Сергей Курий Грандмастер

Почему человек облысел не до конца и какие причёски носили древние египтянки, гречанки и римлянки?

Мне всегда казалось забавным, что для такой «лысой обезьяны», как человек, волосы до сих пор сохраняют свою притягательную силу — прежде всего, эстетическую. С одной стороны, слишком волосатое тело у людей — символ дикости, «животности». С другой — нас всегда умиляют зверьки-«пушистики» (то, что мамонт, в отличие от современного слона, носил «шубу», только добавляет ему очарования).

Ну, и конечно, мы до сих пор холим и лелеем остатки былой роскоши на нашей голове. Недаром ранее облысение наносит психологическую травму не только женщинам, но и многим мужчинам.

Насчёт того, почему человеческий вид облысел и почему облысел не везде, у учёных всё ещё нет однозначного ответа. Гипотез — масса. Одни видят причины в мутации. Другие — в кожных паразитах (мол, особь без блох была более завидным брачным партнёром). Третьи и вовсе утверждают, что наши предки вели полуводный образ жизни, а в тёплой воде шерсть ни к чему.

Лично мне более логичной кажется теория, учитывающая две причины — жару и прямохождение. Не секрет, что формирование Человека Разумного происходило в тропических районах. Когда он начал резво бегать на своих двоих, его тело стало требовать лучшей «вентиляции». В результате волосяной покров резко уменьшился везде, кроме головы, которую надо было защищать от солнечного удара. По поводу шерсти в районе подмышек точно не ясно, но предполагают, что она тоже играет роль защиты — на этот раз защиты лимфатических узлов от радиации.

А как же пах и мужская борода — спросите вы. Тут мы снова сталкиваемся с ворохом гипотез, среди которых превалируют те, что связаны с половым отбором. Мол, оволосение паха — это как бы сигнал полового созревания, а борода — привлекательное украшение (вроде хвоста у самца-павлина).

Постепенно волосы на голове стали приобретать для человека эстетическое и даже магическое значение. Вспомним хотя бы библейского Самсона, секрет силы которого заключался в пышной шевелюре. Стоило коварной Далиле обкорнать супергероя, как он тут же стал беспомощным.

Надо сказать, что в отдельные эпохи мужчины не уступали женщинам ни в длине волос, ни в изысканности причёсок (вспомним роскошные косы Астерикса и Обеликса из племени галлов). Стрижка или сокрытие волос имела также символическое значение (постриг в монахи, платок замужней женщины). В Средневековой Европе коротко остриженная женщина была настоящим позорищем (например, «военная» причёска Жанны Д’Арк дала инквизиции изрядную пищу для обвинений).

Если мужские причёски не всегда являлись фетишем, то женские волосы волновали, волнуют и, думаю, будут ещё долго волновать мужчин. О богатой истории женских причёсок и пойдёт мой дальнейший рассказ.

Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел» (II в.):

«…если бы у самых прекраснейших женщин снять с головы волосы и лицо лишить природной прелести, то пусть будет с неба сошедшая, морем рожденная, волнами воспитанная, пусть, говорю, будет самой Венерой, хором, грацией сопровождаемой, толпой купидонов сопутствуемой, поясом своим опоясанной, киннамоном благоухающей, бальзам источающей, — если плешива будет, даже Вулкану своему понравиться не сможет.

…Одним словом, причёска имеет такое большое значение, что в какое бы золотое с драгоценностями платье женщина ни оделась, чем бы на свете ни разукрасилась, если не привела она в порядок свои волосы, убранной назваться не может".

Уже в Древнем Египте люди посчитали, что искусственные волосы будут покрасивее естественных. Поэтому материал для своих причёсок брали у… баранов. И женщины, и мужчины без сожаления обривались налысо, а на головы водружали парики из чёрной овечьей шерсти. Работа древнеегипетских парикмахеров тогда во многом напоминала работу портных: шерсть завивалась в косички, а косички сшивались в парик. Как правило, косичкам придавали одинаковую длину, поэтому египетская причёска напоминала современное каре. Иногда, чтобы сделать причёску пышнее, один парик просто надевался на другой. Несмотря на африканскую жару, подобные причёски носила не только знать, но и простой люд (правда, у простого люда парики были поскромнее).

Причёски древних гречанок были и естественнее, и разнообразнее. Самым известным элементом был «греческий узел» — коримбос, хорошо знакомый нам по древним статуям. Для создания такой причёски длинные волосы завивали в локоны или косички, затем разделяли прямым пробором, спускали вдоль щёк, собирали на затылке в пучок и закалывали. Иногда косички просто обвивали вокруг головы. А позднее в моду вошла и мелко закрученная чёлка. Гречанки вообще старались максимально прикрывать лоб (высокий и широкий лоб считался некрасивым).

Волосы сзади нередко укладывали в золотую сетку, лоб перевязывали лентой, а на голову надевали стефану, похожую на венец.

Особенно роскошной причёской славилась жена Перикла — Аспазия. Её волосы напоминали дыню из «долек», которые вертикальными рядами тянутся ото лба к затылку и удерживаются двумя лентами.

Во времена Римской империи разнообразие античных причёсок достигло своего апогея. Это были крайне хитроумные комбинации из кос и локонов, которые к тому же обильно украшались диадемами, обручами, повязками, гребнями, драгоценными камнями…

Овидий «Наука любви»:

К длинным лицам идет пробор, проложенный ровно:
У Лаодамии так волос лежал без прикрас.
Волосы в малом пучке надо лбом и открытые уши —
Эта прическа под стать круглому будет лицу.
Можно на оба плеча раскинуть далекие кудри,
Как их раскидывал Феб, лиру певучую взяв;
Можно связать их узлом на затылке, как дева Диана,
Что, подпоясав хитон, гонит лесное зверье;
Этой к лицу высокий начес, чем пышнее, тем лучше,
Та — волосок к волоску пряди уложит плотней;
Этой будет хорош черепаховый гребень Киллены,
Той — широкий поток вольных волнистых волос.
Но как нельзя на ветвистом дубу желудей перечислить,
Пчел на Гиблейских лугах, зверя в Альпийских горах,
Так нельзя перечесть, какие бывают прически —
С каждым новым мы днем новые видим вокруг!

Одна из самых изысканных древнеримских причёсок — тутлус — вообще держалась на проволочном каркасе. Каркас возвышался надо лбом, аки русский кокошник, а к нему прикреплялись туго завитые косички. Остальные косички укладывались сзади в некое подобие корзинки.

Эффектную причёску из мелких завитков, уложенных ярусами, мы можем наблюдать на бюстах Юлии Домны — супруги римского императора Септимия Севера. Кстати, мода на причёски менялась так быстро, что знатные римлянки иногда заказывали свой мраморный бюст вместе со… съёмным мраморным париком, который в любой момент можно было сменить.

Разумеется, на столь пышные сооружения своих волос не хватало, и римлянки активно использовали шиньоны и парики.

Марциал:

Что её волоса, — Фабулла клянется,
Их купив; или, Павл, клятвопреступна она?

Особым спросом пользовались волосы белокурых германских рабынь. Как это часто бывает у южных чернявых народов, древние гречанки и римлянки поголовно хотели быть блондинками. Даже матроны, которым поначалу запрещалось менять цвет волос, позже сдались перед модой. Для обесцвечивания они намазывали волосы щелочным мылом, после чего принимали долгие солнечные ванны, рискуя получить заодно и солнечный удар.

Иногда волосы красились и вовсе в радикальные цвета. Про распутную римскую модницу императрицу Мессалину шутили, что «красный цвет её волос виден аж на берегах Рейна».

Что касается натурального цвета, то он определяется соотношением двух типов красящего пигмента — меланина. Первый тип — эумеланин — имеет тёмный цвет, второй — феомеланин — красноватый. Чем больше эумеланина — тем темнее волосы. При этом в сочетании с достаточным количеством феомеланина они приобретают коричневый оттенок, а если его крайне мало — становятся чёрными.

Русые волосы означают небольшое содержание как первого, так и второго типа пигмента. Совсем светлыми они становятся, когда феомеланина мало, а эумеланина совсем нет. И, наконец, большое содержание феомеланина при малом содержании эумеланина даёт волосам огненно-рыжий «ведьмовской» оттенок

Продолжение следует…

Статья размещена на сайте 10.06.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: