• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Ягольник Профессионал

Лейкоз. Кого подстерегает «белая смерть»?

Написать статью на такую тяжелую тему меня побудил недавний случай. Жил-был парень. Рослый, красивый, умный. Радовал родителей оценками. Окончил школу с золотой медалью. Поступил в университет и там продолжил учиться на отлично. Ходил в походы с друзьями. Мечтал стать ученым-физиком. А потом умер. В возрасте 21 года. Не в аварии или пьяной драке. Тихо, на больничной койке, от лейкоза…

GooDween13, Shutterstock.com

Его отец — офицер. Состояний не сколотил, все трудные девяностые работал как проклятый, чтобы поставить сына на ноги. Родители вкладывали в него всё, что могли. Он был их отрадой, их настоящим состоянием. И теперь его не стало. «Сгорел» за пару месяцев.

Редкая форма лейкоза. Вероятность заболеть — менее, чем 1 на 100 тысяч. И тем страшнее «попадание». Вы верите в такую случайность? Во что после этого верить? Что же может привести к такому страшному заболеванию?

Информации о причинах заболевания на сегодняшний день у науки нет. Только догадки. В один момент организм перестает правильно вырабатывать кровь. Создаваемые организмом кровяные тельца не могут выполнят свои функции. Белых кровяных телец вырабатывается в сотню раз больше, чем в норме, что и дало первоначальное название болезни — «белокровие». В результате человек слабеет, как при анемии. Хорошо знакомые нам, распространенные болезни принимают тяжелое течение. Высокая температура и интоксикация приводят к смерти.

Лечение — тоже достаточно тяжелое испытание для организма. Ножом ничего не отрежешь. Можно лишь травить организм химиотерапией, переливать здоровую кровь и пересаживать костный мозг от доноров. И хотя современная медицина имеет успехи в борьбе с лейкемией, но в последние десятилетия устойчивого снижения смертности не наблюдается.

Откуда пришла эта напасть? Можно лишь строить предположения на основе статистических данных. Открытая Рудольфом Вирховом в 1845 году, эта болезнь привлекла к себе внимание в ХХ веке, когда искусственное ионизирующее излучение вошло в нашу жизнь. Первыми пострадали рентгенологи. Процент заболеваемости среди них стал аномально высок. Проведенные исследования выявили зависимость между дозой облучения и риском заболеть лейкемией и другими опухолевыми заболеваниями. Благодаря этим первым жертвам высоких технологий мы сегодня знаем о вреде радиации и способах защиты от неё. Следующими стали японцы — жертвы атомных бомбардировок. В дальнейшем аварии на атомных объектах, — подводных лодках, атомных станциях, экспериментальных центрах, — лишь подтвердили зависимость между большими дозами радиации и высокой вероятностью заболеть.

В 1962 году на экраны вышел фильм «Девять дней одного года». Его герой, замечательно сыгранный Алексеем Баталовым, физик-атомщик, который хочет раскрыть секрет термоядерного синтеза. В процессе эксперимента он получает большую дозу радиации и заболевает лейкозом. Так, благодаря советскому фильму, о некогда редкой болезни узнал весь мир.

Но значит ли это, что жертвами лейкоза становятся исключительно физики-ядерщики, рентгенологи, подводники и жертвы аварий? Печально, но лейкоз — одна из самых «молодых» опухолевых болезней. Ежегодно в России выявляют около 5000 случаев заболеваний у детей младше 18 лет. Более всего подвержены заболеванию дети в возрасте 2−4 года.

В целом по миру, чем ближе человек находится к современным благам цивилизации, тем выше вероятность лейкоза. Уже с 20-х годов прошлого века началось то, что можно условно назвать эпидемией белокровия. Вначале «младенческий» лейкоз поразил Великобританию, потом США. К 60-м годам он достиг Японии. Менее всего подвержены лейкозу оказались слаборазвитые страны. Но, по мере проникновения излучающей техники в отдаленные уголки планеты, уровень заболеваемости постепенно выравнивается. О какой технике может идти речь? Не о рентгеновских же аппаратах?

Радиоизлучение сегодня — норма жизни. Всё началось с радио Попова и Маркони. А сегодня даже клавиатура, на которой я набираю текст, соединена с компьютером по радио. Со стороны наша планета похожа на сверхновую звезду, интенсивно излучающую в радиодиапазоне. Насколько безопасно излучение окружающих нас предметов? Точного, однозначного ответа нет. Есть лишь мировая статистика заболеваемости, которая показывает, что чем больше бытовых радио-излучателей в стране, тем выше в ней риск опухолевых заболеваний. И прежде всего — заболеваний крови.

Оглянитесь вокруг, и вы найдете много приборов, пронзающих ваше тело невидимыми лучами. Они на полке, на крыше и даже в вашем кармане. Немалую роль в нашем облучении играют полеты в самолетах. Всё это по отдельности может быть и безопасно, но в комплексе вполне может привести к лейкозу.

А какая связь между аномально высоким заболеванием детей в 2−4 года и техногенным излучением? Лейкемия не возникает сразу. Она начинается с одной опухолевой клетки и постепенно заполняет организм. На это как раз уходит от 2 до 4 лет. И если будущая мама в период беременности подвергалась облучению, то ребенок может заболеть уже в утробе. Эмбрион гораздо более уязвим, чем взрослый организм. Никому не придет в голову положить мобильный телефон в колыбель. Но современная будущая мама пользуется им довольно часто.

Детские смерти касаются прежде всего родителей и близких. О них знают специалисты, но не особо трубят журналисты. О лейкозе обыватель обычно узнаёт, когда умирают «звезды».

В 1982 году на советские экраны вышел фильм «Вам и не снилось». Водили на него, как это было принято, целыми классами. До сих пор помню то потрясение, которое испытал после просмотра. Вышел этот фильм и на экраны США под названием «Love & Lies». А спустя десять лет Никита Михайловский, сыгравший главную роль в этом фильме, умер от лейкоза в возрасте 27 лет. Не спасла даже лондонская клиника. Жертвами лейкоза стали Федор Шаляпин, Раиса Горбачева, космонавт Алан Шеппард, математик Джулия Робинсон и многие, многие другие небезызвестные люди.

Можно ли считать опасным заболевание, которым каждый год заболевают всего 25 человек из 100 тысяч? Можно ли считать опасной болезнь, от которой треть заболевших не найдет спасения в самых современных клиниках, а оставшиеся две трети будут подвержены тяжелому, небезопасному и очень, очень дорогому лечению? Почему среди жертв этой болезни так часто встречаются люди умные, одаренные?

Вопросы, вопросы… Мы так много денег тратим на ерунду. И отдельные люди, и целые страны. Порой прибыли и расходы превосходят всякое воображение. Но когда приходит «белая смерть», всё кажется мишурой. И только одна отчаянная надежда, что лечение поможет, что на него хватит денег, что организм справится — только это становится важным для больного и его близких. Кто им поможет?

Статья опубликована в выпуске 8.12.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 8 декабря 2013 в 09:40 отредактирован 8 декабря 2013 в 09:40 Сообщить модератору

    Какой ужас!!!
    Мы все умрем!!!!!!

    Все в деревню! Пусть лучше там корова забодает, чем помереть от журноламерских страшилок.

  • Не надо слишком паниковать по поводу излучений. Они везде и всегда. На Кавказе граниты "фонят" очень сильно. Или пройдитесь с дозиметром вдоль невских набережных, тоже облицованных гранитом. Будете неприятно удивлены.
    Лейкоз, как рак, имеет множество "спусковых крючков"

    Оценка статьи: 5

    • Марк Блау, даже линолеум "фонит". Когда после Чернобыля появились дозиметры, купил такой и поизмерял всё, что можно.
      Заболевание пока достаточно редкое. Поэтому прямой связи гранит-лейкоз не увидеть. Но десятилетия статистики заболеваемости, дифференцированной по по странам, регионам, расам и слоям населения дают интересную картину. Чем технологичней страна, тем выше заболеваемость.

      • Александр Ягольник, да просто качество диагностики улучшилось. Раньше ребенок помер незнамо от чего, угас от чего-то, лихоманка с'ела, а сейчас разобрались, дали название, пытаются найти лечение и найдут со временем. Что паниковать то?! Вот очередная страшилка - ну давайте выбрасывайте все, готовьте при лучине, в старой русской печке и ешьте деревянными ложками...а еще и к врачам ни ногой - они же ни фига не знают, а вот бабушки по деревням - то да! то сила!

      • Александр Ягольник, Вы совершенно правы!
        Чем быше технологии, тем больше хвороб.
        Спорю на что хотите, что в медицинской статистике 18 века полностью отсутствуют болезни Бехтерева, Паркинсона, Альтцгеймера, Хашимото, и даже банальные лимфогрануломатоз и боковой амиотрофический склероз.
        А сейчас - ужас сплошной!
        Куды котимся?!

  • Sergey Olshin Читатель 8 декабря 2013 в 01:56 отредактирован 27 мая 2018 в 11:47 Сообщить модератору

    Я очень надеюсь, что рано или поздно появятся специальные системы, которые помогут уберечься от излучения, заблокировать его хотя бы в радиусе 3 метров (допустим, что-то типа "парника", из алюминиевой фольги и т.д.). Пусть даже будет излучение, но только от своих приборов. Просканируйте сеть Wi-Fi в любой квартире - десятки роутеров! К счастью, в деревнях в этом плане получше (кстати, ещё один способ избежать болезней - уезжать далеко за город минимум на 3 месяца, чтобы организм отдохнул от облучений, и по возможности как можно меньше пользоваться мобильными телефонами и Интернетом). Частоты уже много где реально забиты, людям даже приходится покупать новые роутеры, которые поддерживают другую частоту, которая ещё не замусорена... Не знаю, как тут не пугаться, но это всё реально очень пугает. Я иногда просто захожу в ванну (без мобильника), открываю кран, и сижу там, отдыхаю от излучений. Хотя бы полчасика в день, это уже хоть какая-то разгрузка. С другой стороны, ну вот убережёшься ты от лейкоза, так ведь ещё тысячи болезней имеются, не менее страшных... Я считаю, что ситуацию нужно улучшать в корне. А именно - заботиться об экологической обстановке, проверять все Wi-Fi точки доступа касаемо мощности. Регулятор регулирует, это да, но никто не проверяет. К тому же есть умельцы, вскрывающие роутеры, мобильники и т.д., которые увеличивают мощность излучения в своих приборах. И никто, кроме них, может даже и не догадываться об этом, представляете? Сидите спокойно себе в квартире с железобетонными стенами, а Вас какой-нибудь придурок, который думает только о себе, облучает... Ужас, просто ужас.

  • Грустно всё это, очень грустно... Но, боюсь, что в современном мире сложно уберечься от излучения со всех сторон (огромное количество базовых станций, особенно в Москве, огромное количество мобильных телефонов, Wi-Fi роутеров и т.д.). Скажите, пожалуйста, а приборы, которые "выпускают" в воздух положительные и отрицательные ионы (например, в моей мойке воздуха, точнее очистителе-увлажнителе, есть такая опция) - они могут быть опасны? Или в данном случае ничего страшного? Вокруг много опасностей. Наверно, всё-таки к лейкозу должна быть предрасположенность. Не может он просто так появиться из-за облучения. Если организм крепкий, то он выдержит. А если нет? Получается, например, что дистрофики находятся в зоне риска? Ведь у них мало веса... А Интернетом пользуются все, и часто это беспроводной Интернет (3G, 4G, Wi-Fi и т.д.)

    • Sergey Olshin,
      к великому сожалению, нет ответов на эти вопросы даже у профессионалов. Есть лишь многолетние наблюдения и статистика. Я лишь попытался сделать выводы на её основе.

      То, что эта болезнь не носит массовый характер, говорит о предрасположенности отдельных людей. Может быть и генетическая предрасположенность. Но пока её выявить нельзя, нет особой пользы от таких предположений.

      Ионы и облучение - разные вещи. Ионы в нас самих в больших количествах. Это основа биологического электричества. Отрицательные ионы в умеренных количествах полезны.

      Для себя стараюсь избегать лишнего облучения. Но о том, как снизить риск гибели от данной болезни напишу в следующей статье.

      Главное, не стоит, узнав о существовании какой-либо болезни, впадать в панику и искать у себя её признаки. От этого можно получить самую настоящую нервную болезнь. Будьте здоровы!

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 8 декабря 2013 в 16:11 отредактирован 8 декабря 2013 в 16:12 Сообщить модератору

    А Ваш покорный слуга - тоже старый еврей, хоть и не профессор - сообщаю, что ребенок здоров после этого зверства, но не вследствие оного.
    И, будучи врачом с 35 летним стажем, имеет наглость считать свое мнение более обоснованным, нежели Ваше.

  • Фамилия гистолога и патологоанатома — Вирхов, а не Вихров. Он в основном немец.

  • Вы удивитесь, но моего брата в возрасте 3-4года в 1963г профессор вылечил от "белокровия" , дважды сделал переливание крови и никакой химии. Мама лишь помнит, что профессор рекомендовал давать ребенку вишневый компот даже вместо воды, ну и беречься от ушибов и царапин. Категорически запретил шоколад. К 16-ти годам брат был совершенно здоров. Современная медицина? А может у нее опыта меньше, чем полвека назад?

    Оценка статьи: 5

    • Карин Андреас, мне встречалось упоминание о вишне как об особом средстве. Не просто общеукрепляющее, но показанное при болезнях крови и нервов. Не подкармливать внутреннее зло
      шоколадом и сахаром, наладить управление активным иммунитетом и не отвлекать его на борьбу с такими очагами болезни, как повреждения кожи и гематомы.
      Так это не полувековой давности медицина, это умный врач. Не только обученный, но и думающий. Не так давно врач рекомеондовала одной из знакомых свежую шкуру убитого дикого зайца. Не кролика. Это в карте, естественно, не записывалось. Это не проходят в медвузах, разве что могут упомянуть как казус.

      Оценка статьи: 5

    • Карин Андреас,
      3-4 года - самый опасный период для возникновения этой болезни. И сегодня по статистике среди детей на 2-4 года приходится пик заболеваемости. При некоторых формах белокровия люди выживали в 20-х годах прошлого века. Единицы процентов. Как и при туберкулезе до изобретения современной химиотерапии. Сегодня выживаемость значительно выше. Переливание крови - один из основных методов поддержания жизни. Современная химиотерапия, убивая вредные клетки, убивает и многие здоровые. Гибнут в основном от слабости и падения иммунитета.

      Ваш брат сумел сам справится с болезнью, а переливание дало ему время на борьбу. Так что ему очень повезло с врачом и организмом. Но, конечно, результаты анализов и медицинская карта были бы лучшим аргументом в споре "была ли болезнь или просто реакция".

    • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 8 декабря 2013 в 14:48 отредактирован 8 декабря 2013 в 16:32 Сообщить модератору

      Карин Андреас, Вы правы, со временем в любом деле опыта становится меньше.
      Но в наше неопытное время уверенно различают лейкемию и вполне доброкачественную лейкемоидную реакцию, от которой Ваш профессор вылечил Вашего брата вишневым компотом.
      Секрет которого, увы, утерян.

      • Аркадий Голод, не вишневым компотом, а переливанием крови, причем дважды - процедура очень болезненная, мама всю жизнь помнит тот плач ребенка... читайте внимательно, а не выборочно!

        Оценка статьи: 5

        • Карин Андреас, секрет переливания крови тоже утерян.
          Вернее, выброшен на помойку за ненадобностью.
          Если Ваша мама помнит тот плач ребенка, значит ребенку делали то, что в 1963 году население называло"переливанием крови" - аутогемотерапию.
          Это когда кровь забирают из вены и вкалывают в попу.
          Зверская и абсолютно бесполезная манипуляция.

          Реальная же гемотрансфузия - переливание крови - совершенно безболезненна.

  • Ну а конкретно что Вы предлагаете? Сидеть и бояться за своих детей?

  • Жанна Иглаева Читатель 17 января 2014 в 12:00 отредактирован 27 мая 2018 в 11:27 Сообщить модератору

    Все думаю о мальчике... Надеюсь родители думали не только о его успешном будущем, но и о радостном детстве...

    • Жанна Иглаева, лично не знал. Но, судя по отзывам товарищей, по блогам, жил он достаточно интересно. Да и невозможно быть умным "из под палки". И компания у него сверстников хорошая.

      То и обидно, что благополучный и в будущем успешный человек вдруг сходит с дистанции из-за относительно редкого заболевания. И то, что это второй случай за последние два года, когда в моем профессиональном "компьютерном" кругу уходят люди из-за лейкоза, не может не навести на определенные размышления.

  • Cейчас в Сети нередки сообщения о вреде "экономических" ламп: они, де, провоцируют рак кожи. Что делать? Как спасаться от очередной напасти?

    Оценка статьи: 5

  • Что тут скажешь... Первое: иметь не менее двух детей.
    Последнее: ну так случилось.... в следующей жизни с теорией вероятности больше повезет.
    Или, таки, убегать подальше в глушь тайги?

    Оценка статьи: 5

  • ищем причину? 50 лет назад не только врачи были "глупыми", но и химия не развита: мы не знали заменителей сахара, усилителей вкуса, консервантов, стабилизаторов...
    А врачи были умными и советы давали правильные и сейчас тоже такие советы дают: повысить иммунитет, потому что ИММУНИТЕТ был, есть и будет главным лекарством. Думайте, прежде чем давать малышу что-то в красивой упаковке! тысячная миллиграмма яда в каждой упаковке может быть безопасно для взрослого дяди, хотя??? а для малыша...

    Оценка статьи: 5

  • "хотя современная медицина имеет успехи в борьбе с лейкемией, но в последние десятилетия устойчивого снижения смертности не наблюдается"
    Наблюдается, особенно при лечении лейкоза у детей. И об этом важно говорить - можно и нужно лечиться от лейкоза!

    • Александр Ягольник Александр Ягольник Профессионал 8 декабря 2013 в 12:51 отредактирован 8 декабря 2013 в 13:07 Сообщить модератору

      Марианна Власова, вы абсолютно правы. Лечится нужно и можно. Если, конечно, за это есть кому заплатить.
      У нас в стране, к счастью, лечение детей оплачивает государство. Да и наши врачи не сидели сложа руки последние десятилетия. Детская смертность в % к заболевшим всегда была выше, чем у взрослых. И сейчас этот % снижается ко взрослым показателям.
      У взрослых картина, увы не такая радостная. Во-первых им, как правило, приходится платить самим. А это сотни тысяч рублей. А во-вторых, тот самый взрослый % смертности оказался очень "упрямым".