• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Магдалина Гросс Грандмастер

Демонтаж памятников — демонтаж истории?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, куда отправляются памятники после того, как их сносят? За примером и ходить далеко не надо: совсем недавно в Чехии демонтировали памятник генералу армии Коневу. С постамента снять-то сняли, а вот куда унесли потом? И какая судьба постигла снесенный памятник?

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев (1897—1973) вручает американскому генералу Омару Брэдли (Omar Bradley, 1893—1981) орден Суворова 1-й степени в курортном немецком городке Бад-Вильдунген (Bad-Wildungen) Фото: Николай Фиников, waralbum.ru

В любой стране есть памятники людям, которые утратили свою, как сейчас модно говорить, «актуальность». Проще сказать, те времена, которые олицетворяли собой эти памятники, давным-давно прошли. И не то что прошли, а кардинально изменились.

В частности, после того как Хрущевым был развенчан культ личности Сталина, памятники вождя народа стали убирать отовсюду, где раньше их можно было увидеть. Поколение постарше наверняка помнит то время, когда на надписи мавзолея Ленина можно было увидеть две фамилии: Ленин/Сталин. Всё потому, что первое время ушедший в 1953 году в мир иной Иосиф Виссарионович лежал вместе с Лениным в одном мавзолее. И так было до 1961 года. Впрочем, я сейчас не об этом.

Так вот, о памятниках. Стоит ли обращаться с прошлым и с историей страны так, как если бы мы обращались с текстом, написанным карандашом и который нам вздумалось стереть ластиком? Был текст — и нет текста. Пройдёт ли такое с историей?

В один прекрасный апрельский день 2003 года в восточном Багдаде раздался шум. Выглянувшие в окно жители увидели американских солдат с оружием в руках. Они не стреляли, никого не убивали. Они просто строем шли к площади Фирдос, в середине которой возвышалась огромная статуя Президента Ирака Саддама Хусейна. Знаменитая статуя правителя Ирака, олицетворяющая его так, будто бы он приветствовал свой народ правой рукой, которая всегда была поднята.

На площади Фирдос собралась к тому времени большая толпа иракцев. Всем стало ясно, что город пал. Несколько десятков жителей двинулись к памятнику Саддама. Крича и размахивая руками, они намеревались снести статую, однако бетонный постамент был настолько толстым, что сделать это оказалось не так просто.

И в этот момент появился американский военный бронированный автомобиль. Из него вышел морской пехотинец, в руках которого была очень длинная верёвка. Сначала он обвил этой верёвкой ноги каменного президента Ирака, а затем стал взбираться к его вершине, держа в руках американский флаг.

Снос памятника Саддаму в Багдаде, 9 апреля 2003 г.
Снос памятника Саддаму в Багдаде, 9 апреля 2003 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Однако находящиеся на площади жители Багдада почти не смотрели на то, что делается выше. Со свистом и криками они схватились за конец верёвки и, натягивая до предела, потащили её. В конце концов сила сотен рук сделала своё дело: статуя рухнула. Толпа народа потащила её по улице. Человек, который совсем недавно был почти что иконой для многих жителей, был повержен. Теперь же чуть ли не каждый житель пытался, сняв с ноги ботинок, ударить им по голове каменного Саддама Хуссейна.

На тот момент в Багдаде было много статуй. И практически все они являлись символами угнетения человека. Часто можно было услышать такую фразу, что «усы и глаза Саддама следуют за тобой, куда бы ты ни пошёл». Когда снос памятника иракскому президенту был завершён, многие расценили это как момент окончания угнетения, которое продолжалось тридцать лет. Памятник человеку, который вообразил себя при жизни чуть ли не Богом, был наконец-то сброшен с пьедестала!

Саддам со сбритой бородой во время ареста, 2003 г.
Саддам со сбритой бородой во время ареста, 2003 г.
Фото: U.S. Navy photo, ru.wikipedia.org

Такая же участь постигла и другие памятники и статуи. Те, что были побольше, отправили в переплавку. Статуи поменьше перекочевали в частные коллекции. Никто сейчас не может точно сказать, что с ними случилось и где они находятся. Основание, на котором стоял памятник Саддаму Хуссейну, долгое время пустовало. Представители разных верований и политических течений никак не могли договориться меж собой, кому будет на этом месте возведён памятник — предводителю суннитов, шиитов или курдов. Поскольку решение так и не было принято, основание памятника окончательно демонтировали и разбили на этом месте большие клумбы.

Один из журналистов журнала «Gardian», Аббул Ахад рассказывает, что сейчас, в 2020 году, уже ничего не напоминает об эре Саддама. Раньше был памятник, но сейчас нет и его.

— С одной стороны это неправильно, — рассуждает Аббул Ахад, — ведь вместе с утратой памятника утрачена часть истории. Я не хочу, — добавляет он, — чтобы статуя Саддама располагалась в самом центре Багдада. И не хочу глядеть на него, как раньше, снизу вверх.

Но при этом журналист видит другой вариант. Памятник можно разместить в открытом музее или парке где-нибудь за городом. Иначе может возникнуть такая ситуация, что период истории длиной в тридцать лет совсем забудется.

— А ведь было бы совсем неплохо, — продолжает рассуждать Аббул Ахад, — чтобы молодое поколение и через сто лет смогло прийти к этому памятнику, посмотреть на него и сказать: «Так вот как выглядел диктатор, который правил Ираком почти треть века!»

Статья опубликована в выпуске 23.07.2020
Обновлено 27.08.2022

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Грустно это.
    Памятники рушат в надежде сокрушить память людей.
    Жаль, что и у нас это более чем развито.

    • Игорь Вадимов, памятник - это прежде всего признание заслуг человека. Мне и Вам вряд ли поставят памятник на площади.И если, со временем, выясняется, что заслуги человека отрицательны, а памятник он поставил самому себе, то такой памятник не грех и снести. В этом я солидарен с украинскими националистами, проводящими политику декоммунизации. В России тоже уже существенно проредили коммунистическое наследие, но работы ещё много.

      • Да, Анатолий Григорьев, в последние 35-40 лет идет активная атака на СССР, коммунизм и пр.
        Все еще даже в России находятся люди, которые честно (т.е. не за деньги) борются с коммунизмом.
        К счастью - люди, в массе своей, умеют думать.
        Потому-то 98% населения страны и не воспринимает призывы "разрушить до основанья, а затем..." (строки из Интернационала отлично подошли и для демократических разрушителей - нет ли тут вопроса к тем псевдодемократам?)
        Уже в 90е годы люди в России, попав, почти сразу после обещаний рая и демократии,... в то, что т.н. "демократы" организовали на территории РФ и глядя на то, как меняются со временем главные демократы (Ельцин и те, кто возле него) -- которые просто очевидно оскотинивались (достаточно сравнить их фото из конца 80х и середины 90х) -- так вот, видя это, люди, большинство людей, делали свои выводы("нас на@@али").
        Так вот... у нас -- пока -- не удалось внушить каждому, что каждый сам за себя, что успех - только в деньгах, что за деньги можно хоть бы даже и убить - если сделать это чисто и не попасться...
        Но, Вы правы - работа над этим ведется.
        Правда, только в направлении молодых, тех, кто 90е годы застал в детсаду или в младших классах школы.
        Более старшие - слишком хорошо помнят годы "разгула демократии", когда правил чистоган, когда грабили и убивали безнаказанно - если хорошо подмазать власти.
        Но вы не отчаивайтесь. Если мы не сумеем объяснить молодым, что их так же пытаются обмануть, как обманули нас в благополучные 80е, то, когда мы помрем - у вас может и получиться обмануть и их.

        • Игорь Вадимов, мы начали про памятники, а вы рассказываете какие они плохие эти демократы. Памятниками коммунистическим вождям и героям была утыкана вся страна. За что им памятники? За нищету, за пустые полки магазинов, за голодоморы, за 1937 год, за "железный занавес", за строительство мифического коммунизма, за ГУЛАГ, за несменяемых до самой смерти "вождей", за войну с чудовищными жертвами, за гонку вооружений, съедавшую 30 - 40% национального дохода и т. д., и т. п. Правильно сделали на Украине - снесли все эти идолы которые коммунисты понаставили самим себе. Жаль только, что украинские националисты коммунистических идолов заменяют своими, но и их можно будет снести.

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 26 июля 2020 в 17:22 отредактирован 26 июля 2020 в 17:23 Сообщить модератору

            Анатолий Григорьев, я всего лишь ответил на Ваш пост.
            С памятниками воюют те, кто хочет поменять историю.
            Украинцы могут делать все, то им хочется. Флаг им в руки, барабан на шею - и попутный ветер в корму.
            Что до нищеты, пустых полок магазинов и прочего-прочего-прочего -- есть разные точки зрения на историю.
            Но общеизвестно (пока) что "железный занавес" опустили англичане и американцы (началось все с речи Черчилля в Фултоне).
            Гонку вооружений тоже провоцировали американцы - просто они потом хвастались, что они это организовали, разорили СССР - и выиграли.
            Может Вы статью напишете? А то в одной фразе Вы объединили столько тем, что ответить на них - пару-тройку статей написать надо.
            Итак - считаете ли Вы, что с памятниками, может статься, стоит бороться?
            В ходе ныне идущей демо-версии современной революции - поломали памятник Колумбу, на памятнике Русалочке написали "фашистская рыба", поломали кучу памятников разным американским героям, отличившимся в совершенно разных событиях -- как лично Вы полагаете - стоило ли ломать ЭТИ памятники? Или опять будете песнь украинцам петь? -- Да пусть они хоть все у себя на Украине в клочья разнесут! Это полностью их дело.
            Мы свои памятники уже поразрушали и точно знаем - вслед за разрухой в умах наступает разруха в промышленности. Нам такого больше не надо.

            • Игорь Вадимов, памятник - не столько история, сколько пропаганда. Исторических личностей много, но далеко не всем поставили памятники. Самое главное - памятник должны ставить благодарные потомки, через годы и годы, когда со временем станут видны все заслуги удостоившегося памятника. И те же потомки в силу "новых вскрывшихся обстоятельств" имеют право памятник снести. Если памятник у большинства людей вызывает неприятные воспоминания или ассоциации - значит ему не место в публичном месте.

              • Вы частично абсолютно правы, Анатолий Григорьев, а частично ошибаетесь.
                Памятники Колумбу, Русалочке, Коневу, воздвигнутые через десятки и сотни лет после того, как те сделали то, за что их помнят - часть истории, а памятники американским генералам, отличившимся в уничтожении индейцев, или убийстве своих сограждан - частично пропаганда.
                Посему, Вы просто обязаны согласиться с тем, что написала Магдалина - когда рушат памятники историческим личностям - открывателям Америки, исследователям новых земель, великим писателям и путешественникам, то это - попытка поменять историю, подменив то, что было тем, что хочется в данную секунду.
                Если памятник Сервентесу Колумбу или Вашингтону вызывает у толпы негативные аасоциации - то данной толпе просто НЕОБХОДИМО подумать - какая сволочь внушила данным сотням людей глупости - и обернуться на сотни миллионов тех людей, которым ни Колумб, ни Сервантес, ни исследователи Аляски или Северной Америки - не вызывают негативных мыслей.
                Сотни собравшихся на площади у некоего памятника должны -- да просто ОБЯЗАНЫ -- думать о том, что на Земле живут многие миллиарды людей - и они высоко оценивают Колумба, Конева, Вашингтона, Линкольна, Миклухо-Маклая, Алёшу,..
                Так что - если наплощади собрали 100-200-500-5000 человек и они решили крушить помещенный на площади памятник, то ПРОСТО НЕОБХОДИМО найти того, кто проплатил это сборище и узнать у него - зачем он потратил сколько-то тысяч долларов (десятков тысяч долларов) для этого сборища - и чем тому конкретному лицу помешал данный памятник.

                Самое забавное, но логическое мышление в данном направлении приводит к мыслям о том, что и Сталин и Ленин и Дзержинский - оказываются в ряду весьма достойных исторических персонажей, таких, как Сервантес, Русалочка, Линкольн, Колумб...

  • Есть версия, что повреждения лиц многих древних статуй в Египте результат работы соратников тех, кто сменял фараонов, чьи изображения были изувечены, на престоле. Вандалы верили в праведность своей борьбы, борьбы с историей и искусством.
    Сегодня модно жалеть все произведения искусства коренных народов Америки, которые конкистадоры прямо на месте переплавили в слитки, возмущаться действиям талибов, которые в 2001 г. взорвали статуи Будды. Пройдет несколько сотен лет и вандалы из Восточной Европы тоже будут вызывать у цивилизованных граждан гримасу отвращения на лицах. Продолжится ли политика поощрения нецивилизованных форм поведения и деструктивных группировок в странах третьего мира в том самом цивилизованном будущем, этого я не знаю...

    Оценка статьи: 5