Игорь Вадимов Грандмастер

Что такое красота?

Если просто так задать какому-нибудь прохожему на улице этот вопрос, в ответ вы скорее всего услышите, что «это что-то интуитивное». Интересное объяснение понятия красоты предложил много лет назад замечательный писатель Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы».

Lana K, Shutterstock.com

Будучи до мозга костей материалистом, он определил, что и красота сугубо материальна. Мол, раз у нас от природы существует чувство красоты, значит красота имеет важное значение в жизни человека. И он не просто «так решил», но и нашел множество аргументов в пользу своей теории. Вот бы и теперь, выдвигая теории, авторы утруждали себя приведением (а не придумыванием) аргументов в пользу своих теорий.

Иван Ефремов в романе дал определение красоты как «высшей целесообразности», пригодности человека к жизни, к борьбе за существование. И сегодня мы под красотой женских ног подразумеваем такую форму ноги, которая позволяет долго и неутомимо бежать. «Соболиные» брови отводят от глаз пот, но при этом достаточно узкие, чтобы в них не заводились насекомые-паразиты. И так далее, и так далее…

Однако уже тогда, когда писался роман, в 50−60-е годы, автор говорил о возможностях временного отхода человека от канонов красоты-целесообразности. Так сказать — есть каноны красоты-целесообразности, единые и вечные, а есть «красивость», которая временно и ненадолго принимается за эталон. Но времена меняются, меняются и «красивости», а общее понятие красоты остается практически одинаковым от диких кроманьонских племен до наших дней.

Ефремов приводил пример «временной красивости». В средневековой Европе в городах жители страдали от рахита. Все — и бедные, и богатые. Поэтому состоятельные горожанки (которые только и могли стать образцом красоты для художников — ибо кто еще, как ни их богатые мужья, могли заказать художнику портрет дамы) в той или иной степени были поголовно рахитичны. Посему одним из канонов красоты временно стал высокий лоб (признак рахита).

Такими рисовал своих мадонн даже великий Леонардо Да Винчи. Но прошло определенное количество лет, стеснение городской жизни сменилось (для богатых и очень богатых) на возможность жить на природе, в поместье. А свежий воздух, свежие фрукты и солнечный свет выгнали рахитичность (которую некогда называли «изысканной тонкостью черт») и «эти гордые лбы Винчианских мадонн» из критериев красоты. И снова «крутобедрые и высокогрудые» женщины стали идеалом.

И во времена «Песни песней» царя Соломона, и в наше время стандарт красоты един. Как бы наши современные тусовщики ни пытались объявить красотой татуировки, пирсинг и выбритые «под Котовского» головы (хотя сами выбрившие себе головы красавцы и ведать не ведают, кто такой Котовский), а эта мода на шрамы, ошейники, «ирокезы» на голове, черную помаду для губ — пройдет.

Выдуманная и массированно пропиаренная красивость закончит свое существование и будет забыта, а каноническая красота, та самая, что досталась нам от диких предков и была отточена в долгой борьбе за выживание, — останется.

Обновлено 26.05.2012
Статья размещена на сайте 24.05.2012

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
  • Красивое - это значит чем то похожее или хотя бы отдалённо напоминающее молодую женщину. Её образ заложен в подсознании мужчины как образец красоты. Он безоговорочно необходим для реализации механизма полового размножения. То же самое относится ко всем животным, только там образец красоты - самка соответствующего вида. И наоборот, другим видам более красивыми кажутся самцы (мы, люди, считаем красивыми павлина, петуха, льва и т. д.). В соответствии с этим, другие биологические виды считают мужчину красивее женщины. (Подробнее об этом вы можете почитать в моей статье "Зачем нужны мужчины и вообще самцы" на ШЖ.)

  • Комментарий скрыт
  • Ксения Печий
    «…И у вас будет поистине совершенное тело. Нам ведь неважно, что думает это тело? Верно?...»

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • В Одессе живёт девочка, Валерия Лукьянова, которая считает себя самой красивой девочкой на Земле! В этом даже её убеждают её поклонники, которые своими голосованиями вывели её в титул "Мисс Вконтакте". А всем, кто пробует упрекнуть её в мастерском владении фотошопом или в частых визитах к пластическому хирургу, девочка советует не завидовать её "природной" красоте. Особо настойчивым угрожает порчей и болезнями.
    Другая девушка, Олеся, по кличке Олеся Малибу, наоборот, не скрывает, что при помощи пластических операций "исправила" то, чего недодала природа.
    В своём стремлении идеала красоты девушки достигли совершенства, уже никто не может сказать, что девушек, похожих на кукол Барби, нет в природе.
    Вы можете получить любой цвет глаз, длину и цвет волос, нарастить их, нарастить ресницы, ногти, улучшить форму глаз, губ, носа, подбородка, сделать липосакцию или вшить имплантанты. И у вас будет поистине совершенное тело. Нам ведь неважно, что думает это тело? Верно?
    Мы ведь осуждаем подчас очень хороших душевных людей, готовых придти на помощь, смелых, умных, лишь за то, что они некрасивы, или выражают себя татуировкой. Только вот не случается ли так, что осуждающие куда более уродливы?

  • Пересказали простенько идею И.Ефремова, хорошо, идея эта интересная, имеет право на жизнь, можно обсуждать.
    Но отношение автора к ней мне из статьи неясно. Автор ее разделяет или осуждает как излишне материалистичную? Если осуждает, то читатель ожидает какого-то антитезиса: нет, все не так грубо материально, а ... (следует концепция автора). Но этого нет, статья вызывает ощущение недописанной.

    И комментарии соответственные будут, о чем угодно, даже о том, что "молодежь мало читает и не уступает места в трамвае".

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 мая 2012 в 19:30 отредактирован 27 мая 2012 в 19:31

      К. Ю. Старохамская, автор очень уважает Человека и Писателя Ивана Ефремова и его Талант.
      Люди его уровня таланта рождаются очень редко.
      Автор не является абсолютным материалистом, но автор уверен, что "Господь любит рикошеты".
      А что может быть лучше - подогнать понятие красоты к целесообразности? Ведь десятки тысяч лет наши предки - абсолютно физически такие же, как и мы - делали свой выбор по приятности для себя, по красоте...
      И лишь в последние 100-200 лет своей истории люди начали "разбор полетов" на тему "что такое мы и почему?".
      Так что - да, я согласен с Иваном Ефремовым по части красоты.

      • Комментарий скрыт
        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 27 мая 2012 в 21:24 отредактирован 27 мая 2012 в 21:25

          Мария Семенихина, Вы пишете немножечко не по теме. Причем тут "милый сердцу Ефремова первобытный коммунизм" или шестипалость невест гродненской губернии?
          Просто Ефремов считал, что за десятки тысяч лет жизни кроманьонцев (поверьте, они не жили при коммунизме - и даже слова такого не знали. Они тогда еще вообще слов не знали, только шли к человеческой речи.) у самца в выборе самки (и наоборот) выбор шел инстинктивно и инстинкты вели к правильному выбору.
          А когда появилась речь, осознание себя человеком и пр., люди то что нравится, назвали "красиво", а что не нравится - "некрасиво".
          А "красота" "целесообразности" - не помеха. Сами же написали - "имущественное отношение", а не "красота".
          Т.е. ВОПРЕКИ тому, что женщина кажется некрасивой, ее брали в жены потому что у ее отца много денег.
          А влюблялись - все равно в красивых. Или жили без любви.
          Бедняги. Надо же - "барышня могла в детстве оспой переболеть и у нее к 15 годам морда как лунная поверхность и один глаз вытек, зато пряха-ткаха и в поле вкалывает за троих" - пряхой-ткахой с одним глазом быть очень сложно. А "барышни" на полях не работали, там, на полях, одни крестьянки были. И в любом случае, если крестьянка была косой и кривой, деревенские парни выбирали бы других, красивых. А ткать усердно свекровь заставит. И в поле работать.
          А вот, ежели она с такой мордой имеет приданое огромное, то на нее куча женихов слеталась, женились - и потом или мучались, или любовниц заводили.

          P.S. - а что такое "аспергерка"?

          • Комментарий скрыт
            • Мария Семенихина, Вы опять путаете "теплое" с "мягким".
              Если можно, давайте куртизанок отставим в сторону (чтобы стать знаменитыми им надо было в первую очередь умение, а лишь потом - красоту или красивость).
              Вы не находите, что называя красавиц "секс-символов" некрасивыми, Вы говорите о "некрасивой красоте"?
              Ну, если они "секс-символы", то тот самый "секс" - у них более чем есть!?

              • Комментарий скрыт
                • Мария Семенихина, Тилоттама была актрисой, а не проституткой. А Таис была гетерой. Почитали бы Вы, что ли, Ефремова, прежде чем высказываться... Или в энциклопедии прочитали, что такое это было - "гетера".
                  А съемки в "эротическом кино" Тилоттамы... - нынешнее "легкое порно"(soft-porno), рекомендуемое сегодня для детей от 16 лет - намного-намного более порно, чем "фильмы для взрослых" из 50х годов.

                  А высказываться можете о чем хотите, у нас демократия.

                  Императрицы очаровывали всех тем, что они императрицы.

                  А любовницы королей... Вы же их никогда не видели. Ни маркизу де Лавальер, ни Екатерину Нелидову.
                  Видимо что-то в них было, что зацепило Людовика с Павлом - значит для них они были красавицами.
                  И - более, чем очевидно - уродками они не были. Как и дурами.
                  И - я так и не понял - Вы что доказать-то хотите?
                  Что некрасивые могут быть счастливы? Я с этим не спорил.
                  Что богатые уродины могли(и могут) легче выйти замуж, чем красивые бесприданницы? - и с этим я не спорил.
                  Что некрасивая, но умная женщина может подчеркнуть какие-то свои сильные стороны и показаться красивой? - и это верно.
                  Но ведь тут везде написано "красивый"-"некрасивый".
                  Об этом именно я и писал.

                  • Комментарий скрыт
                    • Мария Семенихина, не надо спор путать с выдумками. Вот что сказано у Ефремова про Шакилу:
                      «Сестра» матери Шакила, сама очень молодая, совершенно потерялась в беде. Амрита помнит, что их посадили в поезд, бешено летевший на запад, в направлении, противоположном тому, куда они ехали вначале. Снова была длительная остановка, и снова они бежали, пока не нашли приюта в богатом доме, где прожили несколько дней. Потом дом разграбила банда, в качестве добычи захватившая наиболее приглянувшихся женщин. Шакила вместе с Амритой в конце концов оказались в Пакистане, вместе с сотнями других молодых и красивых женщин, похищенных и проданных бандитами в публичные дома.
                      – До сих пор ведутся переговоры о выдаче девушек с той и с другой стороны, – закончила Тиллоттама. – Я знаю, что вернули в Индию около сорока женщин.
                      – Так их больше?
                      – Гораздо больше! Но многие молчат: зачем они вернутся, как будут жить?
                      – А Шакила?
                      – Отравилась в пятьдесят втором году.

                      А Вы про какое-то обучение...
                      Не буду пытаться опровергнуть прочие Ваши "аргументы". Единожды солгав - кто тебе поверит.

                      • Комментарий скрыт
                        • Мария Семенихина, Вы не слишком хорошо умеете эристировать. И слава Богу.
                          По тому имени, что Вы предложили, я привел более чем полную цитату. А мысли Ваши читать я не умею. И - тоже слава Богу.
                          Администрация сайта настаивает, чтобы мы с Вами прекратили спор. Хотите - продолжайте в личке.
                          Конечно - если девушке рассказывали Махабхарату целыми страницами, да еще и древнеиндийские трактаты о любви - это страшный разврат! Вы,собственно, в каком мире живете?
                          Цитирую "а когда разобрались - оказалось, что эта самая, страшная, Кока-кола - ЛИМОНАД!"
                          Ну рассказывали ей Махабхарату и Рати Рахасьи, Камасутру и Ананги Ранги... НУ И?! А Вы сами-то "Ананги Ранги" читали? Или "не читали, но хотите сказать"?!
                          И что такое Камасутра по сравнению с беспределом интернета и ночного ТВ?!
                          И разве знание Камасутры может как-то повлиять на истинную красоту Тилоттамы?
                          ОЧЕНЬ ПРОШУ - ОТВЕЧАТЬ В ЛИЧКУ, дабы мне не приходилось нарушать рекомендации администрации сайта.

          • Комментарий скрыт
            • Мария Семенихина, разрешите разобрать по частям:
              Игорь Вадимов, простите, Вы же сами пишете: "Ведь десятки тысяч лет наши предки - абсолютно физически такие же, как и мы - делали свой выбор по приятности для себя, по красоте... И лишь в последние 100-200 лет своей истории люди начали "разбор полетов" на тему "что такое мы и почему?". Получается, что кроманьонцы у нас перевелись только в 19 веке? Прощаю. Кроманьонцы не перевелись. Мы, homo sapiens, и есть кроманьонцы.

              А аспергерка - девушка с синдромом Аспергера, то есть с легкой формой аутизма (необщительная, со странностями в поведении, но с нормальным интеллектом), вернейшая кандидатура либо в ведьмы, либо в монахини. - больная аутизмом со способностью к чтению и письму? Чудны дела твои, Господи! И какое отношение это имеет к красоте? Больная аутизмом вполне может быть как красивой, так и некрасивой. Не сравнивайте теплое с мягким.

              Кстати, а почему обязательно если у девки с мордой проблема - так парень с ней непременно будет мучиться и заведет любовницу? - опять-таки, зачем Вы фантазируете? Я писал о красивых и некрасивых, это Вы начали про вытекшие глаза и про изувеченные оспой лица писать...

              Ну если у него до этого была невеста, с которой его разлучили, тогда да, трагедия. А если никого не было и у этой нашей одноглазой особы хороший характер и мужа она любит? Ну и насчет красивых - первая красавица в деревне была всего ОДНА, но это не значит, что менее красивых замуж не брали... чтоб остаться в девках на всю жизнь - это либо девка полная дура и руки из задницы (уж вдовец-то возьмет любую как бесплатную рабсилу), либо в подоле принесла до венца. - золотые слова!

              Дело в том, что мы не знаем сами - кто для нас красив, а кто - некрасив. Лишь столкнувшись со своей половинкой, мы понимает, кто ДЛЯ НАС красив.

              Но при этом - и в Библии (тексты, написанные 2000-3000 лет назад) и теперь, когда говорят о "красе неописуемой", о "погубительнице мужчин", говорили и говорят о
              1. тонкой талии,
              2. крутых бедрах,
              3. высокой груди,
              4. дилнных волосах,
              5. чистой коже,
              6. длинных ногах...
              Ну, и по мелочи "лебединая шея", "собольи брови" и т.п.

              • Комментарий скрыт
                • Мария Семенихина, постараюсь "соответствовать"...
                  Насчет кроманьонцев тоже разберитесь: то они исчезли после того как говорить научились, то не исчезли ("а Дантес все еще жив, товарищи")... - увы, увы. Мы все же кроманьонцы и потомки кроманьонцев.
                  Если Вы где-то увидели, что я утверждал, будто они вымерли - перечитайте еще раз, увидите, что вычитали не то.
                  Насчёт прочего - читайте "1001 ночь" внимательнее. Про ту же главную героиню, например. Взгляд арабов на женскую красоту не слишком отличался от "взгляда евреев". Почему, кстати, евреев? Ах да - Библия же...

                  Взгляд на покрой одежды - хорошая попытка перевести разговор. Я ведь не про одежду писал, а про понятие "красоты". И про Китай немного не в тему, хотя Ваша позиция - интересна. Вы уверены, что точно знаете, что именно китайцы позапрошлого века думали о своих женщинах? Уверены?! Ну-ну...

                  • Люба Мельник Бывший модератор 28 мая 2012 в 00:23

                    Игорь Вадимов, по большей части сообщество здесь о статье забыло и озабочено ответами на вопросы Марии Семенихиной. Которая здесь подзадержалась.
                    Далее Мария будет задавать вопросы и получать на них ответы в своем блоге (либо поинтересуется прочими статьями в архиве ШЖ - например, этим циклом), а здесь читатели займутся обсуждением статьи.

  • Комментарий скрыт
  • Спасибо, что напомнили о "Лезвии бритвы" И.А. Ефремова.

    Жаль, что произведение, которым зачитывалось мое поколение, сейчас для молодежи почти не известно

    Оценка статьи: 5