Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое красота?

Если просто так задать какому-нибудь прохожему на улице этот вопрос, в ответ вы скорее всего услышите, что «это что-то интуитивное». Интересное объяснение понятия красоты предложил много лет назад замечательный писатель Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы».

Lana K, Shutterstock.com

Будучи до мозга костей материалистом, он определил, что и красота сугубо материальна. Мол, раз у нас от природы существует чувство красоты, значит красота имеет важное значение в жизни человека. И он не просто «так решил», но и нашел множество аргументов в пользу своей теории. Вот бы и теперь, выдвигая теории, авторы утруждали себя приведением (а не придумыванием) аргументов в пользу своих теорий.

Иван Ефремов в романе дал определение красоты как «высшей целесообразности», пригодности человека к жизни, к борьбе за существование. И сегодня мы под красотой женских ног подразумеваем такую форму ноги, которая позволяет долго и неутомимо бежать. «Соболиные» брови отводят от глаз пот, но при этом достаточно узкие, чтобы в них не заводились насекомые-паразиты. И так далее, и так далее…

Однако уже тогда, когда писался роман, в 50−60-е годы, автор говорил о возможностях временного отхода человека от канонов красоты-целесообразности. Так сказать — есть каноны красоты-целесообразности, единые и вечные, а есть «красивость», которая временно и ненадолго принимается за эталон. Но времена меняются, меняются и «красивости», а общее понятие красоты остается практически одинаковым от диких кроманьонских племен до наших дней.

Ефремов приводил пример «временной красивости». В средневековой Европе в городах жители страдали от рахита. Все — и бедные, и богатые. Поэтому состоятельные горожанки (которые только и могли стать образцом красоты для художников — ибо кто еще, как ни их богатые мужья, могли заказать художнику портрет дамы) в той или иной степени были поголовно рахитичны. Посему одним из канонов красоты временно стал высокий лоб (признак рахита).

Такими рисовал своих мадонн даже великий Леонардо Да Винчи. Но прошло определенное количество лет, стеснение городской жизни сменилось (для богатых и очень богатых) на возможность жить на природе, в поместье. А свежий воздух, свежие фрукты и солнечный свет выгнали рахитичность (которую некогда называли «изысканной тонкостью черт») и «эти гордые лбы Винчианских мадонн» из критериев красоты. И снова «крутобедрые и высокогрудые» женщины стали идеалом.

И во времена «Песни песней» царя Соломона, и в наше время стандарт красоты един. Как бы наши современные тусовщики ни пытались объявить красотой татуировки, пирсинг и выбритые «под Котовского» головы (хотя сами выбрившие себе головы красавцы и ведать не ведают, кто такой Котовский), а эта мода на шрамы, ошейники, «ирокезы» на голове, черную помаду для губ — пройдет.

Выдуманная и массированно пропиаренная красивость закончит свое существование и будет забыта, а каноническая красота, та самая, что досталась нам от диких предков и была отточена в долгой борьбе за выживание, — останется.

Обновлено 26.05.2012
Статья размещена на сайте 24.05.2012

Комментарии (52):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валентина Саитова, почему тогда многие спортсмены и спортсменки такие страшные?

    Мария Семенихина, многие спортсмены не только, страшные, но многие из них еще и больные. Просто спорт стал для них тяжелой работой. А то что понимание внешней красоты у разных народов сильно отличается, так это потому, что условия жизни, климат у них разные. Т.е. то что хорошо северянину, южанину не пойдет..... Грубо так я выразилась.

  • Люди, о чем вы спорите? Красота - это здоровье, моральное и физическое. Если это все совпадает, Это уже красивый человек. Физическое здоровье включает в себя в том числе правильные черты лица, пропорциональное телосложение. Но без моральной красоты-наличия разума, доброты, честности и пр. положит. моральных качеств это будет просто красивое тело,- безделушка. Или я не права? Статья ведь о красоте человека.

  • Красивое - это значит чем то похожее или хотя бы отдалённо напоминающее молодую женщину. Её образ заложен в подсознании мужчины как образец красоты. Он безоговорочно необходим для реализации механизма полового размножения. То же самое относится ко всем животным, только там образец красоты - самка соответствующего вида. И наоборот, другим видам более красивыми кажутся самцы (мы, люди, считаем красивыми павлина, петуха, льва и т. д.). В соответствии с этим, другие биологические виды считают мужчину красивее женщины. (Подробнее об этом вы можете почитать в моей статье "Зачем нужны мужчины и вообще самцы" на ШЖ.)

    • Мария Семенихина Читатель 26 мая 2012 в 23:12 отредактирован 26 мая 2012 в 23:13

      Анатолий Григорьев, почему же тогда мужики как от чумы шарахаются от красивых и предпочитают страшненьких, кривоногих и тупых, но сговорчивых и податливых? А с красивой возможен только один вид сексуальных отношений: изнасилование с особой жестокостью?

      Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина, ну что уж вы так обобщаете: "мужики как от чумы шарахаются от красивых и предпочитают страшненьких"? У меня жена и красивая и умненькая Лично я ее предпочел остальным некрасивым

        Оценка статьи: 4

        • Мария Семенихина Читатель 27 мая 2012 в 23:33 отредактирован 27 мая 2012 в 23:35

          Александр Петров, ну вот сколько я вижу и свадеб, и семейных молодых пар - Госсподи, ну откуда же столько страшных баб берется? Если на нее в 20 лет без противогаза смотреть нельзя, как же она в 40 будет выглядеть (хотя может, и похорошеет к тому времени)? Либо такая тощая, что между ног кошка пролезет, либо жир со всех сторон обвисает (причем не приятная равномерная полнота, а пузо+задница при тощих руках и ногах), и поверх этого сала еще и розовые штаники в обтяжечку... волосенки жиденькие, на физиономии прыщи, глазки поросячьи, судя по дыханию - не только курит, но и в детстве аденоиды не удалили... И при этом семейная идиллия и любовь на всю катушку. Полнейший синтон, как говорит Н. Козлов. Конечно, остается только радоваться за этих красоток, но...

          Оценка статьи: 3

      • Мария Семенихина, мужики от красивых не шарахаются. Просто женщины есть красивые, но недоступные, есть доступные, но некрасивые, а есть и доступные, и красивые, но резиновые.
        А про сексуальные отношения с красавицами Вы явно преувеличиваете.

        • Анатолий Григорьев, а скорее всего, красота, как и уродство, подсознательно воспринимается как аномалия, и поэтому выбор идет в пользу среднего уровня.

          Оценка статьи: 3

          • Мария Семенихина, нет не так. Аномалией воспринимается только уродство. А красота она и в Африке красота. Каждый мужчина старается найти себе жену покрасивее, но красавиц на всех не хватает, и если она отвергает данного мужчину, преклонение перед её красотой в душе мужчины всё равно остаётся и никакого желания "проучить" не возникает.
            Кстати, когда-то английский математик, больше известный как Льюис Кэррол, провёл целое статистическое исследование целью которого было показать, что красавицы счатливее в жизни чем средние женщины. Математика показала диаметрально противоположный результат.

        • Мария Семенихина Читатель 27 мая 2012 в 17:37 отредактирован 27 мая 2012 в 17:38

          Анатолий Григорьев, ага, значит, либо так, либо этак и никак иначе? Ну вот раз она недоступная... стерва такая... то ее надо проучить, не так ли, согласно мужской логике?

          Оценка статьи: 3

  • Ефремов - просто сексуально озабоченный фашизоид. Хотя пишет недурственно. Но если внимательно его прочитать, оч-чень много вопросов возникает. Например, такая ремарочка, от которой зааплодировал бы Геббельс, что у истинно русских женщин, пардон, волосы на ногах не растут. Эрго - поставить видеокамеры в отделе, где депиляторами торгуют, и всех отоварившихся в этом отделе барышень - в газовую камеру, да?

    Оценка статьи: 3

    • Мария Семенихина, вы бредите?

      • Мария Семенихина Читатель 26 мая 2012 в 23:00 отредактирован 26 мая 2012 в 23:10

        К. Ю. Старохамская, а Вы внимательно читали это самое "Лезвие"? Сначала завораживает, да, и спорить с автором и его героями не хочется, но потом, увы. возникают вопросы, и чем дальше, тем больше. Особенно если ты горбунья-полукровка неарийского происхождения с кое-каким информационным бэкграундом, иметь который добропорядочной комсомолке-спортсменке-красавице не полагается...

        Оценка статьи: 3

  • Ксения Печий
    «…И у вас будет поистине совершенное тело. Нам ведь неважно, что думает это тело? Верно?...»

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • В Одессе живёт девочка, Валерия Лукьянова, которая считает себя самой красивой девочкой на Земле! В этом даже её убеждают её поклонники, которые своими голосованиями вывели её в титул "Мисс Вконтакте". А всем, кто пробует упрекнуть её в мастерском владении фотошопом или в частых визитах к пластическому хирургу, девочка советует не завидовать её "природной" красоте. Особо настойчивым угрожает порчей и болезнями.
    Другая девушка, Олеся, по кличке Олеся Малибу, наоборот, не скрывает, что при помощи пластических операций "исправила" то, чего недодала природа.
    В своём стремлении идеала красоты девушки достигли совершенства, уже никто не может сказать, что девушек, похожих на кукол Барби, нет в природе.
    Вы можете получить любой цвет глаз, длину и цвет волос, нарастить их, нарастить ресницы, ногти, улучшить форму глаз, губ, носа, подбородка, сделать липосакцию или вшить имплантанты. И у вас будет поистине совершенное тело. Нам ведь неважно, что думает это тело? Верно?
    Мы ведь осуждаем подчас очень хороших душевных людей, готовых придти на помощь, смелых, умных, лишь за то, что они некрасивы, или выражают себя татуировкой. Только вот не случается ли так, что осуждающие куда более уродливы?

  • Пересказали простенько идею И.Ефремова, хорошо, идея эта интересная, имеет право на жизнь, можно обсуждать.
    Но отношение автора к ней мне из статьи неясно. Автор ее разделяет или осуждает как излишне материалистичную? Если осуждает, то читатель ожидает какого-то антитезиса: нет, все не так грубо материально, а ... (следует концепция автора). Но этого нет, статья вызывает ощущение недописанной.

    И комментарии соответственные будут, о чем угодно, даже о том, что "молодежь мало читает и не уступает места в трамвае".

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 мая 2012 в 19:30 отредактирован 27 мая 2012 в 19:31

      К. Ю. Старохамская, автор очень уважает Человека и Писателя Ивана Ефремова и его Талант.
      Люди его уровня таланта рождаются очень редко.
      Автор не является абсолютным материалистом, но автор уверен, что "Господь любит рикошеты".
      А что может быть лучше - подогнать понятие красоты к целесообразности? Ведь десятки тысяч лет наши предки - абсолютно физически такие же, как и мы - делали свой выбор по приятности для себя, по красоте...
      И лишь в последние 100-200 лет своей истории люди начали "разбор полетов" на тему "что такое мы и почему?".
      Так что - да, я согласен с Иваном Ефремовым по части красоты.

      • Мария Семенихина Читатель 27 мая 2012 в 20:34 отредактирован 27 мая 2012 в 20:42

        Игорь Вадимов, может быть, по красоте предки и делали выбор во времена столь милого сердцу Ефремова первобытного коммунизма. Но как только у нас появились имущественные отношения, выбор начали делать не в пользу кто красивее, а у кого семья состоятельнее. А когда вмешались религия и социология, стало вообще невесело: вот из этого клана наш клан жен не берет ни под каким соусом, хоть они там все супермодели, а из этого берет, хотя они там страшны как богиня Морриган с похмелья, и девушки, у которых, например, папы - жрецы, должны выходить замуж за жрецов же... Близкородственные браки, генетические болячки и прочие радости жизни... Среди крестьянок тоже самыми предпочтительными невестами были не всегда елены-прекрасные: барышня могла в детстве оспой переболеть и у нее к 15 годам морда как лунная поверхность и один глаз вытек, зато пряха-ткаха и в поле вкалывает за троих - конечно, такую с руками оторвут (не говоря о том, что оспой она больше болеть не будет даже в эпидемию). А в Гродненской губернии, например, на ура шли невесты с шестью пальцами на руке! Потому что шестипалость наследуется, и сыновей такой женщины в солдаты не возьмут. Так что целесообразность и красота порой могли друг другу и противоречить. Разумеется, горбатые, хромые или еще с каким увечьем, мешающим работать, во все времена были неликвидом, однако девушка с физическим увечьем и слишком независимым характером могла стать знахаркой, а аспергерка со способностью к чтению и письму - монахиней (иметь в крестьянской семье свою "черничку" считалось даже почетно).

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 мая 2012 в 21:24 отредактирован 27 мая 2012 в 21:25

          Мария Семенихина, Вы пишете немножечко не по теме. Причем тут "милый сердцу Ефремова первобытный коммунизм" или шестипалость невест гродненской губернии?
          Просто Ефремов считал, что за десятки тысяч лет жизни кроманьонцев (поверьте, они не жили при коммунизме - и даже слова такого не знали. Они тогда еще вообще слов не знали, только шли к человеческой речи.) у самца в выборе самки (и наоборот) выбор шел инстинктивно и инстинкты вели к правильному выбору.
          А когда появилась речь, осознание себя человеком и пр., люди то что нравится, назвали "красиво", а что не нравится - "некрасиво".
          А "красота" "целесообразности" - не помеха. Сами же написали - "имущественное отношение", а не "красота".
          Т.е. ВОПРЕКИ тому, что женщина кажется некрасивой, ее брали в жены потому что у ее отца много денег.
          А влюблялись - все равно в красивых. Или жили без любви.
          Бедняги. Надо же - "барышня могла в детстве оспой переболеть и у нее к 15 годам морда как лунная поверхность и один глаз вытек, зато пряха-ткаха и в поле вкалывает за троих" - пряхой-ткахой с одним глазом быть очень сложно. А "барышни" на полях не работали, там, на полях, одни крестьянки были. И в любом случае, если крестьянка была косой и кривой, деревенские парни выбирали бы других, красивых. А ткать усердно свекровь заставит. И в поле работать.
          А вот, ежели она с такой мордой имеет приданое огромное, то на нее куча женихов слеталась, женились - и потом или мучались, или любовниц заводили.

          P.S. - а что такое "аспергерка"?

          • Кстати, многие знаменитые куртизанки и другие женские исторические "секс-символы" не обладали классической красотой, что не мешало им очаровывать мужчин только так.

            Оценка статьи: 3

            • Мария Семенихина, Вы опять путаете "теплое" с "мягким".
              Если можно, давайте куртизанок отставим в сторону (чтобы стать знаменитыми им надо было в первую очередь умение, а лишь потом - красоту или красивость).
              Вы не находите, что называя красавиц "секс-символов" некрасивыми, Вы говорите о "некрасивой красоте"?
              Ну, если они "секс-символы", то тот самый "секс" - у них более чем есть!?

              • Мария Семенихина Читатель 27 мая 2012 в 23:15 отредактирован 27 мая 2012 в 23:24

                Игорь Вадимов, Ефремову, значит, можно в качестве женского идеала описывать дам сомнительной профессии (Таис с Тиллоттамой, скажем прямо, не в воскресных школах работали), а мне про них упоминать нельзя?
                И почему обязательно куртизанки? Графиня де Лавальер, фаворитка Людовика 14-го, и Екатерина Нелидова, фаворитка Павла I, первую древнейшую профессию специально не осваивали и были при этом, ну скажем прямо, не топ-модели... Ну и монархини - одним везло в личной жизни, другим нет (Екатерина Вторая была маленькая, толстая и с искривлением позвоночника, однако умела всех очаровывать, а Елизавете I как-то даже и высокое положение женской привлекательности не придавало... не фавориты, а одни партнеры по бизнесу)

                Оценка статьи: 3

                • Мария Семенихина, Тилоттама была актрисой, а не проституткой. А Таис была гетерой. Почитали бы Вы, что ли, Ефремова, прежде чем высказываться... Или в энциклопедии прочитали, что такое это было - "гетера".
                  А съемки в "эротическом кино" Тилоттамы... - нынешнее "легкое порно"(soft-porno), рекомендуемое сегодня для детей от 16 лет - намного-намного более порно, чем "фильмы для взрослых" из 50х годов.

                  А высказываться можете о чем хотите, у нас демократия.

                  Императрицы очаровывали всех тем, что они императрицы.

                  А любовницы королей... Вы же их никогда не видели. Ни маркизу де Лавальер, ни Екатерину Нелидову.
                  Видимо что-то в них было, что зацепило Людовика с Павлом - значит для них они были красавицами.
                  И - более, чем очевидно - уродками они не были. Как и дурами.
                  И - я так и не понял - Вы что доказать-то хотите?
                  Что некрасивые могут быть счастливы? Я с этим не спорил.
                  Что богатые уродины могли(и могут) легче выйти замуж, чем красивые бесприданницы? - и с этим я не спорил.
                  Что некрасивая, но умная женщина может подчеркнуть какие-то свои сильные стороны и показаться красивой? - и это верно.
                  Но ведь тут везде написано "красивый"-"некрасивый".
                  Об этом именно я и писал.

                  • Мария Семенихина Читатель 28 мая 2012 в 00:23 отредактирован 28 мая 2012 в 00:24

                    Игорь Вадимов, а Шакила маленькую Тиллоттаму учила, видимо, системе Станиславского??? И у Таис общение с посетителями ограничивалось одними беседами о системе эйдосов и стебом над метафизикой Аристотеля??? Ну да, гетера должна была уметь петь, танцевать и вести интеллектуальные беседы, но ведь не только это
                    Куртизанка - это скорее именно гетера, чем проститутка (вспомнить ту же Диану де Пуатье или Нинон де Ланкло).

                    Портрет Нелидовой, причем вполне реалистический, видели все, кто хотя бы немного знаком с русской живописью 18 века. Фамилия Левицкий Вам о чем-нибудь говорит?

                    Неочаровательные императрицы тоже были. Сколько угодно.

                    А пытаюсь доказать я то, что красота не так одномерна (целесообразность и все, шаг вправо-влево от канонов - бросайся головой в унитаз и не участвуй в размножении). А точнее - что универсальных канонов красоты не существует и что Ефремов, на протяжении нескольких сотен страниц полоскавший читателю мозги Фрейдом, Юнгом, Спартой, Афинами, Африкой, Александром Македонским,ЛСД и индийской порнушкой, так, в общем-то, НИЧЕГО и не сказал. И пророчицей оказалась "противная" оппонентка Гирина, предсказавшая постмодернистский андрогинный канон красоты, нецелесообразный с точки зрения эволюции, но зачем-то все же появившийся...

                    Оценка статьи: 3

                    • Мария Семенихина, не надо спор путать с выдумками. Вот что сказано у Ефремова про Шакилу:
                      «Сестра» матери Шакила, сама очень молодая, совершенно потерялась в беде. Амрита помнит, что их посадили в поезд, бешено летевший на запад, в направлении, противоположном тому, куда они ехали вначале. Снова была длительная остановка, и снова они бежали, пока не нашли приюта в богатом доме, где прожили несколько дней. Потом дом разграбила банда, в качестве добычи захватившая наиболее приглянувшихся женщин. Шакила вместе с Амритой в конце концов оказались в Пакистане, вместе с сотнями других молодых и красивых женщин, похищенных и проданных бандитами в публичные дома.
                      – До сих пор ведутся переговоры о выдаче девушек с той и с другой стороны, – закончила Тиллоттама. – Я знаю, что вернули в Индию около сорока женщин.
                      – Так их больше?
                      – Гораздо больше! Но многие молчат: зачем они вернутся, как будут жить?
                      – А Шакила?
                      – Отравилась в пятьдесят втором году.

                      А Вы про какое-то обучение...
                      Не буду пытаться опровергнуть прочие Ваши "аргументы". Единожды солгав - кто тебе поверит.

                      • Мария Семенихина Читатель 29 мая 2012 в 08:21 отредактирован 29 мая 2012 в 08:22

                        Игорь Вадимов, а я перепутала только имя. Ваша цитата УРЕЗАНА.
                        " - А вы?
                        - Я не видела ее с тех пор, как меня отдали на воспитание к
                        бывшей девадаси. Из тех, кого звали Лакшми Калиюги, с именем
                        Венкатешвары, выжженным на бедре. Она была не злая женщина и много
                        знала. Учила меня танцам, искусству обольщения, умению украшать себя.
                        Рассказывала наизусть целые страницы Махабхараты. Ну и, конечно, учила
                        всему, что сама почерпнула из Камасутры, Рати Рахасьи и Ананги
                        Ранги...

                        - Словом, из всех древних сочинений по науке любви... А что же
                        потом? - нетерпеливо подогнал рассказ художник."
                        НУ И???

                        Оценка статьи: 3

                        • Мария Семенихина, Вы не слишком хорошо умеете эристировать. И слава Богу.
                          По тому имени, что Вы предложили, я привел более чем полную цитату. А мысли Ваши читать я не умею. И - тоже слава Богу.
                          Администрация сайта настаивает, чтобы мы с Вами прекратили спор. Хотите - продолжайте в личке.
                          Конечно - если девушке рассказывали Махабхарату целыми страницами, да еще и древнеиндийские трактаты о любви - это страшный разврат! Вы,собственно, в каком мире живете?
                          Цитирую "а когда разобрались - оказалось, что эта самая, страшная, Кока-кола - ЛИМОНАД!"
                          Ну рассказывали ей Махабхарату и Рати Рахасьи, Камасутру и Ананги Ранги... НУ И?! А Вы сами-то "Ананги Ранги" читали? Или "не читали, но хотите сказать"?!
                          И что такое Камасутра по сравнению с беспределом интернета и ночного ТВ?!
                          И разве знание Камасутры может как-то повлиять на истинную красоту Тилоттамы?
                          ОЧЕНЬ ПРОШУ - ОТВЕЧАТЬ В ЛИЧКУ, дабы мне не приходилось нарушать рекомендации администрации сайта.

                          • Мария Семенихина Читатель 29 мая 2012 в 19:25 отредактирован 29 мая 2012 в 19:26

                            Игорь Вадимов, как "мастер-ломастер" герменевтики и эристики Вы тут и так раскрылись на все сто, так что предлагаю действительно прекратить эту бесполезную дискуссию. В Ваших же интересах. А то Вы тут еще невесть что наговорите.

                            Оценка статьи: 3

          • Мария Семенихина Читатель 27 мая 2012 в 21:59 отредактирован 27 мая 2012 в 22:00

            Игорь Вадимов, простите, Вы же сами пишете: "Ведь десятки тысяч лет наши предки - абсолютно физически такие же, как и мы - делали свой выбор по приятности для себя, по красоте... И лишь в последние 100-200 лет своей истории люди начали "разбор полетов" на тему "что такое мы и почему?". Получается, что кроманьонцы у нас перевелись только в 19 веке?

            Рукоделия женские в силу слабой освещенности помещения в зимнее время почти все (ну кроме вышивания и браного ткачества, но с лучиной в зубах тоже не много увидишь) шли на чистой тактильности. Особенно такой доведенный до автоматизма у крестьянок навык, как прядение (тем паче веретено в руки наша героиня взяла в 7 лет, а оспу перенесла, допустим, в 14). Что до свекрови, если у нее есть альтернатива - сосватать сыну красивую, но неумелую и капризную, или некрасивую, но работящую и скромную - понятно, какой выбор она делала. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата, Марья малость щедровита, да работать, ух, сердита". Но это тоже не по теме. А аспергерка - девушка с синдромом Аспергера, то есть с легкой формой аутизма (необщительная, со странностями в поведении, но с нормальным интеллектом), вернейшая кандидатура либо в ведьмы, либо в монахини.

            Кстати, а почему обязательно если у девки с мордой проблема - так парень с ней непременно будет мучиться и заведет любовницу? Ну если у него до этого была невеста, с которой его разлучили, тогда да, трагедия. А если никого не было и у этой нашей одноглазой особы хороший характер и мужа она любит? Ну и насчет красивых - первая красавица в деревне была всего ОДНА, но это не значит, что менее красивых замуж не брали... чтоб остаться в девках на всю жизнь - это либо девка полная дура и руки из задницы (уж вдовец-то возьмет любую как бесплатную рабсилу), либо в подоле принесла до венца.

            Оценка статьи: 3

            • Мария Семенихина, разрешите разобрать по частям:
              Игорь Вадимов, простите, Вы же сами пишете: "Ведь десятки тысяч лет наши предки - абсолютно физически такие же, как и мы - делали свой выбор по приятности для себя, по красоте... И лишь в последние 100-200 лет своей истории люди начали "разбор полетов" на тему "что такое мы и почему?". Получается, что кроманьонцы у нас перевелись только в 19 веке? Прощаю. Кроманьонцы не перевелись. Мы, homo sapiens, и есть кроманьонцы.

              А аспергерка - девушка с синдромом Аспергера, то есть с легкой формой аутизма (необщительная, со странностями в поведении, но с нормальным интеллектом), вернейшая кандидатура либо в ведьмы, либо в монахини. - больная аутизмом со способностью к чтению и письму? Чудны дела твои, Господи! И какое отношение это имеет к красоте? Больная аутизмом вполне может быть как красивой, так и некрасивой. Не сравнивайте теплое с мягким.

              Кстати, а почему обязательно если у девки с мордой проблема - так парень с ней непременно будет мучиться и заведет любовницу? - опять-таки, зачем Вы фантазируете? Я писал о красивых и некрасивых, это Вы начали про вытекшие глаза и про изувеченные оспой лица писать...

              Ну если у него до этого была невеста, с которой его разлучили, тогда да, трагедия. А если никого не было и у этой нашей одноглазой особы хороший характер и мужа она любит? Ну и насчет красивых - первая красавица в деревне была всего ОДНА, но это не значит, что менее красивых замуж не брали... чтоб остаться в девках на всю жизнь - это либо девка полная дура и руки из задницы (уж вдовец-то возьмет любую как бесплатную рабсилу), либо в подоле принесла до венца. - золотые слова!

              Дело в том, что мы не знаем сами - кто для нас красив, а кто - некрасив. Лишь столкнувшись со своей половинкой, мы понимает, кто ДЛЯ НАС красив.

              Но при этом - и в Библии (тексты, написанные 2000-3000 лет назад) и теперь, когда говорят о "красе неописуемой", о "погубительнице мужчин", говорили и говорят о
              1. тонкой талии,
              2. крутых бедрах,
              3. высокой груди,
              4. дилнных волосах,
              5. чистой коже,
              6. длинных ногах...
              Ну, и по мелочи "лебединая шея", "собольи брови" и т.п.

              • Игорь Вадимов, почитайте в Сети про синдром Аспергера. Это настолько легкая форма аутизма, что затрагивает только социальное поведение (человек имеет нормальный или высокий интеллект, спокойно пишет и читает и даже может преподавать и заниматься научной работой, ложку мимо рта не проносит и в суп варенье не кладет, однако не умеет общаться и имеет заметные странности в поведении...). Но речь сейчас не о нем. Красивая, но странная девушка - тоже не самая желанная невеста (если она в хоровод не идет и от людей сторонится, значит, либо дурочка, либо с нечистым знается). Дущевная болезнь - это нецелесообразно и пагубно для эволюции...

                Насчет кроманьонцев тоже разберитесь: то они исчезли после того как говорить научились, то не исчезли ("а Дантес все еще жив, товарищи")...

                Вот странно: у евреев тонкая талия считалась красивой, а у арабов - наоборот, ценилась широкая... Если почитать описания персидских и арабских красавиц в 1001 ночи - мама дорогая, да у дамочек целлюлит (при этом юноша чем больше похож во всем на девушку, тем красивее)... Царевна Будур с гордостью о себе говорит, что бедра сажают ее, когда она встает, и не дают ей лежать. Да и русский костюм (северный по крайней мере) талию скрывает, а не подчеркивает (ну поди найди там талию под 4 метрами ткани, цветом и плотностью напоминающей джинсовую, из которой шили сарафаны-"синяки"... и пояс не на талии, а под грудью либо на бедрах); югославянка - она да, не только "бела-румена", но и "танка-висока" (тонкая и высокая), и талия у нее на костюме где надо, а русская - хоть и "без подставы высока", но и "без подвивочки толста".
                Длинные волосы часто носили и мужчины тоже, тут дело было не в красоте, а в магии... Насчет длинных ног у женщин - на Дальнем Востоке это вплоть до 20 века считалось варварством (ну вообще древнекитайский канон красоты - это женщина не только физически здоровая и стройная, но и как можно менее европеоидная, чтоб видно было, что ты истинная ханеянка, а не варварское отродье... в то время как древние римлянки варваркам подражали хотя бы в отношении цвета кожи и волос, немилосердно отбеливаясь и высветляясь).

                Оценка статьи: 3

                • Мария Семенихина, постараюсь "соответствовать"...
                  Насчет кроманьонцев тоже разберитесь: то они исчезли после того как говорить научились, то не исчезли ("а Дантес все еще жив, товарищи")... - увы, увы. Мы все же кроманьонцы и потомки кроманьонцев.
                  Если Вы где-то увидели, что я утверждал, будто они вымерли - перечитайте еще раз, увидите, что вычитали не то.
                  Насчёт прочего - читайте "1001 ночь" внимательнее. Про ту же главную героиню, например. Взгляд арабов на женскую красоту не слишком отличался от "взгляда евреев". Почему, кстати, евреев? Ах да - Библия же...

                  Взгляд на покрой одежды - хорошая попытка перевести разговор. Я ведь не про одежду писал, а про понятие "красоты". И про Китай немного не в тему, хотя Ваша позиция - интересна. Вы уверены, что точно знаете, что именно китайцы позапрошлого века думали о своих женщинах? Уверены?! Ну-ну...

                  • Люба Мельник Бывший модератор 28 мая 2012 в 00:23

                    Игорь Вадимов, по большей части сообщество здесь о статье забыло и озабочено ответами на вопросы Марии Семенихиной. Которая здесь подзадержалась.
                    Далее Мария будет задавать вопросы и получать на них ответы в своем блоге (либо поинтересуется прочими статьями в архиве ШЖ - например, этим циклом), а здесь читатели займутся обсуждением статьи.

                  • Мария Семенихина Читатель 28 мая 2012 в 00:00 отредактирован 28 мая 2012 в 00:05

                    Игорь Вадимов, что у Вас работа с текстами не на высоте, Вам намекали неоднократно. Передергивать вы тоже хорошо умеете.
                    Покрой одежды и прическа как раз и предназначены приблизить человека к идеалу красоты данной эпохи, так что я от темы не отклоняюсь. Когда в моде тонкая талия при пышной груди и бедрах - появляются турнюры и корсеты, когда в моде "мальчишеская" фигура (как в 1920х), появляются мешкообразные платья, маскирующие талию и грудь... Народный канон красоты от великосветского отличается сильно, что заметил еще тов. Чернышевский в своей диссертации, но способы приближения к нему одни и те же.

                    Насчет широкой талии - все-таки я про это где-то читала. Точнее - в этом самом известном списке, чего у женщины должно быть три широких, чего - три узких и т.д. (это Испания, но канон явно мавританский). Один из вариантов:
                    Три вещи белых: кожа, зубы и руки;
                    Три вещи черных: глаза, брови и ресницы;
                    Три розовых: уста, щеки и ногти;
                    Три длинных: талия, волосы и руки (но не ноги;
                    Три невеликих: зубы, уши и ступни;
                    Три широких: груди, лоб и переносица;
                    Три узких: губы (и те и другие), талия и щиколотки;
                    Три полных: плечи, икры и бедра;
                    Три тонких: пальцы, волосы и губы;
                    Три маленьких: соски, нос и голова.
                    Был вариант, что три широких - это брови, талия и лоб.

                    А царевна Будур - это все же скорее Персия.
                    "И у этого царя я видел дочку, лучше которой не сотворил Аллах в ее время. Я не могу тебе описать ее, так как мой язык не имеет сил, чтобы ее описать как должно, но я упомяну о некоторых ее качествах приблизительно. Ее волосы -
                    как ночь разлуки и расставанья, а лицо ее - точно дни единенья... И нос ее - как острие полированного меча, а щеки - точно алое вино. Ее щеки похожи на анемон, и губы ее - точно кораллы или сердолик, ее слюна желаннее вина, и вкус ее погасит мучительный огонь. Ее языком движет великий разум и всегда готовый ответ, и грудь ее - искушение для тех, кто ее видит. Слава же тому, кто ее сотворил и соразмерил! И две руки ее круглые и гладкие. А груди ее точно две шкатулки из слоновой кости, сиянье которых заимствуют луна и солнце. И живот у нее в свернутых складках, как складки
                    египетских материи, расшитых парчой, и складки эти подобны бумажным свиткам. И доходит это все до тонкого стана, подобного призраку воображения, а он покоится на бедрах, похожих на кучи песку, и сажают они ее,
                    когда она хочет встать, я пробуждают ее, когда она хочет спать... И этот таз обременяет две ляжки, округленные и гладкие, а икры ее - точно столбы из жемчуга, и все это носят ноги, тонкие и заостренные, как острие копья, - творение заботливого, судящего. И подивился я их малым размерам: как могут они носить то, что над ними? И я был краток в описании и кончаю его, боясь затянуть..."
                    Ну да, талия тонкая, но живот в складках - это скорее тоже свидетельство полноты...

                    Насчет Китая позапрошлого века - а кто сказал про Китай позапрошлого века? Я вообще-то опиралась на книгу Ван Гулика "Сексуальная жизнь в Древнем Китае" ах да, Китай - это синантропы, а Вы знаете только про кроманьонцев. Учитесь передергивать, а то первый же вокзальный шулер Вас без порток оставит.

                    Оценка статьи: 3

    • К. Ю. Старохамская, кстати, ефремовская концепция отлично работает и в неживой природе.

      • Аркадий Голод, каким образом, если у Ефремова она фактически сводится к эволюции и целесообразности?

        • К. Ю. Старохамская, вот и я об эволюции и целесообразности во "второй природе".
          В одной из своих книг М.Л.Галлай заметил, что красивые самолеты, как правило, хорошо летают. Никакой мистики. Целесообразность функциональная и конструктивная связаны неразрывно и воспринимаются сознанием, как красота.

          То же самое можно сказать об автомобилях, зданиях и вообще о любых человеческих творениях.
          Красивые стихи, формулы, шахматные партии, хирургические операции, решения проблем...

  • "Так что есть - Красота?
    Сосуд в котором пустота,
    Или огонь мерцающий в сосуде"?

    Если не ошибаюсь - строки эти написал Михаил Светлов.
    Написал их о красоте физической и красоте душевной. Я уже много-много лет работаю психиатром и, поверьте на слово, чаще всего сталкиваясь с проявлениями уродства людских душ вижу и уродства физические.
    Нынешнее же племя молодое на редкость часто обладает физической красотой и привлекательностью, но увы, столь же часто проявляют уродство моральное:
    Из уст молодой и красивой "девушки", которая лишь слегка беременна, летит отборная матерщина на которой она "не ругается, а матом разговаривает";
    Или толпы социально опасных, вечно накачанных пивом, а то и "укуренных", молодых людей громко обсуждающих "кому Машка даст за пол чека герыча".
    Но мнится мне , что все эти молодежные стили, вроде "готика" - лишь дань моде. Это "болезнь роста" и это пройдет.
    Мы в свое время тоже из кожи вон лезли чтобы отличаться от людей старшего поколения. Одни хиппи чего стоили!
    А вот читать стали действительно значительно меньше. И верхом литературы стал рахитичный и инфантильный Гарри Потер.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Русич, цитата звучит так:
      "А если это так, то что есть красота
      И почему ее обожествляют люди?
      Сосуд она, в котором пустота,
      Или огонь, мерцающий в сосуде?"
      И в чем там цимес-то: девочка эта некрасивая до тех пор весела, доброжелательна и открыта миру, пока она не знает, что некрасива... пока какой-нибудь ефремов ей не объяснил, что она нецелесообразна

      Оценка статьи: 3

  • Спасибо, что напомнили о "Лезвии бритвы" И.А. Ефремова.

    Жаль, что произведение, которым зачитывалось мое поколение, сейчас для молодежи почти не известно

    Оценка статьи: 5