…Герард ван Свитен был единственным сыном состоятельного нотариуса. Он появился на свет в 1700 году в городе Лейден в Голландии. Мальчику дали хорошее образование и после смерти отца устроили на работу в аптеку, принадлежавшую его дяде. Вскоре талантливому парню пришлось оставить семейный бизнес — он завершил обучение в университете и сам начал преподавать там медицину.
Оставить преподавательскую работу нашего героя заставили, узнав, что он крещен в католицизм. Ван Свитену пришлось покинуть Родину. Он побывал в Англии, а в 1745 году прибыл в Вену и смог получить место придворного врача Марии-Терезии.
Иностранный специалист скептически относился к духовенству, ходили слухи, что какое-то время он был протестантом. Сам доктор, пережив гонения, презирал фанатиков любого вероисповедания.
Расследование случая в Гермерсфорде
Прибыв в деревню, где недавно расправились с упырем в юбке, Герард ван Свитен начал собирать точную информацию о происшествии. Ему удалось выяснить, что:
- Зловещая Розина была единственным человеком в поселке, который хоть что-то смыслил в медицине.
- Эксгумация ее тела состоялась на вторые сутки после погребения. Дело было в январе, погода стояла морозная, но трудолюбивые землепашцы добрались до захоронения.
- В качестве экспертов крестьяне привлекли священников, чьи знания в сфере природоведческих наук были крайне скудны.
Выводы напрашивались сами собой: жители Гермерсфорда стали жертвами сезонной инфлюэнции, захворавшая знахарка не могла им помочь и сама умерла. Холода предотвратили разложение ее тела, а проинформированные о том, как выглядят вампиры, служители культа только подтвердили версию простого люда.
Придворный врач, сделав заключение о самом скандальном «вампирском деле», не остановился. Он посетил ряд бедных селений Моравии, где, по мнению местных жителей, водились упыри. Таковых там не обнаруживалось, как и образованных людей, которые могли остановить суеверных гробокопателей.
Результаты следствия
Возвратившись в Вену, ван Свитен представил государыне доклад, в котором подробно описал бедственную ситуацию с образованием и медицинским обслуживанием в провинции. Радикально улучшить ситуацию в регионах Мария-Терезия не могла, однако на законодательном уровне запретила выкапывать гробы и уничтожать покойников.
Она заботилась о своих подданных, потому еще несколько раз отпускала своего личного врача в экспедиции по Моравии, приветствуя его инициативу нести свет просвещения в неблагополучные уголки лично.
В 1768 году Герард ван Свитен представил публике свою книгу «Исследование существования призраков», где развенчивал миф о существовании вампиров. В качестве главных аргументов против суеверия врач использовал уже доказанную истину о быстром распространении и высокой летальности большинства заболеваний в среде, где люди живут скученно и впроголодь, а также перечислил факторы, которые замедляют процессы разложения мертвых тел и пугающим образом меняют их облик.
Помимо личных бесед с крестьянами и представления своего мнения в книге, наш герой работал над тем, чтобы защитить правосудие от всевозможных спекуляций. По его инициативе была упразднена религиозная цензура. Сделал он это вовремя — святые мужи уже всерьез обсуждали возможность признания факта существования вампиров.
Современные мифы о вампирах
Не будем выискивать среди наших современников персон, верящих в существование сказочных кровопийц. Обратим внимание на людей с научным мировоззрением, в среде которых бытует ряд мифов относительно народной веры в кладбищенских кровососов.
Информация о редком генетическом заболевании порфирии легла в основу новых сказок об упырях. Единственная особенность этого фольклорного творения — его авторы и потенциальный потребитель должны быть материалистами.
Внешний вид и поведение больных порфирией напоминает образ вампира, созданный популярной литературой и кинематографом. Согласно версии любителей истории, обвинения в вампиризме предъявлялись лицам, страдающим эти недугом.
Адаптированная история о происшествиях далекого прошлого быстро завоевала народную любовь. Глупцов, преследующих тяжело больного человека, представить проcто, причины их отвратительного поведения ясны, жертву гонений сложно не пожалеть.
Истинными мотивами злодеев могут быть зависть, жажда самоутверждения за счет слабого, ксенофобия, что-то подобное можно встретить и в наши дни, потому сказка получается с моралью. А вот вообразить себе озверевших крестьян, которые глумятся над трупом, гораздо сложнее. Такой поступок не поддается никакой логике, он по-настоящему пугает.
Желание немного подправить сюжет исходит от того, что людям сложно принять тот факт, что в определенных условиях коллектив необразованных двуногих с мистическими мировоззрениями способен на противоестественные поступки. К сожалению, слова Герарда ван Свитена о причинах массового помешательства были забыты. Хотелось бы, чтобы их вспомнили до того момента, как падение уровня образования и социального обеспечения достигнут критической отметки.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...