• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Как США решали транспортные проблемы, связанные с ленд-лизом?

Президент США Франклин Делано Рузвельт 11 марта 1941 года подписал закон о ленд-лизе, или «закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», согласно которому союзники США в войне получали из США условно-бесплатно материалы, необходимые для ведения войны с Гитлером и его союзниками.

Два транспорта типа «Либерти» на верфи после спуска на воду Фото: warallbum.ru

США таким образом начали бескровно участвовать в войне с нацистской Германией. Однако от Европы, где шла война, куда должен был быть направлен поток товаров по ленд-лизу, США отделял Атлантический океан — нужно было много транспортных судов. Для этого была начата программа «Либерти».

Модель судна типа «Либерти».
Модель судна типа «Либерти»
Фото: ru.wikipedia.org

Итак, Америка нуждалась в большом количестве судов океанского класса, чтобы перевезти через океан товары ленд-лиза в Великобританию, Францию, Китай, Иран и СССР.

В судостроении того времени узким местом была клепка — детали корпуса крепились заклепками. В судах проекта «Либерти» стали применять сварку, что резко упростило и ускорило постройку судна. Постройкой судов типа «Либерти» занимались шесть различных верфей. Изготовление первых 14 судов заняло около 33 недель (чуть более 8 месяцев). Потом средний срок постройки одного судна был уменьшен до полутора месяцев.

В ноябре 1942 года был поставлен рекорд скорости постройки судна. Корабль SS Robert Peary был спущен на воду меньше чем через 5 суток (4 суток и 15 часов с минутами) после его закладки на верфи. Однако этот рекорд не был превзойден или повторен.

Для увеличения скорости постройки был внедрен секционный метод строительства. Секции корабля весом до 200 тонн собирались в сборочных цехах, затем транспортировались на стапель и сваривались в единое целое — в новый корабль. Силовая установка этого большого корабля состояла из двух паровых котлов, работавших на нефти, и паровой машины тройного расширения. Корабль имел скорость до 11.5 узлов.

Американский транспорт типа «Либерти» из конвоя RA64 идет через штормовую Арктику
Американский транспорт типа «Либерти» из конвоя RA64 идет через штормовую Арктику
Фото: warallbum.ru

В процессе массового строительства себестоимость одного корабля была уменьшена с первоначальных 1 млн 200 тыс. долларов до 700 тыс. долларов.

Первоначально по проекту работали 6 верфей, а запланированное количество спущенных на воду судов должно было составить 200 штук. Но потом количество верфей увеличилось до 18, а количество запланированных судов — до 2000. В итоге было построено и спущено на воду 2 710 кораблей. Во время войны в атлантических конвоях и прочих военных операциях погибло 253 судна, свыше 9% от всех построенных.

По ленд-лизу Великобритании было передано 200 судов типа «Либерти», а СССР получил 41 корабль.

За один рейс судно типа «Либерти» могло перевезти 260 средних танков, или 525 санитарных фургонов, или 2840 джипов.

Возили они и боеприпасы, и артсистемы, и самолеты, и продовольствие. Мясные консервы «Spiced Ham» (сокращенно — SPAM) фронтовики называли «вторым фронтом». Открывают баночку и — будто второй фронт они открыли.

Судно типа Либерти SS Arthur M. Huddell в рабочем состоянии и поныне. Работает музеем.
Судно типа Либерти SS Arthur M. Huddell в рабочем состоянии и поныне. Работает музеем
Фото: ru.wikipedia.org

Во время войны предполагалось, что суда будут работать лет 5, однако массовое их списание произошло через четверть века, в 60-е годы, а некоторые из судов «Либерти» оставались в эксплуатации и в начале XXI века. Сейчас осталось всего несколько судов этого типа, все они работают музеями — в Балтиморе, Сан-Франциско и Пирее. Судно «Звезда Кодьяка» используется в качестве плавбазы и ремонтных мастерских на Дальнем Востоке.

Вот такая интересная судьба выпала грузовым судам этого типа. Строили быстро и для войны — даже пушками вооружали, от самолетов да от подводных лодок защититься. Ходили конвоями через Атлантику, по Тихому и Индийскому океану, возили военные грузы и провиант. Если приходилось — пытались отбиться от врага. Иногда получалось, иногда нет — утонуло почти каждое десятое судно.

При постройке полагали, что лет через 5 их придется списать, а они потом пахали и 20, и 30 лет. А кто-то и больше. Рабочие лошадки, крепкие и надежные. Умели же когда-то делать надежные корабли!

Статья опубликована в выпуске 9.10.2020
Обновлено 15.09.2022

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Видимо такую тушенку открыл Михаил Глузский на болоте во время привала, когда гать строил для прохода танков .Там еще генерал Рокоссовский со своей свитой проходил. Он спросил, чем они закусывают, а Глузский и ответил - вторым фронтом. В фильме "Освобождение" это было, когда готовилась Белорусская наступательная операция.
    А в "Место встречи изменить нельзя" Конкин, т.е. Шарапов хотел Зиновия Гердта омлетом угостить из яичного порошка.
    Насчет рекорда постройки корабля за несколько суток - это не совсем так. А подготовительный период в отливке листов обшивки и т.п. подготовительные работы? Это забирает больше времени.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 9 октября 2020 в 10:30 отредактирован 9 октября 2020 в 10:30 Сообщить модератору

      Ну, Ильгиз Ибрагимов, насчет рекорда - то это - что именно, какие временные затраты в это время учитывать.
      Ни добычу руды и ее перевозку на металлургический завод, ни отливку металла, ни прокатку стали - учитывать, естественно, не стали. А вот сборка судна заняла именно столько времени. Видно много заготовок накопилось - вот и вышло построить так быстро.

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 9 октября 2020 в 13:41 отредактирован 9 октября 2020 в 13:47 Сообщить модератору

    Спасибо, Игорь, за Вашу очередную публикацию!
    Искреннее-спасибо!
    Немножко, конечно, если честно, коробит иногда ёрничество в отношении «второго фронта»...
    Я хотошо знаю слова Сталина о втором фронте.
    Он знал о чем говорил.
    Союзники тогда нам здорово помогли!
    Но я ведь помню и слова отца-фронтовика, прошедшего всю войну....
    Для кого-то американская тушенка была предметом нарицательных издевательств...
    Возможно...
    Вот вроде как их самоходка «Валентайн» с открытым верхом, которую бойцы метко окрестили - «Прощай, Родина!»
    Всякое бывало...
    Но вот вкус американской тушенки мой отец-фронтовик никогда не мог забыть.
    Я специально, будучи дипломатом в Штатах повёз как-то ему специально их тушенку.
    Он попробовал и сразу просветлел лицом- да, говорит, это то, что мы ели в окопах!
    Можно всегда ненавидеть, или бояться врага...
    Но хорошее не надо забывать никогда!
    И кстати, я потом специально изучил этот вопрос- почему так вкусна американская армейская тушенка?
    Подтвердилось!
    Наши тоже поняли и делают армейскую тушенку из четырёх сортов мяса- свинина, говядина, баранина и конина. Позже начали добавлять мясо скверного оленя.
    Микс, поэтому и вкусно!
    Американцы вроде ещё и мясо тюленя добавляют и Быков своих...
    Но врать не буду, я не специалист!
    Спасибо, Игорь, ещё раз за интересную статью!

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 9 октября 2020 в 13:58 отредактирован 9 октября 2020 в 14:00 Сообщить модератору

      Спасибо на добром слове, Владимир Голубков, и за высокую оценку статьи.
      Одно только - ну что надо так концентрироваться на тушенке? Там же буквально пара фраз, все остальное в статье - про суда типа Либерти. Разве в статье что-то уничижительно про тушенку? Или - что фронтовики ее ненавидели? Да нет ведь - наворачивали за милую душу, особенно, когда кухня подъехать не могла.
      И Ленд-Лиз нашей стране в войну ОЧЕНЬ помог. И их дюраль и медь и рельсы и пороха и взрывчатка многое другое, например и паровозы, что позволило СССР в войну перепрофилировать паровозостроительные заводы на производство иной техники - для фронта, причем за войну не было выпущено ни одного паровоза. А транспорт не встал - ибо была помощь от союзников. За что им - огромное спасибо.
      Одна истребительная дивизия и вовсе летала на американских самолетах. И среди топмачтовиков Бостоны занимали чуть ли не ведущее место.
      И, после разгрома нашей авиации летом 1941 года, пока не заработали эвакуированные заводы у Урала - их Харрикейны и Киттихауки - тоже были очень нужны.
      Я так и не понял, на что Вы обиделись?
      Не называли фронтовики тушенку "вторым фронтом"? -- НАЗЫВАЛИ.
      Обещали западные союзники открыть Второй Фронт в Европе в 1942 году? -- ОБЕЩАЛИ.
      Прислали вместо этого тушенку, Аэрокобры и Студебеккуры? -- Да, прислали.
      Так что было фронтовикам в окопах делать - как не шутить по поводу Второго Фронта, который открыли только когда мы уже немцев почти совсем выбросили с территории СССР? -- Только шутить и оставалось.

      • Игорь Вадимов, да лендлиз нашей стране очень помог. Весь авиационный керосин - по лендлизу. Медный телефонный провод - прислали столько километров, что хватило бы 4 раза опоясать земной шар по экватору. Все сукно для армейских шинелей - из американской шерсти. И очень долго можно перечислять чего да сколько. И никаких сталинских 4%. Но вопрос лендлизом и 2-м фронтом неоднозначен. Некоторые историки говорили, что его открыли еще в 1941 году - но против Японии на Тихоокеанском ТВД. Кто-то считает. что обещаниями о его открытии союзники зубы заговаривали и выжидали, пока мы немцам накостыляем так, чтобы они уже не были опасны этим союзникам. И для этого и Либерти, и тушенка и все остальное, чтобы мы эту задачу выполнили. А когда в 1944 году стала серьезной опасность захвата Красной Армией Западной Европы, вот тогда они и открыли 2-й фронт. И готовили они его против нас, а не против немцев. Так что вопрос этот очень большой, сложный и разнообразный.

        • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 9 октября 2020 в 15:12 отредактирован 9 октября 2020 в 15:14 Сообщить модератору

          Послушайте, Ильгиз Ибрагимов, я, конечно, люблю фантастику, но Вы несколько перебираете.
          Если все шинели РККА делались из ленд-лизовского сукна, то из чего делали шинели в 1941, 1942 и начале 1943 года, когда и сам Ленд-Лиз почти не работал?
          Насчет же медного провода - Вы слегка преуменьшили вклад Ленд-Лиза, нам было прислано 1.2 МИЛЛИОНА километров медного провода - о каких жалких 4х экваторах Вы написали?
          Почти 15 миллионов армейских ботинок, 4.5 миллиона тонн продовольствия, и многое другое.
          Вот полное перечисление всего что было отправлено
          https://maxpark.com/community/4375/content/2913157 - и даже отмечено, что дошло значительно меньше по целому ряду пунктов. Но, как говорится - отправлено-то было!
          И спасибо США, за то, что они это прислали. Как и миллионы банок консервов.
          Зачем сюда Сталина вставлять? Пусть себе спокойно лежит в могиле у Кремлевской стены.

          Вопрос же Ленд-Лиза и Второго фронта - абсолютно однозначен. Ленд-Лиз был предназначен для помощи тем, кто воюет с Гитлером, чтобы текла кровь союзников, а не самих американцев.
          И Второй Фронт потому был в 1944 году открыт - что они поняли, что теперь СССР способен победить и в одиночку и, промешкай они еще на год, СССР занял бы всю Европу до Атлантики - по крайней мере всю Германию и, скорее всего, значительную часть Франции - а мог бы и Испанию нейтральную(ХА!), обидеть.

          • Игорь Вадимов, ну насчет цифр, они действительно могут отличаться. Я просто пользовался статьей историка Ю. Соколова. Не сам выдумывал, или добывал в архивах. Насчет сроков открытия 2-го фронта, так мы же примерно одинаково рассуждаем. Это я и имел ввиду.

        • Ильгиз Ибрагимов, простите, не отметил сразу.
          Авиационный керосин - это для реактивных самолетов. Их тогда практически не было (только у Германии и в 1945 году). А поршневые самолеты летали на бензине тогда. И наши летали - на нашем бензине, а американские (по числу - 7% от всего числа наших самолетов) летали на американском. Да и Студебеккеры требовали, как тогда говорил, "почти авиационный бензин".