• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Сколько вылетов в среднем делал летчик во времена Великой Отечественной?

Вопрос задан в слишком общей форме. Вот, например, Иван Кожедуб за войну сделал 330 боевых вылетов. А как остальные летчики? Что говорит об этом статистика?

Иван Кожедуб у именного истребителя Ла-5ФН Фото: Иван Шагин, warallbum.ru

Статистика говорит нам, что самое большое число вылетов за Вторую мировую войну совершил Ганс-Ульрих Рудель — 2530. Летал он в основном на Ю-87 различных модификаций, а в конце войны — на Фв-190.

За успешные вылеты был награжден всеми возможными орденами Третьего Рейха — Железными Крестами 2-го и 1-го класса, Рыцарским Крестом с дубовыми листьями, мечами, бриллиантами и золотыми дубовыми листьями. Причем Ганс-Ульрих Рудель единственный, кто был награжден золотыми дубовыми листьями к Рыцарскому Кресту.

В Советском Союзе больше всего боевых вылетов, 980, совершила женщина, старший лейтенант Наталья Фёдоровна Кравцова (Меклин), служившая в 46-м ночном бомбардировочном полку 2-го Прибалтийского фронта. Она летала на По-2, ночном легком бомбардировщике.

Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин (Кравцова) у самолетов По-2
Советские летчицы из женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка, Герои Советского Союза Руфина Гашева (слева) и Наталья Меклин (Кравцова) у самолетов По-2
Фото: Иван Шагин, 1945 г. warallbum.ru

В ВВС РККА пошла добровольцем в 1941 году, а с мая 1942 года — на фронте. Сначала она была штурманом, потом стала пилотом. Участвовала в битве за Кавказ. Потом воевала над Крымом и Польшей, Померанией и в самом конце войны — над Берлином. В феврале 1945 года получила звание Героя Советского Союза.

Один из лучших советских летчиков Александр Иванович Покрышкин совершил за войну 650 вылетов. Причем участие в боевых действиях он начал принимать в самом начале войны — с раннего утра 22 июня. Приходилось ему и быть сбитым, и из окружения выходить в 1941 году на Украине.

  • При этом статистика утверждает, что в советских ВВС пилот истребителя совершил в среднем 64 боевых вылета, пилот бомбардировщика — 48 боевых вылетов, пилот штурмовика — 11 боевых вылетов. Пилот торпедоносца в среднем совершал всего 3,8 боевых вылета!

В чем же дело? Как совместить сотни боевых вылетов у лучших пилотов с такими средними цифрами?

Истребитель Як-3 № 24 младшего лейтенанта Жак Андре полка «Нормандия-Неман» в полете
Истребитель Як-3 № 24 младшего лейтенанта Жак Андре полка «Нормандия-Неман» в полете
Фото: Любительское фото было сделано другом Андре младшим лейтенантом Роже Саваж (Roger Sauvage) с самолета Як-3 № 32. warallbum.ru

Ну, во-первых, статистика — штука крайне коварная. В начале войны сотни летчиков погибли на земле или попали в плен, не сумев совершить даже одного вылета, сильно ухудшив при этом статистику военной авиации.

Во-вторых, ВВС РККА в то время очень сильно увеличивались численно, теряя в качестве. Опытных пилотов было слишком мало. Учили будущих летчиков из рук вон плохо, выпускали из училищ сержантами — ну какие из них были воздушные бойцы? Они, скорее, мишенями были.

Это году в 1944 начали выпускников училищ доучивать в запасных полках, чтобы они хотя бы летать и маневрировать умели, да чуть-чуть стрелять, чтобы в самом первом бою их не сбили. А перевалив за десяток вылетов и оставшись в живых, пилот набирался опыта и мог стать хорошим летчиком.

В-третьих, качество выпускаемых самолетов было очень низким. Перед войной ресурс советских авиадвигателей в реальности составлял около 50−70 часов, тогда как немецкие авиамоторы работали 200−400 часов, а американские авиадвигатели — до 600 часов.

Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР
Истребители Р-63 «Кингкобра» на аэродроме Буффало перед отправкой в СССР
Фото: warallbum.ru, общественное достояние

В 1943 году даже самому Сталину пришлось вникать в проблемы авиастроения. Ради выполнения плана на одном из авиазаводов нарушили технологию производства — и на фронте в полете у самолетов начало срывать обшивку крыльев, отчего даже без боев в полетах гибли и самолеты, и пилоты.

За всю войну не боевые потери ВВС РККА составляли 56,7% процента всех потерь. Особенно грустно, когда из-за производственного брака гибли асы.

  • При облете нового истребителя погиб Дважды Герой Советского Союза истребитель Александр Клубов.
  • Летчик-штурмовик Нельсон Степанян в испытательном полете своего нового штурмовика с трудом остался жив — у самолета оторвалось крыло и летчик едва успел покинуть кабину и раскрыть парашют.

Особенно опасна в войну была работа штурмовиков и торпедоносцев. Они обычно атаковали цели, обладающие мощной ПВО. Торпедоносец должен был лететь прямо на цель, торпеду сбрасывал примерно в 1000 метрах от цели, а в него при этом стреляли все зенитки атакованного корабля.

Когда полк Дважды Героя Советского Союза Ракова в ходе операции «Ураган» потопил немецкий крейсер «Ниобе», то ПВО крейсера и окружавших его кораблей постоянно давилась штурмовиками Ил-2 и обстреливалась истребителями. На крейсер с разных сторон пикировал полк Пе-2. В крейсер попали несколько 500-килограммовых бомб, и на нем начался сильный пожар.

Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ


И на самом последнем этапе вышли две пары топмачтовиков с 1000-килограммовыми бомбами. Они окончательно потопили крейсер, но при атаке были сбиты два самолета из четырех, а другие два были сильно повреждены. В процентном отношении именно топмачтовики в этом бою понесли самые большие потери — 50% от числа самолетов-участников операции.

Летчик-космонавт Береговой стал Героем Советского Союза еще во время Великой Отечественной. Летал он на штурмовике, и его несколько раз за войну сбивали. Ему ли принадлежит фраза «У летчиков нет могил», я точно не знаю, но в статье, которую я читал, приписана она именно ему.

Кто-то погиб в первом боевом вылете, кто-то сумел научиться, выжил в войну и был награжден множеством орденов и медалей. Если взять Покрышкина с его 650 вылетами, да прибавить много пилотов, погибших в первом, втором, десятом вылете, то как раз и получится 64 боевых вылета на одного летчика.

Сколько же жизней стоила та война!

Статья опубликована в выпуске 7.09.2020
Обновлено 11.08.2023

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Морозов Читатель 5 мая 2022 в 12:48 отредактирован 5 мая 2022 в 21:21 Сообщить модератору

    Во-вторых, ВВС РККА в то время очень сильно увеличивались численно, теряя в качестве. Опытных пилотов было слишком мало. Учили будущих летчиков из рук вон плохо, выпускали из училищ сержантами — ну какие из них были воздушные бойцы? Они, скорее, мишенями были. Это году в 1944 начали выпускников училищ доучивать в запасных полках, чтобы они хотя бы летать и маневрировать умели, да чуть-чуть стрелять, чтобы в самом первом бою их не сбили. А перевалив за десяток вылетов и оставшись в живых, пилот набирался опыта и мог стать хорошим летчиком.
    -----------------
    Автор, вы путаете 2 вещи, авиационную школу и авиационное училище.
    1.В авиационное училище что бы поступить, надо было иметь среднее образование.
    А прошло только 20 лет как начали в ликвидировать без грамотность, у нас в районе до 1917 года были в городе ЦПШ -4 летнего курса обучения и сельские ЦПШ с 3 летним образованием, в конце 30-х в городе была скола со средним образованием в сельской местности 7 летки.
    Вот как раз в основном после 7 летних школ способных к авиации, годных по здоровью и желающих научиться летать ...
    2. При призыве на срочную службу призывали в авиационные военные школы, где полгода давали теорию, полгода практику налет в 30 часов и подтягивали их образование к среднему.
    3.А после окончания авиационной школы им предлагали на выбор.
    а) кто имел среднее образование и желание служить в авиации поступать в училище.
    б) желающим служить и летай пойти в полк летать на вспомогательной авиации По-2 связной, УТИ-4 инструктором первоначалки в районе аэродрома и получать дальше среднее образование и готовиться к поступлению в училище, или служить там же в школе инструктором.
    б) кто не желал после срочной службы остаться в армии, они получали звание сержантов и служили в службе ИАС до увольнения со срочной службы.
    Когда началась война, сержанты пожелали летать на боевых самолетах и воевать, да они были подготовлены хуже ...., но их для войны и не готовили, они прошли подготовительную подготовку для поступления в военные училища.
    ---
    Для справки в 1937 году был обьявлен до декабря 1940 года период подготовки к перевооружению, с 1941 года бало намечано начало перевооружения, с 1937 до декабря 1940 года количество авиационных школ, училищ и академий было увеличено с 32, до 111 расположенных по всей территории СССР.

  • Lev Usyskin Читатель 28 октября 2020 в 14:06 отредактирован 29 октября 2020 в 22:53 Сообщить модератору

    Ну, справедливости ради, это не только в РККА кол-во боевых вылетов исчислялось тогда десятками. Скажем, Дж Стюарт - любимый актер Хичкока - по совместительству бригадный генерал ВВС США- войну начал лейтенантом-бомбардировщиком в дек. 1943 .Вики пишет: "До июля 1944 года в составе 445-й и 453-й Бомбардировочных групп Стюарт принял участие в 20 боевых вылетах, затем был назначен начальником штаба 2-го бомбардировочного авиакрыла. Штабным офицерам не полагалось принимать участие в боевых вылетах, но Стюарт продолжил делать это, при этом последующее его участие в боевых вылетах (ещё порядка двух-трёх десятков) не было официально зачтено, поскольку он с чисто формальной точки зрения не мог уже числиться боевым лётчиком. Войну Стюарт закончил в звании полковника, став одним из немногих американцев, которые за четыре года прошли путь от рядового до полковника". С другой стороны, мой знакомый служил вертолетчиком в Афганистане и имел за полтора года свыше 300 боевых вылетов.

  • Труд летчика-испытателя в годы войны был не менее рискованным и важным, чем боевые вылеты. Первые рвались на фронт, но некоторые позднее возвращались к своей, по мнению дилетантов, "мирной" профессии - защищать своих товарищей.

    Оценка статьи: 5

    • Николай Морозов Читатель 5 мая 2022 в 12:57 отредактирован 5 мая 2022 в 21:20 Сообщить модератору

      Карл-Август Аванти,
      а что кто то отрицает, буде тот кто не знает истории авиации.
      Знаменитая Аэрокбра, которую американские летчики называли Летающий гроб, а англичане получив их отказались и сбагрили их в СССР, с ее приходом и началом боев, она уносила жизней летчиков, больше чем немецкие снаряды, забрала она и жизни летчиков испытателей, это они после проведения испытаний сделали выводы, что на ней должны летать самые опытные летчики из за ее склонности к плоскому штопору ...., а потом порекомендовали вообще увеличить обороты двигателя то такого предела, что бы от американских 200 часов ресурса только 80 часов, но при таких оборотах двигатель вытаскивал самолет из плоского штопора...