencedaily.com/releases/2010/11/101115110955.htm

    Оценка статьи: 5

  • Самолечение штука коварная, можно помереть от опечатки
    Я в травах понимаю немного, потому как мой брат практикующий врач фито-терапевт. Главная беда в том, что выпускается слишком много непроверенной литературы, подметных листков и советов, которые не несут никакой ответственности за содержание. Да и сами пациенты, привыкшие, что таблетка симптомы можем убрать быстро и сразу, утомляются пить настои по расписанию и указанию.
    А сколько аферистов и лохотронщиков дурят головы общественности непросвещенной, подсовывая панацеи от всех хворей за большие деньги? Эх...

  • Татьяна Славина Дебютант 3 января 2010 в 22:03 отредактирован 3 января 2010 в 22:09 Сообщить модератору

    Люба Мельник, спасибо. Статья очень хорошая, а главное, напоминающая о противопоказаниях в лечении травами, о чем многие действительно забывают. Но проблема часто заключается в том, что многие врачи, к большому сожалению (это из личного опыта), не берут на себя труд давать советы о применении лекарственных трав, а отсылают к фитотерапевтам. И к фитотерапевту мы с дочкой ходили, но, опять же, к большому сожалению, рекомендации его были далеки от совершенства (полный пофигизм), и мне самой пришлось взяться за изучение свойств различных трав и, самое главное, побочных их действий. Разумеется, травы надо собирать не у дорог и не в поле, где тоже куча разных химикатов. Но что может быть лучше трав? Это естественный продукт, который нам даровала сама матушка-земля, без различных химических примесей и защищенный, в отличие от медикаментозных препаратов, от разных фальсификаций и мошенничества «фармацевтических» махинаторов. У нас соседи по даче занимались сбором лекарственных трав и сдавали ее в аптеки. Я видела, как сушили эти травы. Весь дачный участок был сплошной большой сушилкой. Трава вялилась не под навесами, защищенными от солнечных лучей, а лежала огромными охапками прямо на дачном участке под открытым солнцем. И места, где косилась эта трава, были известны всем дачникам. Разумеется, в черте города, так как наши дачи были расположены именно там. Затем приезжала большая крытая машина аптечного управления или что-то в этом роде, и трава грузилась в нее. Мы наблюдали это каждый год. Именно поэтому перестали покупать травы в аптеках, хотя иногда и приходится это делать, так как не всегда, к сожалению, появляется возможность самим заняться сбором. Вы правы, бездумная самодеятельность в сборе и применении трав неуместна. Это целое искусство – сбор лекарственных трав. Здесь обязательно надо учитывать и лунные дни, когда соки находятся именно в той части растения, которая необходима для сбора: корни или верхняя его часть и многое другое. Поэтому я за разумную самодеятельность в сборе лекарственных трав и за серьезное их изучение. К сожалению, сейчас многие вещи приходится изучать самим. Это не от хорошей жизни. Но об этом не сейчас.. Спасибо большое за советы. Ой, как много текста

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, ну вот и итог! Тактика выживания, вот именно! И каждый определяет сам, тоже верно. Я скажу только вот что. Траволечение, не менее сложная штука, чем лечение при помощи фармакологии. И дилетантизм тут может дорого обойтись.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, скажите свое слово. Подведите итог, пожалуйста. Мнения не однозначные, но ведь истина где-то есть. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник, заинтересовали последующие комментарии и еще раз перечитал.
    А почему напугала ромашка? Она ж нормализует работу пищеварительных желез.
    И откуда взяли, что чеснок не рекомендуется при гипертонии. Он же снижает кровяное давление, улучшает работу сердца, обладает антисклеротическим действием.
    Ну в целом то все правильно.

    Оценка статьи: 4

    • Игорь, несведущий человек может сам определить, что есть для него норма, а что - болезнь? И что нужно для нормализации? И каковы дозы профилактические? И какова норма для здорового человека, а какова - для больного?
      Взять ту же гипертонию. При ее лечении врач назначает не чеснок сам по себе, а препараты из чеснока, так? Препараты, которые несложно дозировать, состав которых известен. Как дозировать сам чеснок? Лопать зубчиками на счет, подвергая опасности желудок и поджелудочную железу?
      Ромашка, конечно, обладает исключительными полезными свойствами. Но речь ведь не о том, чтоб вычеркнуть ее из списка лекарственных растений, а об отношении к ней - как к лекарству. Которое при пониженной кислотности жел. сока не применяется. Как к лекарству, повторяю, а не как к чаю, ежедневно потребляемому годами.
      Не случайно в ходе эволюции человек разобрался с растениями: что-то идет по списку пищевых растений, что-то - по списку лекарственных. Если пищевое растение чеснок употреблять как лекарственное - и относиться в этом случае надо к нему - как к лекарству. А к употреблению относиться - как к лечению.
      А что при этом необходимо? Знать, что лечишь и кого лечишь, во-первых. 30-летний здоровый мужик и 30-летняя беременная первородящая - это ведь две большие разницы, правда? Аналогично - 3-летний ребенок и 40-летний печеночник. Во-вторых, понимать, чем лечишь и зачем. И, в-третьих, хотя бы на уровне любознательного 9-классника (кажись, нонче в этом классе человека изучают?) понимать, как человеческий организм работает.

      • Люба Мельник, что бы Вы меня правильно поняли. Я не спорю по поводу статьи. Но зря Вы включили эти не слишком удачные примеры. Может лучше без них обойтись. Включите лучше в статью
        читать дальше →

        Оценка статьи: 4

      • Люба Мельник, все верно. и не спорю. А почему ромашка не применяется при гастритах с пониженной кислотностью? Где написано?
        В имеющихся у меня в справочниках и руководствах по фитотерапии ромашка применяется при острых и хронических гастритах и язвенной болезни. Причем гастритах как с повышенной, так и пониженной кислотностью. Такая ее особенность. Во всех лекарственных травах содержится иногда более десятка действующих веществ, которые дополняют друг друга. При лечении гастритов на первом месте стоит диета и затем устранение причин вызвавших гастрит. Ромашка же нормализует деятельность пищеварительных желез. Кстати, японские исследователи сообщили о положительном влиянии ромашки при лечении сахарного диабета. Правда выводы пока осторожные.
        Чай отличается тем, что количество исходного сырья значительно меньше, чем при приготовлении отваров и настоев. 2-3 раза в день, максимум месяц. А lehfrjd всегда и везде хватает. Что же из-за них с водой выплескивать и ребенка?
        Насчет чеснока. Противопоказания - острые заболевания почек (нефрит, нефроз) язвенная болезнь желудка, гастрит с повышенной кислотностью, желче-каменная болезнь, эпилепсия, беременность, кормление грудью.

        Оценка статьи: 4

        • Люба Мельник Бывший модератор 15 ноября 2009 в 11:57 отредактирован 15 ноября 2009 в 12:01 Сообщить модератору

          ))) О ромашке.
          читать дальше →

          • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 15 ноября 2009 в 13:41 отредактирован 15 ноября 2009 в 13:43 Сообщить модератору

            Люба, я пользуюсь справочником "Лекарственные растения" автор С. Соколов д.м.н., профессор, зав отделом фармакологии НИИ лекарственных растений 1993 г.. Сейчас он называется ВНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И АРОМАТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ, ФГУП.
            Машковский - чистый фармаколог и разделы о лекарственных растения написаны вскользь, поверхностно.

            Оценка статьи: 4

      • Хе, не ответила, о тучных людях и гипертониках. У меня, сколько помню - через запятую, поскольку тучность и гипертония часто наблюдаются вместе и взаимосвязаны. Людям с повышенным весом желательно исключать из рациона овощи, богатые эфирными маслами - тот же чеснок, лук, редьку, редис, хрен. Поскольку они раздражают вкусовые рецепторы полости рта - будят аппетит и заставляют есть больше, чем надо.
        Далее, если уж вообще о гипертонии. Гипертония - заболевание общее. Среди прочих органов - страдают и почки.

        • Люба Мельник, гипертонию вызывают много причин и как осложнение при ожирении это частный случай. И из-за него нельзя делать вывод общий. Препараты типа аллилсат, аллицин не применяют для лечения гипертонии, для этого используются другие средства с другим механизмом действия.
          Почки и не только, поражаются в предпоследней и последней стадии гипертонии. А как средство положительно действующее на сердце, средство способное понижать давление и снижать уровень холестерина, чеснок хорошее дополнение к основному лечению и естественно не килограммами, и как приправа. Тем более у Вас статья не о лекарствах. В РЛС лекарственные травы относятся к БАДам.

          Оценка статьи: 4

  • Галина Москаленко Галина Москаленко Мастер 14 ноября 2009 в 11:55 отредактирован 14 ноября 2009 в 11:57 Сообщить модератору

    Если судить по реакции комментаторов (я о Татьяне и Игоре), стоило еще жестче обозначить основной посыл статьи - заниматься самолечением травами опасно. Успокаивает только то, что оба люди вменяемые и при этом так или иначе имеют отношение к химии.

    Убрать бы слово "радости" из заголовка, что ли.

    Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 ноября 2009 в 13:37 отредактирован 15 ноября 2009 в 01:24 Сообщить модератору

      Галина Москаленко, спасибо, убрали.
      Удивительно, да, что именно люди вычитывают из текста. Я вот, прочитав статью, с огорчением отказалась от ромашкового чая. Не предполагала, что у него может быть побочное действие, хотя фитотерапией увлекалась много лет и знаю все общие предостережения, о которых написано в статье.
      Уверена, что и не все врачи об этих противопоказаниях задумываются, не однажды от педиатра слышала: "Травками попоите".

      Оценка статьи: 5

  • Подводя итог, призываю разумных читателей сделать для себя правилом в общении с лекарственными травами следующее.

    1. Не применять никакие травы без врачебного совета.
    2. Не применять никакие травы без врачебного совета в лечении аллергиков, хронических больных, детей, людей в особых состояниях – беременных дам, кормящих матерей.
    3. Не применять травы, о ядовитости которых достоверно известно.


    После следующее надо б 2-еточие.. а вообще лучше всего хорошей водочки с медом настоять и после баньки.. мнда.

    Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Дарк Читатель 18 ноября 2009 в 13:29 отредактирован 18 ноября 2009 в 13:30 Сообщить модератору
    О морковке и белладонне

    Вспомнил пару истории
    Думаю здесь они подойдут как иллюстрация, а дело было так:
    Одна бабушка услышала где-то, что морковь очень хороша для зрения, а так как у неё глаза уже не те, что прежде она решила это дело поправить.
    Вот, достав морковку, помыв её и почистив, стала её тереть на терке, ведь зубы тоже уже не те и грызть сей корнеплод уже сложно.
    Долго ли коротко шел данный процесс, но в результате получился целый эмалированный таз тертой моркови.
    И вот наш бабушка вооружившись ложкой принялась за еду.
    Она неприменно решила употребить всю морковь за раз, покончить с ней в один присест.
    Как вы понимаете организм оказался не ввосторге от такого резкого повышения содержания моркови.
    Одним словом бабушке стало очень и очень плохо.
    Не знаю сама ли или кто-то из подоспевших родствеников/знакомых вызвал скорую помощь.
    Когда те приехали, то немедлянно госпитализировали пациента.
    И в уже в болнице стали экстренно лечить от передозировки моркови.

    Другой раз женщина услышала, что белладонна хорошо помогает от какой-то там хвори (не помню какая) и тоже со все интузиазмом приступила к практике.
    Для тех кто может не знает скажу, что белладонна очень ядовита и дозировка при её использовани имеет принципиальное значение.
    А наша эксперементаторша по всей видимости накапала сока этого растения от души, чтоб эффект был лучше, ибо у неё началась жуткая мигрень и она начала выпадать в прострацию.
    К счастью скорая и в этот раз успела вовремя и женщину откачали.

  • Валерий Чудак Читатель 18 ноября 2009 в 17:05 отредактирован 23 мая 2018 в 10:26 Сообщить модератору
    Еще раз про траву и про переиздание опусов...

    "Спосительница" вы наша Люба Мельник !!!
    Во первых врачи про травы знают очень мало или вообще ничего...
    Во вторых больше всего вредной химии в лекарствах : смотрим Побочные эффекты - практически в любой инструкции по применению . Ну и аллергии навалом.
    В третьих в малых городах, поселках и деревнях практически вообще нет ни лекарств ни денег на их покупку.
    В 4-х среди "прорицателей, колдунов, советчиков как правильно, и элементарных проталкивателей своих опусов" вы наверное 10001-я.
    В 5-х продаваемая в аптеках трава частично теряет свои качества при обеззараживании...и при неправильном хранении.
    В конце концов хочу пояснить людям, что 2-3 ведра или мешка трав зачастую по концентрации лечебных свойств содержиться в ОДНОЙ таблетке !!! И совсем другой разговор, что у нас практически прекратили выпуск лекарств и один импорт. А англичане да и все другие людишки этому нарадоваться не могут...
    И напоследок : вредные вещества есть во всем и их выискивают или замалчивают по мере надобности производителя...Например наши "доблестные и дорогие" москвичи едят картошку с геном скорпиона...
    А травами нужно и можно лечиться, но хорошо проконсультировавшись у сведущих людей.

    • смотрим Побочные эффекты - практически в любой инструкции по применению
      Конечно, белена в полях растет сама по себе, и никаких при ней инструкций не имеется...

      • Люба Мельник, кстати белена почти исчезла в средней полосе и для промышленных целей ее выращивают в Воронежской и Новосибирской областях.

        Оценка статьи: 4

        • Наша белена об этом не знает - растет себе в городе. По крайней мере, я фоткала в Ростове. Вон то, с божьей коровкой, - прямо около Центра внешкольной работы.
          К сожалению, не знают в лицо - ни дети, ни родители. "В лицо" узнают только мухомор - очень уж он ото всего отличается))
          Волчье лыко еще любят - за название. Сныть с борщевиком Сосновского путают. Но опять же в природе если увидят - тянутся: ой, какая прелесть. А за волчье лыко принимают крушину ломкую)) На рынке приходилось видеть, как продают в качестве съедобных И ПОКУПАЮТ!!!! желчные грибы)))

          • Люба, если в советские времена в любом киоске Союзпечать можно было купить открытки, плакаты с описанием ядовитых растений, грибов, они же висели в школах, то где вы их сейчас найдете?
            А если и есть то за огромнейшие деньги. "СпецЫ" из органов здравоохранения заняты совершенно другими проблемами.
            Ну а Ростов - не средняя полоса.

            Оценка статьи: 4

            • Игорь, я ведь не о Ростове-на-Дону говорю. А о том Ростове, на южной окраине которого когда-то давно Москва построилась))) Город меж Ярославлем и Переславлем-Залесским - самая такая средняя полоса. Ромашки с клеверм - это съемка внутри Ростовского кремля - того, по которому Иван Васильич с Куравлевым бегали в "Иван Васильевич меняет профессию".
              Никогда не видела открыток с ядовитыми растениями ни в киоске, ни в школе. Сама ж я понятие получила от бабушки, которая в своем приходе считалась травницей, в доме, чулане и на чердаке всюду висели пучки и мешочки с лексырьем. Занятно было старушку "просвещать", читая ей толстенную книжку о лекарственных растениях)) Но она ж меня и по лесам-лугам таскала с собой, эти травы собирая.

              • Люба, у Вас же написано Россия, а когда пишите Ростов я и подумал на Дону.
                Белена то сорняк, значит надо "трясти" Горзеленхоз.
                В середине 70-х я жене в школе помогал делать стенд "Ядовитые растения Приморья", она была биологом-химиком и уделяла этому много внимания.

                Оценка статьи: 4

  • Люба, очень полезная информация. Спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Ю. Лях , так и я про то же говорю. Слышал про мяту, мелиссу и мужчин

    Оценка статьи: 5

    • Светлана Яковлева Читатель 18 ноября 2009 в 18:00 отредактирован 21 ноября 2009 в 21:22 Сообщить модератору

      Виктор Кухновец, абсолютно согласна с Вами, что лекарственные растения опасны уже потому, что они лекарственные.
      Несколько лет назад по украинскому радио слышала передачу о тамошнем знаменитом профессоре-титотерапевте. Ученица профессора особо акцентировала вред зверобоя для мужчин и то, что это мало кому известно, и что зверобой вместе с другими травами очень активно употребляют мужчины, например, при посещении бани. С тех пор, когда упоминают зверобой, я всегда прислушиваюсь и жду, что скажут об этом его свойстве. Никто из травников об этом не знает.

      Оценка статьи: 5

      • Светлана Яковлева, трава - узкое понятие, обычный термин лекарственные растения. Боярышник или рябину Вы не будете называть травой? И арбуз имеет противопоказания к "поеданию" и вишня и крыжовник и т.д. А они широко используются в народной медицине именно, как лекарственные растения при определенных заболеваниях.

        Оценка статьи: 4

  • Хорошо, не будем травы сами собирать. Мы их в аптеке купим.
    Аллергикам и детям вообще кашель травками лечить надо очень внимательно. Нам врач прописывала сбор, так у нас на багульник реакция была. А вот солодка (если не запустил!) помогала... только там не заваривать, а на холодной воде настоять

    Оценка статьи: 5

    • Ба, "та самая Татьяна!", которая пытается навести мостики между народной и официальной медициной. А чем травы в аптеках лучше тех, которые я сам собираю?

      Оценка статьи: 4

      • Игорь, мостики давно наведены самой официальной медициной. А про то, что сами собираете и есть эта статья: про обсеменение грибками и тяжёлые металлы с обочины читали? С огорода собираете? А подкормки, пестициды (не ваши, так соседские), а? В аптеке надо брать.

        Оценка статьи: 5

        • Татьяна Павликова, а в аптеки а) сдает население б) специальные плантации, где выращивают некоторые травы.
          А как выращивают и где собирает население и сколько на этих плантациях примесей и каких, хотя ГОСТ и допускает это. И чем борются с сорняками на плантациях и кто там только не ходит, не считая двуногих и четвероногих и летающих над?

          Оценка статьи: 4

          • Игорь Абрамов, ндя?... ну, я думала, с этим дела получше обстоят.... Кстати! Вот вспомнила не про травы, а про "химию полей". Англичане (кажется) изучали содержание хим.гадостей в соках: Россия на последнем месте)))) Сказали - что взять, бедная страна. Может и с трявяными огородами всё не сильно плохо?

            Оценка статьи: 5

            • Татьяна Павликова, зная биологию, фармакологию, болезни (не зря изучал 6 лет) я уж лучше сам выращу и соберу те травки, которые мне нужны, а тех, каких нет, пришлют друзья с Алтая и Приморья, которые там живут, увлекаются фитотерапией и сами врачи.
              Англичанам ли себя сравнивать с Россией с ее неограничеными просторами. 70 км от города и экологически чистая зона и растет около дома все, что нужно и лесочек рядом, добрать недостающее, а в другой стороне болотце, где осенью ягоды собираем.
              А в деревнях давно не используют ни удобрения, ни пестициды, все натуральное. Во всяком случае там, где у меня "домик".

              Оценка статьи: 4

              • Игорь Абрамов, написала непонятно, каюсь: в российских соках практически НЕТ химии (по содержанию химии на последнем месте). Потому и сказали, что бедная, мол, фермер купить химию не может и вынужден растить экологически чистый продукт))) Англия, кстати, на втором с начала, в лидерах. Что с них взять - денег куры не клюют

                Оценка статьи: 5

  • Лариса Буркова, вы меня извините, но по моему мнению, те травы, которые абсолютно безопасны, они и абсолютно бесполезны. Вкусный напиток, приятный аромат. Да и то еще надо посмотреть. Мята, например, безопасна или нет? Не уверен.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Буркова Читатель 18 ноября 2009 в 14:31 отредактирован 18 ноября 2009 в 15:07 Сообщить модератору

      Виктор Кухновец, травы работают в нескольких направлениях. Если говорить коротко, они восполняют дефицит минеральных веществ, витаминов. Во многих растениях есть эфирные масла, что тоже благотворно действует на организм. В растениях присутствует клетчатка. Хорошо, когда она перевариваемая. Бесполезных вещей в природе меньше, чем мы можем предположить. На мой взгляд, все бесполезное придумали люди. Хотя и вкусное. Типа гамбургера.

      Оценка статьи: 5

  • Дмитрий Дарк, от фитотерапии отказываться не надо Речь идет об опасности САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ фитотерапии

    Оценка статьи: 5

  • Лариса Буркова, к пище, конечно, много трав относится. Но речь идет о тех травах, которые относятся к лекарствам

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Буркова Читатель 18 ноября 2009 в 10:08 отредактирован 18 ноября 2009 в 10:08 Сообщить модератору

      Виктор Кухновец, это и имеется ввиду. Масса лекарственных трав абсолютно безопасны. Даже при переизбытке употребления. В этом их преимущество. А о самодеятельности в фитолечении правильно сказано.

      Оценка статьи: 5

  • Всё есть яд и всё есть лекарство

    Разве никто и никогда не слышал этого выражения?
    У змей тоже бывает смертельный яд, но при этом его издавна используют (даже на эмблеме изображен)
    Так что отказыватся от фитотерапии потому, что она типа опасна по моему глупо.
    Это я говорю для тех кто любят шарахатся из крайности в крайность
    Кстати у современных лекарственных препаратов тоже куча противопоказаний и не совместимостей.
    А кроме того никто не гарантирует, что за свои деньги вы не покупаете прессованый асбест
    Врачи тоже могут чего-то не знать или иметь комерческий интерес
    Фитотерапия как и аромотерапия это целая наука и чтобы грамотно пользоватся её благами надо хорошо её изучить.
    Многие лекарственные растения ядовиты это факт, но в этом смысле они не лучше синтетических лекарств.

    Вобщем граждане товарищи занимайтесь самоликбезом и будет вам типа счастье

  • Люба Мельник, люди думают, таблетки - это химия, а вот травки - это натуральное. Дальше я обращаюсь к любителям траволечения. Да пожалуйста, пейте, если вы такой специалист в этих травках. Вы верите справочникам по лекарственным растениям? Ну, почитайте там,что они лечат, а что при этом отваливается. Все лекарства - яды. Все зависит от дозы. И травы тоже яды, если они лекарственные. Или они просто бесполезны. Дозировка, при этом,очень приблизительна. Лекарственные травы опасны уже по своей природе. А уж по экологии! Сам видел, как в городе рвут липовый цвет. Если кто-то во что-то слепо верит, его, конечно,трудно переубедить. Но предупредить надо. Вы это сделали.

    Оценка статьи: 5

  • Не применять никакие травы без врачебного совета

    А где бы еще найти такого врача, сведущего в травах и травных формулах. Слава Богу, у меня есть такие знакомые врачи. Только не в моем родном городе. Да и сама я получила дополнительное образование по этому направлению. По собственной инициативе.
    На участке такого врача найти сложно. Они сами страдают от тех же болезней.

    Оценка статьи: 5

  • Тамара Давидова Читатель 18 ноября 2009 в 08:29 отредактирован 18 ноября 2009 в 08:31 Сообщить модератору
    врач или самолечение?

    Люба Мельник,
    с радостью убеждаюсь,прочитав Вашу статью,что Вы очень благополучный или очень здоровый человек,что по сути -одно и то же.
    Иначе так настойчиво не звучал бы призыв обращаться к врачам ...Вы давно были в бесплатной поликлинике? Какой там совет можно получить? Какой рецепт? Либо Вы в состоянии позволить себе элитную платную поликлинику- что далеко не всегда гарантирует правильность диагноза и успешность лечения, да и недоступно для огромного большинства людей. Зачастую вреда больше ,чем от самолечения, не говоря о ромашковом чае, который не более вреден, чем чай обыкновенный,черный.
    Поймите меня правильно- я не за самолечение, но примеры в статье неудачны. Да и собирают траву люди , если для себя, то обязательно знают , где и как, и когда собирать.

    Оценка статьи: 2

    • Тамара Давидова, Европейское отделение ВОЗ несколько изменило формулировку предложенную ВОЗ и называется"Ответственное самолечение"? Так что самолечение "узаконено ВОЗ", но если основная заповедь врача "Не навреди", то при самолечении нужно добавлять "себе сам" т.е " Не навреди себе сам".

      Оценка статьи: 4

    • Люба Мельник Бывший модератор 18 ноября 2009 в 08:47 отредактирован 18 ноября 2009 в 08:48 Сообщить модератору

      ))) Тамара, знаю даму, которая, официально являясь почечной больной, в дополнение ко всему лечению, которое было назначено врачами, пользовала себя настойкой березовых почек. Пока врач не произвел ревизию ее снадобий и не объяснил, что она этими почками березовыми свои почки губит, на нет сводит все усилия медиков. Еще одна знакомая, гепатитница с детства, от гриппа себя предохраняет лошадиными дозами чеснока - и удивляется, почему это в начале зимы у нее в правом боку тяжесть и боли. Наверно, говорит, это на нее влияет переход на зимнее время. Каждый год наблюдаю, как заботники о своем и своих детей здоровье щиплют в городе липовый цвет. Видела, как посреди лета умные люди добывали чудодейственный корень - калган, лапчатку прямостоячую. Наблюдала многократно, как народ, возвращаясь с загородных дач, топал вдоль железнодорожной насыпи и по пути рвал снопами ромашку. Конечно, люди знают, что, как, где и когда собирать.