По мнению современного человека, жители эпохи Средневековья повально были одержимы страхом перед вампирами. Популярные ныне фильмы ужасов всего лишь отголосок старинных сказаний. Подобное суждение — не более, чем заблуждение. Вплоть до XIX века и публикации романа «Дракула» Брэма Стокера об этой разновидности нечисти знали немногие.
Согласно христианской мифологии, вредить людям способен только сам Дьявол и его приспешники — черти. Смертные, примкнувшие к силам ада, творят зло до той поры, пока не помрут. После сего скорбного события их души разве что могут пугать живых своими стенаниями в предвкушении тех мук, которые их ожидают во владениях их господина. Возвращаться в мертвое тело и губить окружающих грешник не может.
Вампиры как часть военной пропаганды
Непрекращающиеся войны христиан с мусульманами на Балканах порождали новые оригинальные суеверия. Враг, естественно, обвинялся в черной магии и немыслимых преступлениях. Очевидно, именно тогда появилась вера в то, что турецкие захватчики способны вставать из могил, чтобы губить крещенные души.
Светская и духовная элита порабощенного народа не препятствовала, а порой, возможно, поощряла распространение леденящих кровь сказок. Борьба с упырями позволяла гражданским лицам разорять кладбища оккупантов, что деморализовывало противника. Каждый неудачливый полководец мог списать свое поражение на колдовство неприятеля.
Пропагандистская машина исправно работала вплоть до 1718 года, когда Австрия заключили перемирие с Блистательной Портой. Во владениях Венского двора оказались территории, населенные пострадавшими от войны бедняками и беженцами. Быстро наладить быт балканских подданных не удалось, ситуация становилась все более напряженной, люди, мало знакомые с мирной жизнью, вели себя, мягко говоря, неадекватно.
Военная медицина против вампиров
В 1730-х годах на Балканах начали происходить странные события. Пограничник серб Павле рассказал своим товарищам о своих мистических приключениях.
Ночью неподалеку от Косово на него напал турок-вампир. Служивый победил противника и, невзирая на полученные раны, преследовал его до могилы. На следующий день победитель пришел на кладбище и расправился с неспокойным трупом. Очевидно, это не помогло — Павле недолго прожил после своего блистательного подвига.
Когда в деревне, рядом с которой похоронили героя, начали беспричинно умирать, казалось бы, здоровые люди, кто-то предположил, что упырь мог заразить Павле, и тот сам сейчас охотится на сограждан. Жертв было много, значит, кровопийца действует не один — он навербовал себе товарищей из мертвецов.
В поселение для борьбы с неизвестным недугом прибыла группа военных врачей во главе с хирургом Иоганном Флюкенгером. Местные жители так убедительно рассказывали о пограничнике-душегубе и его банде, что у медика не осталось иного выхода, как провести эксгумацию тех, кого подозревали в убийствах людей.
Осмотр покойников шокировал ученых мужей — некоторые тела не подверглись тлению, а их рот был полон крови. Что делать со своими находками, Флюкенгер не знал. Он позвал местных цыган, которые устроили сомнительное представление, в финале которого сожгли трупы вместе с гробами.
Суд над вампиром
Выяснить, что же случилось в глухом селе около Косово — эпидемия неизвестной ранее болезни или вспышка нового суеверия, не получилось. Турция возобновила боевые действия против Австрии, гражданское население было предоставлено само себе.
В 1755 году вампиры заявились на исконно австрийские земли. В деревне Гермерсдорф жила странная женщина Розина Полакин. Она была не местная, разбиралась в целебных травах и слыла колдуньей. После того как она умерла, в поселке начался мор. Благодаря беженцам с Балкан, никто уже не сомневался в том, что надо делать.
Крестьянам повезло — из Вены пришел особый указ императрицы Марии-Терезии, которым она повелевала провести тщательное расследование относительно гражданки Полакин и ее сообщников-трупов и наказать виновных по всей строгости закона. Гроб ведьмы немедленно вырыли и вскрыли. Обнаружив прямые доказательства вины Розины, ее останки подвергли ряду обязательных в этом случае процедур и сожгли.
Мнение императрицы
Мария-Терезия как раз занималась реформированием законодательства, запрещая принятые в Средневековье преследования ведьм и колдунов. Чтобы до выхода окончательной версии правил делопроизводства в судах никто не погиб от рук невежественных соплеменников, императрица требовала, чтобы все дела о колдовстве присылались лично ей. Каким решением умная женщина радовала подателей подобных прошений, можно понять, зная, что ни одного обвинительного приговора не было вынесено.
Когда просвещенной государыне сообщили, что по «ее личному указу» в 190 км от Вены осквернили могилу, она пришла в негодование. Могущественная дама могла объявить в розыск автора омерзительной фальшивки и даже наказать всех жителей Гермерсдорфа, но такого возмездия ей было мало. Она решила уничтожить саму веру в существование вампиров.
Единственным человеком, который мог помочь императрице воплотить планы в жизнь, был ее личный врач Герард ван Свитен. Он успел повидать разные страны, обладал обширными знаниями в сферах медицины, биологии и химии и скептически относился ко всему сверхъестественному. Даже с религией старый доктор был не в ладах.
По личному приказу Марии-Терезии ван Свитен отправился в регион, откуда приходили тревожные вести об упырях. Выводы, которые он сделал, не утратили актуальности и сегодня.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...