Аркадий Шевкун Мастер

Нужны ли в профессиональном спорте возрастные ограничения?

Прежде чем дать ответ, давайте зададимся другим вопросом: что по самому определению представляет и даёт для человека профессиональный спорт? Силу, красоту, изматывающий физические силы и здоровье труд, потенциальное достижение известности, признания, материальной независимости?.. И то, и другое, и третье, кроме здоровья, особенно для тех, кто по возрасту в 35−45 лет расстался с таковым, как и для тех, кто еще пребывает в детстве, но уже навсегда связал свою жизнь со спортом.

Peter Bernik , Shutterstock.com

Не буду вести речь об интеллектуальном спорте, например, шахматном, если его вообще уместно привязать к таковому. Он — суть и прерогатива интеллектуалов с незаурядными способностями продуктивности и гибкости мышления, способностями к анализу и синтезу. Возраст здесь навряд ли имеет существенное значение. Занятия же таким видом спорта, развивая когнитивные способности личности, никоим образом не отражаются отрицательным образом на состоянии физического здоровья. Можно привести множество примеров, когда дети проявляют в этом виде спорта гениальные способности, уже в 12−14 лет становясь гроссмейстерами мирового класса. Дай-то им бог и далее так высоко держать своё знамя.

К великому сожалению, интеллектуальное, творческое во всём мире по какой-то непонятной причине стоит ниже физического, мышечного, грубого, мордобойного, но зато смотрибельного, массового, на уровне психотического. Ярким тому примером по нисходящей линии: футбол, хоккей, баскетбол, теннис, бокс, всякого рода рукопашные виды. Не потому ли в мире стало столько профессионалов, что спорт, когда все мыслимые рекорды до тысячных долей секунды, до миллиметров или граммов в лёгкой и тяжелой атлетиках давно побиты, из разряда физкультуры перешёл в коммерцию для спортсменов и тотализатор для зрителей? Не по той же ли причине, чтобы добиться выдающихся успехов на этом поприще, еще не сформированный в физическом и духовном плане организм с ведома «заботливых» родителей начинает изматывать себя физическими нагрузками, непосильными даже для взрослого человека?

Совершенно очевидно, что невозможно добиться каких бы то ни было успехов в балете, если не начинать занятия едва ли не с раннего детства, а это и профессиональный спорт, и искусство, красота, пластика и грация в одном флаконе. Оно и понятно, искусство требует высокой мотивации и… жертв. Да, ребёнок тренируется, оттачивает физическое и сценическое мастерство, но восприниматься аудиторией и зрителями, только выйдя из этого возраста, сколь бы высоким ни была его техника исполнения, он не будет.

Сам собой напрашивается вопрос: нужны ли ограничительные возрастные цензы в спорте? Ответ должен быть как аксиома. Трудно себе представить 12−15-летнего ребенка, выступающего на ринге, если даже его весовая категория совместима со взрослым спортсменом. Возможно ли допустить, чтобы эти незрелые во всех отношениях «вундеркинды» выступали на спринте или стайерских дистанциях в лёгкой атлетике или коньках, не говоря уже о рукопашных единоборствах, где они истово колотят себя ногами по головам и по чем другом.

Обратите внимание: спортсмены такого профиля со стажем от детства, на уровне зацикленности, страдают странностями поведения в форме немотивированной эйфории, сверхвысокого уровня самооценки, сказать тривиально — выпендрёжем. Но так и должно быть, количество со временем переходит в качество. Но почему с такой лёгкостью в большой спорт, на большую арену и, в частности, художественную, спортивную гимнастику, фигурное катание допускаются 14−15-летние малолетки?

Да, отточенность их движений, техника исполнения у них безукоризненная и даже недоступная более зрелому, сформированному телом возрасту, что, в первую очередь, достигается за счёт малого (30−35 кг) веса, а в парных выступлениях даёт большие преимущества партнёру. Но в том и заключается красота фигурного катания, художественной и спортивной гимнастики, что здесь, помимо техники исполнения и в первую очередь, требуется эстетика, грация и красота тела. И что бы на этот счёт ни говорили ярые поклонники малолеток, дети по этим категориям, сколь бы высоким ни было их исполнительное мастерство, зрителем не воспринимаются.

Ко всему прочему, отбросив всякие предрассудки, следовало бы позаботиться и о будущем состоянии здоровья этих «уникумов», которые ради показа публике способны извиваться ужом или завязываться в боцманский узел. Можно с уверенностью сказать, и это подтвердит любой вертебролог (специалист по патологии позвоночника), что эти «талантливые» к 35−40 годам проклянут тот день, когда им удалось так перекрутить свой позвоночник и всё тело.

И возвращаясь к написанному выше, сказав: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку», обратимся к искусству. В 60-х годах прошлого столетия весь мир был покорён юным певцом Робертино Лоретти. Кристалльно чистый дискант, высочайшего уровня бельканто, сам образ вундеркинда с первого предъявления вводили зрителя в состояние блаженного транса. Не преувеличу, если скажу, что за всю историю не было такого прецедента популярности ребёнка. Примеров ему не найти и сейчас. Но даже пребывая в таком ореоле славы, он был совершенно непригоден для исполнения оперных ролей. Они, эти роли, воспринимались только в исполнении Энрико Карузо, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Подобному и ряд привожу подобный.

Обновлено 22.08.2014
Статья размещена на сайте 16.08.2014

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий скрыт