Алексей Норкин Грандмастер

Можно ли выявить рак молочной железы на ранней стадии?

Говорят, что молочная железа — зеркало всего женского организма. По данным статистики раковая опухоль на этом зеркале не какая-то безобидная пылинка, а опасная коррозия, способная организм уничтожить. Из каждых ста тысяч россиянок с опасным недугом знакомы не понаслышке 43. Ежегодно число вновь заболевших женщин в России превышает 52 тысячи. Страшная болезнь уносит жизни более 22 тысяч, ежедневно оставляя сиротами 47 детей.

Pablo Hidalgo - Fotos593 Shutterstock.com

Статистика утверждает, что риск заболеть раком молочной железы возрастает с возрастом. Но на деле, возможно, возрастает не столько риск заболеть, сколько вероятность диагностики болезни. Период развития заболевания от появления в женском организме первой раковой клетки до того момента, когда опухоль достигнет объёма 1 куб. см, занимает до 18 лет жизни, в течение которых недуг практически ничем не проявляет себя.

Нужно ли напоминать, насколько в таких условиях важна ранняя диагностика рака молочной железы? Но, к сожалению, до настоящего времени в распоряжении медиков нет методики, способной однозначно и быстро находить клетки и опухоли на ранних стадиях их развития. Возможно, положение изменится в ближайшем будущем благодаря работе учёных из Оксфордского университета.

Анализ изотопов металлов — известный инструмент для изучения изменений климата и истории формирования планеты. Исследователи из Оксфорда попробовали применить его для изучения человеческого организма и впервые в мире получили удивительный результат. Оказалось, что изменения в изотопном составе цинка, обнаруженные в тканях молочной железы, могут стать биологическим индикатором раннего рака. Отчёт о работе опубликован в журнале Metallomics Королевского химического общества.

Учёные анализировали изотопный состав цинка в крови, сыворотке и тканях молочной железы пяти больных раком и пяти здоровых женщин. Используя методы в 100 раз более чувствительные, чем доступные сегодня обычным докторам, исследователи смогли обнаружить различия в изотопном составе, возникающие уже тогда, когда рак лишь незначительно влияет на способность клеток изменять металл.

В одном случае аналогичные изменения учёные смогли обнаружить в изотопном составе меди. По мнению исследователей, это подтверждает возможность ранней диагностики рака молочной железы с помощью анализа изотопного состава металлов в организме.

На практике это означает, что исследование учёных из Оксфорда может положить начало простой и неинвазивной методике диагностики раннего рака на основе обычного анализа крови.

По словам руководителя исследования доктора Фионы Ларнер (Fiona Larner), о высокой концентрации цинка в тканях молочной железы учёным известно уже более десяти лет, но причины и молекулярные механизмы концентрации металла до сих пор оставались загадкой. «Наша работа показывает, что методы, используемые в области наук о Земле, могут не только помочь в понимании, каким образом цинк используется клетками опухоли, но также — как рак молочной железы вызывает изменения в цинке в крови индивида, которые могут стать легко обнаруживаемыми биомаркерами рака груди», — полагает доктор Ларнер.

Исследование продолжается. Теперь учёные пытаются выяснить, какие изменения в металлах вызывают иные формы рака.

Доброго здоровья!