Алексей Норкин Грандмастер

Пируват. Как улучшить работу мозга?

Ухудшение памяти, снижение когнитивных способностей в старости и даже нейродегенеративные заболевания наука связывает с ухудшением энергоснабжения головного мозга. Работа финских исследователей показывает, что увеличить запасы энергии для мозга помогает пируват.

pixabay.com

Мозг — самый энергозатратный орган нашего тела. Он расходует 20−30% всего энергетического бюджета организма. Отсюда понятно, что без достаточных резервов энергии миллиарды клеток мозга не могут работать эффективно. Снижение мыслительных способностей неизбежно, когда в старости или из-за стресса поставки в мозг питательных веществ (а вмести с ними — энергии для мозга) уменьшаются.

Исследователи из Университета Восточной Финляндии выяснили, что энергоснабжение мозга улучшается под действием пирувата. Учёные проводили опыты на лабораторных мышах, но полагают, что со временем профилактика и лечение расстройств головного мозга пируватами может стать клинической практикой.

Пируват (формула CH3COCOO−) — это сопряжённое основание пировиноградной кислоты, важного химического соединения, образующегося в организме в результате преобразований глюкозы и играющего главную роль в энергоснабжении клеток. Пируватами называют также соли этой кислоты.

Пируваты калия, кальция и натрия продают в магазинах спортивного питания. Это достаточно дорогие препараты, расфасованные в капсулы или ампулы, которые известны как эффективное средство для похудения. Среди продуктов питания по содержанию пируватов выделяются красные яблоки, сыр, виноградное вино и тёмное пиво.

«В нашем новом исследовании мы показали, что длительное включение в диету добавок пирувата увеличивает запасы энергии в мозге, по крайней мере у мышей, в виде молекул гликогена, креатина и лактата», — утверждает ведущий автор работы профессор молекулярной нейробиологии Хейкки Танила (Heikki Tanila).

Более того, добавки в пищу пирувата не только увеличивают запасы необходимой мозгу энергии, но также изменяют поведение мышей. «Мыши стали более энергичными и увеличили свою исследовательскую активность. Представляется, что эти изменения в поведении напрямую связаны с эффектом воздействия пирувата на клетки мозга, так как мы не обнаружили, чтобы эти мыши увеличили мышечную силу или выносливость», — поясняет профессор Х. Танила.

Регулярные добавки пирувата в пищу мышей среднего возраста (6−12 месяцев) стимулировали у животных активность в изучение окружающей территории. Они чаще вставали на задние лапки и принюхивались к запахам. Для достижения положительного эффекта мышам ежедневно скармливали по 800 мг пирувата на протяжении 2,5−6 месяцев. По расчётам исследователей для человека эффективная доза составит около 10 г в день.

Положительный эффект от добавления в пищу пирувата был выявлен также у штамма трансгенных мышей, выведенного специально для изучения болезни Альцгеймера. Для этих мышей характерны те же симптомы, от которых страдают больные люди: осаждение белковых бляшек в мозге, нейродегенеративные и когнитивные нарушения. Этот результат позволяет надеяться, что пируват может сыграть положительную роль в лечении пациентов, страдающих болезнями Альцгеймера и Паркинсона.

«Добавки пирувата могут оказаться полезными в качестве активирующей поддержки пожилых людей и в терапии снижения когнитивных функций вследствие старения, нейродегенеративных заболеваний и психических расстройств. Он хорошо переносится и требует дальнейших исследований на людях», — полагает Х. Танила.

Статья опубликована в выпуске 10.04.2016